Дополнительная общеобразовательная программа «Школа будущего первоклассника»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа» с. Усть-Кулом
СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:
И.о. заведующего районным Директор МБОУ «СОШ»
методическим кабинетом с. Усть-Кулом
Администрации муниципального ___________ О.В.Пунегова
района «Усть-Куломский» «____»__________ 2015 г.
___________М.А.Бикбулатова «_____»__________2015 г.
_____________2015 г.
.
.
Дополнительная общеобразовательная программа
«Школа будущего первоклассника»
Составитель: Лодыгина С.И.
с. Усть-Кулом
2015 г.
Содержание
1. Пояснительная записка.
2. Содержание подпрограммы «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте».
2.1. Основное содержание.
2.2. Планируемые результаты.
3. Тематическое планирование подпрограммы «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте».
4. Содержание подпрограммы «Весёлая математика».
4.1. Основное содержание.
4.2. Планируемые результаты.
5. Тематическое планирование подпрограммы «Веселая математика».
6. Литература.
1. Пояснительная записка.
В настоящее время школа решает важные задачи образования и воспитания подрастающего поколения – личностное развитие ребенка (готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию) на основе освоения им универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных), познания и освоения мира.
Одной из приоритетных задач современной школы является – обеспечение преемственности между всеми уровнями общего образования, в том числе дошкольного и начального.
Успехи школьного обучения и воспитания в немалой степени зависят от уровня подготовленности ребенка в дошкольные годы.
К старшему дошкольному возрасту (с 6,5 по 7,5 лет) определяющей для готовности детей к школе является сформированность «базиса личностной культуры», то есть компетентности, которая включает в себя коммуникативную, социальную, интеллектуальную и компетентности в плане физического развития.
Коммуникативная компетентность проявляется в свободном выражении ребенком своих желаний, намерений с помощью речевых и неречевых средств. Ребенок умеет слушать другого и согласовывать с ним свои действия.
Социальная компетентность позволяет дошкольнику понимать разный характер отношения к нему окружающих взрослых и сверстников, выбирать линию поведения, соответствующую ситуации. Ребенок умеет попросить о помощи и оказать ее, учитывает желания других людей, может сдерживать себя, высказывать просьбы, пожелания, несогласие в социально приемлемой форме.
Интеллектуальная компетентность характеризуется способностью ребенка к практическому и умственному экспериментированию, символическому моделированию, речевому планированию, логическим операциям (сравнение, анализ, обобщение). Ребенок проявляет осведомленность в разных сферах деятельности людей, имеет представление о некоторых природных явлениях и закономерностях, знакомится с универсальными знаковыми системами – алфавитом, цифрами.
Поступление в школу не готового к обучению ребенка отрицательно сказывается на его дальнейшем развитии, здоровье, успеваемости. Это приводит к отрицательному отношению к школе и трудностям в дальнейшем воспитании.
Для формирования «внутренней позиции школьника», положительного отношения к школе старшему дошкольнику необходимо не просто рассказывать о школе, а создать условия, чтобы он хоть на несколько минут побыл настоящим учеником: посидел за партой, пообщался со своим будущим учителем, привык к нему и его требованиям, «почувствовал» школьные стены.
Разработка и реализация программы обусловлено необходимостью формирования вышеперечисленных компетенций.
Цель программы - формирование у ребёнка желания идти в школу, интереса к обучению, «внутренней позиции школьника» с помощью единства требований родителей, воспитателей и учителя для реализации преемственности между дошкольным и начальным общим образованием с учетом требований Федеральных государственных образовательных стандартов.
Задачи программы:
- систематизация знаний и умений, которыми обладают дошкольники (общих и специальных), их пополнение;
- развитие познавательной активности, познавательной мотивации, интеллектуальных способностей детей;
- развитие эстетических чувств детей, эмоционально-ценностных ориентаций;
- развитие детской самостоятельности и инициативы, воспитание у каждого ребенка чувства собственного достоинства, самоуважения, стремления к активной деятельности и творчеству;
- формирование четких представлений о школе и формах школьного поведения;
- формирование готовности к школьному обучению, к новой социальной позиции школьника, заинтересованного отношения к учению и учебной деятельности;
- воспитание культуры общения, эмоциональной отзывчивости и доброжелательности к людям.
Принципы реализации программы:
1. Гуманистический принцип предполагает:
— всестороннее развитие личности ребенка на основе заботы о его благе и создания благоприятных условий жизни и обучения для всех детей;
— защита прав ребёнка, уважение достоинства, признание самоценности и значимости каждого дошкольника независимо от уровня его знаний и материальной обеспеченности;
— усвоение нравственных норм и обязанностей по отношению к окружающим их людям.
2. Коммуникативный принцип предполагает:
— как предмет специального изучения. Особое внимание в программе уделяется развитию устной речи, овладению ребенком средствами речевого общения, умениями слушать и слышать партнера, договариваться, разрешать конфликты;
— как система межличностного общения с акцентом на культуру общения и взаимоотношения детей;
3. Принцип творческой активности предполагает:
— стимулирование и поощрение творческой активности детей, инициирование постановки новых познавательных и художественно-творческих задач;
— участие в коллективных формах работы;
— создание благоприятной атмосферы для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка на основе межличностных отношений, построенных на модели равноправия, уважения и признания самоценности каждого учащегося.
4. Принцип обучения деятельности предполагает:
– не передачу детям готовых знаний, а организацию такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают открытия, узнают что-то новое путем решения доступных проблемных задач;
- использование в обучении игровых технологий.
В соответствии с принципом обучения деятельности занятия с дошкольниками строятся с использованием проблемно-диалогической технологии, адаптированной к данному возрасту. Старшим дошкольникам не только сообщаются готовые знания, но и организуется такая их деятельность, в процессе которой они сами делают открытия, узнают что-то новое и используют полученные знания и умения для решения жизненных задач. Такой подход позволяет обеспечить преемственность между дошкольным и начальным общим образованием как на уровне содержания, так и на уровне технологий, когда обучение строится на деятельностной основе.
Программа рассчитана на 12 недель. Основная форма обучения – учебное занятие.
Учебное занятие проводятся 1 раз в неделю в период с 14 марта по 30 мая 2014-2015 учебного года. Еженедельно по 2 учебных занятия. Общее количество часов – 24 часа.
Продолжительность учебного занятия - 30 минут. Между учебными занятиями перерыв - 10 минут. Наполняемость группы – 15-20 человек.
Для реализации программы используется:
- мультимедийный проектор;
- компьютер;
- изобразительные наглядные пособия (рисунки, схемы, таблицы)
- раздаточный материал (разрезные карточки, раздаточный геометрический материал, карточки с моделями чисел, счетные палочки).
2. Содержание подпрограммы «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте».
Цель: создание условий, способствующих формированию звуковой культуры речи и готовности к овладению детьми звукобуквенного анализа.
Задачи:
Обогащение активного, пассивного, потенциального словаря.
Развитие умений связной речи с опорой на речевой опыт ребенка.
Развитие фонематического слуха, совершенствование звуковой культуры речи детей.
Обучение звуко-слоговому анализу слов.
Развитие мелкой моторики руки (штриховка, обведение по контуру).
2.1. Основное содержание.
Работа по развитию связной речи строится на основных ее уровнях: звук – слово – предложение – связное высказывание – текст.
1. Лексическая и грамматическая работа:
– обогащение словарного запаса детей;
– употребление новых слов в собственной речи (конструирование словосочетаний и предложений).
2. Развитие связной речи:
– ответы на вопросы, участие в диалоге;
– подробный пересказ текста по зрительной опоре;
– составление рассказа-описания, рассказа по сюжетной картинке, по серии картинок;
3. Развитие звуковой культуры речи и фонематического слуха:
– знакомство с классификацией звуков: согласные и гласные звуки; твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные;
– выделение звука в начале, конце и середине слова, определение положения звука в слове;
– выделение в слове гласных звуков, согласных звуков, твердых, мягких, звонких, глухих согласных;
4. Обучение звуко-слоговому анализу:
– звуковой анализ состава слогов и слов;
– дифференциация понятий «звук» и «буква»;
5. Работа по развитию мелкой моторики руки (штриховка, обведение по контуру).
2.2. Планируемые результаты.
• Конструировать словосочетания и предложения, в том числе с новыми словами;
• отвечать на вопросы педагога;
• задавать свои вопросы;
• подробно пересказывать текст по зрительной опоре;
• составлять устный рассказ по картинке, серии сюжетных картинок;
• выделять звук в начале слова;
• различать звуки и буквы;
• соединять звуки в слоги.
3. Тематическое планирование подпрограммы «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте».
№ п/п
Тема занятий
Кол-во часов
1.
Звук.
1
2.
Упражнение в выделении звуков в односложных и двусложных словах.
1
3.
Предложение. Модели предложений.
1
4
Гласные звуки. Звуки А, О, У, Ы, И, Э. Штриховка гласных букв.
1
5
Согласные звуки. Штриховка согласных букв
1
6
Мягкие согласные звуки. Рабочая строка в тетради.
1
7
Твердые согласные звуки. Составление схем предложений.
1
8
Звонкие согласные звуки. Составление схем предложений.
1
9
Глухие согласные звуки. Составление текста на заданную тему.
1
10
Слова, обозначающие предметы. Штриховка букв.
1
12
Слова, обозначающие действия предметов. Составление текста по картине
1
ИТОГО:
ч.
4. Содержание подпрограммы «Весёлая математика».
Цель: Формирование условий для развития познавательной мотивации, интереса к математике и процессу обучения в целом.
Задачи:
1. Формирование знаний о расположении предмета в пространстве, о направлении движения, о последовательности событий, о временных представлениях.
2. Подготовка к формированию понятия числа на основе сравнения групп предметов и выявления отношений «больше», «меньше», «столько же» на основе составления пар.
3. Развитие умения вести счет предметов в пределах 10 и устанавливать порядковый номер предмета.
4. Подготовка к рассмотрению действий с числами и решению задач.
5. Систематизация и формирование новых знаний о геометрических фигурах.
6. Развитие внимания и памяти, креативности и вариативности мышления.
Признаки предметов. Свойства (признаки) предметов: цвет, форма, размер, назначение, материал, общее название.
Выделение предметов из группы по заданным свойствам, сравнение предметов, разбиение предметов на группы (классы) в соответствии с выделенными свойствами.
Отношения. Сравнение групп предметов путем наложения: равно, не равно, столько же, больше, меньше.
Числа от 1 до 10 и их графическое изображение.
Последовательность чисел. Формирование представлений о следующем и предыдущем числе относительно заданного на основе сравнения предметных множеств (следующее число больше данного на один, предыдущее число меньше данного на один). Различение количественного и порядкового счета, счет в обратном порядке.
Простые арифметические задачи на сложение и вычитание.
Элементы геометрии. Различение и называние геометрических фигур (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, прямая, кривая линия, отрезок.) Моделирование геометрических фигур путем деления их на равные части и образование новых из частей различных геометрических фигур, придумывание их названий.
Упражнения в обводке заданных геометрических фигур на листе бумаги в клетку.
Ознакомление с пространственными и временными отношениями. Ориентация в пространстве и на плоскости: слева – справа, вверху – внизу, впереди – сзади, близко – далеко, выше – ниже и т.д. Формирование временных представлений: утро – день – вечер – ночь, вчера, сегодня, завтра, раньше, позже, ориентация в последовательности дней недели, времен года и месяцев. Конструирование. Практическое моделирование реальных и абстрактных объектов из геометрических фигур в виде аппликаций или рисунков из 5–10 деталей по образцу. Моделирование новых геометрических фигур.
4.2. Планируемые результаты:
• Называть числа от 1 до 10;
• продолжить заданную закономерность;
•производить классификацию объектов по цвету, форме, размеру, общему названию;
• устанавливать пространственно-временные отношения с помощью слов: слева – справа, вверху – внизу, впереди – сзади, близко – далеко, выше – ниже, раньше, позже, вчера – сегодня – завтра;
• сравнивать предметы по длине, ширине, высоте, массе, вместимости как непосредственно (визуально, приложением, наложением), так и с помощью произвольно выбранных мерок (мерных стаканчиков, полосок бумаги, шагов и т.д.);
• составлять с помощью педагога простые арифметические задачи по рисункам: составлять математические рассказы и отвечать на поставленный педагогами вопрос: Сколько было? Сколько стало? Сколько осталось?;
• обводить заданные геометрические фигуры на листе бумаги в клетку «от руки»;
5. Тематическое планирование подпрограммы «Весёлая математика».
№ п/п
Тема занятий
Кол-во часов
1.
Счёт предметов. Признаки предметов (цвет, форма, размер). Сравнение предметов.
1
2.
Представление о пространственных отношениях (слева-справа, вверх-вниз, впереди-сзади и т.д.)
1
3.
Временные представления (утро-день-вечер-ночь; вчера-сегодня-завтра и т.д.)
1
4.
Число и цифра 1. Число и цифра 2.
1
5.
Число и цифра 3. Прямая, отрезок, кривая линия.
1
6.
Число и цифра 4. Квадрат, прямоугольник, треугольник, круг.
1
7.
Число и цифра 5. Моделирование геометрических фигур.
1
8.
Число и цифра 6. Аппликация из геометрических фигур.
1
9.
Число и цифра 7. Сравнение по массе.
1
10.
Число и цифра 8. Решение простых задач.
1
11.
Число и цифра 9. Составление и решение простых задач.
1
12.
Число и цифра 10.Состав числа.
1
ИТОГО:
12 ч.
6. Литература.
1. Гаврина С.Е. Обучаемся грамоте. Лучшие упражнения для детей 5-6 лет. "ООО ""Академия развития". - 2007 г., 16 стр.
2. Гаврина С.Е. Развиваем внимание. Лучшие упражнения для детей 5-6 лет. "ООО ""Академия развития". - 2007 г., 16 стр.
3. Н. Павлова «Азбука с крупными буквами». ОЛИСС и «ЭКСМО», Москва, 2011г.
4. «Тетради с заданиями для развития детей»:
а) «Готовимся к письму» - в 2 частях, ОАО «Дом печати – Вятка» г. Киров, 2011г.
б) «Упражнения на развитие внимания, памяти, мышления» - в 2 частях, ОАО «Дом печати – Вятка» г. Киров, 2011г.
6. К.В. Шевелёв «Прописи по математике», «Рабочая тетрадь для дошкольников». Издательство ЮВЕНТА, 2011.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ