ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ОРГАНИЗАЦИЯ ВРЕМЕНИ»
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ОРГАНИЗАЦИЯ ВРЕМЕНИ»
для детей младшего школьного возраста (9–10 лет)
Срок реализации 1 года
Направление: общекультурное
Пояснительная записка
В связи с введением ФГОС НОО к важнейшим задачам начального образования относится формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности, а также развитие готовности самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и обществом.
Для освоения практически каждого компонента основной образовательной программы ФГОС необходимо овладение учащимися способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления, а также формирование
умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата. Учащимся также необходимы навыки самоорганизации и распределения учебной и физической нагрузки.
Программа внеурочной деятельности «Организация времени» для детей младшего школьного возраста максимально способствует достижению поставленной цели, позволяя сформировать личностные и метапредметные результаты, и имеет общекультурную
направленность. Программа ориентирована на освоение обучающимися универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных и коммуникативных), включающих способность учеников строить учебно-познавательную деятельность с учётом всех её компонентов: цель, мотив, прогноз, планирование, контроль, оценка. В ходе реализации программы учащиеся начнут освоение таких понятий, как время, планирование, контекстное планирование, организация времени, самоорганизация, порядок, приоритеты, цели, целеполагание, хронометраж, которые являются основополагающими для развития самоорганизующейся и саморазвивающейся личности. Изучение программы «Организация времени» предполагает развитие самостоятельности учащихся и личной ответственности за свои поступки, формирование у младших школьников чувства уважения к своему времени и времени окружающих людей, понимания ценности времени жизни для достижения поставленных целей, навыков управления временем через организацию своих действий, дел и задач.
Отличительная особенность реализации программы заключается в создании баланса между существующей загруженностью детей, внешним управлением их жизни со стороны школы и семьи и необходимостью воспитывать в ребёнке самостоятельность, ответственность и свободное мышление. Программа базируется на использовании игр и упражнений, разработанных на основе сказочных ситуаций с участием известных ученикам персонажей, проблемных ситуаций из реального учебного и жизненного (внеучебного) опыта учеников и проектной деятельности.
Актуальность программы определяется тем, что в младшем школьном возрасте происходит формирование основ отношения к использованию и организации своего времени.
При этом проявляются:
– особенности восприятия времени детьми (недооценка длительности коротких и переоценка длинных временных интервалов);
– ошибки при планировании дел и задач различной степени сложности, с различными сроками исполнения в связи с неумением расставлять приоритеты и отсутствием жизненного опыта;
– неумение ставить цели и планировать их достижение;
– незнание процедур, которые помогают эффективно договариваться с участниками совместной деятельности (взрослыми и сверстниками).
Многие из ошибок, ставших привычными с детства, сохраняются у человека на всю дальнейшую жизнь, затрудняя как учебную, так и любую другую деятельность, создавая препятствия к успешной самореализации и являясь дополнительным стрессогенным фактором. В результате прохождения данной программы у детей происходит осознание времени как важного условия успешности любой деятельности и формируется умение пользоваться инструментами организации времени.
Существующие программы тайм-менеджмента направлены на работу с взрослой аудиторией. Тематика детского тайм-менеджмента не затрагивалась и не развивалась достаточно активно и целенаправленно. Таким образом, реализация данной программы (основанной на методике отечественного тайм-менеджмента Г.А. Архангельского) представляется более чем актуальной для социализации и социальной адаптации учащихся к современным условиям высоких темпов развития и изменений окружающего мира.
Новизна программы. Предлагаемая программа является первой целостной и полностью адаптированной для младшего школьного возраста, направленной на выработку и формирование у учащихся навыков и умений грамотной организации времени и самоорганизации. Это планирование задач различного типа, выделение главных и второстепенных задач, определение целей и составление планов по их достижению, разумное распределение своих сил, выделение и устранение условий и ситуаций, ведущих к потерям времени. Введение данной программы можно считать педагогически целесообразным в связи с тем, что приобретаемые умения и навыки оказывают положительное влияние на повышение качества учебной деятельности и формирование учебно-регулятивных действий младших школьников, а также способствуют развитию межпредметных связей, помогают усвоению материала программ, входящих в феде-ральный компонент Базисного учебного плана и обязательный минимум содержания начального образования.
Цель программы: создание благоприятных условий для формирования осознанного восприятия времени учащимися, умений и навыков организации времени и основ самоорганизации школьников в условиях внеурочной деятельности образовательного учреждения.
Задачи, которые позволяет решить программа:
– формирование представлений о времени как о ценном невосполнимом ресурсе, которым можно управлять;
– формирование умения считать время, видеть непродуктивные
расходы времени и находить приёмы их минимизации;
– формирование умения использовать технологии планирования;
– формирование умения расставлять приоритеты, определять главные и второстепенные задачи, планировать время с учётом приоритетов;
– формирование понимания того, что каждая деятельность требует создания своего порядка;
– обучение способам создания и поддержания порядка;
– формирование умения ставить цели, планировать и осуществлять действия по достижению поставленных целей;
– формирование умения осознавать ценность времени окружающих людей, осуществлять командные действия, вырабатывать общие договорённости в области управления временем (личным и группы).
Принципы реализации программы
Вариативность: формирование вариативности мышления – понимания возможности решения задачи разными способами и умения использовать различные варианты решения в зависимости от изменяющихся условий (темы целеполагания, контекстного плани-
рования, приоритетов).
Творчество: формирование умения находить решения нестандартных задач, создавать новое, не бояться предлагать свои варианты решения не встречавшихся ранее задач. Все темы курса предполагают наличие творческих, креативных заданий, игр и упражнений.
Психологическая комфортность: снятие страха и по возможности всех стрессообразующих факторов как в процессе организации обучения в классе, так и при выполнении самостоятельной работы, при самостоятельном изучении материалов курса. С целью реализации данного принципа все задания, задачи, упражнения строятся на
простых, понятных учащимся примерах, на сказках, легендах, исторических и литературных текстах, соответствующих уровню подготовки учащихся.
Межпредметные связи. Структура и содержание курса «Организация времени» позволяет максимально использовать возможности установления межпредметных связей с другими изучаемыми дисциплинами. В качестве примеров и заданий могут быть использованы примеры из других дисциплин, изучаемых на данном этапе или изучавшихся ранее.
Теоретико-методологические основы курса строятся на системно-деятельностном подходе.
Объём: программа рассчитана на 34 академических часа и предполагает проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками 4-го класса длительностью 1 час.
Форма реализации: внеурочная деятельность в режиме второй половины дня образовательного учреждения.
При организации взаимодействия со школьниками используются следующие виды деятельности: игровая, исследовательская, проектная, изобразительная, предметная, коммуникативная. В процессе реализации программы используются педагогические методы и приёмы, повышающие познавательную активность учащихся, способствующие установлению связи между разными видами деятельности и направленные на повышение эмоциональной активности детей при усвоении знаний.
Психологическое обеспечение включает в себя следующие составляющие:
– создание позитивной, доброжелательной атмосферы занятий;
– обсуждение и использование примеров реального жизненного опыта учащихся;
– разбор проблемных ситуаций на нейтральных примерах сказочных персонажей;
– использование различных форм обучения (индивидуальные, парные, групповые задания, игры и упражнения).
Предполагаемые результаты реализации программы.
Задачи:
– Формировать представление о времени как о ценном невосполнимом ресурсе, которым можно управлять.
– Учить считать время, видеть непродуктивные расходы времени и находить приемы их минимизации.
Результаты:
― Понимание времени как ценного невосполнимого ресурса.
― Стремление к сокращению потерь своего и чужого времени.
― Умение считать время – вести хронометраж.
― Умение проводить анализ результатов хронометража.
― Умение видеть непродуктивные расходы времени и минимизировать их.
― Умение планировать время с учётом результатов хронометража.
Задачи:
– Учить использовать технологии планирования.
– Учить расставлять приоритеты, определять главные и второстепенные задачи, планировать время с учётом приоритетов.
Результаты:
― Понимание значения планирования как условия эффективной самостоятельной
деятельности.
― Умение формулировать задачу в виде описания действия и его результата.
― Умение составлять списки дел.
― Умение расставлять приоритеты.
― Умение использовать алгоритм жёстко-гибкого планирования.
― Умение использовать контекстное планирование.
― Знание правил просмотра и переноса задач из одного интервала времени в другие.
Задачи:
– Формировать понимание, что каждая деятельность требует создания своего порядка.
– Учить способам создания и поддержания порядка.
Результаты:
― Понимание, что порядок – это следствие организации места деятельности в
соответствии с задачами этой деятельности.
― Понимание, что порядок – это благоустройство, основанное на принятых правилах (общественных, семейных, школьных).
― Понимание зависимости потерь времени от наличия или отсутствия порядка.
― Понимание различия между созданием и поддержанием порядка.
― Знание о том, как поддерживать порядок и как его реорганизовывать в соответствии с изменениями в деятельности.
― Умение применять алгоритм создания порядка.
― Умение использовать одно и то же пространство для решения различных задач
в различные временные периоды.
Задачи:
– Формировать умение ставить цели, планировать и осуществлять действия по достижению поставленных целей.
Результаты:
― Умение определять ключевые области жизни.
― Понимание различия между реактивным и проактивным подходом к жизни.
― Умение принять ответственность за свои действия и поступки.
― Умение использовать интеллект-карту при постановке целей, для мотивации,для обзора задач и направлений деятельности.
― Умение правильно формулировать цель.
― Умение сознательно планировать и осуществлять действия в соответствии с поставленными целями.
― Знание способов работы с большими и сложными, а также мелкими, но неприятными делами и задачами.
― Умение работать с таблицами ежедневных и еженедельных задач.
― Умение включать задачи, направленные на достижение цели, в план дня.
― Понимание необходимости контроля шагов по достижению цели.
― Понимание вреда лени и промедления и стремление к их преодолению.
― Умение выявлять свои ценности.
― Уважение к чужим ценностям и умение отстаивать свои.
Задачи:
– Учить осознавать ценность времени окружающих людей, осуществлять командные
действия, вырабатывать общие договорённости в области управления временем (лич-
ным и группы).
Результаты:
― Понимание ценности времени других людей, умение уважительно относиться ко времени окружающих.
― Умение договариваться о правилах взаимодействия в команде (группе, семье и т.п.)
― Умение планировать свои действия в соответствии с командными договорённостями.
― Умение правильно просить и отказывать.
― Умение распределять учебную нагрузку в соответствии с циклами отдыха.
Познавательные УУД.
• Умение самостоятельно получать новые знания, работая с различными формами информации (текст, таблица, схема, иллюстрация, интеллект-карта).
• Умение обрабатывать полученную информацию, используя сравнения и группировку фактов и явлений (задач, дел).
• Умение определять причины явлений, событий.
• Умение делать выводы на основе обобщения полученных знаний.
• Умение преобразовывать информацию из одной формы в другую, выделяя из текста или ситуации задачи различного типа и составляя на их основе планы.
• Умение преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять на основе текстов таблицы, схемы, алгоритмы и т.д.
Коммуникативные УУД
• Умение договариваться с окружающими людьми, выполняя различные задания в парах или группах, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
• Умение высказывать свою точку зрения и аргументировать её.
Способы определения результативности: беседа, наблюдение, проектная деятельность, самостоятельная работа.
Основные разделы программы внеурочной деятельности.
№ п/п
Тема
Количество часов
1
Раздел 1. Хронометраж и поглотители времени
5
2
Раздел 2. Планирование и приоритеты
9
3
Раздел 3. Порядок, его создание и поддержание
4
4
Раздел 4. Как ставить цели и как их достигать
8
5
Раздел 5. Организация времени в семье и группе
6
6
Итоги года
2
Итого
34
Раздел 1. Хронометраж и поглотители времени.
Время как ценный невосполнимый ресурс, которым можно управлять. Важность организации времени. Учёт времени: часы как инструмент наблюдения за временем. «Пирог времени» – на что расходуется время. Построение своего личного «Пирога
времени» (диаграмма). Как найти резервы времени на важное и интересное – первые шаги
Что такое хронометраж. Как измерять время с помощью хронометража. Важность хронометража. Техника ведения хронометража. Анализ данных хронометража (таблица наблюдений за временем). Типы расходов времени – из каких частей состоит «Пирог времени». Определение понятия «поглотители времени». Опасность поглотителей времени.
Виды поглотителей времени. Работа с таблицей наблюдения за временем. Поглотители времени: опоздание и ожидание. Способы борьбы с опозданиями. Способы борьбы с ожиданиями.
Скрытые поглотители времени. Работа с таблицей наблюдения за временем. Поглотители времени: беспорядок и отвлечение. Способы борьбы с беспорядком. Способы борьбы с отвлечениями.
Раздел 2. Планирование и приоритеты.
Определение понятий «план» и «планирование». Важность планирования. Как правильно формулировать задачи: «действие + результат». Составление плана на день, первые шаги.
Определение понятия «приоритет». Важность расстановки приоритетов. Способы расстановки приоритетов. Критерии расстановки приоритетов
Виды задач: жёсткие и гибкие задачи. Определение понятий, примеры. Что такое бюджет времени. Определение понятия «бюджетируемая задача»
Планирование задач разного вида. Определение понятия «ежедневник». Планирование в ежедневнике. Определение правильной последова тельности выполнения гибких задач
в плане. Алгоритм жёстко-гибкого планирования
Алгоритм жёстко-гибкого планирования: практика. Сортировка задач по видам. Планирование жёстких задач. Расстановка гибких задач по приоритетам. Определение бюджета времени на выполнение длительных дел. Планирование бюджетируемых задач. Игра «Конструктор дня»
Контекст – подходящие условия для выполнения задач. Определение понятия «контекст». Кайрос – удачный момент. Привязка задач к контексту
Виды контекстов: место, люди, обстоятельства. Способы плани-рования контекстных задач. Игра «Робинзон Крузо»
Интервалы планирования: день, неделя, месяц. Как не забыть про запланированные на будущее задачи. Мониторинг задач: правила просмотра и переноса дел с одного интервала планирования на другой
Раздел 3. Порядок, его создание и поддержание
Порядок как способ борьбы с поглотителем времени – беспорядком. Для чего нужен порядок. Определение понятия «порядок». Примеры порядка: классная комната, квартира. Порядок в общественных местах. Составляющие порядка
Порядок делает нашу деятельность более успешной. Что мешает порядку: мусор, «лишние» вещи, неудобное размещение. Как лучше располагать часто и редко используемые предметы. Что делать, если одна зона используется для разных задач: «контекстные корзины». Портфель – переносное рабочее место
Новая деятельность – новый порядок. Картотека – порядок в знаниях. Алгоритм создания порядка
Раздел 4. Как ставить цели и как их достигать
Мечты. Карта мечты. Ключевые области жизни. Реактивность и проактивность.
Чтобы мечта стала реальностью, надо действовать. Картина «Моя мечта»
Что такое цель и в чём её отличие от мечты. Исторические факты: цели великих людей. Достойная цель
Моя достойная цель. Интеллекткарта «Путь к мечте». Правила создания карты. Правильно ставим цель: письменная позитивная формулировка
Достижение цели зависит от меня. Определяем результаты. Как узнать, что цель достигнута. Что нужно для достижения цели – ресурсы. Экологичность цели: как не навредить себе и окружающим. С чего начать
От результатов к действиям. Большие и сложные задачи – как с ними работать. Мои цели в плане дня. Таблицы ежедневных и еженедельных задач
Хочу и надо. Лень и промедление. Как справиться с задачами, которые не хочется делать, но надо. Способы справиться с неприятными задачам
Ценности – приоритеты для мечты. Уважение чужих ценностей и отстаивание своих. Соответствие целей и ценностей. Как выявить свои ценности. «Мемуарник» – главное событие дня, недели, месяца. Ценности группы. Мониторинг главных событий класса за неделю. Игра «Экспедиция “Мечта”»
Раздел 5. Организация времени в семье и группе
Ценности общества. Праздник – символ и напоминание о ценностях. Исторические факты: праздники и обряды. Семейные праздники, особые даты. Ценности семьи. Традиции, ритуалы семьи. Новые ценности как основа новых традиций, праздников, ритуалов. Общие ценности помогают группе эффективно действовать сообща. Великие достижения человечества.
Командные ценности – основа совместной деятельности. Договорённости как средство оптимизации совместных действий. Договорённости как способ борьбы с поглотителями времени – ожиданием и отвлечением. Правила и договорённости дома и в школе. Соблюдение договорённостей: информирование (обучение); контроль, поощрение и наказание. Сборник законов
Как создать новое правило. Нахождение общего языка. Корректная формулировка договорённости. Определение санкции за неисполнение. Создание материальных носителей правила
Важность оказания помощи: поддержание близких отношений, «круговорот» помощи в жизни, продвижение команды. Критерии отказа: опасность для жизни, противоречие ценностям, поглотитель времени – отвлечение. Три степени отказа: твёрдое «нет», объяснение причины отказа, перенос помощи на иное время. Как правильно отказывать. Как правильно просить о помощи.
Бережное отношение и внимание друг к другу. Баланс учёбы и отдыха. Циклы отдыха: перемены, выходные, каникулы. Правила эффективного отдыха. Планирование отдыха
Годовой обзор курса. Создание интеллект-карты по теме «Организация времени». Подведение итогов еженедельного мониторинга Главных событий класса. Выбор Главного события весны
Тематическое планирование.
№ п/п
Тема
Дата
Раздел 1. Хронометраж и поглотители времени
1
Что такое время?
2
Как сосчитать время.
3
«Поглотители времени»: опоздание и ожидание.
4
«Поглотители времени»: беспорядок и отвлечение.
5
Самостоятельная работа «Хронометраж».
Раздел 2. Планирование и приоритеты.
6
Как составить план
7
Приоритеты
8
Виды задач
9
Планируем в ежедневнике
10
Конструктор дня
11
Используем подходящий момент. Контексты
12
Контекстное планирование
13
Интервалы планирования
14
Самостоятельная работа «Планирование»
Раздел 3. Порядок, его создание и поддержание
15
Порядок
16
Поддержание порядка
17
Создание порядка
18
Самостоятельная работа «Порядок»
Раздел 4. Как ставить цели и как их достигать
19
Как осуществить мечту
20
Мечты и цели
21
Достойная цель
22
Как ставить цели
23
Как работать над достижением цели
24
Трудности пути
25
Ценности
26
Самостоятельная работа «Как ставить цели и как их достигать»
Раздел 5. Организация времени в семье и группе
27
Командные ценности
28
Правила и договорённости
29
Создание новых правил и договорённостей
30
Просьбы и отказы
31
Важное дело – отдых
32
Самостоятельная работа «Организация времени в семье и группе»
33
Итоговое занятие
34
Итоговое занятие по проектной деятельности
Материально-техническое обеспечение.
― Лукашенко М.А., Ключ Н.В., Телегина Т.В., Архангельский Г.А. (базовая методика).
Организация времени: Методическое пособие для учителя. – М.: Баласс, 2012.
и учебным пособием для детей:
― Лукашенко М.А., Ключ Н.В., Телегина Т.В., Архангельский Г.А. (базовая методика). Организация времени: Рабочая тетрадь для учащегося. – М.: Баласс, 2012.
― Архангельский, Г.А. Тайм-драйв: как успевать жить и работать / Г.А. Архангельский. – М. : Манн, Иванов и Фербер, 2010.
Ресурсы сети Интернет:
― Бегалин, А. Хроноигра «Свободная Либерталия» / Сайт компании «Организация времени», вкладка «ТМ-статьи». Режим доступа: http://www.improvement.ru/zametki/chronogame/
― Витер, Д. О расстановке приоритетов / Сайт компании
«Организация времени», вкладка «ТМ-статьи». Режим доступа:
http://www.improvement.ru/zametki/viter/rasstanovka.htm
― Гаврилова, И. Исполнение желаний / Сайт компании «Организация времени», вкладка «ТМ-статьи». Режим доступа: http://www.improvement.ru/bibliot/gavrilova/
― Достойная цель по Г.С. Альтшуллеру / Портал Vikent.ru.
Режим доступа: http://vikent.ru/enc/418/
― Ключ, Н. Можно ли научить творчеству / Сайт «Школа идей. Игра и Творчество», вкладка «Каталог статей». Режим доступа: http://igra-idea.ucoz.ru/publ
― Королёв, В. Тайм-менеджмент детям: история одной игры / Сайт компании «Организация времени», вкладка «ТМ-статьи». Режим доступа: http://www.improvement.ru/zametki/child/child01.shtm
Согласовано на заседании ШМО
учителей начальных классов.
Протокол № 1 от «…..» августа 2014 г
Руководитель ШМО
................................
Согласовано
Зам. директора по УВР
Л.Д. Божко ………………..
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ