ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ

Носова Людмила Васильевна, МБОУ СОШ № 25,

учитель технологии

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ

Сегодня мы осознали, что вместо поиска быстрого рецепта и универсального средства стать современным цивилизованным европейцем мы возвращаемся к своим корням и основам.

Павел Астахов


Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся являются приоритетным направлением современного образования.

Духовно-нравственное воспитание – это педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей [1,c.9]. К ним относятся: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество.

Под духовностью понимается устремление к добру (желание делать благо другим), к истине (проникновение в сущность явлений), к красоте (как наивысшей целесообразности и гармонии), к самосовершенствованию и нравственности [2,c.96]

Россия всегда была и остается страной высокой духовности. Поэтому в русском человеке генетически заложена тяга к прекрасному, которая выражается через любовь к природе, меткому образному слову, душевной песне и, конечно, к прикладному творчеству. Секреты мастерства всегда передавались из поколения в поколение.

В современных условиях духовно-нравственного возрождения общества важная роль в формировании ценностных ориентаций подрастающего поколения, развитии творчески активной личности принадлежит школе, в частности, предметам художественно-эстетического цикла, к которым относится образовательная область «Технология». В русской духовной традиции важнее всего считалась человеческая нравственность, душа человека, ценились вера и верность, трудолюбие и терпеливость, милосердие и сострадание, чтилась семья и уважалась старость. Наших детей нужно воспитывать не на чуждых западных традициях, а на русских, народных, православных традициях.

А в наше время решать эти задачи все сложнее и сложнее, ведь наряду с экономическим кризисом глобальной проблемой остается духовный кризис современного общества, когда смешиваются представления о добре и зле, теряются связи с вековыми традициями, утрачиваются многие духовные ценности. Мы ежедневно наблюдаем это в современной жизни. Необходимо вернуться к своим истокам, родные корни должны питать душу человека. И нашей главной задачей становится воспитание человеческого в человеке, формирование духовности, нравственных понятий и представлений о жизни, забота о близких, воспитание уважения, любви к старшим, семейным и национальным традициям.

Отношение к труду является важнейшим элементом духовной жизни человека. Умный, думающий человек всегда склонен к разнообразным видам трудовой деятельности. Наша задача учить ребенка так, чтобы у него возникло желание заниматься самообразованием, воспитывать ребенка так, чтобы у него возникло стремление к самовоспитанию, к поступкам, побуждаемым благородными желаниями, к идеальным человеческим качествам, которые они хотели бы видеть в себе.

Предмет «Технология» является прикладным, то есть знания и умения, полученные на уроках истории, литературы, изобразительного искусства и других предметов, применяются в практической деятельности. Такая интеграция является благодатной почвой для воспитания культуры поведения, ответственности и исполнительности, сознательного отношения к труду, уважения к национальным традициям, негативного отношения к вредным привычкам, заботе о здоровом образе жизни. Наша задача – воспитание у школьников чувства прекрасного, развитие творческого мышления, художественных способностей, формирование эстетического вкуса, представлений о семейных ценностях, уважение к членам семьи.

Необходимо вернуться к истокам, объединиться вокруг своих святынь.

Ведь целью и объектом духовно-нравственного воспитания является сердце человека, и в этом его отличие от умственного воспитания, целью и объектом которого является мышление, и от эстетического, целью и объектом которого являются чувства. Именно учитель технологии ориентирует учащихся на духовное развитие, потому что он воспитывает девушку. А ведь идеал русской женщины – это благочестивая мать, жена, нежная, любящая, твердая и терпеливая на жизненном пути, опора семье и Отечеству. В наше время решать эти задачи становится все сложнее. Экономический кризис тесно связан и с духовным кризисом современного общества, когда теряются связи с вековыми традициями, смешиваются представления о добре и зле, утрачиваются многие духовные ценности, в том числе и семейные.

Работая учителем технологии, я несколько лет преподаю новый курс «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики» и модуль «Основы православной культуры». По моему мнению, духовно-нравственное воспитание и зиждется на этих «основах». На уроках технологии мы продолжаем начатый в 4-м классе на уроках курса «Основы религиозных культур и светской этики» разговор о материальной и духовной культуре, об отношении к труду, как важнейшем элементе духовной жизни.

Труд и творчество являются базовыми национальными ценностями, указанными в концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

В начале учебного года мы с пятиклассницами вспоминаем пословицы и поговорки о труде. Это огромный пласт народного творчества, который сейчас становится все тоньше и тоньше. «Без труда не выловишь и рыбку из пруда,» «семь раз отмерь, один раз отрежь» – эти и еще несколько пословиц называют все. И редко услышишь: «я еще в пеленках, а лень моя была с теленка». На следующий урок количество пословиц и поговорок о труде намного увеличивается с помощью справочной литературы и родителей. И тогда акцентируется внимание на то, что труд всегда оставался главным мерилом духовности и эстетической ценности, а отношение к труду являлось важнейшим элементом духовной жизни человека. Умный, думающий, переживающий человек всегда склонен к разнообразным видам трудовой деятельности.

При изучении раздела «Кулинария» учащиеся обращаются к традициям и блюдам русской национальной кухни, к теме еды в произведениях русских писателей (в романе И.С. Шмелева «Лето Господне»), выясняют происхождение названий блюд (например, сырники). Многие взрослые помнят свои школьные уроки кулинарии, поэтому важно на этих занятиях сориентировать девочек, что они будущие добрые хранительницы очага, семейных традиций.

Наш народ создавал красоту в любой сфере своей жизни и деятельности. Какие чудесные вышивки создавали и какие кружева вязали девушки! Сколько живого чутья к рисункам и краскам в праздничных девичьих нарядах! Этот художественный вкус воспитывался веками. Создаваемая красота - это красота их духовного мира.

Творчество – многогранный процесс. Участие в нем ребенка не только порождает соответствующие продукты, но и затрагивает его внутренний, душевный мир. Через творчество осуществляется связь человека с миром.

Духовно-нравственное воспитание в школе неразрывно связано с воспитанием в семье. Необходимо сотрудничество родителей и учителей. С целью сохранения ценности семьи учащимся предлагается участвовать в разработке и создании собственных творческих проектов по тематике «Подарок моим родным и близким». Учащиеся 6-х классов вышивали подарки бабушкам, учащиеся 6-х классов проектировали и шили прихватки, восьмиклассницы пробовали силы в изготовлении диванных подушек! Сколько эмоций у родителей, родственников и самих детей вызвала защита данных проектов и сам практический результат.

На уроках декоративно-прикладного творчества, изучая традиционные виды рукоделия, делаем акцент на трудолюбии, усердии, чувстве красоты, с которыми русская девушка готовила себе приданое, ведь тогда не было магазинов и все, что она вышила, сшила, наткала было единственным подспорьем молодой семье первое время. Это помогало решать не только такие проблемы как материальное обеспечение будущей семейной жизни, но и приучало девушек к кропотливому труду, воспитывало ее волю, давало возможность выразить себя, свое чувство красоты. И в наше время украшение интерьера жилища - одно из интереснейших направлений. Для создания уюта дома учащимся предлагалось вышить салфетки швом «набор», разрабатывая свой орнамент. В некоторых семьях бережно хранятся вышитые или вязаные салфетки, выполненные руками бабушек или прабабушек. Девочки с любовью демонстрируют семейные реликвии и поистине ощущают тепло рук бабушек или прабабушек. Это и есть настоящая духовная связь времен.

Интересным опытом работы для учащихся явился пошив русских народных костюмов для театральной студии. Покрой и силуэт русского сарафана, узоры, украшающие разные части одежды, вызваны к жизни укладом крестьянского быта, связаны с понятием национального стиля, с особенностью народного художественного мышления.

Во время практических занятий я обязательно обращаю внимание на важность правильного ухода за одеждой и своевременной ее починки, приучая их к аккуратности и привожу пример, что крестьянский сарафан столетней давности, выставленный в музее, выглядит опрятнее костюма, купленного учащимися год назад. Дело в том, что бережливость и аккуратность у всех народов считались добродетелью человека, его большим достоинством.

Одна из главных причин трудностей, переживаемых сегодня нашим обществом, состоит в падении его духовности. Всякое улучшение жизни, будь то рост экономики, преодоление коррупции, пьянства, наркомании – возможно только при условии роста духовности.

В целях сохранения духовного и психического здоровья как своего, так и окружающих, нужно на протяжении всего периода обучения прививать детям навыки бесконфликтного общения. В последнее время заметно, что девочки стали грубыми, недоброжелательными, неуступчивыми, нетерпеливыми. Тут приходится вспомнить народную мудрость: «Посеешь привычку - пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу». Необходимо по-хорошему решать все спорные вопросы, это умение поможет им в будущем создать счастливые семьи, добиться успехов в работе, понимания во взаимоотношениях с людьми. Исполнение высокодуховных истин: умение быть добрым, милосердным, нравственно уравновешенным, культурным, умения прощать – это и есть духовность.

Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России[1,c.23].

Таким образом, переход современного образования на новые стандарты обеспечит дальнейшее формирование основ духовно-нравственной культуры личности на уроках технологии.

Важно постоянно помнить и о той личной и профессиональной ответственности, которая ложится на педагогов, инициирующих процессы духовно-нравственного воспитания детей и родителей. Ответственность эту мы сможем понести лишь при условии постоянного собственного образования в сфере культуры и духовно-нравственного воспитания, при условии собственного духовного укоренения в святоотеческих традициях и непрекращающихся трудов над своей душой [4,с.14].










Литература


1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / под ред. А.Я. Данилюка, А.М. Кондакова, В.А.Тишкова. – М.: Просвещение, 2010., c.24.

2. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. – СПб.: Прайм – ЕВРОЗНАК, 2007. C.269

3. Воловикова М. И. Нравственность в современной России / М. И. Воловикова // Психологический журнал.-2009.-№ 4. - c. 95-97..

4. Патрушева И. Н. Роль семьи в формировании духовно-нравственной личности [Текст] / И. Н. Патрушева // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.).  — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 192-197.



[email protected]



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ