Генеалогические исследования кубанского казачества и проблемы патриотического воспитания
А.В.Дюкарев
Генеалогические исследования кубанского казачества и
проблемы патриотического воспитания.
Изучение историй конкретных фамилий и родов является одним из реальных средств изучения и восстановления истории различных этносов, взаимовлияния культур, понимания ментальности разных народов. И можно констатировать, что наряду с другими научными дисциплинами, генеалогия имеет свою нишу в системе исследований, посвященных историческому регионоведению. Обращение ученых и педагогов к генеалогии через включение регионального компонента в образовательное пространство на всех его уровнях позволит ввести в научный оборот огромный региональный массив фактического материала и развить прикладные направления генеалогической науки.
Одной из сфер приложения воспитательного потенциала регионального компонента с элементами генеалогических исследований является патриотическое воспитание подрастающего поколения.
В последние годы патриотическое воспитание приобретает особенно актуальное значение в связи с новой геополитической ситуацией и внутриполитической обстановкой в нашей стране. Утрата прежних идеологических ориентиров побуждает переосмыслить сущность патриотического воспитания, его места в общественной жизни. Новая эпоха, которая характеризуется существенными изменениями в сознании и мышлении людей, требует качественно новых форм работы.
Слабая научно-теоретическая разработка этого вопроса не может наполнить должным содержанием практическую работу на местах. Для преодоления кризиса в системе патриотического воспитания необходим комплексный подход. Прежде всего, на наш взгляд, надо решить три задачи.
Во-первых, осмыслить и принять новое, более широкое понимание сущности патриотизма. Так уж сложилось со времен существования Советского Союза, что под патриотическим воспитанием понималось и подразумевалось "военно-патриотическое воспитание". Во многом это обуславливалось противостоянием двух мировых политических систем, а это в свою очередь требовало от нашей страны титанических усилий по укреплению военной мощи. Обвиняя Запад в излишней милитаризации, СССР был подвержен этой болезни не в меньшей степени. Одно из его проявлений - преобладание военно-прикладных направлений при воспитании патриотизма у подрастающего поколения.
На современном этапе такое понимание патриотизма не отвечает реалиям времени и состоянию общества. За последнее время все большее распространение приобретает взгляд на патриотизм как на важнейшую ценность, интегрирующую не только социальный, но и духовный, нравственный, культурный, исторический и другие компоненты. Таким образом, военный компонент становится одним из многих других компонентов в системе патриотического воспитания, но уже не доминирующим.
Во-вторых, восстанавливая, а точнее создавая заново систему патриотического воспитания, надо, как говорится, расставить приоритеты. Главное здесь - понимание того, что патриотизм - это, прежде всего чувство любви к Родине. Его надо воспитывать и ему надо учиться. А уже потом, когда сердце подростка будет наполнено этим чувством любви, к нему придет осознанное понимание патриотизма и как своего долга, и как своей обязанности перед Родиной по ее защите.
В-третьих, следует определиться с идеологическим компонентом в патриотическом воспитании. Совершенно очевидно, что на данном этапе развития наше общество не готово к выработке идеологии, которая определяла бы систему духовных ценностей, ориентиров для основных социальных слоев и групп, оказывала бы влияние на развитие взглядов и убеждений, способных консолидировать общество.
Вследствие этого теория и практика воспитания, в том числе и патриотического, не имеют до сих пор ценностно-значимых ориентиров и долговременной научно обоснованной стратегии своего развития.
Следует признать, что в ближайшие годы мы скорее всего не получим идеологию, консолидирующую российское общество. Однако это не освобождает нас от необходимости воспитания патриотизма подрастающих поколений. И здесь, в условиях идеологического вакуума, в качестве альтернативы мы можем использовать потенциал генеалогических исследований в рамках исторического регионоведения.
Методика применения генеалогических исследований в этой сфере довольно нова и на первый взгляд необычна, и все же: «...генеалогия одна из тех наук, которая призвана воспитывать гражданственность и самосознание подрастающего поколения и населения нашей страны в целом. Человек силен лишь тогда, если он прочно стоит на земле предков, не игнорирует преемственности поколений и живет мудростью народной» [1].
Суть новой методики состоит в следующем: изучая родословные своих семей, подростки открывают для себя страницы героического прошлого своих дедов и прадедов, что порождает у них чувство гордости за своих предков и одновременно ответственности перед ними.
Научив подростка гордиться и любить историю своей семьи, рода, мы научим его любить как свою «малую» родину, так и «большую». Автором уже предлагалось включить в исследования по историческому регионоведению модель «личность - семья - родной край», т.е. деятельность отдельно взятой исторической личности - семейная история, вклад семьи, рода в развитие исторического процесса в регионе - история края, которая и складывается из совокупности многих семейных историй [2]. Эту же модель целесообразно использовать и в патриотическом воспитании школьников, потому что «...без знания своей родословной, без интереса к историческому прошлому и современному состоянию города, села, станицы, где живет ребенок, без уважения к опыту земляков освоить и принять гуманистические ценности просто невозможно. Психолого-педагогический потенциал регионального подхода к школьному образованию огромен: на простых, понятных, близких примерах развиваются живость ума, наблюдательность, воображение детей, они учатся уважать и любить родной язык, обычаи, традиции земляков, проникаются их мироощущением...» [3]. На таких примерах и ощущениях и формируется чувство патриотизма и гражданственности.
Наряду с другими задачами, перед патриотическим воспитанием стоит цель формирования духовно-нравственных устоев подрастающего поколения, что также рассматривается и решается в ходе генеалогических исследований школьников. Кубанские казачьи родословные, отображая происхождение и эволюцию рода, высвечивают и его духовные корни, систему, нравственных ценностей по которой жили предки.
Одним из элементов родословного поиска является изучение истории фамилии. Процесс появления кубанских казачьих фамилий совпадает с зарождением и дальнейшим историческим развитием, как отдельных казачьих родов, так и Кубанского казачьего войска в целом. Своим появлением фамилии кубанских казаков обязаны историко-культурным традициям Запорожской Сечи и Вольного Дона, и многие из них являются отражением героических подвигов своих носителей.
Новизна и востребованность предлагаемой методики состоит в том, что в условиях идеологического вакуума, при отсутствии государственных установок и стандартов в сфере патриотического воспитания, мы находим альтернативный, простой, и в то же время действенный механизм влияния на подростка через историю его семьи. Трудно человека научить любить и защищать Родину, страну, государство, если нет у него этих чувств к не столь масштабным категориям, но очень ему необходимым - к семье, к своему роду. Поэтому чувство любви к Родине, ощущение кровной связи с ней надо формировать через изучение детьми истории собственных семей и родов.
Дальнейшее использование возможностей и открытий казачьей генеалогии в патриотическом воспитании, несомненно, даст ожидаемые результаты, демонстрируя тем самым неразрывность взаимосвязей высшей и средней школы и предлагая педагогической науке новые, инновационные методы воспитания.
Примечания
1. Сохроков Х. Обращение к истокам // Материалы II Международного генеалогического коллоквиума. - Нальчик-Москва. 2000.-С. 6.
2. Дюкарев А.В. К генеалогии кубанских казачьих родов // Вторые кубанские историко-литературные чтения. - Краснодар, 2000. – С.173.
3. Подосинникова Н.В. Значительное и священное в жизни // Педагогический вестник Кубани. - 1999. - № 4. - С. 14.
(опубликовано в сборнике статей VII региональной научно-практической конференции «Историческое регионоведение Северного Кавказа – вузу и школе». – Славянск - на - Кубани, 2001.)
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ