Дополнительная общеобразовательная программа «Школа будущего первоклассника»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа» с. Усть-Кулом




СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:

И.о. заведующего районным Директор МБОУ «СОШ»

методическим кабинетом с. Усть-Кулом

Администрации муниципального ___________ О.В.Пунегова

района «Усть-Куломский» «____»__________ 2015 г.

___________М.А.Бикбулатова «_____»__________2015 г.

_____________2015 г.

.

.






Дополнительная общеобразовательная программа

«Школа будущего первоклассника»





Составитель: Лодыгина С.И.

















с. Усть-Кулом

2015 г.


Содержание

1. Пояснительная записка.

2. Содержание подпрограммы «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте».

2.1. Основное содержание.

2.2. Планируемые результаты.

3. Тематическое планирование подпрограммы «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте».

4. Содержание подпрограммы «Весёлая математика».

4.1. Основное содержание.

4.2. Планируемые результаты.

5. Тематическое планирование подпрограммы «Веселая математика».

6. Литература.




















1. Пояснительная записка.

В настоящее время школа решает важные задачи образования и воспитания подрастающего поколения – личностное развитие ребенка (готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию) на основе освоения им универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных), познания и освоения мира.

Одной из приоритетных задач современной школы является – обеспечение преемственности между всеми уровнями общего образования, в том числе дошкольного и начального.

Успехи школьного обучения и воспитания в немалой степени зависят от уровня подготовленности ребенка в дошкольные годы.

К старшему дошкольному возрасту (с 6,5 по 7,5 лет) определяющей для готовности детей к школе является сформированность «базиса личностной культуры», то есть компетентности, которая включает в себя коммуникативную, социальную, интеллектуальную и компетентности в плане физического развития.

Коммуникативная компетентность проявляется в свободном выражении ребенком своих желаний, намерений с помощью речевых и неречевых средств. Ребенок умеет слушать другого и согласовывать с ним свои действия.

Социальная компетентность позволяет дошкольнику понимать разный характер отношения к нему окружающих взрослых и сверстников, выбирать линию поведения, соответствующую ситуации. Ребенок умеет попросить о помощи и оказать ее, учитывает желания других людей, может сдерживать себя, высказывать просьбы, пожелания, несогласие в социально приемлемой форме.

Интеллектуальная компетентность характеризуется способностью ребенка к практическому и умственному экспериментированию, символическому моделированию, речевому планированию, логическим операциям (сравнение, анализ, обобщение). Ребенок проявляет осведомленность в разных сферах деятельности людей, имеет представление о некоторых природных явлениях и закономерностях, знакомится с универсальными знаковыми системами – алфавитом, цифрами.

Поступление в школу не готового к обучению ребенка отрицательно сказывается на его дальнейшем развитии, здоровье, успеваемости. Это приводит к отрицательному отношению к школе и трудностям в дальнейшем воспитании.

Для формирования «внутренней позиции школьника», положительного отношения к школе старшему дошкольнику необходимо не просто рассказывать о школе, а создать условия, чтобы он хоть на несколько минут побыл настоящим учеником: посидел за партой, пообщался со своим будущим учителем, привык к нему и его требованиям, «почувствовал» школьные стены.

Разработка и реализация программы обусловлено необходимостью формирования вышеперечисленных компетенций.

Цель программы - формирование у ребёнка желания идти в школу, интереса к обучению, «внутренней позиции школьника» с помощью единства требований родителей, воспитателей и учителя для реализации преемственности между дошкольным и начальным общим образованием с учетом требований Федеральных государственных образовательных стандартов.


Задачи программы:

- систематизация знаний и умений, которыми обладают дошкольники (общих и специальных), их пополнение;

- развитие познавательной активности, познавательной мотивации, интеллектуальных способностей детей;

- развитие эстетических чувств детей, эмоционально-ценностных ориентаций;

- развитие детской самостоятельности и инициативы, воспитание у каждого ребенка чувства собственного достоинства, самоуважения, стремления к активной деятельности и творчеству;

- формирование четких представлений о школе и формах школьного поведения;

- формирование готовности к школьному обучению, к новой социальной позиции школьника, заинтересованного отношения к учению и учебной деятельности;

- воспитание культуры общения, эмоциональной отзывчивости и доброжелательности к людям.


Принципы реализации программы:

1. Гуманистический принцип предполагает:

всестороннее развитие личности ребенка на основе заботы о его благе и создания благоприятных условий жизни и обучения для всех детей;

защита прав ребёнка, уважение достоинства, признание самоценности и значимости каждого дошкольника независимо от уровня его знаний и материальной обеспеченности;

усвоение нравственных норм и обязанностей по отношению к окружающим их людям.

2. Коммуникативный принцип предполагает:

как предмет специального изучения. Особое внимание в программе уделяется развитию устной речи, овладению ребенком средствами речевого общения, умениями слушать и слышать партнера, договариваться, разрешать конфликты;

как система межличностного общения с акцентом на культуру общения и взаимоотношения детей;

3. Принцип творческой активности предполагает:

стимулирование и поощрение творческой активности детей, инициирование постановки новых познавательных и художественно-творческих задач;

участие в коллективных формах работы;

создание благоприятной атмосферы для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка на основе межличностных отношений, построенных на модели равноправия, уважения и признания самоценности каждого учащегося.

4. Принцип обучения деятельности предполагает:

не передачу детям готовых знаний, а организацию такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают открытия, узнают что-то новое путем решения доступных проблемных задач;

- использование в обучении игровых технологий.

В соответствии с принципом обучения деятельности занятия с дошкольниками строятся с использованием проблемно-диалогической технологии, адаптированной к данному возрасту. Старшим дошкольникам не только сообщаются готовые знания, но и организуется такая их деятельность, в процессе которой они сами делают открытия, узнают что-то новое и используют полученные знания и умения для решения жизненных задач. Такой подход позволяет обеспечить преемственность между дошкольным и начальным общим образованием как на уровне содержания, так и на уровне технологий, когда обучение строится на деятельностной основе.

Программа рассчитана на 12 недель. Основная форма обучения – учебное занятие.

Учебное занятие проводятся 1 раз в неделю в период с 14 марта по 30 мая 2014-2015 учебного года. Еженедельно по 2 учебных занятия. Общее количество часов – 24 часа.

Продолжительность учебного занятия - 30 минут. Между учебными занятиями перерыв - 10 минут. Наполняемость группы – 15-20 человек.

Для реализации программы используется:

- мультимедийный проектор;

- компьютер;

- изобразительные наглядные пособия (рисунки, схемы, таблицы)

- раздаточный материал (разрезные карточки, раздаточный геометрический материал, карточки с моделями чисел, счетные палочки).


2. Содержание подпрограммы «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте».


Цель: создание условий, способствующих формированию звуковой культуры речи и готовности к овладению детьми звукобуквенного анализа.

Задачи:

  1. Обогащение активного, пассивного, потенциального словаря.

  2. Развитие умений связной речи с опорой на речевой опыт ребенка.

  3. Развитие фонематического слуха, совершенствование звуковой культуры речи детей.

  4. Обучение звуко-слоговому анализу слов.

  5. Развитие мелкой моторики руки (штриховка, обведение по контуру).


2.1. Основное содержание.

Работа по развитию связной речи строится на основных ее уровнях: звук – слово – предложение – связное высказывание – текст.

1. Лексическая и грамматическая работа:

обогащение словарного запаса детей;

употребление новых слов в собственной речи (конструирование словосочетаний и предложений).

2. Развитие связной речи:

ответы на вопросы, участие в диалоге;

подробный пересказ текста по зрительной опоре;

составление рассказа-описания, рассказа по сюжетной картинке, по серии картинок;

3. Развитие звуковой культуры речи и фонематического слуха:

знакомство с классификацией звуков: согласные и гласные звуки; твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные;

выделение звука в начале, конце и середине слова, определение положения звука в слове;

выделение в слове гласных звуков, согласных звуков, твердых, мягких, звонких, глухих согласных;

4. Обучение звуко-слоговому анализу:

звуковой анализ состава слогов и слов;

дифференциация понятий «звук» и «буква»;

5. Работа по развитию мелкой моторики руки (штриховка, обведение по контуру).


2.2. Планируемые результаты.

Конструировать словосочетания и предложения, в том числе с новыми словами;

отвечать на вопросы педагога;

задавать свои вопросы;

подробно пересказывать текст по зрительной опоре;

составлять устный рассказ по картинке, серии сюжетных картинок;

выделять звук в начале слова;

различать звуки и буквы;

соединять звуки в слоги.


3. Тематическое планирование подпрограммы «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте».

п/п

Тема занятий

Кол-во часов

1.

Звук.

1

2.

Упражнение в выделении звуков в односложных и двусложных словах.

1

3.

Предложение. Модели предложений.

1

4

Гласные звуки. Звуки А, О, У, Ы, И, Э. Штриховка гласных букв.

1

5

Согласные звуки. Штриховка согласных букв

1

6

Мягкие согласные звуки. Рабочая строка в тетради.

1

7

Твердые согласные звуки. Составление схем предложений.

1

8

Звонкие согласные звуки. Составление схем предложений.

1

9

Глухие согласные звуки. Составление текста на заданную тему.

1

10

Слова, обозначающие предметы. Штриховка букв.

1

12

Слова, обозначающие действия предметов. Составление текста по картине

1

ИТОГО:

  1. ч.

4. Содержание подпрограммы «Весёлая математика».

Цель: Формирование условий для развития познавательной мотивации, интереса к математике и процессу обучения в целом.

Задачи:

1. Формирование знаний о расположении предмета в пространстве, о направлении движения, о последовательности событий, о временных представлениях.

2. Подготовка к формированию понятия числа на основе сравнения групп предметов и выявления отношений «больше», «меньше», «столько же» на основе составления пар.

3. Развитие умения вести счет предметов в пределах 10 и устанавливать порядковый номер предмета.

4. Подготовка к рассмотрению действий с числами и решению задач.

5. Систематизация и формирование новых знаний о геометрических фигурах.

6. Развитие внимания и памяти, креативности и вариативности мышления.


4.1. Основное содержание.

Признаки предметов. Свойства (признаки) предметов: цвет, форма, размер, назначение, материал, общее название.

Выделение предметов из группы по заданным свойствам, сравнение предметов, разбиение предметов на группы (классы) в соответствии с выделенными свойствами.

Отношения. Сравнение групп предметов путем наложения: равно, не равно, столько же, больше, меньше.

Числа от 1 до 10 и их графическое изображение.

Последовательность чисел. Формирование представлений о следующем и предыдущем числе относительно заданного на основе сравнения предметных множеств (следующее число больше данного на один, предыдущее число меньше данного на один). Различение количественного и порядкового счета, счет в обратном порядке.

Простые арифметические задачи на сложение и вычитание.

Элементы геометрии. Различение и называние геометрических фигур (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, прямая, кривая линия, отрезок.) Моделирование геометрических фигур путем деления их на равные части и образование новых из частей различных геометрических фигур, придумывание их названий.

Упражнения в обводке заданных геометрических фигур на листе бумаги в клетку.

Ознакомление с пространственными и временными отношениями. Ориентация в пространстве и на плоскости: слева – справа, вверху – внизу, впереди – сзади, близко – далеко, выше – ниже и т.д. Формирование временных представлений: утро – день – вечер – ночь, вчера, сегодня, завтра, раньше, позже, ориентация в последовательности дней недели, времен года и месяцев. Конструирование. Практическое моделирование реальных и абстрактных объектов из геометрических фигур в виде аппликаций или рисунков из 5–10 деталей по образцу. Моделирование новых геометрических фигур.

4.2. Планируемые результаты:

Называть числа от 1 до 10;

продолжить заданную закономерность;

производить классификацию объектов по цвету, форме, размеру, общему названию;

устанавливать пространственно-временные отношения с помощью слов: слева – справа, вверху – внизу, впереди – сзади, близко – далеко, выше – ниже, раньше, позже, вчера – сегодня – завтра;

сравнивать предметы по длине, ширине, высоте, массе, вместимости как непосредственно (визуально, приложением, наложением), так и с помощью произвольно выбранных мерок (мерных стаканчиков, полосок бумаги, шагов и т.д.);

составлять с помощью педагога простые арифметические задачи по рисункам: составлять математические рассказы и отвечать на поставленный педагогами вопрос: Сколько было? Сколько стало? Сколько осталось?;

обводить заданные геометрические фигуры на листе бумаги в клетку «от руки»;


5. Тематическое планирование подпрограммы «Весёлая математика».


п/п

Тема занятий

Кол-во часов

1.

Счёт предметов. Признаки предметов (цвет, форма, размер). Сравнение предметов.

1

2.

Представление о пространственных отношениях (слева-справа, вверх-вниз, впереди-сзади и т.д.)

1

3.

Временные представления (утро-день-вечер-ночь; вчера-сегодня-завтра и т.д.)

1

4.

Число и цифра 1. Число и цифра 2.

1

5.

Число и цифра 3. Прямая, отрезок, кривая линия.

1

6.

Число и цифра 4. Квадрат, прямоугольник, треугольник, круг.

1

7.

Число и цифра 5. Моделирование геометрических фигур.

1

8.

Число и цифра 6. Аппликация из геометрических фигур.

1

9.

Число и цифра 7. Сравнение по массе.

1

10.

Число и цифра 8. Решение простых задач.

1

11.

Число и цифра 9. Составление и решение простых задач.

1

12.

Число и цифра 10.Состав числа.

1

ИТОГО:

12 ч.


6. Литература.

1. Гаврина С.Е. Обучаемся грамоте. Лучшие упражнения для детей 5-6 лет. "ООО ""Академия развития". - 2007 г., 16 стр.

2. Гаврина С.Е. Развиваем внимание. Лучшие упражнения для детей 5-6 лет. "ООО ""Академия развития". - 2007 г., 16 стр.

3. Н. Павлова «Азбука с крупными буквами». ОЛИСС и «ЭКСМО», Москва, 2011г.

4. «Тетради с заданиями для развития детей»:

а) «Готовимся к письму» - в 2 частях, ОАО «Дом печати – Вятка» г. Киров, 2011г.

б) «Упражнения на развитие внимания, памяти, мышления» - в 2 частях, ОАО «Дом печати – Вятка» г. Киров, 2011г.

6. К.В. Шевелёв «Прописи по математике», «Рабочая тетрадь для дошкольников». Издательство ЮВЕНТА, 2011.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ