РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ ПОСРЕДСТВОМ ПРИМЕНЕНИЯ ИКТ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИИ

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ ПОСРЕДСТВОМ ПРИМЕНЕНИЯ ИКТ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИИ

Из опыта работы учителя технологии МБОУ «СОШ№1 г.Мамадыш» Самигуллина Нияза Мирзаяновича

ИКТ в работе учителя технологии.

Одной из главных целевых установок образовательной области «Технология» является развитие и воспитание широкообразованной, культурной, творческой, инициативной и предприимчивой личности. Поэтому на учителя технологии возлагается большая ответственность, к нему предъявляются высокие требования к готовности и профессиональной компетентности в различных технологиях, в том числе и информационно- коммуникативных. Уже первый опыт свидетельствует о больших возможностях, которые открывает использование компьютерной поддержки для повышения эффективности обучения технологии.

Использование ИКТ в образовательной области «Технология» возможно на всех этапах урока:

  • Изучение (объяснение) нового материала

  • Закрепление

  • Повторение

  • Контроль знаний

  • Домашнее задание

В сфере образования применяются базовые информационные технологии:

  • технологии работы в текстовых редакторах;

  • графические;

  • технологии числовых расчетов

  • технологии хранения, поиска и сортировки данных,

  • сетевые информационные технологии,

  • технологии мультимедиа.

Рассмотрим как на разных этапах урока технологии возможно применение базовых информационных технологий.

На всех этапах урока удобно использовать пакет программ Microsoft Office.

Возможности текстового редактора Word

С помощью текстового редактора Word, входящего в состав пакета Microsoft Office, можно создавать письма, уведомления, счета, доклады, бланки, рефераты, курсовые и дипломные работы, Web–страницы – практически любые электронные или печатные документы.

Программа Word позволяет распечатывать текст, вставлять в него рисунки или отсканированные фотографии, форматировать текст и графические изображения и, таким образом, создавать сложные документы с верхними и нижними колонтитулами, примечаниями, перекрестными ссылками, номерами страниц, таблицами и индексами. Создание простых документов в Word значительно облегчается благодаря использованию шаблонов.

Методы работы с текстовым редактором Word, как и с любым другим приложением Office, полностью основаны на зрительном восприятии: когда мы открываем документ, то текст, графика и форматирование выглядят на экране также как и на печати.

Программа Word взаимодействует с другими приложениями Microsoft Office: с ее помощью можно просматривать табличные данные на Excel и Access или слайды из PowerPoint. Можно создать домашнюю страницу и т.д.

Учителю технологии программа Word дает возможность:

  1. Подготовиться к уроку – составить и отредактировать план- конспект занятия с использованием иллюстраций, таблиц и т. п.

  2. Подготовить раздаточный материал к уроку – кейсы, инструкционные карты и др. (Приложение)

  3. Подготовить тесты для повторения, закрепления и контроля. (Приложение)

  4. Упростить работу классного руководителя в сфере отчетности. Например, оформление бланка по итогам четверти. (Приложение)

Графический редактор Paint. Возможности и область применения.

Paint – простейший графический редактор, предназначенный для создания и редактирования растровых графических изображений в основном формате Windows (BMP) и форматах Интернета (GIF и JPEG). Он приемлем для создания простейших графических иллюстраций, в основном схем, диаграмм и графиков, которые можно встраивать в текстовые документы; в Paint можно создавать рекламу, буклеты, объявления, приглашения, поздравления и др.

Графический редактор Paint ориентирован на процесс “рисования” изображения и комбинирования готовых фрагментов, а не на обработку (“доводку”) готовых изображений, таких как отсканированные фотографии.

В нашем распоряжении различные средства и инструменты для художественного творчества – палитра цветов, кисть, аэрозольный баллончик, ластики для стирания, карандаши для рисования геометрических фигур (линий, прямоугольников, эллипсов, многоугольников). Редактор позволяет вводить тексты, и богатый набор шрифтов из комплекта Windows дают возможность выполнять на картинках эффектные надписи. Имеются и “ножницы” для вырезания фрагментов картинки - вырезанный элемент можно переместить, скопировать, уменьшить, увеличить, развернуть и т.д.

Основные возможности Paint:

  • Проведение прямых и кривых линий различной толщины и цвета.

  • Использование кистей различной формы, ширины и цвета.

  • Построение различных фигур – прямоугольников, многоугольников, овалов, эллипсов – закрашенных и не закрашенных.

  • Помещение текста на рисунок.

  • Использование преобразований – поворотов, отражений, растяжений и наклона.

Учителю технологии программа Paint дает возможность:

  1. Создавать рекламу, буклеты, объявления, приглашения, поздравления и др.

  2. Создавать инструкционные карты. (Приложение)

Электронные таблицы – Excel.

С помощью программы Excel, из пакета Microsoft Office, предназначенной для работы с таблицами, можно создавать производить математические расчеты и анализировать полученные данные. Допускается создание диаграмм для наглядного показа результатов обработки информации.

После ввода чисел в ячейки на листе, достаточно напечатать в смежных ячейках формулы, чтобы программа автоматически произвела стандартные математические операции: суммирование, вычитание, умножение или деление. Допускается использование разнообразных функций, которые выполняют простейшие задачи, например вычисление среднего арифметического и более сложные, такие как расчет заработной платы, процента качества успеваемости, пропусков учащихся и т.п. В Excel допускается даже выполнение статистических расчетов.

Предусмотрены простые способы работы с базами данных.

Для графического представления информации на экране лучше всего создать диаграмму, диаграммы выполнены на профессиональном уровне и удобны для просмотра. Кроме того, удобно использовать другие средства отображения данных: сводные таблицы и диаграммы.

Учителю технологии программа Excel дает возможность:

  1. Создавать задания для контроля знаний учащихся с автоматизацией оценки. Например:

  • Кроссворд (Приложение)

  • Тест (Приложение)

2. Создать электронный журнал успеваемости, который можно выразить в таблице, а некоторые элементы и в диаграмме. (Приложение)


Программа Publisher

С помощью программы Publisher можно создать публикации для печати такие как: буклеты, бюллетени, грамоты, дипломы, открытки, плакаты, программки, календари и многое другое. Публикации выдаются в виде готовых шаблонов, но их можно оформить по своему вкусу. Грамота (Приложение). Буклет (Приложение).

Программа презентации Power Point

Программа Power Point предназначена для создания и графического отображения презентации в составе пакета Microsoft Office. При помощи PowerPoint можно строить диаграммы и графики, готовить слайды, проспекты, служебные сообщения и практически любые материалы для презентации, а также организовывать показы слайдов. Допускается просмотр на экране компьютера или с использованием проектора. Кроме того, имеется возможность устраивать показы слайдов в Web-сети.

Вместе с программой PowerPoint поставляется набор шаблонов, задействовав которые мы легко можем подобрать стиль оформления презентации и, как следствие, сконцентрировать внимание на содержательной стороне, то есть текстовых данных и т.п. также в PowerPoint включен комплект готовых форм, которые можно использовать при создании новой презентации.

В состав программы входят такие элементы, как маркированные текстовые слайды, таблицы, организационные диаграммы, графические объекты и инструменты рисования.

Компьютерные технологии, в частности презентации, как наглядные пособия, помогают учителю излагать учебный материал, развивают навыки наблюдения и анализ формы предметов, обеспечивают прочное усвоение учащимися знаний, повышают интерес к предмету.

Специфическое назначение приобретают презентации на всех этапах урока, при выполнении графических и практических работ. Слайд-фильм позволяет на одном слайде показать условие предлагаемой задачи, на другом – решение (поэтапное его выполнение). Это позволяет сократить время при проверке домашнего задания, повторения, изложения нового материала, закреплении и отвести большее время для выполнения практических и графических работ, правильно понять цель и ход предстоящей работы, предупреждать многие графические ошибки, ускорять процесс выполнения заданий. Демонстрируемые слайды будут служить образцами для правильного графического исполнения работы.

Что такое презентация. На смену диафильмам, диапозитивам пришли диапозитивы, но уже в новом обличье и под новым названием – “слайды”.

Презентация (от английского “presentation” – представление) – это набор цветных картинок-слайдов на определенную тему. На каждом слайде можно поместить произвольную текстовую и графическую информацию.

В школах и институтах с помощью программ типа MS Power Point, входящую в пакет Office, можно создавать и демонстрировать учебные и справочные слайд – фильмы, рассказывать о работе кружков, секций и т.п.

В процессе создания презентаций учитель может проявить себя и как сценарист, и как режиссер, и как художник, и как исполнитель.

Как показывать презентации. Показать слайды можно как средствами “главного” приложения – PowerPoint, так и средствами простой программы-демонстратора (PowerPoint Viewer). Для показа слайдов в аудитории используют специальный проектор, подключаемый к компьютеру и экран. Учитель управляет презентацией с клавиатуры.

Возможность нескольких режимов демонстрации (смена слайдов вручную – в прямом и обратном направлении – сопровождая каждый кадр пояснениями, автоматический показ) позволяет учителю вернуться к материалу урока (слайдам – наглядным пособиям) на любом его этапе.

Приложение Microsoft Power Point дает возможность:

конструировать урок, изменяя порядок показа слайдов, их количество (скрыть материал для углубленного изучения материала), дифференцируя материал в зависимости от уровня подготовленности учащихся даже по ходу его проведения;
– снабдить каждый слайд дополнительными визуальными эффектами (построение слайда, переход слайда и др.), что позволяет оживить слайд при демонстрации;
– снабдить слайд (слайды) дополнительными свойствами (скрыть, установка порядка и времени демонстрации и др.).

Использование презентаций открывает более широкие возможности для творческого преподавания технологии, обеспечивает политехнический принцип обучения, дифференцированный и личностно-ориентированный (при проведении урока в кабинете информатики) подходы в обучении.

Показ слайд-фильма сопровождается пояснениями (возможен показ, как со звуковым сопровождением, так и без него, с пояснениями учителя по кадрам или в автоматическом режиме смены слайдов). На следующем уроке фильм можно использовать для того, чтобы проверить насколько усвоен материал. Учитель демонстрирует на экране тот или иной слайд и задает контрольные вопросы. Ответы могут быть как устными, так и письменными. Использование на занятиях учебных фильмов (слайд-фильмов) позволяет наглядно продемонстрировать всей группе правильные приемы работы, их последовательность, что весьма затруднительно сделать, показывая их непосредственно на рабочем месте. Учащиеся вникают в динамику технологического процесса, особенности выполнения каждой операции. Поскольку учебный фильм может содержать материал разной степени сложности, появляется возможность дифференцировать учебный материал, задания в зависимости от подготовленности той или иной группы учащихся, полнее учитывать возможности каждого ученика. Это отвечает требованиям современного личностно-ориентированного подхода в обучении.

Программа Microsoft Power Point дает возможность учителю технологии:

    1. Подготовить самопрезентацию в различных видах деятельности. (Приложение).

    2. Подготовить информационный материал для урока. (Приложение).

    3. Подготовить инструкционную карту в виде слайдов для практической работы учащихся. (Приложение)


ИКТ в проектной и научно – исследовательской

деятельности учащихся по технологии.


В современном обществе успешным человеком считается тот, кто способен организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Социологические исследования, проведенные в экономически развитых странах мира, показали, что большинство современных политических лидеров, воротил бизнеса, новаторов в искусстве и спорте — это люди, обладающие проектным типом мышления. В современной школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся — проектной деятельности.

Сегодня есть все основания утверждать, что проектная деятельность, где за основу берется познавательный интерес - это только первое приближение к формированию познавательной активности учащихся. Метод проектов находит всё большее распространение в системе образования, так как любая его форма это одновременно поиск, обработка, критическое осмысление, систематизация, презентация и оценка полученных результатов собственного труда обучающимися.

Вовлечение учащихся в проектную деятельность происходит постепенно. Рассматривая опыт работы по проектной деятельности в нашей школе, можно констатировать, что интерес к самостоятельной работе появляется уже с младшего звена школы. Ведь дети с раннего возраста обладают навыками исследования, и надо лишь научить их использовать ИКТ для достижения поставленных ими же самими целей. Они обладают необходимыми волевыми качествами, чтобы преодолевать возникающие трудности и не утрачивать интерес к длительной работе, способны не терять из поля зрения интересующую их значимую цель.
Кроме того, проектная деятельность позволяет удовлетворить важные потребности подростков, учесть их психологические особенности и минимизировать отрицательные проявления подросткового кризиса.

Для большей заинтересованности учащегося проект должен иметь личностно значимую цель, сформулированную в виде проблемы, решая которую, автор работы определяют свою стратегию и тактику, распределяет время, привлекает необходимые ресурсы, в том числе информационные. И здесь опять же огромную роль играют средства ИКТ. Так если в прежние годы серьезную трудность представлял поиск информации в условиях ее дефицита, то спецификой сегодняшнего дня становится работа в условиях ее обилия. Это так же приносит свои плоды, так как развивает навыки критического подхода к источнику информации, приучает к проверке достоверности, отсеиванию второстепенных или сомнительных сведений, делает учащегося устойчивым к разного рода побочным влияниям, в том числе и к агрессивной рекламе.

Замечательный опыт саморекламы дает ребятам процедура защиты проекта. Она имеет свой строгий регламент — 7–10 минут на выступление и около 5 минут — ответы на вопросы по теме. Автор готовит аннотацию или тезисы своей проектной разработки, знакомит с ней представителей жюри, заранее позаботившись об оформлении аудитории, приготовив технику для демонстрации слайдов, видео- или аудиофрагментов, компьютерной презентации и т.п. Желательно приглашение зрителей, с, может быть даже заранее, оговоренными вопросами по теме, чтобы защита проекта выглядела более убедительной. Визуальные средства также эффектный ход в защите проекта. Психологами доказано, что из визуальной информации человеком воспринимается 55 %, из аудио – 12%, следовательно, если сочетать аудио и визуальное преподнесение, то аудитория воспримет до 65% поданной информации.

Есть много интересных секретов разработки презентаций, которые осваивают учащиеся, защищая свои проекты. Мультимедийные презентации прочно вошли в школьную жизнь. Сегодня ПРЕЗЕНТАЦИЯ – это убеждение в своих позициях, форма коммуникации, чувство цвета, линии, композиции, пропорции и гармонии, способность к образному мышлению, знание психологии цвета. Все это помогает создать эффективную презентацию результата проекта и обеспечивают успех. При разработке презентации учитывается, что она:

  • быстро и доходчиво изображает вещи, которые невозможно передать словами;

  • вызывает интерес и делает разнообразным процесс передачи информации;

  • усиливает воздействие выступления.

Конечно, на первых порах во всем этом большую помощь оказывает супервизор, но в выпускных классах учащиеся вполне самостоятельно справляются со всеми проблемами. По мнению специалистов, проектная деятельность с последующей защитой поможет молодым людям освоить минимальные навыки саморекламы, необходимые для профессионального успеха в рыночной экономике. В любом случае, досье на самих себя, содержащее творческие работы и проекты, а также отзывы на них, рекомендательные письма, дипломы и грамоты, пригодится всем старшеклассникам, которые всерьез задумываются о своей будущей карьере.






Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ