Гиперактивный ребёнок

Гиперактивный ребёнок

Гиперактивные дети неосторожны и импульсивны, им не хватает осмотрительности, с ними чаще происходят несчастные случаи. Они постоянно становятся виновниками нарушения правил, причем не столько по умыслу, сколько по неспособности усвоить эти правила и выполнять их. Результат? Дисциплинарные наказания со стороны либо родителей, либо педагогов. Отношения таких детей со сверстниками и со старшими по возрасту отличаются несоблюдением дистанции.

Для гиперактивных детей характерны повышенная агрессивность, склонность к демонстративному поведению, а в конечном счете ассоциальные проявления, следствием чего становится неприятие со стороны окружающих, а следователъно, проблемы эмоционального плана: дети испытывают страх, подавленность, их беспокоят проявления антипатии, причины которой им непонятны.

Чрезмерная активность и импульсивность поведения часто негативно сказываются на обучаемости: гиперактивным детям плохо удается подавлять свои двигательные импульсы, поэтому они почти не способны сосредоточить внимание на предлагаемой на занятии информации, не могут адекватно воспринимать зрительные и акустические сигналы. У гиперактивных детей нарушены перцептивная ориентация и планирование действий, практически отсутствуют паузы между мыслью и действием. Движения гиперактивных детей хаотичны и резки, избыточно энергичны, запас сил расходуется слишком интенсивно.

Гиперактивный ребенок по-разному себя ведет, оставшись один или находясь среди сверстников. Обычно такой ребенок показывает, на что он способен, лишь оказавшись в группе детей.

У гиперактивных детей наблюдается постоянная потребность в сенсорных раздражителях, удовлетворить которую весьма трудно.

Психологи отмечают, что гиперактивность - это не просто внешне малоприемлемое поведение, это комплексное нарушение.

В современной психолого-педагогической практике существует несколько методов коррекции поведения гиперактивных детей: медикоментозные методы, методы, основанные на программах самоконтроля, когнитивная терапия и т.д.

Коррекция поведения гиперактивных детей происходит более эффективно в процессе художественно-предметной деятельности, если она организуется на основе:

  • синтетического характера деятельности, дающего возможность достаточно быстрой смены разных её видов (изобразительная, игровая, коммуникативная, предметно-практическая деятельность);

  • сочетания разных видов художественного творчества;

  • простоты разных видов деятельности (это необходимо, потому что по развитию мелкой моторики гиперактивные дети отстают от сверстников);

  • яркости и практической ценности результата, что приносит гиперактивному ребенку чувство удовлетворения (он должен иметь возможность показать свои достижения как можно большему количеству зрителей);

  • сочетания различных форм педагогического воздействия: индивидуальной работы, совместной работы с ребенком и родителями, работы в малых группах, взаимодействия с психологами и другими педагогами.

С учетом этих условий одной из эффективных форм коррекции поведения и личностного развития гиперактивных дошкольников, выступает художественно -предметная деятельность.

Отечественные исследователи в области дошкольной педагогики (Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова, Г.Г. Григорьева и др.) указывают: в дошкольном детстве художе-ственно-творческая деятельность развивается прежде всего как деятельность предметная; доминирует ориентация на предметный мир и способы использования предметов, т.е. отношение ребенок-предмет является главным, основным.

Некоторые исследователи полагают, что даже изобразительная деятельность возникает не как художественная, а как разновидность предметной деятельности и определенное время развивается по ее законам. Изображение возникает как результат манипулирования вещами и материалами. В этот период ребенок усваивает сенсорные эталоны, способы оперирования предметами, их функциональное назначение, проявляет интерес к действиям взросльгх с предметами, начинает испытывать эстетические чувства от вещей. Постепенно изобразительная деятельность выделяется из предметной, отношение ребенок-предмет отходит на второй план, а ведущим становится отношение ребёнок-взрослый, которое наиболее полно реализуется в игре. На этом этапе изодеятельность начинает обслуживать интересы игры.

В.С. Мухина в исследовании «Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта» подразделяет детское творчество на собственно изобразительное (изображение-картинка) и создание изображений для игры или других видов деятельности (изображение-обозначение). Она указывает, что во втором случае изображение, как правило, носит более схематический характер. Однако при этом дошкольники чрезвычайно чувствительны к эстетическому оформлению продуктов своей деятельности - чем богаче материал для ее осуществления, тем шире ее содержание и разнообразнее способы реализации. Поэтому дети начинают не только совершенствовать свои нзооражения, но и преобразовывать окружающее их пространство. Постепенно изобразительная деятельность становится целенаправленной художественной деятельностью. но при этом во многих ее видах сохраняются черты предметной деятельности, т.е. можно сказать, что ребенок занят художественно-предметной деятельностью.


Таким образом, под художественно-предметной деятельностью мы понимаем творческий процесс, направленный на создание образов предметов (предметное рисование), самих предметов (предметные рисование, лепка, аппликация, конструирование), оформление и моделирование предметно-пространственной среды, осуществление различных видов деятельности: игровой, коммуникативной, художественно-речевой, театрализованной, бытовой и т.д. - с использованием созданных изображений и предметов.


Гиперактивные дети, как было сказано ранее, испытывают постоянный «сенсорный голод», поэтому именно художественно-предметная деятельность наиболее эффективна на ранних этапах коррекции.

В ходе экспериментальной работы были выделены те виды художественно-предметной деятельности, которые оказались наиболее интересными для гиперактивных дошкольников.

Прежде всего это деятельность по созданию средств визуальной коммуникации. Для этого детей знакомят с трудовой деятельностью взрослых, проводят экскурсии на производственные предприятия и предприятия бытового обслуживания, помогают разобраться в средствах визуальной коммуникация на улице и в помещении. Затем дети выполняют различные задания. например изготавливают вывески («Все для вашего автомобиля», «Скорая помощь», «Вывеска для магазина» и др.) Вывески изготавливают из достаточно прочных материалов (картон, фанера, пластик), чтобы их можно 6ыло использовать в играх.

Тема «Чай и кофе». Для начала можно провести экскурсию по улицам города, в ходе которой дети рассматривают вывески различных кафе, посещают кондитерскую. На занятии вместе с детьми вспомнить, как уютно было в кафе-кондитерской, предложить организовать кофейню или чайную комнату в группе, а начать с вывески, чтобы куклы легко могли эти комнаты найти.

Педагог помогает создать путем аппликации на картоне вывески кондитерской, кафе-мороженого, кофейни, чайной комнаты, затем развешивают в игровой зоне, и дети используют их для сюжетно-ролевых игр.

В дошкольном возрасте распределение ролей иногда связано с изменением внешнего вида участников, с переодеванием. Можно организовать художественно-предметную деятельность по созданию элементов костюмов и использованию их в игровых ситуациях.

Это способствует обогащению игрового творчества гиперактивных детей, а также приобщению к изобразительной деятельности. Можно познакомить детей с историей костюма, с практической, социальной и эстетической функциями одежды, с изменением внешнего вида человека с помощью разнообразных аксессуаров.

Под руководством воспитателя дошкольники по выкройке вырезают детали костюма из однотонной прорезиненной ткани, предварительно обведя контур выкройки фломастером. Детали украшают резными элементами (зубчики, зигзаги) и орнаментальным бордюром из цветной самоклеящейся пленки.

Занятия «Носовой платок», «Яркий галстук». Дети знакомятся с техниками холодного батика и свободной росписи. Воспитатель рассказывает о том, что в старые времена носовые платки были предметом роскоши, богатые люди заказывали их дюжинами и отдавали мастерицам-белошвейкам; те украшали платки кружевом, вышивали на них герб или монограмму (начальные буквы имени и фамилии) владельца. Такие платки передавались по наследству, служили в качестве сувенира или подарка, бережно хранились в старинных сундуках

Постепенно носовые платки стали предметом повседневным, который должен иметь любой воспитанный человек. Но и сейчас каждому хочется, чтобы его платок был непохож на платки других людей. Дети расписываю свои платки в технике холодного батика, используя простые ритмические построения (полосы, зигзаги, круги и т.д.) и яркие цвета.

Ко Дню космонавтики можно организовать занятие «Шлем космонавта». В начале занятия воспитатель предлогает детям вспомнить все, что они знают о космонавтах. Выслушав рассказы, подчеркивает, что космонавтам приходится работать в нестандартных условиях, поэтому и одежда у них специальная - шлем и скафандр. Шлем служит не только для защиты от непогоды, но и для связи: он снабжён специальными устройствами, лампочками, антеннами. Это очень умный головной убор, но его можно попробовать сделать своими руками. Дети из цветного картона вырезают полоски (шириной 4-5 см) по размеру головы, одну закрепляют степлером в виде обруча, а две другие – перпендикулярно первой; так образуются полусферы. Полученные шлемы украшают антеннами и другими деталями из самоклеющейся плёнки.

Художественно-предметное творчество дошкольников, направленное на создание элементов костюмов и аксессуаров позволяет организовать игры «Модница», «Самая нарядная» и т.д., а также развлечения «Маленькие модельеры», «Показ мод». Дети могут делать друг для друга нарядные причёски.

Такие обновлённые игры побуждают детей к увеличению гардероба для кукол, придумыванию новых персонажей спектаклей, костюмов для развлечений и праздничных утренников (платья, шляпки, туфли). При этом, чем выше качество исполнения поделок, тем интереснее с ними играть, а для гиперактивных детей большое значение имеет то, что они могут сразу от изобразительной деятельности переходить к игровой, их никто не будет ругать за испорченный игровой акссесуар, ведь они сами его сделали. Со временем дети начинают бережнее относиться к игрушкам, к продуктам своего творчества; становятся способными планировать сюжет игры и уделять больше времени подготовке игрового пространства, его модернизации в соответствии с игровым замыслом.

Методика работы с гиперактивными дети может состоять из следующих направлений: знакомство детей с различными видами художественно-предметного творчества взрослых (дизайн интерьера, фитодизайн, ландшафтный дизайн, дизайн архитектурной среды), освоение новых художественных техник и материалов, практическое использование результатов собственной художественно-предметной деятельности.

В зависимости от уровня физического, умственного и творческого развития характер художественно-предметной деятельности гиперактивных детей постепенно развивается: от исполнительской к творческой, от кратковременных занятий к долгосрочному процессу.

Вовлечение гиперактивных детей в художественно-творческую деятельность приводит к тому, что у детей появляются тесные контакты со сверстниками, они начинают гордиться своими достижениями, чаще переживают положительные эмоции, получают меньше замечаний, многию проявляют фантазию созидательного, а не разрушительного плана. Похвала и признание со стороны взрослых и детей- самая важная составляющая в процессе становления самосознания гиперактивных детей.

Для проведения коррекционной работы не существует единых рекомендаций и программ. Несмотря на сходство проявлений, каждый ребенок представляет собой индивидуальность, так что идеальной может быть только мультимодальная программа коррекционной работы, когда различные специалисты (психологи, педагоги дополнительного образования, инструкторы по физической культуре, родители) сотрудничают на основе согласованного плана действий.

Таким образом, психолого-педагогическая система оказания помощи гиперактивным детям, если она осуществляется на ранней стадии и имеет междисциплинарный характер, в настоящее время включает новые подходы и средства. Это означает прежде всего отказ от приоритета медикаментозного и диетического лечения гиперактивных детей, которое долгое время занимало господствующие позиции.

План содействия развитию ребенка может отвечать его потребностям в том случае, когда в центре внимания находится личность ребенка и учитываются особенности ето окружения.

Рекомендуемая литература

  1. Комарова Т.С. Дети в мире творчества. М.: Мнемозина, 1995.

  2. Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. М.: Педагогика, 1981.

  3. Нойхаус К. Что не так у ребенка-непоседы? Целенаправленное воздействие в семье и школе. Обучение родителей // Гиперактивные дети: коррекция психомоторного развития. М.: Изд. центр «Академия», 2004.

  4. Сакулина НЛ. Рисование в дошкольном детстве. М.: Просвещение, 1965.

  5. Гиперактивные дети: коррекция психомоторного развития / Под ред. М. Пассольта; Пер. с нем. В.Т. Алтухова; Науч. ред. рус. текста Н.М. Назарова. М.: Изд. центр «Академия», 2004.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ