Формирование речевого общения на уроках развития слухового восприятия и формирования произношения
Областное государственное специальное (коррекционное) образовательное
казённое учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными
возможностями здоровья, специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа-интернат Iи II видов г. Черемхово.
Формирование речевого общения на уроках развития слухового восприятия и формирования произношения.
Составила
Учитель слуховой работы
Лукина Марина Дмитриевна
2013 год
Формирование речевого общения на уроках.
Мы знаем, что главной задачей языка является быть средством общения между людьми, т.е средством обмена мыслями, информацией;
Общение - это не только беседа, разговор, а любое взаимодействие между людьми посредством языка (чтения, говорения, дактилирования, письма).
Общение предполагает наличие двух сторон: того, кто передаёт информацию в устной, письменной, дактильной форме и того, кто воспринимает чужую речь, слушая или читая её.
Устная речь широко используется в общественно-трудовой жизни, в быту.
Сфера её применения непрерывно расширяется благодаря разВ.Fтию таких современных средств связи, телефон, радио, телевидение, компьютер, позволяющих передавать устную речь на громадные расстояния.
В ходе формирования речи и её коррекции предусматривается решение целого комплекса взаимосвязанных задач: развитие у детей понимания обращенной к ним речи; формирование продуктивной устной речи; расширение лексикограмматического запаса; обучение диалогической и монологической речи; обучение письменной речи; формирование словарного состава и грамматического строя речи; первоначальное ознакомление с системой языка.
При проведении уроков мы обобщаем речевой материал в несколько групп. К первой группе относится материал, нужный для «фиксации при обретаемых знаний», умений, формирования понятий. Это слова, называющие н профессии, инструменты, действия, операции, новые слова и выражения, термины. Ко второй группе следует отнести высказывания учителя (поручения, побуждения к словесному общению, оценка работы учеников и т.д.), а также высказывания учеников, необходимые для общения с руководителем работы на уроке (просьбы о помощи, сообщения о затруднениях в работе). К третьей группе можно отнести высказывания, необходимые для общения между собой (оценка работы соседа, оценка поведения товарища и т.д.).
Содержание наших уроков тесно связано и с разными уроками, с бытовой деятельностью детей. Иными словами, почти весь материал поступает после использования его в других, рассмотренных условиях для более высокого уровня отработки, специальных языковых наблюдений, включения его в новые виды работ над речью.
В программе предусмотрено постепенное не только увеличение объёма речевого материала, но и такое соотношение видов речевой деятельности, которое максимально полно соответствует развивающим потребностям общения.
Чтение
Под формулировкой умения читать мы привыкли подразумевать чтение беглое, осмысленное и выразительное, хотя мы знаем, что этими качествами далеко не всегда характеризуются навыки чтения даже в старших классах. У учащихся наблюдается отсутствие навыка осмысленного чтения учебного текста.
Говорение
Совершенствование навыка осознанного и выразительного чтения органически связанно с развитием другой стороны речевой деятельности – способности создавать собственные высказывания в устной форме.
Слушание
Восприятие звучащей речи предполагает очень напряжённую работу мысли, огромную концентрацию внимания, воли и речевую подготовку. Установлено, что только 10-15% учеников могут самостоятельно сформулировать рыводы, выразить основную мысль прослушанного сообщения можно ли помочь школьникам овладеть этим умением?
Письмо
Любая устная речь связана с письменной речью. Письменная речь требует более систематического, логически связного изложения. В письменной речи всё должно быть понятно из её смыслового содержания, из её контекста. Она требует особой продуманности, плавности, сознательности.
Дактилирование
Дактилирование на первых этапах обучения имеет большое' значение, так как идёт процесс освоения структуры каждого слова. Затем, по мере накопления словаря, проговариваем лишь те слова, структура которых ещё недостаточно прочно усвоена. В дальнейшем процесс говорения становится преобладающим.
Из выше сказанного можно сделать вывод, что на своих уроках мы используем разнообразные виды речи.
Наиболее интересными и продуктивные в плане развития навыков разговорной речи проводятся следующие виды работы:
1.Составление поручений. Поручения, побуждающие к выполнению определённых операций, сначала даёт учитель, произнося их устно-дактильно и предъявляя на табличках. Более сложной разновидностью этой работы является выполнение письменных инструкций и ученик должен разобраться в ней самостоятельно. В старших классах учим понимать сложные инструкции, например, учитель даёт такую инструкцию: Оля, скажи Ире, чтобы она отобрала животных жарких стран.
Называние картинок. Учителем даются разные задания: Назови картинки.
Ответь на вопросы: Кто это? Что это? Что у слона вместо носа? Кто утром кричит кукареку? и т. Д
Какое время года изображено? Почему ты так думаешь?
Расскажи, что изображено? Назови признаки осени (весны, лето, зимы). Что делают дети? Подбери картинку к тексту и т.д. Продолжи: Дополни предложение. Правильно ли, что листья падают на землю зимой? Угадай. Спроси у меня.
Проведение дидактических игр типа: «Четвёртый лишний», «Найди и назови предмет», «Угадай по описанию», «Чего не стало?», «Угадай время года» и
др.
4 Чтение чистоговорок, скороговорок
Чистоговорки:
Ла-ла-ла- у лены куклы была
Ло-ло-ло – на улице тепло
Ла-ра-ла-ра – под горой нора
Ца-са-ца-са на цветке сидит оса.
Даются задания: прочитай, продолжи, составь правильно, найди ошибку
Скороговорки
У сани санки едут сами.
У ежа ежата, у ужа – ужата
Клава клала лук на полку.
Пословицы
Хлеб – всему олова.
Много снега – много хлебе
Январь – году начало, зиме середина.
Делу время, потехе час.
Загадки
Весной веселит,
Летом холодит
Осенью питает
Зимой согревает.
Чтение стихотворений.
К нам весна шагает Быстрыми шагами И сугробы тают Под её ногами Чёрные проталины На полях видны Верно, очень тёплые Ноги у весны
Даются задания: Прочитай, продолжи, запомни.
Выразительное чтение текстов.
Самостоятельное составление рассказа по иллюстрациям: «Как хлеб пришёл.»
Самостоятельный пересказ текста
Самостоятельное составление диалогов по тексту, на бытовую тему
Бывает подготовленный диалог и не подготовленный диалог.
- Куда ты пойдёшь завтра?
- В кино. А ты?
- Саша, пойдём завтра вместе.
- Куда?
- В зоопарк?
Работа в тетради.
придумай и напиши слово со звуком «с» Запиши название домашних животных.
Составить предложение с каким-то определённым словом. Найди в предложении подлежащее, сказуемоё.
Измени существительное по падежам
Реши примеры. Запиши условие задачи
Подбери к слову однокоренные слова.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ