Формирование навыков вежливого общения у дошкольников на занятиях по английскому языку



Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования

«Центр дополнительного образования детей им. В.Волошиной»













Методические рекомендации



Формирование навыков вежливого общения у дошкольников на занятиях по английскому языку









Подготовила: Дунаева Татьяна Игоревна,

педагог дополнительного образования













г. Кемерово

2015

Методические рекомендации посвящены проблеме формирования навыков вежливого общения у детей дошкольного возраста.

Основываясь на практическом опыте работы с дошкольниками по дополнительной образовательной программе «Занимательный английский язык» в рамках детского объединения «Школа Радости» в условиях учреждения дополнительного образования МБОУ ДОД «ЦДОД им.В.Волошиной» города Кемерово, автор представляет алгоритм работы и основные педагогические приемы по формированию навыков вежливого общения.

К рекомендациям прилагаются дидактические материалы «Азбука вежливости»: стихи и рифмовки, обучающие игры, учебное занятие по теме «Знакомство».

Рекомендации адресованы педагогам дополнительного образования, воспитателям детских дошкольных учреждений, учителям начальной школы и родителям, занимающимся с детьми дошкольного возраста.





























Содержание

Пояснительная записка 4

1. Алгоритм работы по формированию навыков вежливого общения 7

2. Правила вежливого общения 12

2.1 Приветствие 12

2.2 Знакомство 14

2.3 Дистанционное общение 15

2.4 Просьбы и благодарности 16

3. Заключение 17

Список литературы 18

Приложение 1 19

Приложение 2 22

Приложение 3 27



























Пояснительная записка

Современное общество ставит перед воспитателями, педагогами и родителями задачу формирования высокообразованного и хорошо воспитанного молодого поколения, владеющего всеми достижениями созданной человечеством культуры. На это обращено пристальное внимание в новом федеральном законе «Об образовании в РФ» и в федеральном законе «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Знание детьми правил и норм поведения создает для них возможности успешного общения в окружающем мире. К. Д. Ушинский писал, что «воспитывать человека надо для того, чтобы приготовить его к труду жизни» [13].

Современному человеку необходимо знание двух и более иностранных языков, которое расширяет пространство общения, обогащает внутренний мир, и в дальнейшей жизни сделает человека более успешным. «Сколько языков ты знаешь, столько раз ты человек» [5]. Это высказывание, пришедшее из древности, очень точно говорит об огромном развивающем влиянии иностранного языка на личность человека. Научить ребёнка общаться в разных языковых средах - сложная, интересная и востребованная сегодня задача, продиктованная глобальной интернационализацией общества.

Общеизвестно, что первые представления о нормах поведения, принятых в обществе, ребенок получает в семье. Однако многолетний опыт общения с детьми и их родителями позволяет констатировать следующую ситуацию: многие родители не могут или не успевают уделить внимание воспитанию культуры поведения своих детей, поскольку большую часть времени они проводят на работе. Современное общество предъявляет к ним все большие и большие требования на фоне возрастающих нагрузок и укоренного жизненного ритма. Дети, оставшиеся без внимания взрослых, наблюдая негативные примеры поведения на улице, дома, по телевизору, принимают их как образец. Многие дети не замечают собственной грубости, не знают очевидных правил поведения и вежливых слов, проявляют агрессию и раздражительность в отношении своих сверстников, не могут правильно оценить свои поступки. Проблема состоит в том, что дети не владеют навыками вежливого общения и, не встречая достойных примеров, не смогут им научиться. В связи с этим значительно возрастает роль педагога, который обязан помочь маленьким людям в познании тайн человеческих взаимоотношений, в приобретении поведенческих ориентиров, без которых нельзя чувствовать себя в обществе достаточно уверенно.

Цель данных методических рекомендаций: представить алгоритм работы и основные педагогические приемы по формированию навыков вежливого общения у дошкольников. Предлагаемый алгоритм успешно используется на занятиях с детьми 5–6ти лет по дополнительной образовательной программе «Занимательный английский язык» в рамках детского объединения «Школа Радости» в условиях учреждения дополнительного образования МБОУ ДОД «ЦДОД им.В.Волошиной» города Кемерово. В результате дети обучаются не только правильно и красиво говорить, но и устанавливать контакты со сверстниками и взрослыми людьми, становятся общительными и доброжелательными, вежливыми и внимательными друг к другу. Развитие этих коммуникативных навыков имеет важное значение накануне поступления детей в 1 класс.

На занятиях по английскому языку дети учатся общению одновременно в двух языковых средах. В этом состоит особенность данной работы. Но, несмотря на специфику английского языка, предлагаемые в данных рекомендациях приёмы универсальны и подходят для занятий с детьми, как на русском, так и на другом иностранном языке.

В рекомендациях представлены темы наиболее актуальные для развития навыков общения у дошкольников: «Приветствия», «Знакомство», «Дистанционное общение», «Вежливые просьбы и благодарности». Данные темы доступны и понятны детям. На занятиях они учатся устанавливать контакты со сверстниками и взрослыми людьми, знакомиться с друзьями, вести несложные беседы и в дальнейшем могут использовать полученные знания в реальной жизни.

В приложении представлены: Стихи и рифмовки для изучения вежливых слов «Азбука вежливости», Обучающие игры для развития навыков вежливого общения, Занятие по английскому языку для детей 5 лет «Медвежонок ищет друзей».

Рекомендации адресованы педагогам дополнительного образования, воспитателям детских дошкольных учреждений, учителям начальной школы и неравнодушным родителям, занимающимся с русскоязычными детьми дошкольного возраста.







































«Никто не становится хорошим человеком случайно»

Платон

  1. Алгоритм работы по формированию навыков вежливого общения

На занятия в детское объединение «Школа Радости» пришли маленькие ребятишки 5-6ти лет. Все они очень разные: открытые и замкнутые, шумные и напористые, тихие и капризные. Каждый из них несёт в себе маленький опыт общения, взятый из семьи. Опыт этот разный, но в глазах каждого ребёнка светится искорка доброты и доверия. Все дети открыты к общению и готовы услышать и впитать то новое, что скажет им педагог.

Предлагаемый ниже алгоритм работы по формированию навыков вежливого общения у дошкольников эффективно реализуется автором разработки на занятиях по английскому языку.

Первый этап. При обучении очень важен начальный этап работы, на котором дети знакомятся с первыми вежливыми словами. Для этого нужно выбрать хорошие доброжелательные слова, необходимые для общения. Каждое новое слово обязательно произнести и представить так, чтобы его значение было абсолютно понятно ребенку. Первый этап работы в предлагаемом алгоритме называется «Языковой материал». Языковой материал – это вежливые слова и речевые конструкции с ними. Например: различные формы приветствия, вежливые просьбы и благодарности. Они вводятся сразу на двух языках, иллюстрируются жестами, картинками. Например: демонстрируются изображения разного времени суток, задаётся вопрос: «Как нужно поздороваться в это время?». На занятии используются разные игрушки. Например: «невоспитанный медвежонок» «учится» вместе с детьми, «торопливый зайчик» постоянно «забывает» правильные слова. Очень важно в занимательной форме представить детям новые слова, сделать их изучение интересным и осмысленным. На этом этапе используется педагогические приемы разъяснения и приучения. Разъяснение: в ходе разъяснения необходимо не только показать, но и разъяснить детям какие слова принято произносить в той или иной ситуации. Приучение: детям дается определенный образец поведения, следует не только показать, но и проконтролировать точность выполнения того или иного правила.

Второй этап. Чтобы запомнить слова, их нужно повторить многократно. Как это сделать весело нескучно и эффективно? Для повторения языкового материала используются рифмовки и песни, содержащие изучаемые слова и фразы. Новая языковая информация легко и весело запоминается в специально подобранных стихах (Приложение 1). Разучивание песен, содержащих изучаемые языковые структуры, стимулирует к многократному повторению и успешному овладению речевым материалом. Разученные песенки дети помнят очень хорошо, поют их дома и на переменках, очень радуются своему новому умению. Второй этап работы называется «Рифмовки, песни».

Третий этап. Дети разучили новые слова, повторили их через рифмовки и песни, теперь они должны научиться использовать свои знания на практике. Следующий этап работы: «Обучающие игры». Игры, как основной вид деятельности дошкольников, позволяют интересно и занимательно обучать детей общению. Они раскрепощают, снимают состояние неловкости и неуверенности в себе, дают большие возможности для речевого общения со сверстниками и взрослыми. Дети учатся разговаривать и слушать друг друга, играть дружно, без конфликтов, соблюдая установленные правила игры (Приложение 2). Обучающие игры дают возможность детям активно использовать новый языковой материал в контексте игры, в игре реализуется педагогический приём - упражнение. Игры проводятся как на русском, так и на английском языках. В игре происходит общение ребенка со своими сверстниками и педагогом и одновременно с этим развивается его собственное неповторимое мироощущение.

Четвёртый этап. Обучающие игры тесно связаны со следующим этапом работы, который называется «Ситуации общения». На этом этапе происходит закрепление полученных знаний. Создание ситуации общения подразумевает, что дети уже знакомы с речевыми конструкциями и способны применить их на практике. Внутри созданной ситуации общения разыгрываются различные инсценировки и диалоги, позволяющие закрепить полученные знания. Организуя игру с детьми, необходимо пользоваться их же собственным неповторимым мироощущением, их интересами, и тогда, созданная в игре ситуация общения, поможет каждому ребенку проявить свои способности и познать новое. Внутри ситуации общения возможно создание воспитывающих ситуаций. Например: Во время изучения темы «Знакомство» дети «путешествуют по лесу», создаётся ситуация «Встреча на лесной тропинке». Дети встречают разных героев: добрых и злых, вежливых и не очень, которые по-разному ведут себя. Данный педагогический прием, воспитывающие ситуации, создают условия, в которых ребенок оказывается перед выбором: какие слова сказать, как поступить в том или ином случае. (Приложение 3)

Пятый этап. Дети познакомились с языковым материалом, повторили его в рифмовках и песнях, применили на практике в обучающих играх. Ситуации общения не просто закрепляли знание слов, а побуждали детей к их осознанному применению. Дети выбирали сами, как и что сказать в той или иной ситуации, с помощью педагога сами организовывали общение. Следующий этап работы, тесно связанный с предыдущими этапами, называется «Литературный пример». Замечательную развивающую роль хорошей детской литературы в воспитании детей невозможно переоценить. Народные сказки, небольшие рассказы и стихи предлагают яркие примеры хороших и плохих поступков, проблемных и воспитывающих ситуаций. На занятии педагог знакомит детей с небольшими фрагментами литературных произведений, тематика которых связана с изучаемым материалом. Например: при изучении слова «пожалуйста» уместно познакомить детей с рассказом Осеевой «Волшебное слово». Рассказ педагога должен быть коротким, доступным и эмоциональным. В этом случае дети слушают, что называется, затаив дыхание. На данном этапе дети должны суметь проанализировать свои действия и действия героев книг. После знакомства с литературным примером важна разумно построенная, учитывающая возможности детей беседа, в которой каждый ребенок может высказать свое мнение. Нужно дать детям возможность самим рассудить, «что такое хорошо, и что такое плохо». Беседа помогает выяснить уровень знания и понимания изученного материала.

Рекомендуется использовать произведения русских и зарубежных авторов:

Русские народные сказки «Теремок», «Гуси – Лебеди»

В.Одоевский «Мороз Иванович»

А.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

Л.Толстой «Рассказы из азбуки»

В.Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо?»

В.Катаев «Цветик семи цветик»

В.Осеева «Волшебное слово и другие рассказы»

А.Барто «Медвежонок - невежа»

С.Маршак «Урок вежливости»

К.Чуковский «Сказки»

Б.Заходер «Стихи и сказки»

М.Дружинина «Кто знает волшебное слово»

А.Васильева-Гангнус «Азбука вежливости»

Н.Носов «Приключения Незнайки»

А.Милн «Винни-пух»

Г.Х.Андерсен «Сказки» и др.

Практика показывает, что литературные примеры целесообразно приводить после того, как дети ознакомлены с правилами вежливого общения. В этом случае они могут оценить поступки героев, самостоятельно прийти к правильным выводам. Во время занятия часто возникают различные воспитывающие ситуации, которые ставят ребенка перед выбором правильной модели общения. На заключительном этапе (5 этап) воспитывающие ситуации предлагаются в литературных примерах. На более высоком уровне ребенок, делая свой выбор, объясняет его в ходе заключительной беседы.

Все вышеизложенное наглядно представлено в следующей схеме «Алгоритм работы по формированию навыков вежливого общения». В левой колонке последовательно названы этапы работы по формированию навыков вежливого общения. В правой колонке - рекомендуемые на данных этапах приемы работы. Отдельно отмечается важность поощрения ребенка на всех этапах работы.

Алгоритм работы по формированию навыков вежливого общения

Этапы работы Педагогические приёмы

Разъяснение

Приучение

Языковой

материал







Рифмовки

Песни

Повторение

Поощрение







Обучающие

игры

Упражнения







Ситуации

общения

Литературные примеры

Инсценировки Диалоги

Воспитывающие ситуации

Беседы

Воспитывающие ситуации















2. Правила вежливого общения

В педагогической литературе выделяются три основных поведенческих критерия [10], о которых необходимо упомянуть, говоря об обучении детей правилам вежливого общения. Ребенка необходимо учить:

  1. как вести себя правильно, т.е. в соответствии с принятым в обществе порядком поведения;

  2. как вести себя хорошо, т.е. в соответствии с нравственными нормами;

  3. как вести себя красиво, т.е. получая от своего поведения и эстетическое удовольствие.



2.1 «Приветствие»

Каждое занятие начинается с приветствия. Приветствие настраивает на доброжелательный лад, влияя тем самым на микроклимат в группе. Дети учатся правильно приветствовать педагога и друг друга, использовать приветственные жесты, рукопожатия, поклоны, правильно применять слова: «Здравствуйте», «Доброе утро», «Добрый вечер», «Рад вас видеть», «До свидания». Дети узнают, что в русском и английском языках существует много приятных слов для встречи. Главное, чтобы это слово совпадало с характером отношений встретившихся людей. Например, неуместно говорить педагогу «Привет», но это слово подойдет для общения с приятелем. Слово «Здравствуйте» замечательное по смыслу, так как содержит пожелание здоровья. По завершении занятия все прощаются. Вежливое поведение формируется постоянно в реальной жизни и специально создаваемых ситуациях.









«Учимся приветствовать друг друга»

Этапы работы Содержание работы



Языковой материал

Hello! Hi! Glad to see you!

How do you do! Good morning. Good afternoon. Good evening. Good night. Good-bye! So long!

See you soon!







Рифмовки, песни

Песенки - приветствия









Обучающие игры

«Узнай меня по голосу»







Ситуации общения

«Встреча»





Литературный пример

В.Осеева

«Подарок»



























2.2 Знакомство

Для овладения навыками общения важно умение правильно представиться при знакомстве, сказать свое имя и запомнить имя другого человека. Дети учатся знакомиться, разыгрывая небольшие сценки. Педагог показывает детям определённые правила знакомства. Приятно пожимать руку, отвечающую на приветствие, а не равнодушную, однако не надо ее с усилием трясти. Девочки могут представиться легким поклоном. Мальчикам допустимо приветствие кивком головы или взмахом руки, в любом случае надо снять головной убор, вынуть руки из карманов, не жевать жвачку и обязательно улыбнуться друг другу. Когда люди улыбаются друг другу, даже звуки их речи становятся более правильными и красивыми.



«Учимся знакомиться»

Этапы работы Содержание работы

What’s your name? My name is…

How old are you? I am (5-6…).

How are you? Fine, thank you.



Языковой материал







Рифмовки, песни

Песни

What’s your name?”

My name is Alice.” “Hello!”

H







Обучающие игры

«Репортер»







Ситуации общения

«Знакомство»





Литературный пример

А.Барто

«Медвежонок невежа»







2.3 Дистанционное общение

В современном мире возрастает роль дистанционного общения, посредством телефона, компьютера и т.п. Особенность и сложность его заключается в отсутствии зрительного контакта между собеседниками, позволяющего направлять развитие беседы. В этом случае соблюдение правил вежливого общения значительно возрастает. Несмотря на то, что дети дошкольного возраста активно пользуются телефоном, большинство из них не знакомы с простыми правилами телефонного разговора, которые им необходимо объяснить на русском языке. Сняв трубку, приветливо и доброжелательно произносят первое слово: «Алло». Телефонный разговор строится по следующей схеме: 1) установление контакта: приветствие ответившему на вызов, просьба подозвать нужного абонента, выяснение качества слышимости и возможности разговора; 2) собственно разговор: краткая беседа о жизни и здоровье, изложение цели звонка, обсуждение различных вопросов; 3) окончание разговора: подведение итога, слова прощания. Не стоит громко и долго говорить по телефону, особенно, если разговор происходит в присутствии других людей, в общественном месте.

«Учимся говорить по телефону»

Э

What’s your name? My name is…

How old are you? I am (1-…).

How are you? Fine, thank you.

Hello! Good Bye!

тапы работы Содержание работы

Языковой материал







Песни

«Hello! I am Mike. I am Jane.»





Рифмовки, песни







Обучающие игры

«Телефонный разговор»





Ситуации общения

«У меня зазвонил телефон»



2.4 Вежливые просьбы и благодарности

Обучение вежливым просьбам и благодарностям целесообразно проводить на втором году обучения, года дети владеют определенным словарным запасом, умеют произносить две - три реплики и обучаются диалогической речи. Умение вести диалог, слушать собеседника, адекватно реагировать на его высказывания, быть доброжелательным и спокойным – необходимые условия вежливого общения. «Диалог – основная форма общения дошкольников. Он является для них и речевой практикой, и школой формирования социальных навыков и привычек, определяющих характер взаимодействия с окружающими»[2].



«Учимся разговаривать»

Этапы работы Содержание работы

Glad to see you! How do you do!

Give me an apple, please.

Here you are.

Thank you. Good bye!


Обучающие игры

«Вежливые слова»



Языковой материал







Песня

Give me your doll. Here it is”





Рифмовки, песни









Ситуации общения

«Волшебный магазин»







Литературный пример

В.Осеева

«Волшебное слово»









3. Заключение

Учить детей правилам поведения увлекательно, если делать это с любовью и фантазией. Ребенок много узнает об окружающем мире от родителей и из собственных наблюдений. Задача педагога – расширить и скорректировать эти знания, привести их в систему, общепринятую в обществе. Последовательная работа в предложенном направлении позволяет достичь хороших результатов. Как показывают многочисленные отзывы родителей детей, обучающихся в детском объединении «Школа Радости» по дополнительной образовательной программе «Занимательный английский язык» и наблюдения педагогов, дети не только успешно овладевают речевыми навыками, они становятся более коммуникабельными, активными, открытыми к общению, умеют правильно говорить и вежливо себя вести. Это имеет большое значение на пороге школы.

Необходимые условия успешного обучения:

Связь с семьей. Общая цель родителя и педагога – хорошо воспитанный, культурный и образованный человек.

Пример педагога. Ребенок наблюдает и оценивает взрослых. Желательно всегда оценивать свое поведение с точки зрения соответствия его собственным поучительным словам.

Позитивный настрой. Различные способы поощрения, похвала, призы, обращение только по именам, активизирует дошкольников к обучению, выбору правильного поведенческого шага.

Соблюдение правил вежливого общения приучает детей к уважительному отношению к окружающим, снимает агрессивность, способствует адаптации в обществе и в значительной мере влияет на их дальнейшую жизнь. В своё время русский писатель В. Г. Белинский писал о том, что «воспитание культуры человека - великое дело, решающее его участь»[1]. Сегодня воспитанный человек, вежливый, внимательный собеседник неизменно имеет в обществе высокий статус.



Список использованной литературы

1. Белинский В.Г. Избранные философские сочинения. - М.: «Просвещение», 2008.

2.Бизикова О. Игра как фактор развития диалога. – М.: «Дошкольное воспитание». – 2010.-№5.

3.Благовещенская, Т. А. Учим английский язык. Развитие ребёнка. – М.: «Росмэн», 2010.

4.Бондаренко, Т.М. Планирование образовательных областей. Область коммуникации. – Воронеж: «Метода», 2013.

5.Грекова, И. Перелом. – М.: «Астрель», 2012.

6.Гришук, Л.А. Школа дошкольников. Занимательные уроки. – М.: «Глобус», 2009.

7.Иванченко, В.Н. Занятия в системе дополнительного образования детей. – Ростов: «Учитель», 2012.

8.Комарова, Н.Ф. Комплексное руководство сюжетно-ролевыми играми. - М.: «Скрипторий 2003», 2012.

9.Краснощекова, Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. – Ростов на Дону: «Феникс», 2014.

10.Курочкина, И.Н. Современный этикет и воспитание культуры поведение у дошкольников. – М.: «Владос», 2001.

11.Обухова, Л.А. Комплексные занятия по развитию дошкольников. – М.: «Вико», 2011.

12.Петрова, Т.И. Игры и занятия по развитию речи. – М.: «Школьная пресса», 2010.

13. Ушинский К.Д. Наука и искусство воспитания (Педагогическое наследие). / сост. С.Ф. Егоров. - М.: «Образование и бизнес», 1994.

14.Черепова, Н.Ю. Английский язык для дошкольников (игры, песни, стихи). – М.: «Аквариум ГИППЗ», 2010.



Приложение 1

«Азбука вежливости»

Стихи и рифмовки



Утром in the morning

Говори «Good morning».

Скажи «Доброе утро»,

И ты поступишь мудро.

Днем in the afternoon

Говори «Good afternoon».

Скажи «Добрый день»,

Сними шляпу и надень.

Вечером in the evening

Говори «Good evening».

Скажи «Добрый вечер»

И улыбнись при встрече.

Ночью at night

Говори «Good night».

Скажи «Спокойной ночи»,

Хоть любишь спать не очень.

Говори так каждый день

И каждую неделю,

А если, ты уже привык,

Я приду, проверю.

Я скажу, когда приду

«Здравствуй. How do you do? »





Good morning! С добрым утром, дети!”

Споет петух, нам на рассвете.



Good evening! Добрый вечер!

Я рада нашей встрече.



Hello” –Здравствуй! “Hi” – Привет!

А что же мне сказать в ответ.

О, буду вежлив с вами я,

Hello!” – милые друзья.



Я всем при встрече говорю:

I’m glad to see you!”

Не хочу, я вас обидеть,

Говорю: “Я рад вас видеть!”



Жил был на свете маленький слоник.

Он по утрам говорил всем – “Good morning!”

Солнечный зайчик смеялся в ответ –

«Доброе утро! Привет!»



Шёл англичанин мне навстречу,

и вдруг сказал он: « Добрый вечер!»

Good evening!” – я ему ответил,

И вечер стал, как утро светел.



«Как вас зовут?» - спросила Джейн.

«Как вас зовут? – What is your name? »

«Я - Петя» - мальчик говорит.

Его ответ: «My name is Pete».

Я спросил сестру свою:

Скажи мне «How old are you?»

«I am 10» - звучал ответ.

Я понял, что ей 10 лет.



Hello! Hello!

What’s your name?

I am Mike. I am Jane.

That’s my name!



Good morning, Good morning, Good morning to you!

Good morning, Good morning, I am glad to see you!



Peter Point, Peter Point,

How are you? How are you?

Fine, thank you!



Если вдруг вы опоздали,

То не стойте в коридоре.

В дверь тихонько постучите,

И скажите:” I am sorry!”



С ветки березы последний листочек

Ветер бродяга, постой, не срывай.

Это нам осень машет платочком,

Хочет сказать: «До свидания. Good bye! »

Приложение 2

Обучающие игры для дошкольников



Игра «Вежливые слова»

Задачи: изучить вежливые слова и выражения, воспитывать вежливость и доброжелательность.

Ход игры: Педагог объясняет детям, что вежливые слова делают нас добрыми и создают хорошее настроение. Перед нами тёмное и грустное дерево. На нём живёт грустная птичка. Давайте порадуем её и нарядим дерево, сделаем его красивым и весёлым. Под деревом лежат разноцветные листочки и шишечки. Дети украшают ими дерево. Вешая на дерево листочек или шишечку, ребёнок должен сказать по-английски вежливое слово. Птичка радуется и поёт песенку: Это дерево – a tree

У него дупло внутри.

Птичка там живёт – a bird.

Песенки в лесу поёт.

Игра «Узнай по голосу»

Задачи: изучить различные формы приветствия, практиковать их употребление в диалогической речи, обучать вежливому и приветливому общению.

Ход игры: Один ребёнок сидит на стульчике. Другой подходит сзади и кладёт ему руку на плечо: “Good morning, Sasha.” Ответ: “Hello, Egor.” Это нужно сказать не оглядываясь. Тот, кого угадали по голосу, садится на стульчик. Дети должны использовать различные формы приветствий. Они могут шутить, изменяя свой голос.

Игра «Знакомство»

Задачи: изучить вопрос “What is your name?” и ответ на него, познакомить детей друг с другом.

Ход игры: Вариант 1. Игра проводится на одном из первых занятий. Педагог берёт мяч и называет своё имя. Дети по очереди ловят мяч, называя свои имена, и передают его тому, с кем хотят познакомиться.

Вариант 2. Передавая мяч, дети задают друг другу вопрос: ”What is your name?” и отвечают на него.

Вариант 3. В дальнейшем таким же образом можно изучать другие структуры. Например, передавая мяч из рук в руки, дети говорят: “Here you are” – “Thank you” или произносят различные вопросы и ответы.

Игра «Испорченный телефон»

Задачи: закрепить изученный материал, развивать речь, память и фонематический слух, развивать умение играть в командную игру.

Ход игры: Дети делятся на две команды, в каждой команде выбирается ведущий. Педагог произносит на ухо ведущему первой команды слово или фразу. Другое слово или фразу педагог говорит на ухо ведущему второй команды. Дети по цепочке на ухо передают сказанное слово, стараясь «не испортить линию». Команда выигрывает. Если слово или фраза были переданы правильно от первого ребёнка до последнего .В противном случае линия считается испорченной и команда проигрывает. Возможные варианты:

Для первой команды – Its a frog. Для второй команды- Its a cat.

It’s a little frog. It’s a big cat.

It’s a big green frog. Its a big grey cat.

В игре закрепляются наиболее трудные слова и фразы.

Игра «Наш театр»

Задачи: развивать умение самостоятельно вести маленькие диалоги, развивать наглядно–образное мышление, расширять словарный запас.

Ход игры: Для этой игры надо вырезать цветные фигурки животных и насекомых. Затем склеить каждую белую полоску по размеру указательного пальца. Это, так называемый, «пальчиковый театр». Дети надевают изображения зверюшек на пальчики и ведут небольшие диалоги на английском языке. На начальном этапе обучения они учатся здороваться и знакомиться по-английски. Затем разыгрывают небольшие сценки.

A bear: Hello, hare!

A hare: Hi, bear!

A bear: Do you like fruits?

A hare: No, I don’t. I like carrot.

A bear: I like berries: cherry, plum and grapes.

Игра «Репортёр»

Задачи: закрепить пройденный материал в диалогической речи, развивать умение задавать вопросы и отвечать на них.

Ход игры: «Репортёр» в исполнении педагога (или наиболее активного ребёнка) берёт интервью у детей.

T: Hello! What’s your name?

P1: Hello! My name’s Vova…

T: What can you do?

P1:I can run. P2:I can jump. P3: I can swim

Затем педагог показывает ребёнку, участвующему в диалоге, другим детям любую картинку и спрашивает, например:

T: Is this a cat ? T: Is this a cow? T: What’s this?

P1: No, it isn’t. P2: Yes, it is. P3: This is a fox.

Игра «Хочу, есть – Хочу пить»

Задачи: практиковать диалогическую и монологическую речь, изучить выражения “I am hungry”, “I am thirsty”, развивать умение говорить о том, что ты любишь, вежливо попросить и поблагодарить по-английски.

Ход игры: Перед началом игры необходимо повторить с детьми выражения “I am hungry”, “I am thirsty” и следить за правильным произношением звуков. Дети делятся на две группы. Дети первой группы «хотят есть», а дети второй группы «хотят пить». Им нужно сказать об этом и попросить еду и питьё, чтобы утолить голод и жажду.

Ребёнок из первой команды: “Im hungry. Give me some meat, please. I like meat very much.” Ведущий: “Here you are.” Ребёнок: “Thank you.”

Ребёнок из второй команды: “Im thirsty. Give me some milk, please. I like milk very much.” Ведущий: “Here you are.” Ребёнок: “Thank you.”

Игра с мячом «Переводчики»

Задачи: знакомить новыми словами, тренировать в ловле мяча, развивать двигательную активность.

Ход игры: Педагог называет по-английски изучаемое слово и бросает детям мяч. Дети, возвращая мяч, называют слово по-русски. Проверяя знания детей, педагог «подаёт» им русские слова, дети возвращают ему английские. Далее ведущим выступает ребёнок. Игру можно проводить в двух командах в форме соревнования.

Игра «Найди на картинке»

Задачи: познакомить с новыми словами, изучить вежливую просьбу “Please, show me…”, тренировать зрительное восприятие, развивать фонематический слух.

Ход игры: Педагог раскладывает на столе картинки с изображением изучаемых слов и предлагает детям на просьбу “Please, show me a cat!” показать картинку кошки, а на просьбу “Please, show me a frog!” показать картинку лягушки и т.д.

Игра «Воздушный шар»

Задачи: закрепить изученный материал, совершенствовать долговременную память и устойчивость внимания.

Ход игры: Педагог берёт надувной мяч, называет английское слово по изучаемой теме и передаёт мяч детям. Дети передают мяч друг другу по цепочке. Каждый ребёнок называет все ранее произнесённые слова и прибавляет к ним своё слово. При этом дети должны внимательно слушать друг друга. Последний ребёнок должен повторить все прозвучавшие слова. Таким образом, наш маленький мяч разрастается и огромный шар. Он становится тем больше, чем больше слов мы называем.

Игра «Колечко»

Задачи: повторить изученную лексику, практиковать её употребление в речи, изучить просьбу “Give me, please”.

Ход игры: Дети встают в круг и складывают ладошки лодочкой. Педагог показывает всем «колечко» (маленькую игрушку), обходит всех детей и незаметно прячет его кому-нибудь в ладоши. Один ребёнок выходит в центр круга и старается угадать, у кого игрушка («Угадай-ка ты с трёх раз, у кого она сейчас?»), обращаясь с вежливой просьбой. Тот, у кого было «колечко» становится ведущим.

Игра «Неправильные команды»

Задачи: изучить глаголы движения, познакомить с «волшебным» словом “Please”, развивать навыки вежливого общения.

Ход игры: Вариант 1. Педагог просит детей выполнить определённые действия, но лишь и том случае, если просьба будет вежливой. “Stand up, please. Go, please. Sit down, please.” На неправильную просьбу дети должны реагировать “Oh, no!” и не выполнять её. Для наглядности педагог показывает все действия.

Вариант 2. Педагог подаёт команды, а сам делает верные или неверные действия, стараясь запутать детей. Ведущими могут быть сами дети.















Приложение 3

«Медвежонок ищет друзей»

(занятие по занимательному английскому языку для детей 5 лет)

Тема «Знакомство»

Цель: формирование навыков вежливого общения на английском языке.

Задачи: Воспитывать культуру межличностного общения. Развивать речь и фонематический слух. Повторить лексические единицы по теме: «Лесные животные», активизировать структуры “What is your name? My name is…” в диалогической речи, ознакомить с лексическими единицами “hedgehog”, “squirrel”.

Оборудование: игрушки - медведь, мышка, волк, лиса, заяц, ёжик, лягушка, белка, декорации леса, картины «Лесные животные», счётный материал, мяч, магнитофон, аудиозаписи песен.

Ход занятия

Организационный момент

Введение в тему

Приветствие: Hello! Good morning! I’m glad to see you!

Учитель: Сегодня на занятии мы будем учиться вежливо, разговаривать на английском языке.

Вопросы к детям: Как вы думаете, хорошо быть вежливым? А грубым? Как люди относятся к вежливому человеку? А к грубому?

Да, к вежливому человеку люди относятся с уважением, и отвечают ему так же вежливо. Вежливому человеку всегда легко найти друзей.

Нам нужно научиться вежливо, разговаривать на английском языке.

Если вы хотите познакомиться с кем-нибудь, улыбнитесь и задайте вопрос: “Whats your name?” в ответ мы скажем: “My name is…”

Упражнение с мячом: «Вопрос – Ответ».

Когда мы знакомимся, мы должны улыбнуться своим друзьям.

Появление медвежонка

«Из своей лесной берлоги мишка “bear” к нам пришел».

Медведь: Ой! Как скучно мне в этом лесу! Не с кем поговорить! Не с кем подружиться. Ой! А вы кто такие?

Учитель: Мишка ты не умеешь себя вести. Поэтому у тебя нет друзей.

Медведь: Ребята, научите меня вежливо разговаривать!

Дети учат медведя здороваться. Мишка здоровается с детьми: “Hello! Good morning! Glad to see you!”

Давайте поможем мишке найти в лесу друзей.

Встреча с мышкой

Игра «Угадай-ка» -“Guess” – дети угадывают животное по силуэту и называют по-английски “Mouse”.

Давайте поможем “bear” познакомиться с “mouse”.

Диалог: - Hello! Good morning!

- What’s your name?

- My name is mouse.

- What’s your name?

-My name is bear.

Мышка: по утрам я делаю зарядку. А вы ребята? (да) А ты мишка? (нет)

Давайте научим мишку делать зарядку по-английски.

Музыкальная разминка

Hands up hands down

Встреча с лягушкой

Guess” – дети угадывают животное по силуэту и называют по-английски: “Frog

Давайте поможем “bear” познакомиться с “frog”.

Диалог: - Hello! Good morning!

- What’s your name?

- My name is frog.

- What’s your name?

- My name is bear.

Лягушка: мои друзья заблудились в лесу (за рекой). Помогите мне их найти! Для этого вам надо перебраться через речку по камушкам и посчитать их по-английски.

Подвижная игра «Лягушка любит прыгать»

(Дети берут в руки лягушку и по очереди перебираются через речку по «камушкам» - прыгая и называя по-английски цифры от 1 до 7)

Среди ёлочек за рекой они находят зайчиков и возвращаются с ними назад по мостику.

Разговор с зайчиками

Давайте поможем медвежонку познакомиться с зайчиками.

Диалог: - Hello! Good morning!

- What’s your name?

- My name is hair.

- What’s your name?

- My name is bear.

Встреча с лисой

Guess” – дети угадывают животное по силуэту и называют по-английски: “Fox

Давайте поможем “bear” познакомиться с “fox”.

Диалог: - Hello! Good morning!

- What’s your name?

- My name is fox.

- What’s your name?

- My name is bear.

Лиса: Я умею считать по-английски. А вы знаете английские цифры? Сейчас мы это проверим.

Игра «Веселый счет»

Дети делятся на две команды: Команда медвежонка и Команда зайчика, берут у лисы «цифры – цветы», называют цифры по-английски, строятся в два ряда (1-5) и (1-5) по команде у учителя: «Для ребят и для зверят мы поставим цифры в ряд!».

Посчитаем и подведём итоги игры. Какая команда быстрее и правильнее смогла выполнить задание?

Встреча с волком

Guess” – дети угадывают животное по силуэту и называют по-английски: “Wolf

Медвежонок знакомится с волком.

Диалог: - Hello! Good morning!

- What’s your name?

- My name is wolf.

- What’s your name?

- My name is bear.

Медведь: Как мне весело! У меня теперь много друзей. Давайте соберем всех зверей на полянку! (Дети называют животных по-английски и садят их в круг). “Wolf, fox, hare, frog, mouse, bear.”.

Давайте споем песенку для наших друзей. (Дети встают полукругом).

Песенка “Hello!”

Итоги занятия

Вот и подошло к концу наше занятие. Давайте попрощаемся с нашими героями. Дети по очереди говорят “Good-bye…(mouse, frog, fox, wolf, hair, bear!) Ну как, bear, научился ты вежливо здороваться и знакомиться с друзьями? Да! Я очень рад! А вы, ребята, чему научились сегодня. Что узнали нового? С какими лесными животными мы сегодня встретились?

Назовите их по-английски. Как вы умеете по-английски здороваться, знакомиться, прощаться? Будьте вежливы! Давайте попрощаемся: Good-bye!



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ