Направления работы классного руководителя по формированию ЗОЖ
Одним из направлений планирования работы классного руководителя со своим классным коллективом является «Формирование здорового образа жизни». Таким образом, классному руководителю необходимо выбрать формы и эффективные методики, которые подходят именно его ученикам, ближе его индивидуальным и возрастным особенностям и реализовать их на практике.
Как классный руководитель может сохранить здоровье школьников, ибо здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезни. Как говорится: «Здоровье - это ещё не всё, но всё без здоровья — это ничто».
Направления работы классного руководителя
по формированию ЗОЖ.
Первым и самым главным направлением является защита, сохранение и развитие здоровья ученика. Имеется в виду его физическое и психическое здоровье.
Цель этого направления состоит в том, чтобы показать ребенку, его семье значимость его физического состояния для будущего жизнеутверждения, для развития его нравственных качеств и душевных сил, для профессионального становления.
Какие моменты должен включить в работу с классом классный руководитель,
выполняя программу «Здоровье»?
1. Сотрудничество с медицинским персоналом школы и медицинскими учреждениями
хутора для изучения и последующей коррекции с их помощью физического здоровья учеников класса.
2. Сотрудничество с родителями учащихся и консультации учителей-предметников.
3. Использование в работе диагностических методов исследования для возможной организации на уроке коррекции здоровья детей.
4. Организация просветительской работы с учащимися по сохранению, развитию и коррекции здоровья через систему воспитательных мероприятий как внутри школы, так и вне ее.
5. Организация работы по формированию правильного отношения учащихся к урокам физической культуры, к занятиям спортом.
6. Формирование личностной рефлексии учащихся по проблеме (коррекция мнения о себе и о своем здоровье).
По современным представлениям в понятие здорового образа жизни входят следующие составляющие:
оптимальный двигательный режим;
рациональное питание;
закаливание;
личная гигиена;
положительные эмоции;
отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков и наркотических веществ);
Необходимым условием гармоничного развития личности школьника является достаточная двигательная активность. Последние годы в силу высокой учебной нагрузки в школе и дома и других причин у большинства школьников отмечается дефицит в режиме дня, недостаточная двигательная активность, обусловливающая появление гипокинезии, которая может вызвать ряд серьёзных изменений в организме школьника. Таким образом, оптимальный двигательный режим является одним из важнейших факторов здорового образа жизни.
Рациональное питание - это хорошо подобранный рацион, который отвечает индивидуальным особенностям организма, учитывает характер труда, половые и возрастные особенности, а также климатогеографические условия проживания. Питание является одним из главных факторов здоровья.
Следующий фактор здорового образа жизни - закаливание. Закаливание является эффективным средством укрепления здоровья человека. Оно повышает неспецифическую устойчивость организма человека к инфекционным заболеваниям, усиливая иммунные реакции, обеспечивает тренировку и успешное функционирование терморегуляторных механизмов, приводит к повышению общей и специфической устойчивости организма к неблагоприятным внешним воздействиям.
Сохранение и укрепление здоровья невозможны без соблюдения правил личной гигиены - комплекса мероприятий по уходу за кожей тела, волосами, полостью рта, одеждой и обувью.
Положительные эмоции являются неотъемлемой составляющей здорового образа жизни. Для поддержания физического здоровья необходимо психическое закаливание, суть которого - в радости к жизни. Говоря о положительных эмоциях, следует также помнить, что в педагогике поощрение считается более эффективным рычагом воздействия на ребенка, чем наказание. Учитывая вышеизложенное, напрашивается вывод, что, поощряя ребенка, мы сохраняем и укрепляем его здоровье.
Здоровый образ жизни несовместим с вредными привычками. Употребление алкоголя, других опьяняющих и наркотических веществ, курение табака препятствуют утверждению любых сторон здорового образа жизни. Вредные привычки входят в число важнейших факторов риска многих заболеваний, существенно сказываются на состоянии здоровья детей и подростков
В первую очередь, изучив интересы и склонности детей, я предложила им занятия в различных спортивных секциях. Приглашала на классные часы и родительские собрания руководителей школьных секций, рассказывала о достижениях наших выпускников-спортсменов. Затем мы вместе радовались спортивным успехам детей, гордились ими.
Одним из направлений годового планирования работы классного руководителя со своим классным коллективом является «Формирование здорового образа жизни». Таким образом, классному руководителю необходимо выбрать формы и эффективные методики, которые подходят именно его ученикам, ближе его индивидуальным и возрастным особенностям и реализовать их на практике.В учебно-воспитательном плане на каждый месяц учебного года расписаны мероприятия, направленные на формирование потребности здорового образа жизни учащихся. Это и классные часы по темам: «Умение работать. Как экономится время», «Курение – вред», « «Здоровое питание!», «Как дожить до 100 лет?»; и проведение соревнований по шашкам, шахматам и армспорту на первенство класса, и беседы о соблюдении правил личной и общественной гигиены с приглашением медицинского работника нашей школы Прудниковой Л Н.При подготовке и проведению классных часов стараюсь чаще привлекать самих ребят. Дети готовятся к беседам дома, привлекая родителей, а в классе высказывают свое мнение, свою точку зрения по поставленной проблеме, ищут пути решения в тех или иных ситуациях.
Работа по вовлечению ребят в кружки и секции, чествование их успехов, помощь в решении проблем, проведение внеклассных мероприятий вошли в систему. Из 12 человек занято в кружках и секциях – 12, из них в спортивных секциях – 6 человек.
Кроме того, дети с удовольствием принимают участие в общешкольных мероприятиях, различных спортивных соревнованиях .''Один в поле не воин'', поэтому для формирования ЗОЖ необходима система взаимодействия всех участников образовательного процесса. Большую помощь оказывают учителя физкультуры и ОБЖ. Кроме того, привлекаю и психолога и школьную медсестру. С их помощью провожу диагностические исследования и тесты, по которым я делаю выводы о развитии детей, их психофизиологических особенностях, а сами ребята узнают, как развита их память, внимание, умеют ли они общаться, могут ли избегать конфликтов, раздражительны ли они и прочее.
Что может сделать классный руководитель в формировании здорового образа школьников на уроке? Поддерживать связь с учителями-предметниками. Здоровьесберегающие технологии – это не только горячие обеды, спортзалы, бассейны и школьные автобусы, но и улыбка учителя, доброжелательная атмосфера, создаваемая всеми педагогами на всех уроках, по всем предметам!». Думаю, что все учителя работают по этому принципу и не забывают еще и принцип русского дидакта И.Я.Лернера, который утверждал: «В основе всего обучения должен быть положительный эмоциональный фон». Во время урока лучшим средством профилактики и снятия утомления является переключение на двигательную активность, чем и является физкультминутка.
У большинства детей сформированы интересы, о чем свидетельствует занятость во внеурочное время. Прошлый год 8 человек из 13 закончили только на 4 и 5, что также говорит о психологическом здоровье учащихся и о сформированности навыков распределения времени учебы и отдыха.
Предлагаю
1. Классному руководителю продолжить работу по выбору форм и эффективных методик, которые подходят именно его ученикам, ближе его индивидуальным и возрастным особенностям, и реализовать их на практике.
2. Всему коллективу продолжить работу по формированию потребности здорового образа жизни школьников, учитывая психофизиологические и возрастные особенности детей
3. Всем предметникам на своих уроках большое внимание уделить здоровьесберегающим технологиям, ибо использование их в процессе воспитания и обучения при глубоком знании индивидуальных особенностей учащихся позволяет сохранить здоровье детей.
Выступление
Абашкиной Л.Н.
Система работы классного руководителя по формированию ЗОЖ.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ