Программа внеурочной деятельности «Моя Родина – Россия» 1-2-3 Класс
Программа внеурочной деятельности « Моя Родина – Россия»
Выполнила Егорова Ирина Ивановна
учитель начальных классов ГБОУ СОШ с. Б. Ермаково.
Пояснительная записка
Академик Д.С. Лихачёв писал: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать». Любовь к родному краю начинается с изучения его истории и культуры.
Система краеведческой работы обеспечивает сочетание базового (основного) образования и дополнительного образования, взаимодействие воспитания и социализации в развитии Личности; способствует передаче предшествующего положительного опыта и традиций молодому поколению.
Краеведческая деятельность характеризуется исторической обусловленностью, многоплановостью, многофункциональностью, комплексностью воздействия на Личность ребенка и взрослого; особой эмоционально-нравственной окрашенностью.
Актуальность программы «Моя Родина - Россия»
Предлагаемый материал актуален ввиду своей направленности на Федеральный государственный образовательный стандарт для начальной школы, и это же является главным отличием данной программы от уже существующих программ. Изучение данной программы может быть продолжено в среднем и старшем школьном звене.
ФГОС ориентирован на становление личностных характеристик выпускника начальной школы,
- любящего свой народ, свой край и свою Родину;
- уважающего и принимающего ценности семьи и общества;
- любознательного, активно и заинтересованно познающего мир;
- владеющего основами знаний,
- способного к организации собственной деятельности;
- готового самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
- доброжелательного, умеющего слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
- выполняющего правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Все эти критерии находят отражение в предлагаемой Программе, написанной на основе программы М.Ф. Синетовой педагога «Дома детского и юношеского туризма и экскурсий «Родина» г. Москва «Программа изучения родного края в деятельности туристско-краеведческих групп младших школьников» и программы «Моя родина - Россия» для 1-4 классов, авторы составители: А.В. Поплевко, И.Г. Ротко, Н.А. Чесноков.
Новизна данной программы в социальной направленности на формирование у детей патриотизма, любознательности в познании родного края, экологизированного мировоззрения, разумных взаимоотношений человека с социумом и природой.
Цель: Включить ребенка в активное познание своей малой Родины.
Задачи программы:
- Показать всестороннюю связь человека с окружающим миром;
- Воспитывать в ребенке лучшие духовно-нравственные качества: любовь к людям и природе, стремление к добрым поступкам, чистым мыслям и чувствам;
- Закреплять на практике основные правила здорового образа жизни, культуры общения.
Возраст и срок реализации
Программа предназначена для постоянной группы учащихся младшего школьного возраста, рассчитана на 3 года. Программа включает пять тематических разделов и составлена из расчета 1 класс 33часа, 2-3 классы -34 часа на каждый учебный год (по 1 часу в неделю).
Методы и формы в реализации программы
Программа состоит из тематических разделов. Каждый раздел содержит несколько тем. Каждая тема наполняется содержанием: беседы, игровые программы, выставки, дополняющие знания детей по различным краеведческим темам при знакомстве детей с историей улицы, района, города, природой, историческими и архитектурными памятниками. Занятия в группах осуществляются, как в обычном учебном режиме, так и в форме экскурсии, путешествия, праздника.
Материал курса включает в себя основополагающие темы, в порядке возрастания привлекая все более сложный и обширный материал. Подаётся материал по каждому разделу от самого простого и понятного (семьи, дома, улицы, соседей) к сложному. Тематика разделов функциональна, она может изменяться и дополняться в рамках конкретных разделов. Возможна разработка и включение актуальных тем.
Значительное место в программе занимает географический компонент. Так, при изучении города и края юные краеведы знакомятся с рельефом местности, на котором возник город, реками, растительным миром, населением, промышленностью, проблемами экологии и т.д.
Отдельный раздел связан с жизнью и деятельностью великих людей: ученых, писателей.
Программа предполагает очное и заочное знакомство с музеями и памятниками города и своего региона.
Принципы построения программы:
Изучение окружающей действительности по гносеологической спирали - от своего дома, микрорайона до района, города. Основные формы: прогулка, экскурсия.
Комплексное освоение окружающего мира - освоение природы, истории, культуры, экономики своего региона.
Планирование по циклам. Каждый цикл по структуре: подготовка проведение подведение итогов; их слияние в единый годовой образовательный процесс.
4. Принцип наращивания нагрузок.
5. Разнообразие стимулов активизации, развития каждого участника деятельности (творческих письменных и устных отчетов, праздников).
Программа способствует повышению степени обучаемости детей, формированию ориентации учащихся на выбор будущей профессии, воспитанию патриотизма и любви к родному краю.
Данная модель образования выводит ребенка за пределы школы, наряду с урочным преподаванием предлагает беседы, музейные занятия, экскурсии, мини - исследовательскую работу. Программа призвана помочь детям открыть многообразие способов освоения истории, культуры, окружающего мира, сформировать устойчивую потребность общения с их ценностями.
Содержание и формы работы.
1 класс
Раздел 1
«Я» в России
12часов
1.1Фамилия, Имя, Отчество братьев (сестёр), родителей. Происхождение отдельных фамилий, имён, отчеств.
1.2 Дом, домашний адрес, название своего микрорайона, города, области, республики, страны. Рассказ о своём доме.
1.4 Улица, где находится школа, дом, где я живу. План - схема этих улиц. Описать улицу, вспомнить социальные объекты, расположенные на ней. Какие дома (кирпичные или блочные), сооружения, озеленение.
1.5 Дорога
Подробно изучается дорога от дома до школы, опасные участки данного маршрута, правила дорожного движения при переходе улиц.
Какой транспорт движется по дороге: грузовой, легковой, пассажирский, специализированный?
1.6 Экскурсии и прогулки
по улицам микрорайона.
1.7 Изучение социальных объектов и их назначения: библиотека, почта, аптека, милиция, больница, поликлиника.
1.8 Этикет
Основные правила здорового образа жизни, культура общения.
Формы отчета: устный рассказ, рисунки, макеты улиц и объектов, чертежи-схемы.
1 час
1 час
1 час
2 час
1 час
2 часа
3 час
1 час
Раздел 2.
Человек красит место
(знаменитые земляки, уроженцы Ермаковского поселения)
6 часов
2.1 Родители
Ими мы гордимся (папа, мама, бабушка, дедушка)
2.2 Кто такие герои?
Героический человек, поступок, когда можно стать героем?
2.3 Герои Великой Отечественной войны
Земляки ушедшие на фронт
2.4 Экскурсия к памятнику героям погибшим в ВОВ
1 час
2 часа
2 часа
1час
Раздел 3
Народное творчество
7 часов
3.1 Фольклор – народное творчество
Знакомство и изучение сказок,
легенд, пословиц, загадок и народных игр.
3.2 Традиции
Семейные традиции, традиции своего народа.
3.3 Народные праздники
Рождество, Масленица и др.
3часа
1 час
3 часа
Раздел 4
Памятные даты России
3 часа
4.1 9 мая – День Победы,
4.2 Песни победы
4.3 23 февраля - День защитника Отечества
1 час
1 час
1 час
Раздел 5
Природа и экология
4 часа
5.1 Времена года
Названия месяцев, какие природные явления происходят в каждом месяце.
5.2 Дни недели (рабочие, выходные, праздничные дни).
5.3 Растительность
Растения, которые встречаются по дороге из школы домой.
5.4 Знать названия некоторых комнатных растений, правила ухода за комнатными растениями.
1 час
1 час
1 час
1 час
Раздел 6
Проектная деятельность
1 часа
Проращивание семян: посадить растение в разные условия, вести за ним уход и наблюдение.
ИТОГО:
33 часа
2 -3 классы (малокомплектный класс)
Вводный урок
1 час
Раздел 1
Наш район
8 часов
1.1 Семейное древо
Изучения родства: дедушка, дядя, двоюродный брат и т.д. Построение родословной – до 2, 3 поколения.
1.2 Безопасность
Безопасность на дорогах, в школе, на улице.
1.3 Культурные и исторические места района
История возникновения и основание района, села.
Памятные места села (установленные памятники: где, кому, в честь какого события)
Заочная экскурсия по району (путешествие по Кошкинскому району- презентация)
1.4 Промышленные объекты района.
1.5 Этикет.
Основные правила здорового образа жизни, культура общения.
Формы отчета: устный рассказ, рисунки, мини-сочинения, макеты улиц и объектов. Выставки рисунков.
2 часа
1 час
1 час
1 час
1 час
1 часа
1 час
Раздел 2.
Человек красит место
(знаменитые земляки, уроженцы Ермаковского поселения)
6 часов
2.1 « Никто не забыт, ничто не забыто»
Изучение истории ближайших объектов, связанных с историей ВО войны и других войн.
2.2 Дорогами дружбы»
Изучение истории объектов знакомящих с историей, культурой, жизнью и трудом многонациональной семьи народов Кошкинского района.
2.3 «Отчизны верные сыны»
Изучение истории объектов связанных с жизнью и деятельностью выдающих людей Кошкинского района ( полководцы, писатели, художники, композиторы…).
2.4 «Историко-архитектурные места»
Изучение истории памятников истории и архитектуры.
2.5 « Природные богатства родного края»
Природные богатства региона.
Экскурсия в музей.
2 час
2 час
1 час
1 час
1 час
1 час
Раздел3
Народное творчество
7 часов
3.1 Фольклор – народное творчество
Писатели, поэты края.
3.2 Традиции
Семейные обряды на Руси.
Рождение. Свадьба. Проводы в армию. Похороны.
3.3 Народные праздники:
Пасха, Троица и др.
2 часа
2 часа
3 часа
Раздел 4
Памятные даты России
3 часа
Календарь памятных дат России
1 сентября – День знаний
8 марта – Международный женский день
2 апреля – Международный день детской книги
1 час
1 час
1 час
Раздел 5
Природа и экология
5 часов
5.1 Растительный и животный мир
Наиболее типичные представители растительного и животного мира региона. Уход за комнатными растениями.
5.2 Экология твоей улицы
Понятие экологии. Основные источники загрязнения улицы. Экологическая ответственность. Влияние загрязнений на здоровье жителей. Экологическая акция.
53.3 Времена года
Знакомство с народным календарём.
2 часа
2 часа
1 час
Раздел 6
Проектная деятельность
3 часа
Выставка «Дом, в котором я живу», «Это вся моя семья».
ИТОГО:
34 часа
Условия реализации программы:
Совместное творчество педагога и ученика, возможность для ребенка поверить в себя и свои способности, «открыть» энергетическую сердцевину, которая перерастет в глубокие чувства: любовь к природе, людям, Родине.
Теоретические занятия организуются в форме учебных занятий, бесед, тематических выступлений учащихся.
Практические занятия строятся в форме выполнения творческих заданий, игры, различных практических действий, экскурсии, полевых выходов, проведение праздников, организации выставок, и т.д.
Использование ИКТ, здоровьесберегающих, игровых технологий, проблемного изучения, наличие необходимого набора методических материалов и дидактических пособий.
Прогнозируемые результаты
В результате освоения программы, обучающиеся должны уметь:
1. Проводить самостоятельные наблюдения в природе.
2. Узнавать в окружающем мире изученные растения и животных.
3. Находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме, излагать их в виде сообщения, рассказа.
4. Составлять небольшие рассказы о семье, Родине ее культуре, истории, великих людях, достопримечательностях малой Родины.
5. Ориентироваться по картосхеме парка, района.
6. Заботиться о своем здоровье, составить режим дня.
7. Соблюдать правила охраны природы.
8. Определять варианты личного участия в сохранении природного окружения.
9. Оценивать свое и чужое поведение, осуждать проявление эгоизма, нечестности, жестокости.
10. Пытаться самостоятельно и справедливо разрешать конфликты со сверстниками.
Должны знать и понимать:
1. Основной закон экологии: «Все связано со всем».
2. Неразрывность прошлого и настоящего в жизни человеческого общества.
3. Взаимосвязи растительного и животного мира в разных сообществах.
4. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды.
5. Необходимость своего участия в общем деле охраны природы и памятников истории и культуры.
По итогам 1 года обучения:
Выставка работ «Мой дом, моя улица»,
Участие в празднике «Масленица»,
Прогулка по улицам,
Экскурсия к памятнику,
Знакомство с песнями победы, разучивание песни «Землянка»
Проращивание семян различных растений.
По итогам 2 года обучения:
Выставка «Это вся моя семья»,
Заочная экскурсия по району,
Экскурсия по историческим местам,
Экскурсия в музей школы,
Празднование Международного дня детской книги,
Проведение экологической акции – развешивание листовок.
По итогам 3 года обучения:
Празднования Дня города,
Конкурс листовок
Выставка «Село моё любимое».
Практическая результативность программы основывается на конкретных достижениях детей в повышении уровня знаний по заявленным темам и уровня культуры, воспитании патриотизма и любви к родному краю, определяется участием в выставках, конкурсах, созданием каждым участником своего «портфолио» - альбома, где собраны его работы, описаны посещённые экскурсионные объекты.
Программа предполагает опережение образовательного уровня в области краеведения по сравнению с их сверстниками, не включенными в образовательную внеурочную деятельность, сплочение коллектива детей и их родителей, улучшение культуры взаимоотношений.
Мониторинг наблюдения за учащимися в ходе туристско-краеведческой деятельности.
Фамилия, имя
Отношения ребенка к выполняемым заданиям
Проявленные интересы, склонности, увлечения
Проявленные индивидуальные знания, краеведческие умения, навыки
Характер отношений со сверстниками
Эмоционально-психологические особенности ребенка, отмеченные в ТКД
Особые наблюдения, «открытия» ребенка
Анкетирование учащихся
Ходили мы походами ...
Год, месяц экскурсии _____________________________________________
Маршрут ________________________________________________________
Фамилия, имя участника __________________________________________
Твои основные задания на экскурсии _______
Дай личную оценку выполнения заданий (нужное подчеркнуть)
- не справился; справился (как?):
- выполнял с интересом, выполнял формально;
- выполнял самостоятельно, выполнял с помощью товарищей, взрослых.
Какие задания ты бы хотел выполнять в следующем раз? ____________________________________________________________
Что дало тебе лично выполнение данной должности?
- новые знания (какие?) ______;
- умения, навыки (какие?) _________________________________________;
- "открыл" в себе новые черты характера, способности, интересы ________
________________________________________________________________;
- реализовал личные способности __________________________________.
Как оценили выполнение заданий твои товарищи (нужное подчеркнуть):
- "отлично"
- "хорошо"
- "удовлетворительно"
- "ответственно"
- безответственно"
- "творчески"
.
С какими трудностями ты встретился? Если преодолел их, то как? ________________________________________________________
Оцени характер взаимоотношений в группе (нужное подчеркнуть):
- не знаю, затрудняюсь ответить
- ровные, уважительные
- переменчивые (то плохие, то хорошие)
- плохие
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Народы России: Государственные праздники России/ Справочник школьника. – СПб.: Издательский Дом «Литера»: ( Серия «Моя Родина – Россия»).
Т.А. Круглов, Россия – Родина Моя/ Альбом для занятий с детьми 6-10 лет: Издательство ЮВЕНТА
Салахетдинова В.А. Одаренные дети (концептуальные основы работы с одаренными детьми в системе дополнительного образования). М., 1998.-53 с.
Мартышин В.С. Твоя родословная.Учебное пособие по изучению истории семьи и составлению родословной.- М: «Школьная пресса», 2000
5. Федосюк Ю. Русские фамилии. Популярный этимологический словарь.- М: Дет.лит, 1972.
Интернет-ресурсы:
http://www.turizmbrk.ru/
http://polyatalexei.narod.ru/history.html
3. family-history.ru/material/history/historygorod/historygorod_10.html
4. personalguide.ru/towns/1110/
5. federacia.ru/encyclopaedia/city/bryansk
Приложение 1.
Законы юного туриста-краеведа.
1. Закон высокой идеи.
Люби Родину: в путешествиях стремись познать свой отчий край, улучшить окружающий мир и крепить согласие между людьми.
2. Закон движения вперед, непрерывного совершенствования.
- Ни шагу назад, ни шагу на месте, а только вперед и только все вместе!
- Расширяй и углубляй свои знания, узнай о выдающихся путешественниках, землепроходцах.
- Учись быть исследователем.
- Повышай туристско-краеведческое мастерство, овладевай всеми походными должностями.
- Будь дисциплинированным и ответственным.
Слово руководителя и командира - закон.
Вперед через трудности к победе!
3. Закон системы.
Турист - краевед трижды проходит маршрут:
- когда готовится к путешествию,
- когда его проводит,
- когда подводит итоги путешествия.
4. Закон безопасности.
- строго соблюдай в пути, на привале правила безопасности при любом способе передвижения.
5. Закон дела:
- думать коллективно, действовать оперативно, спорить доказательно для всех обязательно,
- критикуя, предлагай, предлагая - помогай выполнить,
- каждое дело творчески, иначе зачем,
- сделал сам, помоги товарищу - это ускорит общую работу,
- тяжело в учении - легко в жизни,
- твори по законам красоты.
6. Закон коллектива:
- в путешествии коллективное - сначала, личное - потом,
- подчиняйся мнению коллектива, даже если не согласен,
- умей дружить: сочетать «я», и «мы», «мы» и «я», дорожить дружбой товарищей и честью своего коллектива. Твое поведение, том числе на маршруте, характеризует коллектив (оценивает).
7. Закон товарищества:
- дружбу так принимать нужно: общие недостатки исправлять дружно,
- один за всех, все за одного,
- все вместе, все поровну,
- критикуя товарища, будь доброжелателен: осуждай поступок идею, ошибку, а не самого товарища,
- относись к людям так, как хотел бы, чтобы они относились к тебе.
8. Закон общения («Души прекрасные порывы»).
Будь готов без колебаний:
- идти на спасение человека (своего или чужого),
- поделиться снаряжением, продуктами с нуждающимися,
- помочь другим своим опытом (рассказать, показать, помочь выполнить),
- создать дружескую обстановку другим туристам, встретившимся в пути,
- помочь местному населению в чем-либо.
9. Закон гуманизма и уважения:
- уважай родителей, помогай им во всем; из многодневного путешествия пришли о себе весточку или позвони,
- уважай старших, девочек,
- заботься о младших; помоги туристятам освоить закон трех «не»: в походе нет «не буду», «не хочу», «не умею»,
- уважай местное население: будь вежлив, предупредителен, считайся с местными обычаями и традициями,
- в походе идти по силам слабейшего ( «семеро одного ждут»).
10. Закон лидерства.
При выполнении своих функций по должности ты - руководитель группы, своем деле знаток, организатор:
- научи товарища всему хорошему, что умеешь сам.
11. Закон здорового образа жизни.
- Закаляй себя. Соблюдай правила личной гигиены, режим бодрствования и сна.
- Бой бессмысленному времяпрепровождению.
- В походе турист не имеет права скрывать состояние своего здоровья.
Помни, что путешествуют хорошо только духовно и физически здоровые люди.
12. Закон стойкости.
- Не пищать! Не важно, какая погода; важно, какое снаряжение и настроение.
- Будь хозяином своего настроения, не поддавайся трудностям.
- Турист дружит с песней.
13. Закон завершённости
- Закончив путешествие, собери материал и сдай отчет, участвуй выставке, вечере - отчете.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ