Элективный курс «Решение олимпиадных задач» 8 Класс





Элективный курс в 8классе

«Решение олимпиадных задач»













Составила: Абашкина Любовь Николаевна





















МКОУ Лобакинская СОШ







































Пояснительная записка.

Научно-технический прогресс неизбежно приводит к возрастанию объёма знаний, которые должны быть усвоены в процессе обучения в школе. В дальнейшей жизни человека знания должны углубляться и пополняться в ходе самостоятельной познавательной деятельности. В связи с этим совершенствование процесса формирования естественнонаучных умений считается приоритетной дидактической задачей, овладение ими стало необходимым практически каждому человеку в современной жизни.

Формирование естественнонаучных умений включает рассмотрение разнообразных видов работы учащихся по физике, способствующих формированию комплексного применения знаний и умений по другим естественнонаучным дисциплинам. Универсальным средством обучения, способствующим реализации задач по формированию естественнонаучных умений, являются задачи. Программа дополнительного образования «Методы решения физических задач» нацелена на развитие умения применять знания и умения на практике, на формирование у детей потребности в непрерывном самообразовании.

Данная программа является актуальной на сегодняшний день. Программа согласована с требованиями государственного образовательного стандарта и содержанием основных программ курса физики профильной школы. Содержание программы дополняет и расширяет знания, полученные на уроках физики. Акцент делается на освоение учащимися различных методов решения физических задач.

Программа элективного курса «Решение олимпиадных задач» помогает детям на более высоком по сравнению с базовым уровнем освоить курс физики, способствует подготовке к олимпиадам и конкурсным мероприятиям не только по физике, но и другим естественнонаучным дисциплинам. Подготовка в рамках данной программы позволяет детям успешно пройти итоговую аттестацию в форме ГИА. Данная программа рассчитана на детей, имеющих подготовку по физике в соответствии с требованиями к выпускникам основной общей школы.

Курс рассчитан на 17 часов.

Цель программы:

  • Создание условий для развития личности ребёнка на основе опыта познавательной и творческой деятельности в процессе освоения методов решения физических задач.

  • Достижение этой цели обеспечивается решением следующих задач:

обучающих:

  • знакомство с основными алгоритмами решения задач, различными методами и приёмами решения задач;

  • углубление и расширение знаний и умений, полученных в основном курсе физики;

  • получение представлений о роли физики в познании мира, физических и математических методах исследования;

развивающих:

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей на основе опыта самостоятельного приобретения новых знаний, анализа и оценки новой информации;

  • реализация творческого потенциала детей в предметно-продуктивной деятельности;

  • развитие умений по организации самостоятельной исследовательской деятельности;

воспитывающих:

  • развитие способности действовать самостоятельно, настойчивости в достижении поставленной цели, ответственности за результаты принятых решений;

  • повышение мотивации образовательной деятельности на основе личностно ориентированного подхода;

  • формирование осознанной готовности к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями.

Формы и режим занятий.

В работе применяются различные формы проведения занятий. Ведущей формой организации обучения является групповая. Наряду с групповой формой работы осуществляется индивидуализация процесса обучения и применение дифференцированного подхода, так как в связи с индивидуальными особенностями обучающихся результативность в усвоении учебного материала может быть различной. Дифференцированный подход поддерживает мотивацию к предмету и способствует интеллектуальному развитию обучающихся.

На занятиях применяются и коллективные и индивидуальные формы работы: постановка, решение и обсуждение решения задач, подготовка к олимпиаде, подбор и составление задач на тему, практикумы по решению задач, самостоятельная работа учащихся, консультации, зачёт. Предполагается также выполнение домашних заданий по решению задач.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.

Требования к уровню освоения содержания курса:

По итогам обучения обучающийся должен уметь:

  • анализировать физическое явление;

  • проговаривать вслух решение;

  • анализировать полученный ответ;

  • классифицировать предложенную задачу;

  • составлять простейших задачи;

  • последовательно выполнять и проговаривать этапы решения задачи ;



  • выбирать рациональный способ решения задачи;

  • решать комбинированные задачи. решать задачи повышенной сложности задачи;

  • владеть различными методами решения задач: аналитическим, графическим, экспериментальным и т.д.;

  • владеть методами самоконтроля и самооценки

обучающийся должен знать:

  • основные алгоритмы решения задач,

  • различные методы и приёмы решения задач;

Формами подведения итогов реализации программы являются:

.

  • Участие во Всероссийской олимпиаде школьников по физике (I – IV этапы).

  • Участие в предметных и комплексных олимпиадах, проводимых НовГУ им. Я. Мудрого, ВУЗами Санкт– Петербурга и ВУЗами других городов Российской Федерации, в том числе участие в заочных и дистанционных олимпиадах.

  • Участие в творческих предметных конкурсах, фестивалях, проектах, конференциях, («Портфолио» и др.), проводимых различными образовательными учреждениями и центрами, в том числе в заочных и дистанционных мероприятиях.

Основные средства обучения:

  • Физические приборы.

  • Дидактические материалы.

  • Учебники физики для старших классов средней школы.

  • Учебные пособия по физике, сборники задач.










Учебно-тематический план

№ п/п

Темы занятий

Кол-во часов


Форма проведения

Образовательный продукт

Всего


Теория


Практика





Правила и приемы решения физических задач

2





1

Введение.

Физическая задача. Правила решения физических задач


1


лекция

конспект

2

Приемы решения физических задач



1

практикум

Составление алгоритма


Операции над векторными величинами

3





3

Операции над векторными величинами



1


лекция

Схемы-рисунки

4

Самостоятельное решение задач по теме:

векторные величины в физике.



1

практикум

Составление алгоритма

5

Нахождение результирующей силы




1

Коллективное решение задач

схемы












№ п/п

Темы занятий

Кол-во часов


Форма проведения

Образовательный продукт

Всего


Теория


Практика





Статика

5





6

Момент силы стержня


1


Работа со справочной литературой, поиск информации в интернете

Опорный конспект по теме

7

Гидроаэродинамика


1


Коллективное решение задач

отчет

8

Гидростатика




1


конспект

Отчет

9-11

Решение задач по статике



3

Коллективное решение задач

Алгоритмы решения задач

12-17

Обобщающие занятия по методам и приёмам решения физических задач


6


6

Олимпиады, конкурсы, викторины, тестирование, презентации творческих работ

Презентации проектов





Содержание обучения

1.Правила и приемы решения физических задач-

Представление о значении задач в науке, жизни, технике; различные стороны работы с задачами; основные приемы составления задач, классификация задач по трем- четырем основаниям. Различные методы и приемы решения задач; метод графов

Требования: учащиеся должны знать основные приемы составления задач, классификация задач Уметь решать задачи различными способами: аналитически, графически, с помощью формул.


2.Операции над векторными величинами-

Определение модуля вектора, проекция вектора. Определение модуля вектора, проекция вектора. Решение задач на нахождение результирующей силы.

Требования: учащиеся должны различать векторные и скалярные величины в физике.

Уметь строить векторы и находить их сумму двумя способами.

Находить модуль результирующей силы..



3.Статика

Равновесие тел (устойчивое, неустойчивое. безразличное). Плечо стержня. Момент силы стержня. Условия равновесия. Центр тяжести тела. Нахождение центра тяжести. Несжимаемая жидкость.

Требования: должны знать виды равновесия, определять в конкретных случаях вид равновесия, определение плеча, момент силы, условия равновесия, центра тяжести.

Уметь находить: плечо, центр тяжести, решать задачи, используя эти понятия.


4.Обобщающие занятия по методам и приемам решения физических задач


Рассматривать графики зависимости пути от времени движения двух тел и находить графически и аналитически время и место встречи.

Решать задачи на расчёт пути и времени движения. Записывать решение задач в общем виде. Показать на конкретной задаче, что значение средней скорости отличается от среднего арифметического значения.





Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ