Интеллектуальная игра «Знаки и символы в современном обществе»

Интеллектуальная игра «Знаки и символы в современном обществе».

Цели: Уточнить и обобщить знания учащихся о разнообразии знаков и символов и их применении в современном обществе.

Задачи: - формировать диалектико-материалестическое мировоззрение;

- развивать умение устанавливать причинно – следственные связи и на основе этого делать выводы;

- развивать логическое мышление, творческие способности;

- формировать познавательные мотивы;

- воспитывать культуру работы на компьютере, коммуникативные качества учащихся;

- воспитывать бережное отношение к природе, экологическую грамотность школьника.

Ход игры.

1.Организационный момент.

2.Вводная часть.

Сегодня мы проведём интеллектуальную игру. Тема игры «Знаки и символы в современном обществе».

В игре учувствуют …команды. Название команд определят сами команды.

Представление жюри …… . Каждое задание оценивается по десятибалльной системе, т.е. высший балл - 10. Всего будет 5 конкурсов, но еще жюри будет оценивать фронтальную работу команды, т.е. ответы на вопросы в ходе всей нашей игры. За каждый правильный ответ 1 балл. Желаю удачи всем командам.

3. Основная часть.

1) знаки и символы в общении людей.

В жизни мы постоянно сталкиваемся с такой информацией, которая передаётся в виде условных знаков, символов.

- Кто знает, что это за информация, и какими условными знаками её передаём?

(запись в музыке, транскрипция в русском языке, ребусы, математические знаки, дорожные знаки и т.д.)

В древности информацию передавали звуками, жестами, с помощью наскальных рисунков и зарубок на деревьях. Когда появилась письменность, люди стали передавать информацию при помощи письменных знаков, передающих отдельные согласные и гласные звуки.

Сейчас предлагаю посмотреть письменности некоторых регионов Земного шара (показ слайдов). Начнём наш просмотр с Месопотамии.

До сих пор некоторые племена передают сообщения друг другу с помощью дыма от костра, барабанным боем. Моряки передают информацию с помощью флажковой азбуки, военные используют сигнальные ракеты, люди с дефектами речи и слуха применяют азбуку жестов.

- А если в море корабль потерпел кораблекрушение, то с помощью чего передают сигнал «SOS»? ( при помощи азбуки Морзе)

Азбука Морзе, где буквы и цифры обозначаются последовательностями коротких и длинных сигналов – точек и тире.

Сейчас каждая команда выберет себе сообщение, в котором некоторые слова зашифрованы при помощи азбуки Морзе. Ваша задача расшифровать эти слова. А мы посмотрим, какая команда справится с этой задачей быстрее. Но максимальное выполнение этого задания 3 минуты.


2) Знаки и символы в окружающем мире.


- Зачитайте сообщения, которые у вас получились.

- Какая проблема прослеживается во всех этих сообщениях? (экологическая)

- А как мы можем помочь хотя бы частично, чтобы её решить?

Я предлагаю восстановить запрещающие экологические знаки. Сейчас на экране появится часть такого знака, вам надо будет догадаться, что это за запрещающий знак. На выполнение задания вам даётся 2 минуты (выполнение задания).



3) знаки и символы в математике.


- В какой науке мы чаще всего сталкиваемся со знаками и символами? (математика)

После того как в языке народа установился способ называния чисел, стала создаваться система их изображения (показ слайдов). Посмотрите на экран.

В древнем Египте, так же как и у нас теперь, счёт вёлся десятками, но запись чисел была очень громоздкой и неудобной.

В Древнем Вавилоне считали не десятками, а шестидесятками. Число 60 играло у них такую же роль, как у нас число 10.

У Древних славян для записи чисел использовали буквы, а чтобы отличить числа от слов, над буквами ставили особый знак – титло.

Первые десять букв обозначали соответственно однозначные числа, следующие десять – десятки, ещё десять – сотни.

А сейчас посмотрим римскую нумерацию.

- Где мы встречаемся с римской нумерацией? (обозначение века, главы и раздела книг, часы на циферблате, годовщины выдающихся событий и т.д).

В основе римской нумерации использованы принципы сложения и вычитания.

Например: VI означает 5 + 1.

А сейчас предлагаю выполнить математические задания . На выполнение этого задания даётся 5 минут.



4) знаки и символы в изобразительном искусстве и музыке.


Ещё со знаками и символами мы встречаемся в изобразительном искусстве и музыке.

Цвет по-разному воздействует на человека и тот или иной цвет может вызвать определённые эмоции или физические ощущения. Это заметили давно, поэтому с древних времён каждому цвету стали придавать особое символическое значение. У каждой команды на столе лежит пособие с расшифровкой символов цвета.

А сейчас возьмите лист, на котором напечатано стихотворение. Это стихотворение прочитает нам …………….. в сопровождении музыкального произведения.

- Кто знает автора этого стихотворения? (Иван Бунин)

- Какой характер у этого произведения?

- А кто догадался, что это за музыкальное произведение и кто его композитор?(Петр Ильич Чайковский «Времена года»-Октябрь)

Сейчас ещё раз прозвучит это музыкальное произведение, а вы должны нарисовать ту картину, которая характеризует настроение этих двух произведений. А поможет вам в этом символика цветов.

А наше уважаемое жюри оценит, насколько точно вы смогли передать содержание стихотворения и музыки в рисунке.


4. Заключительная часть.


На этом наша игра подошла к концу. Спасибо за участие.

Жюри сейчас оценит вашу работу. Для оценки они будут использовать математические знаки, т.е. баллы.



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ