ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ОРГАНИЗАЦИЯ ВРЕМЕНИ»

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ОРГАНИЗАЦИЯ ВРЕМЕНИ»

для детей младшего школьного возраста (9–10 лет)

Срок реализации 1 года

Направление: общекультурное


  1. Пояснительная записка

В связи с введением ФГОС НОО к важнейшим задачам начального образования относится формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности, а также развитие готовности самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и обществом.

Для освоения практически каждого компонента основной образовательной программы ФГОС необходимо овладение учащимися способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления, а также формирование

умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата. Учащимся также необходимы навыки самоорганизации и распределения учебной и физической нагрузки.

Программа внеурочной деятельности «Организация времени» для детей младшего школьного возраста максимально способствует достижению поставленной цели, позволяя сформировать личностные и метапредметные результаты, и имеет общекультурную

направленность. Программа ориентирована на освоение обучающимися универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных и коммуникативных), включающих способность учеников строить учебно-познавательную деятельность с учётом всех её компонентов: цель, мотив, прогноз, планирование, контроль, оценка. В ходе реализации программы учащиеся начнут освоение таких понятий, как время, планирование, контекстное планирование, организация времени, самоорганизация, порядок, приоритеты, цели, целеполагание, хронометраж, которые являются основополагающими для развития самоорганизующейся и саморазвивающейся личности. Изучение программы «Организация времени» предполагает развитие самостоятельности учащихся и личной ответственности за свои поступки, формирование у младших школьников чувства уважения к своему времени и времени окружающих людей, понимания ценности времени жизни для достижения поставленных целей, навыков управления временем через организацию своих действий, дел и задач.

Отличительная особенность реализации программы заключается в создании баланса между существующей загруженностью детей, внешним управлением их жизни со стороны школы и семьи и необходимостью воспитывать в ребёнке самостоятельность, ответственность и свободное мышление. Программа базируется на использовании игр и упражнений, разработанных на основе сказочных ситуаций с участием известных ученикам персонажей, проблемных ситуаций из реального учебного и жизненного (внеучебного) опыта учеников и проектной деятельности.

Актуальность программы определяется тем, что в младшем школьном возрасте происходит формирование основ отношения к использованию и организации своего времени.

При этом проявляются:

особенности восприятия времени детьми (недооценка длительности коротких и переоценка длинных временных интервалов);

ошибки при планировании дел и задач различной степени сложности, с различными сроками исполнения в связи с неумением расставлять приоритеты и отсутствием жизненного опыта;

неумение ставить цели и планировать их достижение;

незнание процедур, которые помогают эффективно договариваться с участниками совместной деятельности (взрослыми и сверстниками).

Многие из ошибок, ставших привычными с детства, сохраняются у человека на всю дальнейшую жизнь, затрудняя как учебную, так и любую другую деятельность, создавая препятствия к успешной самореализации и являясь дополнительным стрессогенным фактором. В результате прохождения данной программы у детей происходит осознание времени как важного условия успешности любой деятельности и формируется умение пользоваться инструментами организации времени.

Существующие программы тайм-менеджмента направлены на работу с взрослой аудиторией. Тематика детского тайм-менеджмента не затрагивалась и не развивалась достаточно активно и целенаправленно. Таким образом, реализация данной программы (основанной на методике отечественного тайм-менеджмента Г.А. Архангельского) представляется более чем актуальной для социализации и социальной адаптации учащихся к современным условиям высоких темпов развития и изменений окружающего мира.

Новизна программы. Предлагаемая программа является первой целостной и полностью адаптированной для младшего школьного возраста, направленной на выработку и формирование у учащихся навыков и умений грамотной организации времени и самоорганизации. Это планирование задач различного типа, выделение главных и второстепенных задач, определение целей и составление планов по их достижению, разумное распределение своих сил, выделение и устранение условий и ситуаций, ведущих к потерям времени. Введение данной программы можно считать педагогически целесообразным в связи с тем, что приобретаемые умения и навыки оказывают положительное влияние на повышение качества учебной деятельности и формирование учебно-регулятивных действий младших школьников, а также способствуют развитию межпредметных связей, помогают усвоению материала программ, входящих в феде-ральный компонент Базисного учебного плана и обязательный минимум содержания начального образования.

Цель программы: создание благоприятных условий для формирования осознанного восприятия времени учащимися, умений и навыков организации времени и основ самоорганизации школьников в условиях внеурочной деятельности образовательного учреждения.

Задачи, которые позволяет решить программа:

формирование представлений о времени как о ценном невосполнимом ресурсе, которым можно управлять;

формирование умения считать время, видеть непродуктивные

расходы времени и находить приёмы их минимизации;

формирование умения использовать технологии планирования;

формирование умения расставлять приоритеты, определять главные и второстепенные задачи, планировать время с учётом приоритетов;

формирование понимания того, что каждая деятельность требует создания своего порядка;

обучение способам создания и поддержания порядка;

формирование умения ставить цели, планировать и осуществлять действия по достижению поставленных целей;

формирование умения осознавать ценность времени окружающих людей, осуществлять командные действия, вырабатывать общие договорённости в области управления временем (личным и группы).

Принципы реализации программы

Вариативность: формирование вариативности мышления – понимания возможности решения задачи разными способами и умения использовать различные варианты решения в зависимости от изменяющихся условий (темы целеполагания, контекстного плани-

рования, приоритетов).

Творчество: формирование умения находить решения нестандартных задач, создавать новое, не бояться предлагать свои варианты решения не встречавшихся ранее задач. Все темы курса предполагают наличие творческих, креативных заданий, игр и упражнений.

Психологическая комфортность: снятие страха и по возможности всех стрессообразующих факторов как в процессе организации обучения в классе, так и при выполнении самостоятельной работы, при самостоятельном изучении материалов курса. С целью реализации данного принципа все задания, задачи, упражнения строятся на

простых, понятных учащимся примерах, на сказках, легендах, исторических и литературных текстах, соответствующих уровню подготовки учащихся.

Межпредметные связи. Структура и содержание курса «Организация времени» позволяет максимально использовать возможности установления межпредметных связей с другими изучаемыми дисциплинами. В качестве примеров и заданий могут быть использованы примеры из других дисциплин, изучаемых на данном этапе или изучавшихся ранее.

Теоретико-методологические основы курса строятся на системно-деятельностном подходе.

Объём: программа рассчитана на 34 академических часа и предполагает проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками 4-го класса длительностью 1 час.

Форма реализации: внеурочная деятельность в режиме второй половины дня образовательного учреждения.

При организации взаимодействия со школьниками используются следующие виды деятельности: игровая, исследовательская, проектная, изобразительная, предметная, коммуникативная. В процессе реализации программы используются педагогические методы и приёмы, повышающие познавательную активность учащихся, способствующие установлению связи между разными видами деятельности и направленные на повышение эмоциональной активности детей при усвоении знаний.

Психологическое обеспечение включает в себя следующие составляющие:

создание позитивной, доброжелательной атмосферы занятий;

обсуждение и использование примеров реального жизненного опыта учащихся;

разбор проблемных ситуаций на нейтральных примерах сказочных персонажей;

использование различных форм обучения (индивидуальные, парные, групповые задания, игры и упражнения).


  1. Предполагаемые результаты реализации программы.

Задачи:

Формировать представление о времени как о ценном невосполнимом ресурсе, которым можно управлять.

Учить считать время, видеть непродуктивные расходы времени и находить приемы их минимизации.

Результаты:

Понимание времени как ценного невосполнимого ресурса.

Стремление к сокращению потерь своего и чужого времени.

Умение считать время – вести хронометраж.

Умение проводить анализ результатов хронометража.

Умение видеть непродуктивные расходы времени и минимизировать их.

Умение планировать время с учётом результатов хронометража.



Задачи:

Учить использовать технологии планирования.

Учить расставлять приоритеты, определять главные и второстепенные задачи, планировать время с учётом приоритетов.

Результаты:

Понимание значения планирования как условия эффективной самостоятельной

деятельности.

Умение формулировать задачу в виде описания действия и его результата.

Умение составлять списки дел.

Умение расставлять приоритеты.

Умение использовать алгоритм жёстко-гибкого планирования.

Умение использовать контекстное планирование.

Знание правил просмотра и переноса задач из одного интервала времени в другие.

Задачи:

Формировать понимание, что каждая деятельность требует создания своего порядка.

Учить способам создания и поддержания порядка.

Результаты:

Понимание, что порядок – это следствие организации места деятельности в

соответствии с задачами этой деятельности.

Понимание, что порядок – это благоустройство, основанное на принятых правилах (общественных, семейных, школьных).

Понимание зависимости потерь времени от наличия или отсутствия порядка.

Понимание различия между созданием и поддержанием порядка.

Знание о том, как поддерживать порядок и как его реорганизовывать в соответствии с изменениями в деятельности.

Умение применять алгоритм создания порядка.

Умение использовать одно и то же пространство для решения различных задач

в различные временные периоды.

Задачи:

Формировать умение ставить цели, планировать и осуществлять действия по достижению поставленных целей.

Результаты:

Умение определять ключевые области жизни.

Понимание различия между реактивным и проактивным подходом к жизни.

Умение принять ответственность за свои действия и поступки.

Умение использовать интеллект-карту при постановке целей, для мотивации,для обзора задач и направлений деятельности.

Умение правильно формулировать цель.

Умение сознательно планировать и осуществлять действия в соответствии с поставленными целями.

Знание способов работы с большими и сложными, а также мелкими, но неприятными делами и задачами.

Умение работать с таблицами ежедневных и еженедельных задач.

Умение включать задачи, направленные на достижение цели, в план дня.

Понимание необходимости контроля шагов по достижению цели.

Понимание вреда лени и промедления и стремление к их преодолению.

Умение выявлять свои ценности.

Уважение к чужим ценностям и умение отстаивать свои.

Задачи:

Учить осознавать ценность времени окружающих людей, осуществлять командные

действия, вырабатывать общие договорённости в области управления временем (лич-

ным и группы).

Результаты:

Понимание ценности времени других людей, умение уважительно относиться ко времени окружающих.

Умение договариваться о правилах взаимодействия в команде (группе, семье и т.п.)

Умение планировать свои действия в соответствии с командными договорённостями.

Умение правильно просить и отказывать.

Умение распределять учебную нагрузку в соответствии с циклами отдыха.


Познавательные УУД.

Умение самостоятельно получать новые знания, работая с различными формами информации (текст, таблица, схема, иллюстрация, интеллект-карта).

Умение обрабатывать полученную информацию, используя сравнения и группировку фактов и явлений (задач, дел).

Умение определять причины явлений, событий.

Умение делать выводы на основе обобщения полученных знаний.

Умение преобразовывать информацию из одной формы в другую, выделяя из текста или ситуации задачи различного типа и составляя на их основе планы.

Умение преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять на основе текстов таблицы, схемы, алгоритмы и т.д.


Коммуникативные УУД

Умение договариваться с окружающими людьми, выполняя различные задания в парах или группах, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

Умение высказывать свою точку зрения и аргументировать её.


Способы определения результативности: беседа, наблюдение, проектная деятельность, самостоятельная работа.


  1. Основные разделы программы внеурочной деятельности.


п/п

Тема

Количество часов

1

Раздел 1. Хронометраж и поглотители времени

5

2

Раздел 2. Планирование и приоритеты

9

3

Раздел 3. Порядок, его создание и поддержание

4

4

Раздел 4. Как ставить цели и как их достигать

8

5

Раздел 5. Организация времени в семье и группе

6

6

Итоги года

2


Итого

34


Раздел 1. Хронометраж и поглотители времени.

Время как ценный невосполнимый ресурс, которым можно управлять. Важность организации времени. Учёт времени: часы как инструмент наблюдения за временем. «Пирог времени» – на что расходуется время. Построение своего личного «Пирога

времени» (диаграмма). Как найти резервы времени на важное и интересное – первые шаги

Что такое хронометраж. Как измерять время с помощью хронометража. Важность хронометража. Техника ведения хронометража. Анализ данных хронометража (таблица наблюдений за временем). Типы расходов времени – из каких частей состоит «Пирог времени». Определение понятия «поглотители времени». Опасность поглотителей времени.


Виды поглотителей времени. Работа с таблицей наблюдения за временем. Поглотители времени: опоздание и ожидание. Способы борьбы с опозданиями. Способы борьбы с ожиданиями.

Скрытые поглотители времени. Работа с таблицей наблюдения за временем. Поглотители времени: беспорядок и отвлечение. Способы борьбы с беспорядком. Способы борьбы с отвлечениями.

Раздел 2. Планирование и приоритеты.

Определение понятий «план» и «планирование». Важность планирования. Как правильно формулировать задачи: «действие + результат». Составление плана на день, первые шаги.

Определение понятия «приоритет». Важность расстановки приоритетов. Способы расстановки приоритетов. Критерии расстановки приоритетов

Виды задач: жёсткие и гибкие задачи. Определение понятий, примеры. Что такое бюджет времени. Определение понятия «бюджетируемая задача»

Планирование задач разного вида. Определение понятия «ежедневник». Планирование в ежедневнике. Определение правильной последова тельности выполнения гибких задач

в плане. Алгоритм жёстко-гибкого планирования

Алгоритм жёстко-гибкого планирования: практика. Сортировка задач по видам. Планирование жёстких задач. Расстановка гибких задач по приоритетам. Определение бюджета времени на выполнение длительных дел. Планирование бюджетируемых задач. Игра «Конструктор дня»

Контекст – подходящие условия для выполнения задач. Определение понятия «контекст». Кайрос – удачный момент. Привязка задач к контексту

Виды контекстов: место, люди, обстоятельства. Способы плани-рования контекстных задач. Игра «Робинзон Крузо»

Интервалы планирования: день, неделя, месяц. Как не забыть про запланированные на будущее задачи. Мониторинг задач: правила просмотра и переноса дел с одного интервала планирования на другой

Раздел 3. Порядок, его создание и поддержание

Порядок как способ борьбы с поглотителем времени – беспорядком. Для чего нужен порядок. Определение понятия «порядок». Примеры порядка: классная комната, квартира. Порядок в общественных местах. Составляющие порядка

Порядок делает нашу деятельность более успешной. Что мешает порядку: мусор, «лишние» вещи, неудобное размещение. Как лучше располагать часто и редко используемые предметы. Что делать, если одна зона используется для разных задач: «контекстные корзины». Портфель – переносное рабочее место

Новая деятельность – новый порядок. Картотека – порядок в знаниях. Алгоритм создания порядка

Раздел 4. Как ставить цели и как их достигать

Мечты. Карта мечты. Ключевые области жизни. Реактивность и проактивность.

Чтобы мечта стала реальностью, надо действовать. Картина «Моя мечта»

Что такое цель и в чём её отличие от мечты. Исторические факты: цели великих людей. Достойная цель

Моя достойная цель. Интеллекткарта «Путь к мечте». Правила создания карты. Правильно ставим цель: письменная позитивная формулировка

Достижение цели зависит от меня. Определяем результаты. Как узнать, что цель достигнута. Что нужно для достижения цели – ресурсы. Экологичность цели: как не навредить себе и окружающим. С чего начать

От результатов к действиям. Большие и сложные задачи – как с ними работать. Мои цели в плане дня. Таблицы ежедневных и еженедельных задач

Хочу и надо. Лень и промедление. Как справиться с задачами, которые не хочется делать, но надо. Способы справиться с неприятными задачам

Ценности – приоритеты для мечты. Уважение чужих ценностей и отстаивание своих. Соответствие целей и ценностей. Как выявить свои ценности. «Мемуарник» – главное событие дня, недели, месяца. Ценности группы. Мониторинг главных событий класса за неделю. Игра «Экспедиция “Мечта”»

Раздел 5. Организация времени в семье и группе

Ценности общества. Праздник – символ и напоминание о ценностях. Исторические факты: праздники и обряды. Семейные праздники, особые даты. Ценности семьи. Традиции, ритуалы семьи. Новые ценности как основа новых традиций, праздников, ритуалов. Общие ценности помогают группе эффективно действовать сообща. Великие достижения человечества.

Командные ценности – основа совместной деятельности. Договорённости как средство оптимизации совместных действий. Договорённости как способ борьбы с поглотителями времени – ожиданием и отвлечением. Правила и договорённости дома и в школе. Соблюдение договорённостей: информирование (обучение); контроль, поощрение и наказание. Сборник законов

Как создать новое правило. Нахождение общего языка. Корректная формулировка договорённости. Определение санкции за неисполнение. Создание материальных носителей правила

Важность оказания помощи: поддержание близких отношений, «круговорот» помощи в жизни, продвижение команды. Критерии отказа: опасность для жизни, противоречие ценностям, поглотитель времени – отвлечение. Три степени отказа: твёрдое «нет», объяснение причины отказа, перенос помощи на иное время. Как правильно отказывать. Как правильно просить о помощи.

Бережное отношение и внимание друг к другу. Баланс учёбы и отдыха. Циклы отдыха: перемены, выходные, каникулы. Правила эффективного отдыха. Планирование отдыха

Годовой обзор курса. Создание интеллект-карты по теме «Организация времени». Подведение итогов еженедельного мониторинга Главных событий класса. Выбор Главного события весны


  1. Тематическое планирование.


п/п

Тема

Дата

Раздел 1. Хронометраж и поглотители времени

1

Что такое время?


2

Как сосчитать время.


3

«Поглотители времени»: опоздание и ожидание.


4

«Поглотители времени»: беспорядок и отвлечение.


5

Самостоятельная работа «Хронометраж».


Раздел 2. Планирование и приоритеты.

6

Как составить план


7

Приоритеты


8

Виды задач


9

Планируем в ежедневнике


10

Конструктор дня


11

Используем подходящий момент. Контексты


12

Контекстное планирование


13

Интервалы планирования


14

Самостоятельная работа «Планирование»


Раздел 3. Порядок, его создание и поддержание

15

Порядок


16

Поддержание порядка


17

Создание порядка


18

Самостоятельная работа «Порядок»


Раздел 4. Как ставить цели и как их достигать

19

Как осуществить мечту


20

Мечты и цели


21

Достойная цель


22

Как ставить цели


23

Как работать над достижением цели


24

Трудности пути


25

Ценности


26

Самостоятельная работа «Как ставить цели и как их достигать»


Раздел 5. Организация времени в семье и группе

27

Командные ценности


28

Правила и договорённости


29

Создание новых правил и договорённостей


30

Просьбы и отказы


31

Важное дело – отдых


32

Самостоятельная работа «Организация времени в семье и группе»


33

Итоговое занятие


34

Итоговое занятие по проектной деятельности




  1. Материально-техническое обеспечение.

Лукашенко М.А., Ключ Н.В., Телегина Т.В., Архангельский Г.А. (базовая методика).

Организация времени: Методическое пособие для учителя. – М.: Баласс, 2012.

и учебным пособием для детей:

Лукашенко М.А., Ключ Н.В., Телегина Т.В., Архангельский Г.А. (базовая методика). Организация времени: Рабочая тетрадь для учащегося. – М.: Баласс, 2012.

Архангельский, Г.А. Тайм-драйв: как успевать жить и работать / Г.А. Архангельский. – М. : Манн, Иванов и Фербер, 2010.

Ресурсы сети Интернет:

Бегалин, А. Хроноигра «Свободная Либерталия» / Сайт компании «Организация времени», вкладка «ТМ-статьи». Режим доступа: http://www.improvement.ru/zametki/chronogame/

Витер, Д. О расстановке приоритетов / Сайт компании

«Организация времени», вкладка «ТМ-статьи». Режим доступа:

http://www.improvement.ru/zametki/viter/rasstanovka.htm

Гаврилова, И. Исполнение желаний / Сайт компании «Организация времени», вкладка «ТМ-статьи». Режим доступа: http://www.improvement.ru/bibliot/gavrilova/

Достойная цель по Г.С. Альтшуллеру / Портал Vikent.ru.

Режим доступа: http://vikent.ru/enc/418/

Ключ, Н. Можно ли научить творчеству / Сайт «Школа идей. Игра и Творчество», вкладка «Каталог статей». Режим доступа: http://igra-idea.ucoz.ru/publ

Королёв, В. Тайм-менеджмент детям: история одной игры / Сайт компании «Организация времени», вкладка «ТМ-статьи». Режим доступа: http://www.improvement.ru/zametki/child/child01.shtm




















Согласовано на заседании ШМО

учителей начальных классов.

Протокол № 1 от «…..» августа 2014 г

Руководитель ШМО

................................

Согласовано

Зам. директора по УВР

Л.Д. Божко ………………..




9


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ