Формирование базовых компетенций во внеурочной деятельности обучающихся


Полева Нина Анатольевна

Учитель английского языка

МБОУ СОШ №72

Город Красноярск

Статья «Формирование базовых компетенций во внеурочной деятельности обучающихся»

Английский язык

Обучающиеся 14-17 лет










































Формирование базовых компетенций во внеурочной деятельности обучающихся


Ни один учитель не способен подготовить своих учеников к решению всех проблем. Однако учитель может формировать у обучающихся умения использовать необходимые алгоритмы деятельности, формировать базовые умения в процессе реального взаимодействия с детьми, в процессе совместного решения проблемных задач.

На протяжении пятнадцати лет сотрудничества железногрской гимназии с британским колледжем искусств Astor College for the Arts, накоплен опыт такого взаимодействия. Но наш подход к этой работе изменился. Раньше он был больше интуитивным. Сейчас мы опираемся на современные тенденции модернизации образования.

Речь пойдёт о формировании базовых компетенций, которые в совокупности обеспечивают готовность выпускников к адаптации и самореализации в условиях рынка труда современного общества. Условия современной жизни выдвигают на первый план инициативность, способность работать в группе, ответственность за результат собственных решений. А также чувство служения общему делу и патриотизм.

Мною была разработана и реализована программа подготовки обучающихся, в семьях которых будут жить английские студенты, к приёму гостей. Эта программа составляет весомую часть проекта «Театр», успешно реализуемого в гимназии, и дает возможность детям и их родителям достойно встречать зарубежных гостей.

«Проект «Театр» - это проект, подобного которому нет в России. Вместе с Астор – колледжем из города Дувр, Великобритании, осуществляются постановки мюзиклов на английском языке. Спектакли проходят как в Англии, так и в России. В них участвуют русские и английские студенты. Начиная с 2002 г. осуществлены постановки таких мюзиклов, как «Иосиф и удивительный разноцветный плащ» Э.Л. Уэббера, «Тихий океан» Р. Рождерса, «Скрипач на крыше» Д.Бока, «Вестсайдская история» Р. Уайза и многие другие. В Великобритании постановка мюзиклов осуществляется в Уайтклифс Театре города Дувр. В г. Железногорск спектакли идут на сцене городского театра.

Английские студенты, которые приезжают для участия в спектаклях, живут в семьях наших учеников. Все участники проекта посещают специально организованные занятия, готовятся к приему гостей. Наш быт, наша культура, образование – все интересно гостям из Англии. Подготовка к встрече начинается за полгода до визита гостей: среди обучающихся гимназии проводится кастинг на участие в постановке, подбираются семьи для проживания английских студентов, изготавливаются декорации, начинаются репетиции. С целью организации этой подготовки и разрабатывалась данная программа.



I. Программа подготовки обучающихся к приёму в своих семьях английских студентов включает

  1. Планомерное расширение бытового словарного запаса обучающихся;

  2. подготовку обучающимися устных сообщений по определенной тематике. Семья, хобби, спорт, музыка, школа, родной город, В.П. Астафьев, Красноярский край, путешествия и др.;

  3. знакомство с географическими и культурными особенностями города, в котором живут английские студенты, и колледжа, в котором они учатся (Astor College for the Arts, г. Дувр, графство Кент, Англия);

  4. Знакомство с особенностями межкультурной коммуникации.


II. Обоснование моей программы в свете новой трактовки целей общего и непрерывного языкового образования

Школа формирует компетенции не только на уроках, но и во внеурочной деятельности. В ходе подготовки ребят к приёму в своих семьях английских студентов прослеживается работа по формированию всех пяти базовых компетенций: социально-политической, информационной, коммуникативной, социокультурной и готовности к образованию на протяжении всей жизни.

Такие цели ставила я перед собой, когда начинала подготовку к приёму англичан.

1. Социально – политическая компетенция.

Группа состоит из десяти учеников девятого, десятого и одиннадцатого классов. На первом месте - формирование психологической готовности брать на себя ответственность за принятие решения. Это и решение принять в семье иностранного студента, и ответственность за всё происходящее во время дальнейшего его пребывания. И тот опыт, который ученик из данной ситуации вынесет, нельзя переоценить. Так, обсуждая все возможные ситуации, учащиеся моделируют возможные проблемы и совместно находят пути их решения. Дети учатся определять суть проблемы и создавать алгоритмы деятельности для её решения.

В качестве практического результата такой совместной деятельности я могу предложить созданный обучающимися словарик. Предложение создать словарик семьям возникло потому, что не все члены семей могут общаться на английском языке с гостем. Кроме того, волнение ребят и взрослых тоже нельзя не принимать во внимание. «Словарик» дан в приложении. (См. Приложение 1) Он состоит из разделов, написанных разными ребятами. Обсуждали и корректировали его все вместе. Вместе определили и форму готового «продукта». На протяжении всего времени подготовки ребята демонстрируют способность работать одной командой, инициативу и творчество.

2.Информационная компетенция.

Суть данной компетенции определяется как совокупность готовности и потребности работать с современными источниками информации. Потребность в использовании компьютерных технологий и Интернета при подготовке и приёме английской делегации огромна. Но необходимо оценивать информацию, отбирать её по степени важности, новизны, систематизировать. Хочется подчеркнуть, что в ходе работы именно систематизация оказывалась самым непростым, но важным делом. Благодаря деятельности групп и полученному положительному результату можно говорить о формировании умения, т.е. заявленной в целях «готовности» работать с современными источниками информации.

В качестве примера приведу созданную командой «Памятку». (См. Приложение 2).

В ходе подготовки к приёму англичан нельзя обойти вопрос межкультурной коммуникации. Об английских национальных особенностях, национальном характере и традициях что-то слышали или читали все. Но как обстоит дело в реальности? Этому вопросу было уделено особое внимание. Именно Интернет служил источником информации. А также, переписка с теми студентами, которые уже установили связь с семьями. Изучали всё. И узнали: в британской культуре существуют такие особенности/обычаи, которые непривычны и малознакомы для России, но знание которых необходимо для осуществления успешного общения. Можно сказать, книга С. Г. Тер-Минасовой «Язык и межкультурная коммуникация» стала настольной книгой. А «Памятка» -это информация не только для принимающих семей. Она пригодилась многим ребятам.

3. Коммуникативная компетенция.

Языковая, речевая и социокультурная составляющие коммуникативной компетенции - неотъемлемая часть подготовки принимающих семей. Подготовка позволила узнать, о чем не следует спрашивать английского студента, когда употреблять “please” или как сообщить неприятную новость. Повышение уровня владения устной и письменной речью на иностранном языке происходит и при общении с носителем языка, и при подготовке к встрече с ним. Тексты о себе и своём окружении; своей школе и В. П. Астафьеве, имя которого она носит; о музее памяти великого писателя; готовить экскурсию по родному городу для гостя и много других текстов ребята создавали сами.

Кроме того, знакомство с географическими и культурными особенностями города, в котором живут английские студенты, и колледжа, в котором они учатся, требует привлечения аутентичных тексов с информацией о них. Это буклеты, привезённые из Англии побывавшими там ребятами и учителями. И конечно, странички сайтов в Интернете. Самым эффективным контролем формирования коммуникативной компетенции становится понимание, возникающее при общении ребят.

4.Социокультурная компетенция.

Формирование данной компетенции при подготовке и осуществлении визита английской делегации уже рассматривалось при описании информационной компетенции и как компонент коммуникативной компетенции. Особенностью нашего проекта является готовность наших обучающихся представлять свою страну и её культуру, готовность предвосхищать причины возможного недопонимания благодаря владению информацией об особенностях межкультурного взаимодействия. А именно готовность к сотрудничеству, готовность к коммуникации отличает знания и умения от компетенции.

  1. Готовность к образованию на протяжении всей жизни.

Реализуя цели образования, мы ставим ученика в такие условия, что

ему приходится самому искать способы решения тех или иных задач. Другими словами, он пользуется современными источниками информации, ему приходится принимать решения и нести ответственность за них, ему необходимо иметь достаточно высокий уровень владения иностранным языком и быть готовым к взаимодействию в современном поликультурном мире. Коммуникативная компетенция, по праву признанная ведущей, является не только целью, но и средством успешности овладения любыми знаниями и умениями. Таким образом, мы готовим своих учеников к самообразованию и саморазвитию на протяжении всей жизни.


  1. Анализ результатов работы по реализации моей программы


Анализируя результаты работы по подготовке обучающихся и их семей к приёму английских студентов, отмечаю, что последовательно и целенаправленно ведется формирование и развитие базовых компетенций, которые нужны будут молодым людям в их профессиональной жизни.

Практическим результатом работы является успешная реализация международного проекта «Театр» в целом, и успех семей, сумевших обеспечить проживание английских студентов и взаимодействие с ними на протяжении двенадцати дней.

Немаловажно и то, что команда наших учеников не только приобретает свой собственный неоценимый опыт, но и вносит вклад в подготовку будущих визитов. Это их «Словарик», «Памятка», экскурсия «Муза В. П. Астафьева» и другие тексты о школе, городе, крае, Сибири.

Понимание современных целей обучения позволяет построить подготовку обучающихся к встрече с английскими сверстниками так, чтобы осознанно и целенаправленно формировать все базовые компетенции.

Так, во внеурочной деятельности, объединившей учителей и учащихся разных возрастов, решается главная задача современного образования.



Приложение 2


Если вы при общении с англичанами хотите в большей степени соответствовать их стилю общения, следуйте следующим правилам:

  • Соблюдайте дистанцию: не приближайтесь близко к собеседнику.

  • Будьте сдержанны в поведении.

  • Ограничивайте жестикуляцию.

  • Избегайте тактильных контактов.

  • Не протягивайте руку для пожатия при каждой встрече.

  • Контролируйте эмоции.

  • Не перебивайте собеседника.

  • Соблюдайте поочередность реплик.

  • Не принято при встрече целовать дамам руку.

  • Никогда не кладите руки на стол, держите их на коленях.

  • Избегайте зрительного контакта в общественных местах.

  • Демонстрируйте хорошее настроение – улыбайтесь!





















Список литературы


1. Е. Н. Соловьева, В.Г. Апальков. Материалы курса «Развитие и контроль коммуникативных умений: традиции и перспективы». Педагогический университет «Первое сентября» 2010.

8


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ