Дополнительная образовательная программа «Ритмика»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Садовская средняя общеобразовательная школа № 2
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании методического объединения учителей эстетического цикла лицейского округа
протокол №_1__
от «30» августа 2012г.
Утверждена педагогическим советом МКОУ Садовской СОШ № 2
протокол №__1_
от «27» августа 2012г.
«Утверждаю»_________
Директор школы
Г.Н. Мамонова
приказ № 39/13
от «30» августа 2012 г.
Дополнительная образовательная программа
«Ритмика»
Возраст: 7-10 лет
Срок реализации: 1 год
Программа разработана учителем начальных классов
Прониковой Инной Михайловной
в 2012 году
Село Садовое
2012 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Количество недельных часов 1 час в неделю
Количество часов в год 36
Уровень рабочей программы базовый
Классификация рабочей программы типовая
Программа курса внеурочной деятельности «Ритм» соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 2004 г. и составлена на основе программы «Ритмика и бальные танцы» под редакцией Е.И.Мошковой, рекомендованной Управлением общего среднего образования Министерства общего и профессионального образования РФ, 1997г. При составлении рабочей программы автор использовал образовательную программу дополнительного образования детей "Гармония" (ритмика и пластика на сцене)" (автор-составитель - Никифоров П.А.), а также рабочую программу по курсу внеурочной деятельности "Ритмика" для 1 класса ГОУ СОШ № 1297 г.Москвы.
Ключевые аспекты программы учитывают цели и задачи образовательной программы и программы развития школы.
Данная программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной программы (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от « 6 » октября 2009 г. № 373) .
Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования.
Программа соответствует основным принципам государственной политики РФ в области образования, изложенным в Законе Российской Федерации “Об образовании”.
Это:
– гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;
– общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников;
– обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, творческого развития;
– содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от национальной, религиозной и социальной принадлежности.
Курс внеурочной интегрированной деятельности «Ритмика» рассчитан на работу с детьми младшего школьного возраста на основе приобщения к традиционным культурным ценностям. Он посвящён процессу овладения детьми ритмическими движениями с музыкальным сопровождением.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Содержание курса направлено на воспитание творческих, компетентных и успешных граждан России, способных к активной самореализации в личной, общественной и профессиональной деятельности. В процессе освоения курса у учащихся укрепляется здоровье, формируются общие и специфические учебные умения, способы познавательной и предметной деятельности.
Актуальность выбора курса
Рост числа заболеваний среди школьников за последние годы стремительно набирает темпы. Наряду с экологическими, социальными и наследственными факторами формированию этих заболеваний способствует большое психоэмоциональное напряжение, связанное с условиями жизни и обучения, трудности организации здоровьесберегающего обучения школьников, особенно младших классов. На современном этапе актуальной становится задача обеспечения школьного образования без потерь здоровья учащихся. Всемирная организация здравоохранения определила здоровье как состояние “полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов”. Физические движения – это естественно-биологический метод, в основе которого лежит обращение к основной биологической функции организма – мышечному движению. Движение стимулирует процессы роста, развитие и формирования организма, способствует становлению и совершенствованию высшей психической и эмоциональной сферы, активизирует деятельность жизненно важных органов и систем, поддерживает и развивает их, способствует повышению общего тонуса. Движение в ритме и темпе, заданной музыкой, способствует ритмичной работе всех внутренних органов и систем, что при регулярных занятиях ведёт к общему оздоровлению организма.
Одна из задач курса — привить учащимся культуру общения с ровесниками, в паре в танце, с окружающими. Эта задача успешно решается путем организации танцевальных праздников, конкурсов, танцевальных игр и соревнований.
Приобретая опыт пластической интерпретации музыки на занятиях ритмикой, ребенок овладевает двигательными навыками и умениями, приобретает опыт творческого осмысления музыки, ее эмоционально-телесного выражения, развивает внимание, волю, память, подвижность мыслительных процессов, творческое воображение, способность к импровизации в движении под музыку.
Психолого-педагогические принципы
Программа опирается на развивающую парадигму, представленную в виде системы психолого-педагогических принципов:
а) Личностно-ориентированные принципы (принцип адаптивности, принцип развития, принцип психологической комфортности).
б) Культурно-ориентированные принципы (принцип целостности содержания образования, принцип систематичности, принцип ориентировочной функции знаний, принцип овладения культурой).
в) Деятельностно-ориентированные принципы (принцип обучения деятельности, принцип управляемого перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика)
Цели и задачи реализации программы «Ритм»
Цель: формирование у учащихся начальной школы основ здорового образа жизни, развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности.
Задачи:
Укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма
Совершенствование жизненно-важных навыков и умений чувствовать и ощущать музыкальный ритм посредством обучения ритмическим движениям
Развитие интереса к занятиям ритмикой, формам активного досуга, развитие координации движения, эстетического вкуса, художественно-творческой и танцевальной способности, фантазии, памяти, кругозора
Формирование общих представлений о культуре движений
Формирование культуры общения между собой и окружающими
Воспитание организованной, гармонически развитой личности.
Развитие основ музыкальной культуры
Развитие музыкальности, способности становления музыкально-эстетического сознания через воспитание, способности чувствовать, эстетически переживать музыку в движениях.
Развитие умения воспринимать развитие музыкальных образов, передавать их в движениях, согласовывая эти движения с характером музыки, средствами музыкальной выразительности,
Развитие умения определять музыкальные жанры (танец, марш, песня), виды ритмики (танец, игра, упражнение), понимать простейшие музыкальные понятия (высокие и низкие звуки; быстрый, средний, медленный темп; громкая, умеренно-громкая, тихая музыка и т.д.).
Формирование красивой осанки, выразительности пластики движений и жестов в танцах, играх, хороводах, упражнениях
Личностные, межпредметные и предметные результаты освоения внеурочной деятельности
К числу планируемых результатов освоения курса основной образовательной программы отнесены:
личностные результаты - активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания, проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями, проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении целей
межпредметные результаты – обнаружение ошибок при выполнении учебных заданий, отбор способов их исправления; анализ и объективная оценка результатов собственного труда, поиск возможностей и способов их улучшения; видение красоты движений, выделение и обоснование эстетических признаков в движениях и передвижениях человека; управление эмоциями; технически правильное выполнение двигательных действий
предметные результаты – выполнение ритмических комбинаций на высоком уровне, развитие музыкальности (формирование музыкального восприятия, представления о выразительных средствах музыки), развитие чувства ритма, умения характеризовать музыкальное произведение, согласовывать музыку и движение.
Межпредметные связи
Программа составлена с учётом реализации межпредметных связей по разделам:
«Музыкальное воспитание», где дети учатся слышать в музыке разное эмоциональное состояние и передавать его движениями.
Учащиеся усваивают понятия "ритм", "счет", "размер" и узнают, что музыка состоит из тактов и музыкальных фраз, при этом дети должны учатся различать вступление и основную мелодию, вступать в танец с начала музыкальной фразы.
«Ознакомление с окружающим», где дети знакомятся с явлениями общественной жизни, предметами ближайшего окружения, природными явлениями, что послужит материалом, входящим в содержание ритмических игр и упражнений.
Самая тесная взаимосвязь прослеживается между ритмикой и физкультурой: и по строению урока, и по его насыщенности. Начинаясь с разминки, имея кульминацию в середине и спад физической и эмоциональной нагрузки к концу, каждый урок имеет конкретную цель — тренировать те или иные группы мышц для выполнения различных движений. Регулярные занятия танцами, как и занятия физкультурой, создают и укрепляют мышечный корсет, улучшают работу сердца, нервной системы, укрепляют психику.
В ходе занятий учащиеся сталкиваются с понятиями "угол поворота", "направление движения", "доли счета" (1/4, 2/4, 3/4 и т. д.). Умение ориентироваться в пространстве, необходимость развития и использования абстрактного мышления создает тесную взаимосвязь с изучением математики.
Каждый танец, который включен в программу, имеет определенные исторические корни и географическое происхождение. Приступая к изучению того или иного танца, учащиеся знакомятся с историей его создания, узнают, в какой стране, у какого народа он появился, в какую страну переместился. Уклад и обычаи, характер и темперамент народа отражаются в танце, и наоборот, изучая танец, учащиеся узнают о тех или иных народах, странах.
Формы контроля и оценки результатов достижения поставленных целей:
- проведение открытых занятий для родителей;
- организация танцевальных конкурсов;
- участие в праздничных программах, концертах;
- проведение итогового занятия в конце учебного года.
Учебно-тематический план
Название разделов
Название тем
Количество часов
Вводное занятие
1
Азбука музыкального движения
Развитие ритмического восприятия
3
Развитие музыкальности
3
Паузы в движении и их использование
1
Развитие пластики тела
Упражнения на формирование правильной осанки
3
Упражнения на растяжку
2
Упражнения на пластику
3
Танцевально-ритмическая гимнастика
Общеразвивающие упражнения
3
Виды шага, бега, прыжков
3
Изучение позиций
2
Диско-танцы
«Музыкальный»
2
«Стирка»
1
Вару-вару
3
Полька
3
Итоговое занятие. Отчётный концерт
1
Резерв
2
Итого:
36
Содержание программы
Каждая тема состоит из теоретической и практической части. Теоретическая часть включает в себя объяснение педагогом необходимых теоретических понятий, показ изучаемых элементов танца, объяснение принципа движения, беседу с учащимися, просмотр видеоматериалов. В данной программе не предусматривается проведение специальных теоретических занятий. Изучение теории вплетается в ткань каждого учебного занятия. Практическая часть включает разминку, отработку движений учащимися, составление вариаций из изученных движений и их исполнение. В конце каждого занятия учащиеся под руководством педагога анализируют свою работу, используя метод взаимооценки.
Вводное занятие.
Теория. Знакомство с обучающимися. Введение в образовательную программу. Инструктаж по технике безопасности. Культура поведения на учебных занятиях и в Центре образования.
Практика. Разучивание танцевального приветствия (поклон), построение по линиям, игра «Знакомство» (Приложение 1).
Азбука музыкального движения.
Теория. Беседа об основных понятиях и их разъяснение: музыкальный размер, направления движения, степени поворота.
Практика. Система упражнений, направленная на развитие музыкального слуха: прослушивание различных ритмов и мелодий, хлопки под музыку, игра «Найди музыкальную фразу».
Развитие ритмического восприятия.
Теория. Виды музыкальных размеров: 2/4, 3/4, 4/4.
Практика. Система упражнений, направленная на развитие чувства ритма и музыкального слуха: прослушивание различных ритмов и мелодий, хлопки под музыку, игра «Найди музыкальную фразу». Игра в хлопки с увеличением темпа: хлопки (на сильную долю) становятся громче и увеличивается размах рук, и, наоборот, со снижением темпа все стихает. Упражнения по всем уровням выполняются по заданию преподавателя. Усложнённые варианты и комбинации складываются из простых изученных элементов путем комбинации их между собой.
Развитие музыкальности.
Теория. Музыкальные жанры: песня, танец, марш. Различие танцев по характеру, темпу, размеру: вальс, полонез, польку. Беседа о жанре, характере и музыкально-выразительных средствах помогает развивать логическое мышление ребенка и поднимать уровень его общего культурного развития.
Практика. Игра «Найди свой путь», движение по залу со сменой направлений под музыку. Музыкально-пространственные упражнения: маршировка в темпе и ритме музыки; шаг на месте, вокруг себя, вправо, влево. Пространственные музыкальные упражнения: продвижения в различных рисунках по одному, в паре, перестроения из колонны в шеренгу и обратно, из одного круга в два и обратно, продвижения по кругу (внешнему и внутреннему), «звёздочка», «конверт». Музыкально-ритмические упражнения на практическое усвоение понятий: «Темп», «Ритм», «Динамика», «Музыкальная фраза», «Акцент». Оформление урока музыкой с ярко выраженным ритмическим рисунком. Детям предлагается вразброс танец, марш, песню, которые следуют друг за другом, внезапно обрываясь. Дети должны быстро перестроиться и исполнять заданные движения, меняя их в соответствии со сменой звучания музыкального жанра. Например, под марш они начинают маршировать, под песню берут микрофон и открывают рот, словно поют, под танец выполняют танцевальные движения. Упражнения по всем уровням выполняются по заданию преподавателя. Усложнённые варианты и комбинации складываются из простых изученных элементов путем комбинации их между собой.
Паузы в движении и их использование.
Теория. Виды музыкальных размеров танцев.
Практика. Игра «Сделал - остановись».
Танцевальные шаги: с носка, с подъёмом ноги, согнутой в колене, на месте и в продвижении, на полупальцах с вытянутыми коленями, со сменой положения рук. Шаги, выполненные через выпад вправо-влево, вперед-назад.
Развитие пластики тела.
Теория. Терминология, основные понятия и принципы исполнения движений
Практика. Система специально разработанных упражнений на развитие основных навыков по данной теме. (Приложения 1, 2)
Упражнения на осанку.
Теория. Терминология, основные понятия и принципы исполнения движений. Понятие о линиях корпуса. Применение навыков расслабления в танце.
Практика. Освоение системы упражнений, направленной на укрепление и развитие мышц верхнего плечевого пояса: наклоны головы, сжатие и расслабление пальцев рук, вращение кистей, локтей и плеч. Освоение системы упражнений, направленной на укрепление и развитие мышц брюшного пресса: наклоны в стороны и вперёд, потягивания в стороны и вверх, круговые вращения корпуса. Освоение системы упражнений, направленной на укрепление и развитие мышц спины: сжатие и растяжение мышц грудного отдела, «джазовый квадрат», растягивание и скручивание мышц поясничного отдела позвоночника. Упражнения по всем уровням выполняются по заданию преподавателя. Усложнённые варианты и комбинации складываются из простых изученных элементов путем комбинации их между собой.
Упражнения на растяжку.
Теория. Терминология, основные понятия и принципы исполнения движений. Основные принципы дыхания. Выделение различных групп мышц. Понятие о линиях корпуса. Применение навыков расслабления в танце. Понятие о мышечном тонусе. Разнонаправленное растяжение.
Практика. Основы гимнастики на полу, игровой стретчинг. Развитие навыков растяжения и расслабления. Освоение системы упражнений, направленной на развитие подвижности суставных сочленений: вращения в суставах (стопа, колено, бедро); укрепление и развитие мышц ног: работа стопы (пятка, носок, плоская стопа), различные виды приседаний, прыжки. Упражнения по всем уровням выполняются по заданию преподавателя. Усложнённые варианты и комбинации складываются из простых изученных элементов путем комбинации их между собой.
Упражнения на пластику.
Теория. Терминология, основные понятия и принципы исполнения движений. Основные принципы дыхания. Выделение различных групп мышц.
Практика. Работа по классическому экзерсису на полу (система движений «пapтер» на полу). Эта система помогает сделать тело подвижным, послушным, прекрасным. Здесь пол служит как бы инструментом, помогающим выпрямлять, вытягивать разворачивать, развивать в нужном направлении костно-мышечный скелет ребенка, исправлять физические недостатки. На занятиях дети пользуются специальными гимнастическими ковриками. Для обучения сознательному управлению своими мышцами применяются упражнения на напряжение и расслабление мышц тела. Эти упражнения также способствуют растягиванию ахилловых сухожилий, подколенных мышц и связок, укрепляют все группы мышц ног, приучают к ощущению вытянутости ноги, в том числе пальцев ног и всей стопы. Упражнения по всем уровням выполняются по заданию преподавателя. Усложнённые варианты и комбинации складываются из простых изученных элементов путем комбинации их между собой.
Танцевально-ритмическая гимнастика.
Теория. Беседа об основных понятиях и их разъяснение: музыкальный размер, направления движения, степени поворота.
ПРАКТИКА. Система специально разработанных упражнений на развитие основных навыков по данной теме.
Обще развивающие упражнения.
Теория. Необходимость предварительного разогрева мышц, знакомство с основными группами мышц. Основные группы мышц верхнего плечевого пояса. Укрепление и развитие мышц брюшного пресса как залог формирования мышечного корсета. Различные отделы позвоночника и их специфика. Что такое осанка и для чего она нужна. Суставы и механизм их работы. Основные группы мышц ног.
Практика. Общеукрепляющие и развивающие упражнения под музыку по специальной системе подготовки начинающих танцоров Прыжки: маленькие и большие прыжки; по разным длительностям. Подскоки: на месте; с продвижением. Упражнения для рук и кистей: являются частью разминки, а также включаются в танцевальные комбинации и этюды. Упражнения по всем уровням выполняются по заданию преподавателя. Усложнённые варианты и комбинации складываются из простых изученных элементов путем комбинации их между собой.
Виды шага, бега, прыжков.
Теория. Названия основных видов шагов, прыжков, понятие маленьких и больших прыжков; по разным длительностям.
Практика. Танцевальные шаги: с носка, с подъёмом ноги, согнутой в колене, на месте и в продвижении, на полупальцах с вытянутыми коленями, со сменой положения рук. Лёгкий бег с пальцев вытянутой стопы, бег с отбрасыванием назад ног, согнутых в коленях, на месте и в продвижении, бег с подниманием вперёд ног, согнутых в коленях, на месте и с продвижением. Прыжки: понятие маленьких и больших прыжков; по разным длительностям. Подскоки: на месте; с продвижением. Упражнения по всем уровням выполняются по заданию преподавателя. Усложнённые варианты и комбинации складываются из простых изученных элементов путем комбинации их между собой Приложение 1, 2.
Изучение позиций.
Теория. Основные степени поворотов на месте и в движении: целый поворот, половина поворота, поворот по четвертям и восьмым долям.
Практика. Постановка рук – подготовительная, 1, 2, 3 позиции. Позиции ног - 1, 2, 3. Plie – складывание, сгибание, приседание. Изучается demi plie по 1,3 позициям. Музыкальный размер - 3/4 или 4/4, темп - andante. Battement tendu simple – движения, вырабатывающие натянутость всей ноги в колене, подъёме, пальцах, развивающие силу и эластичность ног (изучается по 1 позиции вначале в сторону, вперёд, затем назад). Музыкальный размер - 2/4, темп – moderato (Приложение 1, 2). Тренинг. Упражнения по всем уровням выполняются по заданию преподавателя. Усложнённые варианты и комбинации складываются из простых изученных элементов путем комбинации их между собой, включения шагов в различных направлениях, plie и подключения к работе других уровней. Исходная позиция (если не указывается специально) – ноги на ширине плеч, стопы параллельно друг другу.
Диско-танцы
Теория. Беседа об основных понятиях и их разъяснение: диско-музыка, музыкальный размер.
Практика. Изучение ритмически простых линейных и парных диско-танцев. Описание диско-танцев дается в Приложении 3.
Диско-танец «Музыкальный»
Теория. Понятия «музыкальная фраза», «пауза», «целый поворот».
Практика. Изучение и исполнение линейного диско-танца «Музыкальный».
Диско-танец «Стирка».
Теория. Понятия «музыкальная фраза», «пауза».
Практика. Изучение и исполнение линейного диско-танца «Стирка».
Танец «Вару-вару»
Теория. Понятия «музыкальная фраза», «пауза», «целый поворот», «поворот по четвертям». Ритмический рисунок «медленно-медленно-быстро-быстро-медленно».
Практика. Изучение и исполнение танца «Вару-вару».
Танец «Полька»
ТЕОРИЯ. История танца «Полька». Основные направления танцевального движения в зале: лицом и спиной по линии танца, лицом и спиной в центр. Движение вперёд и назад, вправо-влево.
ПРАКТИКА. Изучение и исполнение танца «Полька» в парах.
Итоговое занятие.
практика. В конце учебного года проводится концерт для родителей. Показ всех изученных танцев.
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
№
Тема занятия
Формы, приёмы, методы
Дидактич. и технич. оснащение
Форма подведения итогов
1
Азбука музыкального движения
Беседа, демонстрация способа действия, тренировка, упражнение.
Мультимедийный проектор, компьютер, аудио и видеозаписи, магнитофон
Показательное занятие для родителей
2
Развитие пластики тела
Беседа, просмотр видео с показом упражнения, тренировка, постановка миниатюр учащимися
Мультимедийный проектор, компьютер, аудио и видеозаписи, магнитофон, коврики, зонтики, корзиночки и т.д.
Просмотр миниатюр, подготовленных детьми самостоятельно
3
Танцевально-ритмическая гимнастика
Записи аэробики, тренировка, упражнение.
Мультимедийный проектор, аудио и видеозаписи, коврики.
Выступление на школьных праздниках, в Садовском ДК, Доме для престарелых и инвалидов и т.д.
4
Диско-танцы
Просмотр видеофильма с показом диско-танцев, беседа о программе «Большие танцы»
Мультимедийный проектор, компьютер, аудио и видеозаписи, коврики, необходимый для композиции реквизит
Выступление на школьных праздниках, в Садовском ДК, Доме для престарелых и инвалидов и т.д.
5
Полька
Просмотр показательной записи (материал из Интернет), тренировка, упражнения.
Мультимедийный проектор, компьютер, выход в Интернет, аудио и видеозаписи, коврики.
Выступление на школьных праздниках, в Садовском ДК, Доме для престарелых и инвалидов и т.д.
Календарно-тематическое планирование.
№ п\п
Тема занятия
Планируемая дата
Фактическая дата
1
Вводное занятие
05.09
2
Развитие ритмического восприятия
12.09
3
Развитие ритмического восприятия
19.09
4
Постановка танцевальной композиции «Весёлые зонтики»
26.09
5
Развитие музыкальности
03.10
6
Развитие музыкальности. Вальс
10.10
7
Развитие музыкальности. Вальс «Осенние листья»
17.10
8
Паузы в движении и их использование.
24.10
9
Упражнение на формирование правильной осанки.
31.10
10
Упражнение на формирование правильной осанки.
07.11
11
Русский народный танец «Ягодка»
14.11
12
Упражнение на растяжку
21.11
13
Упражнение на растяжку. Композиция «Вдохновение»
28.11
14
Упражнение на пластику.
05.12
1
15
Упражнение на пластику. Композиция «За стеклом»
12.12
16
Упражнение на пластику. Композиция «Куклы»
19.12
17
Общеразвивающие упражнения. Танец «Зимушка»
26.12
18
Общеразвивающие упражнения. Танец индейцев.
09.01
19
Общеразвивающие упражнения. Разучивание танца «Просто, мы маленькие звёзды!»
16.01
20
Виды шага, бега, прыжков.
23.01
21
Виды шага, бега, прыжков. Танец «Просто, мы маленькие звёзды!»
30.01
22
Виды шага, бега, прыжков.
6.02
23
Изучение позиций. Разучивание вальса «Лебеди»
13.02
24
Изучение позиций. Вальс «Лебеди»
20.02
25
Игра «Стартинейджер»
27.02
26
Упражнение на формирование правильной осанки.
06.03
27
Диско-танцы «Музыкальный»
13.03
28
Диско-танцы «Музыкальный»
20.03
29
Диско-танцы «Стирка»
27.03
30
Диско-танцы «Бару-бару…»
03.04
31
Диско-танцы «Бару-бару…»
10.04
32
Диско-танцы «Бару-бару…»
17.04
33
Полька
24.04
34
Полька
8.05
35
Полька
15.05
36
Итоговое занятие. Отчётный концерт.
22.05
Упражнения для первого этапа обучения.
На первом этапе обучения необходимо научить детей двигать отдельно каждой частью своего тела.
Голова.
Голова должна двигаться так, как будто она подвешена на веревочке за макушку.
Наклоны головой вниз-вверх, не втягивая ее в плечи.
Повороты головой вправо-влево, не заваливая ее назад, при повороте необходимо делать усилие на подбородок (при повороте направо правое ухо выше левого, и левое выше правого при повороте налево).
Смещение головы в сторону без ее наклона, за счет мышц шеи. Затем, добавление к смещению головы вправо-влево наклон головы в соответствующую сторону. Должна прослеживаться последовательность при выполнении упражнения: смещение, потом наклон.
Плечи.
Движения плечами вверх-вниз.
Дети должны почувствовать, что при движении плечами вниз голова и шея остаются наверху: макушка как бы привязана за ниточку к потолку. А при движении плечами вверх голова и шея «прячутся» в плечах, а плечи стремятся коснуться ушей.
Движения плечами поочередно: то правым вверх-вниз, то так же левым. При этом при движении вверх ребенок пытается достать плечом уха (возможен небольшой наклон головы к плечу для создания ощущения сжатия). При опускании плеча вниз возможно отклонение головы в противоположную сторону для создания ощущения растяжения.
Движения плечами вперед-назад.
Дети должны почувствовать, что при движении плечами вперед, они (плечи) не поднимаются вверх, и, соответственно, голова не втягивается в плечи. При движении плечами назад должно сложиться впечатление, что они (плечи) стремятся встретиться с пятками. При этом лопатки должны повстречаться друг с другом. Шея, при этом, опять же не прячется никуда, т.е. голова не втягивается в плечи.
Корпус.
Движение корпусом вперед-назад.
Для движения корпуса вперед сместить в этом направлении точку груди, которая находится в верхней ее части. При этом должно создаться ощущение, что вы пытаетесь положить грудь на полочку, уровень которой находится немного выше. При этом плечи должны будут сместиться назад для создания равновесия.
На следующем этапе для более наполненного движения корпусом, как и любой другой частью тела необходимо выполнять его с небольшим замахом. Это как в жизни: чтобы ударить по мячу, необходимо замахнуться, чтобы бросить мяч рукой, также необходим замах. Так и в нашем случае, чтобы выполнить движение корпусом вперед, необходимо вначале сместить его немного назад на счет «И...» и, затем, на счет «раз» направить его вперед. И наоборот. Чтобы сместить корпус назад, нужно сместить его немного вперед так же на счет «И...».
При смещении корпуса назад должно создаться ощущение, что вы пытаетесь взглянуть себе на живот. При этом плечи вместе с головой для создания равновесия должны сместиться вперед.
На следующем этапе выполнить это упражнение с замахом на счет «И».
Движение корпуса вверх-вниз (вдох-выдох).
Должно возникнуть ощущение растяжения правой и левой сторон (правого и левого боков).
Возможная ошибка: поднятие вместе с грудью плеч. Они (плечи) одновременно с движением корпуса вверх должны устремляться вниз, создавая тем самым натяжение.
Движение вверх-вниз отдельно правой и отдельно левой сторон. При этом соответствующие плечи направлены вниз, создавая натяжение. И должно возникнуть ощущение растяжения мышц соответствующей стороны, соответствующего бока.
Движение корпуса из стороны в сторону.
Для правильного выполнения этого упражнения необходимо выполнить предыдущее, но со смещением корпуса в левую или в правую сторону. Это необходимо для того, чтобы избежать движения плечами в сторону.
Общее требование:
Все движения корпусом, собственно говоря, не только корпусом, должны заканчиваться не остановкой, а дотягиванием, для создания еще большего растяжения. Именно это позволит ребенку заполнять движением музыку, точнее, промежуток между тактами: 1, 2, 3, 4, т.е. «И»: И-раз, И-два, И-три, И-четыре. Вследствие чего исполнитель не будет торопиться вперед и обгонять музыку, что очень часто можно наблюдать во время выступления начинающих танцоров.
И одновременно с этим его движения будут более насыщенны и наполнены содержанием, что в свою очередь позволит зрителю успеть понять и воспринять то, о чем хочет сказать актер. Потому что не что иное, как жесты и движения позволяют усилить впечатление от сказанного. Именно движение должно помочь ребенку должным образом передать все чувства и переживания, которые он хочет выразить на сцене.
Помимо этих специфических упражнений нельзя забывать и об уже известных развивающих упражнениях.
Исходное положение: стоя на четвереньках.
Упражнение. Выгнуть позвоночник вверх: спина «дугой», подбородок прижат к груди. Затем прогнуться вниз, откинув голову назад.
Примечание. Упражнение выполняется медленно. Следить за тем, чтобы руки не сгибались в локтях. Каждый раз доходить до максимума в прогибе.
Исходное положение: сидя на полу с вытянутыми перед собой и слегка разведенными ногами.
Упражнение. Развернуть корпус на 180 градусов назад и постараться грудью коснуться пола, опираясь на руки. Затем вернуться в исходное положение и выполнить то же самое с поворотом в другую сторону.
Примечание. Следить, чтобы при опускании корпуса к полу бедра и ноги не отрывались от земли.
Исходное положение: стоя на четвереньках.
Упражнение. Опустить таз на пятки; сгибая руки в локтях, начать скользящее движение корпусом вдоль пола, как бы подлезая под забор. В конце движения корпус прогибается назад-вверх, а бедра лежат на полу. После этого проделать движение в обратном направлении, в исходное положение.
Работа бедер вперед-назад.
При движении вперед необходимо, чтобы ребенок попытался втянуть верхнюю часть бедер себе под ребра. При движении назад необходимо добиться прогиба в пояснице. При этом верхняя часть корпуса должна оставаться неподвижной и спина не должна сгибаться.
На следующем этапе для более наполненного движения бедрами, как и любой другой частью тела необходимо выполнять его с небольшим замахом. Это как в жизни: чтобы ударить по мячу, необходимо замахнуться, чтобы бросить мяч рукой, также необходим замах. Так и в нашем случае, чтобы выполнить движение бедрами вперед, необходимо вначале сместить их немного назад (на счет «И...»). И наоборот. Чтобы сместить бедра назад, нужно сместить их немного вперед так же на счет «И...»
Работа бедер из стороны в сторону.
При таком движении нужно, чтобы ребенок пытался соединить бедро с соответствующим плечом, при этом спина опять же не должна сутулиться.
На следующем этапе выполняем движение с небольшим замахом (см. движение бедер вперед-назад).
Гибкость
Повышение подвижности отдельных частей тела и общей гибкости.
Осуществляется с помощью всевозможных сгибаний и разгибаний, отведений и приведений, поворотов вправо и влево (внутрь и наружу), круговых движений, «скручиваний» и «смещений» отдельных частей тела; чередования и сочетания этих движений в различных комбинациях.
В работу включаются:
движения головы в сложном затылочном суставе;
движения верхних конечностей: между плечевым поясом и туловищем (движения лопаток), в плечевом суставе, в локтевом суставе, движения кисти в лучезапястном суставе, движения большого и четырех остальных пальцев в пястно-фаланговых суставах;
движения нижних конечностей: в бедренном суставе, в коленном суставе, стопы в голеностопном суставе.
Упражнения для развития пассивной гибкости
Упражнения с использованием собственной силы – например, притягивание туловища к ногам.
Упражнения, при которых часть тела зафиксирована с помощью дополнительной внешней опоры, - например, сидя на стуле и зацепившись ногами за передние ножки, повернуться в сторону, наклониться и дотянуться до вещи на полу.
Упражнения, при которых часть тела зафиксирована с помощью «изолирующей» позиции, – например, повороты корпуса в стороны из положения сидя на полу между ступнями согнутых в коленях, прижатых к полу и развернутых в стороны ног.
Статические упражнения, при которых производится удержание конечностей или корпуса в положении, требующем предельного проявления гибкости, – например, фиксированные наклоны или шпагаты.
Упражнения для развития активной гибкости
Различного рода маховые, маятниковые движения отдельными частями тела с постепенным увеличением амплитуды и скорости движения – например, маховые движения ногой.
Пружинящие движения отдельными частями тела с постепенным увеличением амплитуды движений – например, пружинистые движения корпусом вверх-вниз в положении выпада.
Рывковые движения – например, резкое разведение рук в стороны в горизонтальной плоскости.
Растяжение мышц за счет медленного напряжения мышц-антагонистов – например, медленное разведение рук в стороны до предела.
Перенос веса тела.
Ноги по шестой позиции. Вес тела на двух ногах, на передней части стопы. Поочередно выталкивая себя стопой одной ногой, перенести вес на другую. При этом, делая все это под музыку так, чтобы на «И» оставаться еще на исходной ноге.
То же самое из исходного положения «ноги на ширине плеч». Вся работа происходит только за счет пальцев ног. Для начала необходимо, чтобы ребенок почувствовал, что он стоит на одной ноге, для этого нужно немного оторвать свободную ногу от пола. Для правильного выполнения этого упражнения необходимо, чтобы все тело было собрано, т.е. все мышцы были немного напряжены, плечи опущены, лопатки сведены и пятая точка была так же подобрана вперед (смотри упражнение для бедер).
Куклы Папы Карло.
Сейчас мы отправимся в гости в мастерскую Папы Карло. Что же мы увидим там? Конечно, игрушки. У вас есть любимые игрушки? Только мы будем не называть их, а показывать и сами озвучивать. Давайте попробуем сами изобразить наши игрушки (педагог может полетать "самолетиком", поскакать мячиком). Показывать свою игрушку можно одному или объединиться в пары, группы. Один, два, три. Вот мы уже в мастерской. А это что за игрушка? Вся из дерева, ходит на прямых ножках, а ручки сгибает только в локте. Да, это Буратино! Походим все, как он (2 минуты).
А это кто? Кукла Неваляшка! Руки прижаты к бокам. Все тело напряглось, не шевелится, только ножки чуть-чуть двигаются. И качается: сначала из стороны в сторону, а потом вперед-назад и никогда не падает (2 минуты).
Игра «Знакомство».
Педагогу, впервые пришедшему на занятие, взяв мяч в руки, следует сначала представиться самому, затем передать мяч по цепочке. Получившему мяч необходимо назвать все предыдущие услышанные имена, а потом уже свое. Например: «Меня зовут Елена Владимировна» - передаю мяч ближе всего стоящему ученику. Он повторяет мое имя «Елена Владимировна», а потом говорит свое и подает мяч своему соседу или соседке. Передавая мяч по цепочке и повторяя имена за короткий срок вы запомните, как кого зовут и уже что-то получите (мяч, взгляд) и даже отдадите другому. Этот прием поможет создать добрую, непринужденную обстановку для дальнейшего занятия.
Приложение 2.
Упражнения для второго этапа обучения.
На втором этапе обучения необходимо научить детей двигать частями своего тела, выполняя это движение, начиная с движения корпуса.
Для этого необходимо выполнять все упражнения первого этапа обучения, постепенно соединяя их с движением корпуса.
Ребенок должен понять, что движение корпуса необходимо как направляющая сила для движения всего остального. Именно корпус задает направление движения остальных частей тела. Именно благодаря корпусу мы создаем натяжение перед началом движения так, как мы это делаем, натягивая тетиву лука, чтобы направить стрелу в нужную сторону.
Голова
Наклоны головой из стороны в сторону.
На счет «И» корпус начинает движение в правую сторону, голова при этом немного отстает, создавая небольшое натяжение. На счет «РАЗ» голова наклоняется в ту же сторону, куда началось движение корпуса. При этом на счет «И» создается впечатление, что, отставая от корпуса, голова движется в обратную сторону, осуществляя замах, о котором мы говорили на первом этапе обучения.
Аналогично выполняем движение головы в обратную сторону: на счет «И» движение корпуса (голова отстает). На счет «РАЗ» движение головы.
Вращение головы справа налево и слева направо.
Движение выполняется аналогично предыдущему движению. Отличие состоит в том, что если в первом случае голова двигалась в сторону, то корпус при этом должен был двигаться туда же. При выполнении данного упражнения голова выполняет вращательные движения. Поэтому и корпус должен двигаться только вокруг своей вертикальной оси.
На счет «И» корпус скручивается в правую сторону, голова при этом отстает. На счет «РАЗ» голова, догоняя корпус, заканчивает поворот.
Смещение головы справа налево и слева направо.
Это движение головы выполняется за счет мышц шеи. Голова смещается вправо без ее наклона (видимое движение подбородка). После смещения выполняется ее наклон в ту же сторону.
На данном этапе обучения это смещение так же должно выполняться от корпуса. При этом желательно разъяснить и показать ребенку отличие от предыдущих упражнений.
В первом случае голова движется по радиусу. Корпус также начинает движение по диагонали: снизу вверх, слева направо.
Во втором случае голова выполняет вращательные движения. Корпус при этом также движется только вокруг своей вертикальной оси.
И, наконец, в последнем элементе голова вначале смещается строго горизонтально. Корпус также должен начинать двигаться горизонтально полу.
Объяснение этого позволит понять ребенку важность такой части тела, как корпус. Куда корпус, туда и голова. Куда корпус, туда и все остальное.
Плечи.
Движения плечами вверх-вниз.
Движение начинается с движения корпуса, точнее его стороны, вверх, это движение через растяжение передается плечу. Растяжение создается благодаря тому, что при движении стороны вверх плечо остается внизу. При перемещении плеча вниз движение также начинается с перемещения стороны в том же направлении. Затем, через натяжение, полученное благодаря тому, что плечо осталось вверху, импульс на движение передается ему.
Упражнение выполняется как левым, так и правым плечом.
Итак. На счет «И» сторона корпуса смещается вверх, плечо при этом отстает. На счет «РАЗ» плечо, догоняя корпус, заканчивает перемещение. На счет «И» сторона корпуса смещается вниз, плечо при этом отстает. На счет «РАЗ» плечо, догоняя корпус, заканчивает перемещение.
Движения плечами вперед-назад.
Движение начинается с движения стороны корпуса вперед, это движение через растяжение передается плечу. Растяжение создается благодаря тому, что при движении стороны плечо остается сзади. При перемещении плеча назад движение так же начинается с перемещения стороны в том же направлении. Затем, через натяжение, полученное благодаря тому, что плечо осталось впереди, импульс на движение передается ему.
Упражнение выполняется как левым, так и правым плечом.
На счет «И» сторона корпуса смещается вперед, плечо при этом отстает. На счет «РАЗ» плечо, догоняя корпус, заканчивает перемещение. На счет «И» сторона корпуса смещается назад, плечо при этом отстает. На счет «РАЗ» плечо, догоняя корпус, заканчивает перемещение.
Гибкость
Повышение подвижности отдельных частей тела и общей гибкости.
Осуществляется с помощью всевозможных сгибаний и разгибаний, отведений и приведений, поворотов вправо и влево (внутрь и наружу), круговых движений, «скручиваний» и «смещений» отдельных частей тела; чередования и сочетания этих движений в различных комбинациях.
В работу включаются:
движения головы в сложном затылочном суставе;
движения туловища (позвоночного столба) в шейном, грудном и поясничном отделах;
движения верхних конечностей: между плечевым поясом и туловищем (движения лопаток), в плечевом суставе, в локтевом суставе, движения кисти в лучезапястном суставе, движения большого и четырех остальных пальцев в пястно-фаланговых суставах;
движения нижних конечностей: в бедренном суставе, в коленном суставе, стопы в голеностопном суставе, пальцев в плюснефаланговых суставах.
Упражнения для развития пассивной гибкости
Упражнения с использованием собственной силы — например, притягивание туловища к ногам.
Упражнения с использованием собственного веса — например, «вис сзади» (вис с вывернутыми назад руками).
Упражнения, выполняемые с помощью различных отягощений (штанга, гантели) — например, разведение прямых рук с гантелями в стороны, лежа спиной на скамейке.
Упражнения, при которых часть тела зафиксирована с помощью дополнительной внешней опоры, — например, сидя на стуле и зацепившись ногами за передние ножки, повернуться в сторону, наклониться и дотянуться до вещи на полу.
Упражнения, при которых часть тела зафиксирована с помощью «изолирующей» позиции, — например, повороты корпуса в стороны из положения сидя на полу между ступнями согнутых в коленях, прижатых к полу и развернутых в стороны ног.
Статические упражнения, при которых производится удержание конечностей или корпуса в положении, требующем предельного проявления гибкости, — например, фиксированные наклоны или шпагаты.
Упражнения, выполняемые с активной помощью партнера, в которых партнер может выступать в любой из вышеобозначенных функций, — давящей, тянущей, изолирующей или фиксирующей силы, дополнительной внешней опоры и т.д.
Упражнения для развития активной гибкости
Различного рода маховые, маятниковые движения отдельными частями тела с постепенным увеличением амплитуды и скорости движения — например, маховые движения ногой.
Пружинящие движения отдельными частями тела с постепенным увеличением амплитуды движений — например, пружинистые движения корпусом вверх-вниз в положении выпада.
Рывковые движения — например, резкое разведение рук в стороны в горизонтальной плоскости.
Растяжение мышц за счет медленного напряжения мышц-антагонистов — например, медленное разведение рук в стороны до предела.
Упражнения с использованием простейшего реквизита: скакалок, резиновых жгутов, гимнастических палок.
Простейшие упражнения на изолированную работу отдельных частей тела.
Развитие умения чувствовать различные части своего тела.
Разминка (в кругу)
Я открыла свою сумочку и, знаете, кого я там обнаружила? Ни за что не догадаетесь! Солнечного зайчика. Кому отдать солнечного зайчика? (Отдает.) Я передала тебе зайчика с хорошим настроением, и у тебя теперь тоже хорошее настроение.
«Солнечный зайчик»
Передается солнечный зайчик любому играющему с передачей настроения - радостного, грустного. Причем нужно стараться пропускать солнечного зайчика через разные участки тела и принимать зайчика любой частью тела. Важно внимательно следить за партнером, за ходом игры и понять, что именно тебе его посылают. Например, принять зайчик головой, пропустить через тело, шею, руки, туловище, и послать партнеру ногой. Тот принимает его коленом, пропускает через ногу и отсылает «зайчика» бедром. По мере усвоения упражнения его можно усложнить: солнечный зайчик стал черного цвета, и пропускать через себя с соответствующим настроением.
Упражнения на воспитание уважения друг к другу, чувства зависимости друг от друга.
Игра «Солдатики» (или «Эстафета»). Если бы мы были военными солдатиками, то как бы вставали со своих мест, если бы вошел очень строгий генерал? Как бы мы его приветствовали?
«Солдатики» ("Эстафета")
Исполнители должны вставать друг за другом: как только садится один - встает другой, затем следующий. Это коллективное упражнение, в котором каждый должен выполнить всего одну обязанность - вовремя встать на своем месте. Причем для исполнителя трудность заключается в том, чтобы верно определить момент, когда самому нужно встать и сесть, а для всего коллектива - не вмешиваться в работу каждого, учиться терпеливо ждать своего момента, не торопить, не подталкивать. Упражнение воспитывает уважение друг к другу, а это очень важно, особенно для учащихся начальных классов. Важно выполнить "эстафету" тихо, не стуча стульями, без криков и быстро. Успешного выполнения задания можно добиться только к середине второго полугодия, когда ребенок научится определять момент своего вступления в "общее" дело, появилось чувство зависимости друг от друга, внимание.
Приложение 3
Диско-танцы (описание)
«Музыкальный»
Играем на рояле, в погремушки, на барабанах, приглашение к танцу, шаг – пойнт, хлопки с поворотом (все по 8 счетов).
«Стирка»
«Стираем», «полощем», «выжимаем», «встряхиваем», «развешиваем», «устали» (все по 8 счетов).
«Полька»
Часть танца
Основное движение
(схема, вариация)
Количество часов
(занятий)
Что отрабатывается, достигается
Подготовительные упражнения
Галоп по л.т., л. и с. в центр
—
Ритмичность, позиции, координация,
Хлопушки
—
умение слушать музыку,
умение держать паузу
Вариация 1
Галоп (8), хлопушки (8)
по л.т., против л.т.
2 — 4
танцевальные позиции в паре,
Вариация 2
Галоп (4), пауза (4)
2 — 4
синхронность движений
Подготовительные упражнения
Каблучные без прыжков, на прыжках
—
умение различать музыкальные фразы
Вариация 3
Берлинская полька
3 — 5
Вариация 4
Каблучные (8), галоп (8), хлопушки (8) по л.т.
2 — 4
Вариация 5
Каблучные (4), галоп (4), хлопушки (4) по л.т.
3 — 5
Приложение 4
Танцевальные игры
Название игры
Педагогическая задача
Описание
Методические указания
«Поль-Джонс»
снятие конфликтной ситуации, возникающей при постановке в пары,
развитие коммуникабельности,
развитие реакции, координации
- развитие дисциплины урока
(Игра имеет циклический характер и циклы могут повторяться несколько раз. Цикл игры состоит из вводной части и основной.)
Звучит команда: «Поль-Джонс»
Партнеры встают в круг, спиной в центр и берутся за руки. Это внутреннее кольцо.Партнерши образуют наружное кольцо, встав в круг лицом в центр.
Под ритмичную музыку все с правой ноги выполняют приставные шаги с наклоном головы вправо. Таким образом происходит «перемешивание пар». Когда музыка внезапно останавливается, танцоры встают в пары, образуя их из тех, кто оказался напротив друг друга.
Далее по заданию пары исполняют тот или иной танец или упражнение.
После остановки музыки опять звучит команда «Поль-Джонс» и цикл повторяется.
Количество циклов – 4 – 8.Время цикла –1 – 1,5 мин.: - «Поль-Джонс» 20 –30 с.;
танцевание в паре – 40 –60 с.
а) во время первых двух циклов давать команду «Поль-Джонс» отдельно партнерам и партнершам во избежание столкновений,
б) включать музыку только после образования колец,
в) если возникает спорная ситуация в постановке в пары и остаются «одиночки», то оставшиеся должны очень быстро найти себе пару.
Перед последним циклом делается предупреждение об окончании игры.
«Спорт-ланс»
воспитание выдержки,
развитие динамики движения,
развитие координации и взаимодействия
В четырех углах зала стоят судьи.
Пары под музыку двигаются по линии танца.
Когда останавливается музыка, та пара, которая оказалась около судьи, получает отметку.
В качестве отметки могут быть:
жетоны,
фанты,
призы,
судья может отмечать номера пар и т. д.
Выигрывает та пара, которая набрала больше всего отметок.
Количество отметок у каждого судьи – 4 – 6.
Правила: запрещается бегать от судьи к судье, останавливаться около судьи, во время танца надо правильно выполнять движения.
Возможна замена судей.
В качестве судьи могут быть освобожденные от физ. культуры.
Музыка должна звучать не более 40 – 60 с.
Перед последним туром делается предупреждение об окончании игры.
Отметки должны быть такие, чтобы они не занимали руки во время танца.
«Простите»
воспитание культуры поведения,
развитие коммуникабельности,
воспитание смелости
развитие способности приспосабливаться друг к другу
Выбираются водящие по 1 – 2 человека из числа партнеров и партнерш.
Они получают предмет.
Остальные пары под заданную музыку танцуют.
Водящий партнер выбирает себе партнершу из танцующих в парах, подходит и отдает ее партнеру предмет со словами: «Простите» и встает в пару.
Аналогично действует водящая партнерша.
Время звучания музыки – 2 –3 мин.
Правила: - надо как можно быстрее найти себе пару,
нельзя подходить к вновь образованной паре, если она еще не начала танцевать,
нельзя отказываться от смены пары,
нельзя забывать говорить слова: «Простите»,
во время танца нужно правильно выполнять движения.
«Илиминейшн-данс»
воспитание культуры поведения,
развитие коммуникабельности,
воспитание смелости
Помощники во время остановки музыки с помощью жеребьевки вытягивают задание на исключение пар.
Выигрывают те пары, которые дольше всех оставались на паркете.
Время звучания музыки 1 –1,5 мин.
За всю игру не более 6 – 8 танцев.
Отмечаются те, кто очень быстро вышел из игры.
Задания на выбывание нужно подбирать с учетом состава группы
СПИСОК УЧЕБНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Барышникова Т. Азбука хореографии. Москва, 2000 год.
Бекина СИ. Ломова Т.П. Музыка и движение, 2001г.
Ваганова А.Я. Основы классического танца. С.-Пб, 2002.
Детский фитнес. М., 2006.
Костровицкая В. 100 уроков классического танца. Л., 1981.
Лисицкая Т. Гимнастика и танец. М., 1988.
Лифиц И.В. Ритмика: Учебное пособие. М., 1999.
Мошкова Е.И. Ритмика и бальные танцы для начальной и средней школы. М., 1997.
Пособие по ритмике для 2 класса музыкальной школы. М., 2005.
Примерные программы начального общего образования. Официальный сайт Министерства образования РФ
Проекты примерных (базисных) учебных программ по предметам начальной школы. Официальный сайт Министерства образования РФ
Рабочая программа учителя как проект для реализации в образовательном процессе. Материалы для слушателей семинаров и образовательных программ. /Сост. И.В.Анянова. – Н.Тагил: НТФ ИРРО, 2008.
Разрешите пригласить. Сборник популярных бальных танцев, выпуск шестой. М., 1981.
Ротерс Т. Музыкально-ритмическое воспитание и художественная гимнастика. М., 1986.
Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего образования. Приказ Министерства образования РФ «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г № 1089.
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
1. www.dance-city. narod.ru
2. www.danceon.ru
3. www. mon. gov. ru
3. www.tangodance.by
4. www.youtube.com
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ