еализация управленческого проекта «Управление процессом внедрения электронных средств обучения в практику работы современного педагога»
Реализация управленческого проекта
«Управление процессом внедрения электронных средств обучения в практику работы современного педагога». О.Б.Сидорова, зам.директора по УВР
Согласно Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» общеобразовательные учреждения должны иметь современную инфраструктуру. Новая школа должна быть оснащена высокотехнологичным учебным оборудованием, в том числе электронными средствами обучения, такими как цифровые видеокамеры для работы с оптическими приборами, цифровые микроскопы, датчики и другими устройствами, а также интерактивными мультимедийными учебниками, программными комплексами. Реализация дидактических возможностей такого аппаратно-программного обеспечения позволяет организовать активную учебно-познавательную деятельность обучающихся, в ходе которой школьники могут получать данные, используя цифровые датчики, производить автоматизированную обработку результатов эксперимента, что, несомненно, ведет к повышению качества образования.
В 2012 году в рамках реализации комплекса мер по модернизации системы общего образования в МОУ СОШ пгт Свеча Кировской области было поставлено учебное оборудование, включающее электронные средства обучения для кабинетов химии, физики, биологии и начальных классов. Однако только поставка оборудования автоматически не ведет к повышению качества образования. Необходимо управление процессом внедрения электронных средств обучения в практику работы современного педагога с учетом организационно-педагогических, технико-технологических, санитарно-гигиенических, учебно-методических, дидактических и иных особенностей использования электронных средств обучения.
Проект «Управление процессом внедрения электронных средств обучения в практику современного педагога» направлен на сопровождение деятельности администрации школы по планированию, организации, стимулированию, контролю эффективного использования педагогами электронных средств обучения для достижения новых результатов образования.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА.
Стратегическая цель проекта – достижение учащимися качественно новых высоких учебных результатов за счёт внедрения в образовательный процесс электронных средств обучения. Создание условий для грамотного управления процессом внедрения ЭСО в практику работы педагогов школы – тактическая цель проекта.
ЗАДАЧИ.
В ходе проекта решались следующие основные задачи:
разработка и апробация механизмов управления (анализа, мотивации, планирования, организации, регулирования и контроля) процессом использования педагогами электронных средств обучения для достижения новых результатов образования;
научно-методическое сопровождение деятельности педагогов по эффективному использованию электронных средств обучения с учетом организационно-педагогических, технико-технологических, санитарно-гигиенических, учебно-методических, дидактических и иных особенностей использования электронных средств обучения;
Главная концептуальная идея проекта – новое оборудование – новые педагогические практики – новые результаты или переход на качественно новое содержание и формы образования на основе внедрения электронных средств обучения в практику работы школы.
Основными концептуальными идеями проекта по изменению информационной образовательной среды, форм и видов образовательной деятельности для достижения новых результатов образования являются следующие:
Аспект управления образовательным учреждением
Управление процессами информатизации ОУ, внедрения электронных средств обучения в практику педагогов должно обеспечить оперативное представление и использование данных о различных направлениях деятельности школы, контроль и обмен оперативной информацией. В качестве управляющего органа программой информатизации создана команда по информатизации, которая осуществляет научно-методическое руководство, координацию работ по формированию информационно-образовательной среды ОУ. Состав команды утвержден директором школы. Управление реализацией программы информатизации школы осуществляется директором, а ее реализация по отдельным направлениям – членами команды:
РАБОЧАЯ ГРУППА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА.
№
Ф.И.О
Должность
Функциональные обязанности
1.
Шабанов С.А.
Директор школы
Управление реализацией проекта
2.
Сидорова О.Б.
Зам. директора по НМР
Руководство разработкой и реализацией проекта
3.
Скурихина Н.В.
Зам. директора по УВР
Контроль за наполнением учебного процесса различными формами с использованием СЭО в основной и старшей школе
4.
Четверикова И.С.
Учитель истории
Наполнение учебного процесса различными формами с использованием ЭСО в основной и старшей школе
5.
Долгих Л.В.
Учитель нач.кл.
Наполнение учебного процесса различными формами с использованием ЭСО в начальной школе
Осуществление этапов проекта отслеживается коллективом в виде отчета администрации о проделанной работе в конце учебного года и в конце календарного года.
Аспект профессионального развития педагога
В изменившихся условиях необходимо совершенствовать методическую поддержку педагогов, обеспечивающую их непрерывное профессиональное развитие и совершенствование. Все педагоги, получившие ЭСО, прошли курсовую подготовку в режиме творческой лаборатории на базе ИРО. Зам.директора по МР завершила курсовую подготовку по вопросам внедрения СЭО и создания программы информатизации образовательного учреждения. Педагогам обеспечивается доступ к ресурсам образовательных порталов Интернет, в том числе и через участие в проекте «Школа цифрового века» газеты «Первое сентября».
Аспект экспертизы и оценки результатов
Проектом предусматривается на всех этапах работы компьютерный мониторинг обученности, качества образования, создание информационного банка из опыта работы с новыми информационными технологиями, с новым ЭСО, компьютерное тестирование и использование мультимедийной техники на школьных и районных мероприятиях. Кроме того, предусмотрена диагностика, анализ результатов и обеспечение необходимой коррекционной работы.
Ключевыми аспектами использования ЭСО в образовательном процессе были следующие:
Мотивационный аспект – создание условий для максимального учета индивидуальных образовательных возможностей и запросов учащихся, широкого выбора содержания, форм, темпа и уровня подготовки, удовлетворения образовательных потребностей, раскрытия творческого потенциала учащихся.
Содержательный аспект – дополнение традиционного учебника теми элементами, которые он реализовать не может (в ЭСО можно быстрее найти нужную информацию, оперировать ею, работать с наглядными моделями труднообъяснимых процессов).
Учебно-методический аспект – обеспечение учебно-методического сопровождения учебного предмета. ЭСО можно применять при подготовке к уроку, непосредственно на уроке (при объяснении нового материала, для закрепления усвоенных знаний, в процессе контроля знаний), для организации самостоятельного изучения учащимися дополнительного материала и т.д.
Организационный аспект – использование при классно-урочной, проектно-групповой, индивидуальной моделях обучения, во внеклассной работе.
Контрольно-оценочный аспект – осуществление с помощью ЭСО различных видов контроля.
. Безусловно, информационно-коммуникационные технологии не заменяют традиционные подходы к обучению, а значительно повышают их эффективность. Главное для педагога – найти соответствующее место ИКТ в образовательном процессе, т.е. идти от педагогической задачи к информационным технологиям ее решения там, где они более эффективны, чем обычные педагогические технологии.
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА
1. Кадровые возможности – Научное руководство проектом осуществляется И.В.Вылегжаниной, кандидатом педагогических наук, зав. лабораторией информатизации регионального образования ИРО Кировской области. Сформирована рабочая группа по реализации проекта. Коллектив МОУ СОШ пгт. Свеча стабилен, текучесть кадров отсутствует, отмечается положительная динамика профессионального уровня учителей. Среди педагогов, участвующих в проекте, 1- с высшей квалификационной категорией, 2 – имеют первую категорию и 1 – соответствует занимаемой должности.
2. Программно-методическое обеспечение – совершенствование содержания и технологии образования, включение методической службы школы в открытую образовательную среду, создание банка данных школьного перечня учебной и учебно-методической литературы.
3. Материально-техничное обеспечение –наличие современного электронного оборудования: компьютеры, моноблоки, ноутбуки, интерактивные доски, проекторы, множительная техника, оборудование для кабинетов биологии, химии, физики, мобильный класс.
4. Нормативно-правовое обеспечение - НОИ «Наша новая школа», Закон РФ «Об образовании», ФГОС-2004 и ФГОС нового поколения, Устав школы, образовательная программа, Программа развития, примерные общеобразовательные программы по предметам, нормы СанПиН.
5. Организационное обеспечение - Учебный план, образовательная программа, штатное расписание
6. Информационное обеспечение – устойчивый доступ в Интернет, наличие школьного сайта, ресурсы школьной и районной библиотеки.
7. Мотивационное обеспечение – заинтересованность участников проекта в положительных результатах деятельности, совершенствование системы материального стимулирования педагогов, внедряющих ЭСО.
8.Финансовое обеспечение – региональное, муниципальное финансирование.
УПРАВЛЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОЕКТА
Разработка Проекта (ответственные: рабочая группа)
Внедрение Проекта в деятельность ОУ, экспериментальная деятельность по использованию ЭСО в урочной и внеурочной деятельности ( ответственные: научный руководитель, рабочая группа, учителя физики, химии, биологии, истории и обществознания, начальных классов)
Оценка эффективности использования ЭСО ( ответственные: лаборатория информатизации регионального развития ИРО Кировской области, рабочая группа)
СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Проект реализовался с сентября 2012 года по май 2014 года.
Проект осуществлялся в три этапа.
1. Подготовительный этап – с 1 сентября по 10 ноября 2012 года.
На этом этапе формировалась идея проекта, анализировалась существующая практика организации обучения с использованием электронных средств обучения, определялись цели и задачи проекта, разрабатываелся пакет документов.
2. Основной этап – 10 ноября 2012 по 31 декабря 2013 года.
Основной этап проходил в три стадии: проектирования, повышения квалификации, реализации.
На стадии проектирования составлялись программы экспериментальной деятельности образовательных учреждений и планы их реализации, разрабатывались механизмы управления (планирования, организации, мотивации и контроля) процессом эффективного использования педагогами электронных средств обучения для достижения новых результатов образования, определяются критерии эффективности и методы диагностики.
На стадии повышения квалификации выявлялась степень готовности педагогов к использованию электронных средств обучения, организовывалась курсовая подготовка руководителей и педагогов школы, разрабатывались модели учебных занятий с использованием электронных средств обучения.
На стадии реализации осуществлялось непосредственное включение электронных средств обучения в практику работы педагогов. Участники проекта посещали семинары, открытые уроки в образовательных учреждениях г. Кирова, К-Чепецка, Слободского. Активно внедрялись в практику урочной и внеурочной деятельности ЭСО:
Интерактивные доски
Электронные микроскопы
Комплекс для интерактивного голосования
Мобильный класс
Электронные датчики
Документ-камера
Педагоги, участвующие в проекте, давали открытые уроки и мастер-класы на уровне школы и района, выступали на педсоветах, методических семинарах, принимали участие в межрегиональном конвенте «Информатизация образования Кировской области: взгляд в будущее». Проводился мониторинг удовлетворённости участников образовательного процесса качеством и доступностью использования на уроках и во внеурочной деятельности ЭСО.( См. Приложение 1) и анализ результативности внедрения ЭСО в практику учителей школы( см. Приложение2)
3. Этап рефлексии – январь- апрель 2014 года.
На этом этапе осуществлялась оценка реализованного проекта, степень достижения цели.
Приложение 1.
Анкета для педагогов.
Назовите преимущества урока с использованием ЭСО.
В чём вы видите недостатки, проблемы подобных уроков.
Оцените качество электронного оборудования по шкале:
удовлетворяет требованиям в полной мере - 5;
удовлетворяет не в полной мере - 1 - 4;
не удовлетворяет - 0.
Отвечая на 1 вопрос, учителя отметили следующее:
адаптивность – «подстраивание» компьютера к индивидуальным особенностям ребенка;
– управляемость – в любой момент возможна коррекция учителем процесса обучения;
– интерактивность и диалоговый характер обучения – ЭСО обладают способностью «откликаться» на действия ученика и учителя, «вступать» с ними в диалог, что и составляет главную особенность методики компьютерного обучения;
– оптимальное сочетание индивидуальной и групповой форм работы;
– поддержание у ученика состояния психологического комфорта при общении с компьютером.
Развитие личности обучаемого, подготовка к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного общества через:
- развитие конструктивного, алгоритмического мышления благодаря особенностям общения с компьютером;
- развитие творческого мышления за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности;
- формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации.
Среди проблем и недостатков выделили:
Отсутствие системы развивающего обучения для педагогов: перехода от базовой ИКТ-компетентности педагога до уровня педагогической ИКТ-компетентности.
Отсутствие измерителей и четких критериев эффективности использования ИКТ в школьной практике
Подготовка урока с использованием ЭСО занимает у учителя большой объём времени.
Качество электронного оборудования было оценено от 4 до 2 баллов. Отмечались сбои в программе, необходимость настройки в ходе урока, технические неисправности оборудования.
Приложение 2
Сравнительный анализ качества знаний в экспериментальных классах в 2011-2012 ( 9 кл.) и 2012-2013( 10кл.) учебном году
-
Предмет
Средний балл
2011-12уч.г.
Средний балл
2012-13 уч.г.
Доля учащихся на «4» и «5»
20111-12 уч.г.
Доля учащихся на «4» и «5»
2012-13 уч.г.
Физика
3,49
3,77
41%
60%
Химия
3,63
3,66
47,3%
52,8%
Биология
3,65
4,0
50%
73,3%
Обществознание
3,80
4,37
66%
96,7%
Оценка уровня ИКТ-компетентности учащихся (на основании регулярного мониторинга):
- владение ИКТ средствами;
- способность найти информацию в едином информационном пространстве;
- успешность усвоения материала по предмету;
- умение обучающихся самостоятельно ориентироваться в материале;
- умение правильно выбирать соответствующие средства ИКТ для выполнения заданий по различным
предметам.
-активное участие обучающихся в подготовке урока: подготовка небольших презентаций, подбор Интернет-ресурсов и видео-, фото- материалов к уроку.( Максимально 6 баллов – по 1 баллу при наличии показателя)
Мониторинг проводился в 2012-13 уч.г. – 10 а,б классы и в 2013-14 уч.г. – 11а,б кл.Общее количество учащихся -29 человек, максимальная сумма баллов по предмету – 174 балла, по сумме 4-х предметов – 696 баллов
-
Предмет
Сумма баллов
2012-13
Сумма баллов
2013-14
Общая сумма
Физика
10 чел. – 6 баллов
12 чел. – 4 балла
7 чел. – 3 балла
Итого- 139 баллов
14 чел. – 6 баллов
13 чел. – 4 балла
2 чел. – 3 балла
Итого – 142 балла
281 бал
Химия
6 чел. – 6 баллов
16 чел. – 4 балла
7 чел. – 3 балла
Итого – 121 балл
8 чел. – 6 баллов
15 чел. – 4 балла
6 чел. – 3 балла
Итого – 126 баллов
247 баллов
Биология
8 чел. – 6 баллов
14 человек – 4 балла
7 человек – 3 балла
Итого – 125 баллов
12 чел. – 6 баллов
15 чел. – 4 балла
2 чел. – 3 балла
Итого – 138 баллов
263 балла
Обществознание
15 чел.- 6 баллов
7 чел. – 4 балла
7 чел. – 3 балла
Итого – 139 баллов
20 чел. – 6 баллов
7 чел. – 4 балла
2 чел. – 3 балла
Итого – 154 балла
293 балла
ВСЕГО – 524 балла
ВСЕГО – 560 баллов
1084 балла
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ