Опыт создания учебного пособия по курсу «Баскетбол» в начальной школеПРОГРАММА ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ «ЗДОРОВЬЕ»












ПРОГРАММА

ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

«ЗДОРОВЬЕ»






Разработчик:

Золотова Юлия Витальевна














Пояснительная записка



Наше общество озабочено судьбой подрастающего поколения, его физическим и духовным здоровьем, т.к. выпускники школ – это будущий интеллектуальный, экономический, военный потенциал страны. Но современные общеобразовательные учреждения вынуждены функционировать в условиях ухудшения здоровья детей: 9 из 10 обучающихся больны. Нездоровье школьников приводит к ограничению жизненных и социальных функций, свойственных их возрасту.

Свою долю ответственности за сложившуюся ситуацию несет и система образования, т.к. период взросления, приходящийся на пребывание ребёнка в дошкольных учреждениях и школе, оказался одним из периодов, в течении которого происходит ухудшение состояния здоровья детей и подростков. Неутешительный анализ полученных результатов показал необходимость комплексного подхода в решении задач здоровьесбережения и разработке программы, ориентированной на формирование таких условий обучения и воспитания школьников, которые будут способствовать становлению здоровой, раскрепощённой, готовой к жизненному самоопределению личности.

В основу программы «Здоровье» положена стратегия формирования здоровьесберегающего пространства начальной школы. Сегодня каждый педагог должен исходить из того, что в учебно-воспитательной системе основной субъект – ученик, а главная ценность – его здоровье.

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни на ступени начального общего образования разработана с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей:

  • неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия;

  • факторы риска, имеющие место в образовательных учреждениях, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения;

  • чувствительность к воздействиям при одновременной к ним инертности по своей природе, обусловливающей временной разрыв между воздействием и результатом, который может быть значительным, достигая нескольких лет, и тем самым между начальным и существенным проявлением неблагополучных популяционных сдвигов в здоровье детей и подростков и всего населения страны в целом;

  • активно формируемые в младшем школьном возрасте комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек;

  • особенности отношения обучающихся младшего школьного возраста к своему здоровью, существенно отличающиеся от таковых у взрослых, что связано с отсутствием у детей опыта «нездоровья» (за исключением детей с серьёзными хроническими заболеваниями) и восприятием ребёнком состояния болезни главным образом как ограничение свободы (необходимость лежать в постели, болезненные уколы), неспособностью прогнозировать последствия своего отношения к здоровью, что обусловливает, в свою очередь, невосприятие ребёнком деятельности, связанной с укреплением здоровья и профилактикой его нарушений, как актуальной и значимой (ребёнок всегда стремится к удовлетворению своих актуальных потребностей, он не знает, что такое будущее, и поэтому ни за что не пожертвует настоящим ради будущего и будет сопротивляться невозможности осуществления своих желаний).

Программа «Здоровье» разработана на основе анализа информации банка данных о состоянии здоровья детей и направлена на изменение характера учебно-воспитательного процесса, усиления его влияния на оздоровительную деятельность учащихся, педагогов, повышение профессиональной подготовленности учителя, информированности детей о своём здоровье и возможностях его укрепления.


Цель программы «Здоровье»

Создание здоровьесберегающего пространства начальной школы, ориентированного на формирование знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения обучающихся, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья (профилактика травматизма).

Задачи программы:

  • сформировать представление о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье, в том числе о влиянии на здоровье позитивных и негативных эмоций, получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;

  • дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т.п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье.

  • Сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни:

научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе их использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;

сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;

сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научит ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;

обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);

сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;

  • научить обучающихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;

  • сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.

Предполагаемый результат:

Учитель: научится создавать педагогические условия, предотвращающие дисгармонию в развитии психофизиологических функциональных систем ребёнка.

Ребёнок: приобретёт потребность в здоровом образе жизни, воспитает в себе культуру здоровья.

Родитель: научится формировать здоровьесберегающие условия в семье.




Концептуальные основы программы

Основополагающей позицией в понимании здоровья является определение Всемирной Организации Здравоохранения: «Здоровье – не только отсутствие болезней и повреждений, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие».

Наиболее эффективным путём формировании культуры здорового и безопасного образа жизни является направляемая и организуемая взрослыми (учителем, воспитателем, психологом, взрослыми в семье) самостоятельная работа, способствующая активной и успешной социализации ребёнка в образовательном учреждении, развивающая способность понимать своё состояние, знать способы и варианты рациональной организации режима дня и двигательной активности, питания, правил личной гигиены.

Концепция программы формирования культуры здорового образа жизни ученика нашей школы основывается на принципах здоровьесберегающей педагогики, технологической основой которой являются здоровьесберегающие образовательные технологии. Главное, что отличает здоровьесберегающую педагогику от других педагогических систем – реализация приоритета заботы о здоровье учащихся и педагогов в конструктивной деятельности в данном направлении. По многим другим признакам и принципам здоровьесберегающая педагогика занимает общее поле с гуманистической педагогикой, педагогикой сотркдничества, личностно-ориентированной педагогикой и другими аналогичными образовательными системами.

Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать и как совокупность приёмов, форм и методов организации обучения школьников, без ущерба для их здоровья, и как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию её воздействия на здоровье учащихся и педагогов.

Формирование комплекса здоровьесберегающей образовательной среды осуществляется через поддержание здоровьесберегающих условий обучения, психолого-педагогическую поддержку младших школьников, содействие формированию здорового образа жизни, формирование поведенческих навыков (отказ от наркотиков, алкоголя, курения); содействие социальной и биологической адаптации учащихся первой ступени обучения.


Модель формирования культуры здоровья включает в себя следующие взаимосвязанные компоненты:

  • Здоровьесберегающая инфраструктура школы

  • Рациональная организация учебного процесса и внеучебной деятельности учащихся

  • Физкультурно-оздоровительная работа

  • Воспитательная работа с учащимися

  • Реализация дополнительных образовательных программ

  • Методическая работа с кадрами

  • Система педагогической, психологической, социальной помощи детям

  • Просветительская работа с родителями (законными представителями)

  • Организация рационального питания

  • Мониторинг состояния здоровья детей

  • Профилактика травматизма

Данная модель служит для обеспечения независимого и совместного участия в процессе улучшения реализации программы «Здоровье» всех заинтересованных сторон.



Основные принципы реализации программы


  1. Принцип научной обоснованности

  2. Принцип последовательности, непрерывности, преемственности

  3. Принцип возрастной и социокультурной адекватности

  4. Принцип информационной безопасности

  5. Принцип практической целесообразности

  6. Принцип ненанесения вреда

  7. Принцип триединого представления о здоровье

  8. Принцип соответствия содержания и организации обучения возрастным особенностям обучающихся.



Данные принципы помогут правильно организовать образовательный процесс и грамотно разрешить возникающие проблемы:

  1. проблему учебных перегрузок, приводящих к состоянию переутомления;

  2. проблему организации физической активности обучающихся, профилактики гиподинамии;

  3. проблему питания школьников;

  4. проблему охраны и укрепления психологического здоровья школьников (предупреждение школьных стрессов, распространению вредных привычек и зависимостей, профилактика травматизма);

  5. проблему формирования культуры здоровья обучающегося и компетентности педагогов в вопросах здоровья и здоровьесберегающих технологий;

  6. проблему организации сотрудничества с родителями школьников по вопросам состояния и укрепления здоровья детей




































Этапы организации работы по формированию у обучающихся культуры здорового образа жизни


Этапы

Задачи этапа

Содержание работы

Предполагаемый результат

Организационно-подготовительный

Анализ состояния и планирование работы образовательного учреждения

  1. Анализ состояния здоровья младших школьников, учителей

  2. Создание банка данных о состоянии здоровья участников образовательного процесса, организация мониторинга

  3. Оценка санитарно-гигиенических условий учреждения, с целью определения его возможностей для реализации здоровьесберегающей практики

  4. Оценка компетентности педагогов начальной школы относительно здоровья школьников

  5. Выделение приоритетов в работе образовательного учреждения с учётом результатов проведённого анализа, а также возрастных особенностей обучающихся на ступени начального общего образования

  6. Планирование содержания и форм работы по формированию культуры здорового образа жизни младших школьников по направлениям: организации режима дня детей, их нагрузкам, физкультурно-оздоровительной работе, сформированности элементарных навыков гигиены, рационального питания и профилактике вредных привычек; организация просветительской работы образовательного учреждения с учащимися и родителями (законными представителями)

  7. Определение критериев оценки практики работы школы по формированию культуры здорового образа жизни

  8. Разработка системы контроля реализации программы



Структурное и содержательное упорядочение работы, укрепление системы внутришкольного взаимодействия участников образовательного процесса

Организационно-деятельностный

Организация работы образовательного учреждения по формированию культуры здорового образа жизни младших школьников

  1. Просветительско-воспитательная работа с обучающимися

  2. Создание в школе общественного совета по здоровью, включающего представителей администрации, учащихся старших классов, родителей (законных представителей), представителей детских физкультурно-оздоровительных клубов

  3. Обеспечение единства медико-психолого-педагогических мероприятий с учётом возможностей образовательного учреждения

  4. Взаимодействие педагогов, работников здравоохранения, родителей, общественности в совместной работе по укреплению здоровья детей


Положительная динамика показателей уровня сформированности у обучающихся культуры здорового образа жизни. Расширение диапазона методических средств учителя. Организованная система мониторинга здоровья участников образовательного процесса.

Обобщающее-аналитический

Обработка и анализ результатов работы по оздоровлению участников образовательного процесса. Определение эффективности действующей программы.

  1. Итоговая диагностика, мониторинг, самоэкспертиза и самоанализ конечных результатов

  2. Обмен опытом, изучение лучшего, обобщение, распространение

  3. Отработка всех элементов управляющей и управляемой систем

  4. Оформление результатов работы


Повышение компетентности всех участников экспериментальной деятельности в вопросах здоровьесбережения. Формирование банка технологий проведения мониторинга.











Необходимые условия для реализации программы «Здоровье»


  1. Систематическое и комплексное изучение состояния здоровья педагогов и школьников, создание школьного банка «Здоровье», совершенствование педагогических технологий, адекватных возрасту и социальному статусу ребёнка, его индивидуальным особенностям;

  2. Кадровое обеспечение деятельности, предусматривающее полноту осуществления образовательно-воспитательного процесса, повышение профессионализма работников, позволяющее в процессе их деятельности увеличивать резервы своего здоровья и здоровья учащихся;

  3. Коррекция образовательно-воспитательного процесса с учётом состояния здоровья учащихся и на основе принципов здоровьесберегающей педагогики;

  4. Согласование деятельности по охране и укреплению здоровья детей, родителей и учителей







































Системная работа по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни


Здоровьесберегающая инфраструктура

  • Содержание здания и помещений ОУ в соответствии санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся;

  • Косметический ремонт кабинетов, спортзала, оформление внутренних помещений школы;

  • Приобретение школьной мебели, оборудования;

  • Приобретение современных технических средств обучения и учебно-наглядных пособий;

  • Оснащение физкультурного зала и спортплощадки необходимым игровым и спортивным инвентарём и оборудованием;

  • Обновление материально-технической базы медицинского кабинета;

  • Оснащение школьной столовой необходимым оборудованием для хранения и приготовления пищи;

  • Кадровое обеспечение школы;

  • Развитие службы сопровождения, привлечение специалистов, обеспечивающих оздоровительную работу с обучающимися

Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся

  • Соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеучебной нагрузки учащихся;

  • Изучение психологических возможностей и готовности детей к обучению, содействие адаптации школьников, формирование психолого-педагогического климата в школе;

  • Использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям обучающихся;

  • Строгое соблюдение всех требований к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств;

  • Индивидуализация обучения, работа по индивидуальным программам начального общего образования;

  • Ведение систематической работы с детьми с ослабленным здоровьем и детьми с ограниченными возможностями здоровья, посещающие специальные медицинские группы под строгим контролем медицинских работников.

Физкультурно-оздоровительная работа

  • Рациональная организация уроков физической культуры, организация занятий по лечебной физкультуре;

  • Охват всех нуждающихся детей занятиями ОФП и ЛФК, организация занятий спецгруппы, работа спортивных секций;

  • Организация часа активных движений (динамической паузы) между 3-м и 4-м уроками, проведение дополнительных уроков ритмики;

  • Организация динамических перемен, физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности;

  • Организация работы спортивных секций и создание условий для их эффективного функционирования;

  • Регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий

Воспитательная работа по формированию культуры здорового образа жизни обучающихся

  • Мероприятия по формированию культуры:

- организация рационального режима дня

- здорового питания

- выполнения правил личной гигиены

- безопасного поведения

  • Формирование знаний о факторах риска для здоровья;

  • Профилактика вредных привычек;

  • Формирование навыков коммуникативного общения по вопросам состояния здоровья

Реализация дополнительных образовательных программ

  • Включение в образовательную программу школы курсов направленных на повышение уровня знаний по здоровьесбережению и имеющих прикладной характер;

  • Проведение дней здоровья, конкурсов, праздников и т.п.;

  • Создание общественного совета по здоровью, включающего представителей администрации, учащихся старших классов, родителей (законных представителей), разрабатывающих и реализующих школьную программу «Образование и здоровье»;

  • Организация и осуществление комплексного мониторинга состояния здоровья участников образовательного процесса, создание базы данных о состоянии здоровья участников образовательного процесса

Методическая работа с кадрами

  • Проведение семинаров, педагогических советов и научно-практических конференций по вопросам здоровьесбережения;

  • Проведение семинаров по обобщению опыта работы педагогов применяющих в своей работе здоровьесберегающие технологии;

  • Повышение уровня знаний педагогического коллектива школы через курсовую подготовку;

  • Участие в городском конкурсе «Здоровый ребёнок в здоровой школе»;

  • Разработка методических рекомендаций по применению здоровьесберегающих технологий на различных уроках, учебных, диагностических, оздоровительных программ;

  • Включение в экспериментальную работу по охране и укреплению здоровья;

  • Проведение экспертной оценки хода реализации инновационных педагогических технологий;

  • Самообразование педагогов

Система педагогической, психологической, социальной помощи детям

  • Оценка психического развития и индивидуальных особенностей школьников для прогноза обучаемости и диагностики причин неуспеваемости;

  • Изучение психологических возможностей и готовности детей к обучению, содействие адаптации школьников, формирование психолого-педагогического климата в школе;

  • Разработка и внедрение комплекса мероприятий по коррекции психологического и физического здоровья учащихся;

  • Организация групповых практических занятий для детей с нарушениями мышления, отставшими в развитии;

  • Психопрофилактическая работа, направленная на повышение степени устойчивости при стрессовых ситуациях;

  • Разработка дидактических и методических материалов по формированию здоровья педагогов и учащихся;

  • Разработка системы мониторинга поведенческих рисков, свидетельствующих о возникновении социально-опасных заболеваний, с целью организации дальнейшей профилактической работы

Просветительская работа с родителями (законными представителями)

  • Лекции, семинары, консультации, курсы по различным вопросам роста и развития ребёнка, его здоровья, факторам, положительно и отрицательно влияющим на здоровье детей и т.п.;

  • Приобретение для родителей (законных представителей) необходимой научно-методической литературы;

  • Организацию совместной работы педагогов и родителей (законных представителей) по проведению спортивных соревнований, дней здоровья, занятий по профилактике вредных привычек и т.п.;

  • Популяризация форм здоровьесберегающей деятельности через СМИ

Организация рационального питания

  • Организация качественного горячего питания учащихся, систематический контроль качества блюд;

  • Организация и поддержка бесплатного и льготного горячего питания для учащихся из малообеспеченных и многодетных семей;

  • Организация витаминизации питания учащихся в предэпидемический период;

  • Введение в рацион питания йодосодержащих препаратов;

  • Организация диетического питания;

  • Участие в конкурсах среди общеобразовательных учреждений на лучшую организацию школьного питания;

  • Просветительская работа по вопросам здорового питания, по формированию культуры питания

Мониторинг здоровья детей

  • Мониторинг физического здоровья обучающихся;

  • Мониторинг психологического здоровья обучающихся
















Здоровье – состояние полного физического, душевного и социального благополучия.

Устав Всемирной организации здравоохранения.



Содержание программы 1 класс (34 часа).

Раздел 1. Самопознание и саморегуляция – 10 ч.

1. Я не похож на других.

Я как индивидуальность. Внешние сходства и различия людей. Способы самопознания: определение ведущего глаза, уха. Определение индивидуального места посадки в классе как одни из приемов саморегуляции.

Практическая работа: Оформление странички в дневнике «Я - первоклассник»

2. Моя семья.

Самое дорогое у человека – семья. Значение семьи в жизни человека. Что связывает членов семьи (любовь, нежность, забота друг о друге). Правила семейного общения.

Практическая работа:

  • Диагностика взаимоотношений в семье: тест “Кинетический рисунок семьи”.

3. Я как член коллектива.

Мои друзья и одноклассники. Правила знакомства. Здоровье зависит от микроклимата в классе.

Практическая работа:

  • тест «Я в классе»

  • Диагностика межличностных отношений

4. Путешествие в “Страну Здоровья”.

Что такое здоровье и что такое болезнь? Чтобы сохранить здоровье, нужно хорошо узнать себя. Здоровье человека связано с его образом жизни, оно достояние каждого и богатство всей страны. Анализируем свой образ жизни. Правила и нормы здорового образа жизни.

Практическая работа:

  • проект «Какие уроки дают нам сказки»

  • собери пословицу

5. Мои эмоции, чувства и здоровье.

Элементарные эмоции в раннем детстве. Чувства человека: любовь, радость, грусть, страх. Выражение чувств: мимика, слово, слезы, смех. Индивидуальные способы проявления эмоций и выражения чувств. Смех продлевает жизнь. Музыка лечит, музыка учит.

Практическая работа: Организация шумового оркестра

6. Режим дня.

Есть ли режим в природе? Необходим ли режим дня человеку? Индивидуальность построения режима дня. Значение режима дня для сохранения здоровья первоклассника и успешной работы в школе. Примерный режим дня для учащихся 1 класса.

Практическая работа: Составление режима дня.

  • тест «Правильно ли я веду себя за столом»

  • фотовыставка «Мы в школьной столовой»

7. Учёба и здоровье.

Правила рациональной организации учебной деятельности ученика: чередование видов деятельности, учебы и отдыха, чистота рабочего помещения, проветривание. Назначение и выполнение физкультминуток и минуток движения. Как нужно отдыхать на перемене и почему.

Практическая работа: Разучивание физминуток в стихотворной форме.

8. Домашние задания и здоровье.

Индивидуальный режим дня и время приготовления уроков. Правила организации дома рабочего места для выполнения домашнего задания. Комнатные растения, как одно из условий комфортности рабочего места. Правильная посадка за столом. Разнообразие поз и мест при выполнении домашних заданий.

Практическая работа: Размножение комнатных растений отводками и листьями

9. Отдых для здоровья.

Значение активного отдыха после классных занятий для снятия утомления. Индивидуальный подход к организации активного отдыха. Виды активного отдыха (подвижные игры, спортивные игры, прогулки) Рациональный отдых во время школьных каникул и в выходные дни.

Практическая работа: памятка «Мои первые в жизни каникулы»

Электронные физминутки для глаз

10. Зачем и как я одеваюсь?

Для чего человеку нужна одежда? Национальная русская одежда. Гигиенические требования к одежде. Соответствие одежды разным видам деятельности (прогулка, учебные занятия, выход в театр, спортивные занятия.)

Практическая работа: Оформление раскладушки «Одевайся по погоде»

Раздел 2. Личная безопасность и профилактика травматизма – 3 ч.

Я и опасность.

Факторы, влияющие на здоровье человека. Зависимость здоровья человека от здоровья природы в целом. Может ли Земля болеть? Правила личной безопасности и профилактики травматизма при взаимодействии с окружающей средой.

Практическая работа: Защита проекта «Улица полна неожиданностей»



Раздел 3. Организм человека и охрана его здоровья – 15 ч.

С чего все началось.

Библия о возникновении жизни на земле. Ученые о зарождении жизни. Основа развития всего живого - клетка. Клетка – это маленький кирпичик в большом многоэтажном доме и мельчайшая часть целого организма. Элементарное строение и функции клетки. Меню из трех блюд на всю жизнь. Белки, жиры и углеводы – основа для роста и развития одной клетки и целого организма. Значение витаминов и микроэлементов для строительства организма человека.

Удивительные превращения.

Появление человека. Роль родителей в нашей жизни. Мать с младенцем как источник вдохновения художников. Дарим мамам и папам добрые слова. Все живое в природе растет и изменяется.

Части тела человека. Органы и их роль в организме человека Основные части скелета и их назначение. Первая помощь при переломах. От чего зависит красивая осанка человека. Способы формирования правильной осанки. Индивидуальность роста и развития человека.

Отличие ребенка от взрослого. Бережное отношение к пожилым людям. Как сохранить свое здоровье до самой старости? Правила здорового образа жизни.

Физические занятия и спорт, и их значение для укрепления здоровья, развития силы, выносливости, ловкости, быстроты, воспитания воли и характера, для бодрости и хорошего настроения. Я и моя физическая культура.

Практическая работа:

  • оформление раскладушки «Здоровый образ жизни».

  • оформление слайд - фильма «Всё начинается со школьного звонка»

  • подготовка выставки фотографий: “Моя семья”, “Наши мамы”, “Наши папы”.

  • освоение комплекса упражнений для формирования правильной осанки;

  • подготовка и проведение праздника «Мама, папа, я – дружная семья»”,

Раздел 4. Мой здоровый образ жизни и моя программа здоровья –3 ч.

Мой здоровый образ жизни и образ жизни моей семьи. Правила здорового образа жизни. Программа здоровья и ее роль. Провести конкурс рабочих тетрадей, дневников.

Практическая работа:

  • работа над проектом «Я и здоровье»

  • оформление рабочих тетрадей, дневников

Разделы программы

2 класс

3 класс

4 класс

Гигиена школьника

5 часов.

3 часа.

3 часа.

Основы безопасности жизнедеятельности

12 часов.

15 часов.

15 часов.

Разговор о правильном питании

5 часов

4 часа

4 часа

Экология

6 часов.

6 часов.

6 часов.

Этикет

5 часов

5часов

5часов

Встреча с мед. работником

1 час

1 час

1 час

ИТОГО

34 часа

34 часа

34 часа


Содержание программы 2 класс.

Первое полугодие

Сентябрь

Организация дежурства по школе и по классу.

Налаживание работы кружков и секций.

Включение в план родительского всеобуча, рабочую программу, план воспитательной работы мероприятий, способствующих повышению эффективности работы по здоровьесбережению детей.

Организация питания учащихся. Парад овощей «Овощи очень полезны»

Проведение физкультминуток, подвижных игр на переменах.

Проведение внутришкольных и участие в спортивно-массовых соревнованиях и дне здоровья.

Осенний поход в парк «В гости к осени»

Подвижные игры на переменах (ежедневно).

Обеспечение контроля занятости детей во внеурочное время (систематически).

ПДД. Безопасный путь в школу.

Сдача осенних спортивных нормативов.

Защита проекта «Правила общения с животными»

Октябрь

Организация работы по созданию и поддержанию уюта в классах, школе, по сохранению школьного имущества.

Подготовка классов к зиме.

Проведение внутришкольных спортивных мероприятий и соревнований.

Классный час: «Дружи с водой» Советы доктора Воды - викторина

Друзья Вода и Мыло-игра

Проведение лекций, бесед, воспитательных часов по формированию здорового образа жизни.

Физкультминутки (ежедневно).

Инструктаж на каникулы по ПДД и ППБ

Защита проекта «Безопасность в доме»


Ноябрь

Спортивный праздник к Дню матери «Мои рекорды – маме»

Проведение воспитательных часов и мероприятий по теме «Быть здоровым здорово». Итог: выпуск плакатов.

Экскурсия в пожарную часть.

Физкультминутки и динамические паузы (систематически)

Отчёты о проделанной работе по здоровьесбережению на родительском собрании и на ШМО.

Защита проекта «Безопасность на улице»

Беседа мед. работника «Соблюдение личной гигиены»

Декабрь

Проведение открытых воспитательных часов, мероприятий по ОБЖ.

Проведение конкурсов «Папа, мама, я – спортивная семья», посвящённых празднованию Дня семьи.

Физкультминутки и динамические паузы (ежедневно).

Витаминизация питания учащихся. Беседа «Лук и чеснок победят грипп»

Организация каникулярного отдыха и оздоровления детей.

Инструктаж на каникулы по ПДД и ППБ

Защита проекта «Безопасность в общественном транспорте»


Второе полугодие

Январь

Открытый воспитательный час по ОБЖ «Чистая вода для хвори беда», Тренинг здорового образа жизни.

Весёлые старты.

Физкультминутки и динамические паузы.

Витаминизация питания учащихся. Беседа «Витамин С – помощник в борьбе с простудой»

Защита проекта «Пожарная безопасность»


Февраль

День защитника Отечества.

Физкультминутки и динамические паузы.

Зимние забавы на свежем воздухе.

Спортивные соревнования «Вперёд, мальчишки»

Защита проекта «Улица полна неожиданностей»

Март

Физкультминутки и динамические паузы.

«Хороши наши девчонки» соревнования девочек, посвящённые 8 марта.

Организация каникулярного отдыха и оздоровления детей.

Весёлые старты

Инструктаж на каникулы по ПДД и ППБ

Взятие снежного городка. (масленица)

Апрель

Всемирный день здоровья.

Операция «Милосердие», операция «Память».

Спортивный марафон.

Динамические паузы, физкультминутки.

Защита проекта «Безопасность на воде»

Классный час: «Час здоровья»

Если хочешь быть здоров – КВН

Надёжная защита организма (беседа об иммунитете)

Май

Подготовительная работа к организации занятости учащихся в летний период.

Мероприятия, посвящённые победе в ВОВ.

Соревнования по ОФП.

Весёлые старты.

Проведение экскурсий в природу.

Инструктаж на каникулы по ПДД и ППБ

Весенняя легкоатлетическая эстафета.

Конкурс на лучшую тетрадь «Я хочу вырасти здоровым»


Июнь Работа пришкольного лагеря

Международный день защиты детей. Спортивно-развлекательная программа.

Всемирный день защиты окружающей среды.

Работа по плану летних каникул.

Проведение месячника по предупреждению дорожно-транспортного травматизма. Игра «Пассажиры и водители»

Проведение лекций, бесед, воспитательных часов по формированию здорового образа жизни.

День бегуна.

Организация закаливания детей в лагере. Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!



Содержание программы 3 класс.


Первое полугодие

Сентябрь

Организация дежурства по школе и по классу.

Налаживание работы кружков и секций.

Включение в план родительского всеобуча, рабочую программу, план воспитательной работы мероприятий, способствующих повышению эффективности работы по здоровьесбережению детей.

Почему мы говорим неправду. Поможет ли тебе обман? Классный час.

Конкурс пословиц и поговорок на тему: «Неправда-ложь»

Проведение физкультминуток, подвижных игр на переменах.

Обеспечение контроля занятости детей во внеурочное время (систематически).

ПДД. Безопасный путь в школу.

Сдача осенних спортивных нормативов.

Защита проекта «Мы - пешеходы»

Октябрь

Организация работы по созданию и поддержанию уюта в классах, школе, по сохранению школьного имущества.

Подготовка классов к зиме.

Проведение внутришкольных спортивных мероприятий и соревнований.

Проведение лекций, бесед, воспитательных часов по формированию здорового образа жизни: «Умей себя сдерживать!»

Все ли желания выполнимы – беседа

Как воспитать в себе сдержанность- викторина

Физкультминутки (ежедневно).

Инструктаж на каникулы по ПДД и ППБ

Защита проекта «Один дома»

Ноябрь

Спортивный праздник к Дню матери «Моя мама – самая спортивная»

Проведение воспитательных часов и мероприятий по теме «Здоровый образ жизни». Выпуск плакатов.

Беседа-диалог «Борьба за здоровый образ жизни»

Как отучить себя от вредных привычек – беседа.

Физкультминутки и динамические паузы (систематически)

Отчёты о проделанной работе по здоровьесбережению на родительском собрании и на ШМО.

Защита проекта «Полезные привычки и я»

Беседа мед. работника «Профилактика простудных заболеваний»


Декабрь

Проведение открытых воспитательных часов, мероприятий по ОБЖ.

Проведение конкурсов «Папа, мама, я – спортивная семья», посвящённых празднованию Дня семьи.

Классный час «Мы идём в театр».

Поведение в театре – игра

Поздравления с праздником – беседа

Физкультминутки и динамические паузы (ежедневно).

Витаминизация питания учащихся. Мой любимый овощ. Конкурс рисунков и листовок.

Организация каникулярного отдыха и оздоровления детей.

Инструктаж на каникулы по ПДД и ППБ

Защита проекта «Чеснок и лук от семи недуг»


Второе полугодие

Январь

Открытый воспитательный час по ОБЖ «Как не стать жертвой преступления»

Тренинг здорового образа жизни.

Весёлые старты – параллель 3 классов..

Физкультминутки и динамические паузы.

Витаминизация питания учащихся. Беседа «Витамины для здоровья»

Защита проекта «Огонь – друг, огонь - враг»

Транспортная культура поведения.

Обязанности пассажира, соблюдение правил поведения в общественном транспорте.

Февраль

День защитника Отечества. Быстрее, выше, сильнее!

Физкультминутки и динамические паузы.

Защита проекта «Перекрёстки и их виды. Правила перехода перекрёстка»

Вредные привычки Беседа: «Умей сказать «Нет»»

Праздник «Я здоровье берегу – сам себе я помогу»

Март

Физкультминутки и динамические паузы.

Соревнования для девочек, посвящённые 8 марта.

Организация каникулярного отдыха и оздоровления детей.

Весёлые старты

Мы – одна семья!

Игра-путешествие: «Откуда берутся грязнули»

КВН «Наше здоровье»

Инструктаж на каникулы по ПДД и ППБ

Спортивные соревнования на свежем воздухе. (масленица)

Апрель

Всемирный день здоровья.

Операция «Милосердие», операция «Память».

День бегуна.

Динамические паузы, физкультминутки.

Защита проекта «Правила поведения на воде»

Классный час: «Злой волшебник-табак» Что мы знаем о курении.

Презентация «Злой волшебник Никотин»

Май

Подготовительная работа к организации занятости учащихся в летний период.

Мероприятия, посвящённые победе в ВОВ.

Сдача весенних нормативов.

Весёлые старты.

Экскурсии в парк.

Инструктаж на каникулы по ПДД и ППБ

Весенняя легкоатлетическая эстафета.

Классный час «Чистота и здоровье». Урок-КВН « Будьте здоровы!»

Конкурс на лучшую тетрадь, дневник «Я хочу вырасти здоровым»


Июнь Работа пришкольного лагеря

Международный день защиты детей. Спортивно-развлекательная программа.

Всемирный день защиты окружающей среды.

Организация отдыха в пришкольном лагере. Организация закаливания детей в лагере.

Проведение месячника по предупреждению дорожно-транспортного травматизма. Транспорт как зона повышенной опасности.

День бегуна.

Беседа: «Забота медицины» Воспитай себя – игра

Спортивные соревнования «Я выбираю движение»

Путешествие в Страну Здоровья. Праздник

Конкурс рисунков на асфальте



Содержание программы 4 класс.

Первое полугодие

Сентябрь

Организация дежурства по школе и по классу.

Налаживание работы кружков и секций.

Включение в план родительского всеобуча, рабочую программу, план воспитательной работы мероприятий, способствующих повышению эффективности работы по здоровьесбережению детей.

Природная среда и безопасность человека – классный час. Выпуск листовок.

Проведение физкультминуток, подвижных игр на переменах.

Обеспечение контроля занятости детей во внеурочное время (систематически).

ПДД. Безопасный путь в школу.

Сдача осенних спортивных нормативов.

Защита проекта «Путешествие в природу». Оформление фотовыставки.

Октябрь

Организация работы по созданию и поддержанию уюта в классах, школе, по сохранению школьного имущества.

Подготовка классов к зиме.

Проведение внутришкольных спортивных мероприятий и соревнований.

Проведение лекций, бесед, воспитательных часов по формированию здорового образа жизни:

« Ядовитые растения, грибы» Викторина: «Знаешь ли ты растения»

Физкультминутки (ежедневно).

Инструктаж на каникулы по ПДД и ППБ

Защита проекта «Причины пожаров» Выпуск листовок.

Ноябрь

Спортивный праздник к Дню матери «Мама и я - друзья»

Проведение воспитательных часов и мероприятий по теме: «Здоровый образ жизни». Занятие – «Помоги себе сам»

Физкультминутки и динамические паузы (систематически)

Отчёты о проделанной работе по здоровьесбережению на родительском собрании и на ШМО.

Классный час: «Как сохранить здоровье» Практикум «Чувства и поступки»

Что такое эмоции – диспут

Классный час: «Наше здоровье» Игра «Что? Где? Когда?»

Беседа мед. работника «Зачем нужны прививки»


Декабрь

Проведение открытых воспитательных часов, мероприятий по ОБЖ.

Проведение конкурсов «Папа, мама, я – спортивная семья», посвящённых празднованию Дня семьи.

Классный час «Нехорошие слова. Недобрые шутки».

Вежливое общение – игра

Умеем ли мы разговаривать по телефону – беседа

Физкультминутки и динамические паузы (ежедневно).

Витаминизация питания учащихся. Фотовыставка «Мы в столовой»

Организация каникулярного отдыха и оздоровления детей.

Инструктаж на каникулы по ПДД и ППБ

Защита проекта «Здоровая пища для всей семьи»

Классный час: «Как следует питаться»


Второе полугодие

Январь

Открытый воспитательный час по ОБЖ ««Прививки от болезней». Инфекционные болезни - беседа

Игра «Полезно - вредно»

Весёлые старты – параллель 4 классов..

Физкультминутки и динамические паузы.

Зимние игры и забавы на свежем воздухе

Витаминизация питания учащихся. Защита проекта «Загадка витаминов»

Классный час: «Как сделать сон полезным»

Сон-лучшее лекарство-беседа Театрализованная постановка: «В гостях у Сони»

Февраль

День защитника Отечества. Вперёд, мальчишки!

Физкультминутки и динамические паузы.

Классный час: «Домашняя аптечка»

Урок творчества «Как здоровье?»

Игра «Светофор Здоровья»

Март

Физкультминутки и динамические паузы.

Соревнования для девочек, посвящённые 8 марта.

Организация каникулярного отдыха и оздоровления детей. Как закаляться. Обтирание и обливание-беседа

Ролевые игры «Уроки здоровья»

Весёлые старты

Инструктаж на каникулы по ПДД и ППБ

Праздник «Проводы зимы» (Масленица).

Классный час: «Дружба» Что такое дружба - беседа

Конкурс сочинений на тему: «Кто может считаться настоящим другом»

Апрель

Всемирный день здоровья.

Классный час: «Общение с природой таит в себе много интересного и, самое главное, очень полезно для здоровья».

Спортивные соревнования.

Динамические паузы, физкультминутки.

Защита проекта «Что нужно для того, чтобы природа не приносила вреда вашему здоровью»

Классный час: «Злой волшебник – алкоголь» Алкоголь-ошибка (беседа)

Презентация «Злой волшебник Алкоголь»

Май

Подготовительная работа к организации занятости учащихся в летний период.

Мероприятия, посвящённые победе в ВОВ.

Сдача весенних нормативов.

Весёлые старты.

Проведение экскурсий в природу. Ядовитые змеи и насекомые. Великая страна «КРЕСТОСЛОВИЦА» – составление кроссворда.

Инструктаж на каникулы по ПДД и ППБ

Весенняя легкоатлетическая эстафета.

Классный час. Общие правила купания в открытых водоёмах.

Конкурс «Алло! Мы ищем таланты» под девизом «Мы – за здоровый образ жизни»

Конкурс на лучшую тетрадь, дневник «Я хочу вырасти здоровым»


Июнь Работа пришкольного лагеря

Международный день защиты детей. Спортивно-развлекательная программа.

Всемирный день защиты окружающей среды.

Организация отдыха в пришкольном лагере. Организация закаливания детей в лагере.

Проведение месячника по предупреждению дорожно-транспортного травматизма.

День бегуна.

Проведение лекций, бесед, воспитательных часов по формированию здорового образа жизни: « Моё решение» Принимаю решение - беседа

Час диспута «Учимся думать и действовать!

Практическое занятие: «Как оказывать само – и взаимопомощь при солнечном ударе».























Требования к уровню подготовки выпускника начальной школы.

Предметно-информационная составляющая образованности:

  • представление о культуре здоровья и путях ее развития;

-знание уровня своей физической подготовленности и повышение его с помощью самостоятельных занятий;
- представление о строении организма, функциях органов и условиях его гигиены;
-знание необходимых и достаточных условий для занятий физическими упражнениями, в том числе и правил техники безопасности;
-знание характера влияния двигательной активности на человеческий организм;
-знание приемов самоконтроля.


Деятельностно - коммуникативная составляющая образованности:
-овладение музыкально-ритмическими и танцевальными умениями, простейшими способами ходьбы на лыжах, катания на коньках, участие в подвижных спортивных играх, освоение элементов акробатики, легкой атлетики, различных видов физкультурной активности, туризма;
-освоение комплексов упражнений основной, гигиенической и дыхательной гимнастики, музыкально-ритмических комплексов;
-освоение народных игр и нетрадиционных методов укрепления здоровья, к которым можно отнести пальцевую гимнастику, солнечные, воздушные ванны, водные процедуры;

  • умение беречь свое здоровье, здоровье близких людей;

-соблюдение основных правил, обеспечивающих безопасность жизнедеятельности в быту, на улице.


Ценностно-ориентационная составляющая образованности:

  • освоение основ культуры физического здоровья;

  • овладение основами самоорганизации здорового образа жизни;

-становление интереса к физкультурно-оздоровительным и физкультурно-спортивным занятиям;
-понимание значения гигиены и закаливания, формирование доступных понятий о физическом развитии, влиянии физических упражнений на работу организма;
-развитие основ самоконтроля, понимание влияния вредных привычек на здоровье человека.










Литература:


  1. Артюхов И.С. Настольная книга классного руководителя. – Москва, Эксмо, 2008.

  2. Безруких М.М. Здоровьесберегающая школа. – М.: Московский психолог - социальный институт, 2004,

  3. Безруких М.М., Ефимова СП. Ребенок идет в школу: Знаете ли вы своего ученика? / Пособие для студентов пединститутов, учащихся педучилищ и колледжей и родителей. - М., 1996.

  4. Безруких М.М., Филлипова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильном питании/ Методическое пособие. - М.: ОСМА-ПРЕСС Инвест, 2003,

  5. Возвышаева И.В. Охрана здоровья детей и подростков в Российской Федерации. Законодательные и нормативные аспекты// Школа здоровья. -2001.-№1.

  6. Давиденко Д.Н., Половников П.В., Глушков Ю.Ю. Здоровый образ жизни. - СПб.: 1996.

  7. Дубягин Ю.П.Богачева О.П. Школа выживания или 56 способов защитить ребенка от преступления.- М.: «Пихта», 1997.

  8. Дик Н.Ф. Увлекательная внеклассная работа в начальных классах. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2008. 

  9. Дик Н.Ф. Как сохранить и укрепить здоровье младших школьников. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2008.

  10. Касаткин В.Н. Школа здоровья // Школа здоровья. - 1994. -Т.1.- № 1.

  11. .Л.А. Обухова, Н.А. Лемяскина. Тридцать уроков здоровья для первоклассников. – Москва, Сфера, 2002.

  12. Л.А. Обухова, Н.А. Лемяскина, О.Е. Жиренко. Новые 135 уроков здоровья, или школа докторов природы. – М., ВАКО, 2007.

  13. Программа общеобразовательных учреждений. Начальные классы. М., Просвещение, 2002

  14. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. - М.: АРКТИ, 2005.

  15. Влияние учебной нагрузки и санитарно-гигиенических условий на здоровье школьников./ Под редакцией Хрипковой А.Г.- М.: Центр инноваций в педагогике, 1997.

  16. Усачёв А.А. Березин А.И Основы безопасности жизнедеятельности. М., АСТ – ЛТД ИПС, 1997


5


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ