ИКТ – КАК ОДИН ИЗ ИНСТРУМЕНТОВ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

ИКТ – КАК ОДИН ИЗ ИНСТРУМЕНТОВ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ


И.М. Моисеенко

Зам.директора МОБУСОШ № 38

г.Таганрога, Ростовской области


Информационно-коммуникационные технологии получают все большее распространение в образовательном процессе и на этом фоне педагоги и медики все чаще говорят о вреде, который наносит здоровью школьников их использование. Усилия специалистов разных профилей сегодня направлены на нейтрализацию негативного влияния компьютеров и ИКТ на здоровье людей.

Наша школа на протяжении последних трёх лет занимается проблемами здоровьесбережения. Модель выпускника МОБУСОШ № 38 – человек здоровый физически, морально, психически и социально. Эта модель удовлетворяет списку основных умений, которыми должен обладать человек XXI века: ответственность и адаптируемость, коммуникативные умения, творческий потенциал и любознательность, критическое и системное мышление, информационные и мультимедийные умения, сотрудничество и взаимодействие, постановка и решение проблем, саморазвитие, социальная ответственность.

Работа педагогов школы направлена на создание условий для укрепления и развития психического, морального, социального и физического здоровья учащихся. Это достигается через:

  • здоровьесберегающее обучение;

  • активизацию физического развития;

  • соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм;

  • пропаганду здорового образа жизни.

В МОБУСОШ № 38 принята программа «Здоровый подросток», в которой выделено несколько направлений:

  • здоровьесбережение в учебном процессе;

  • здоровьесбережение в воспитательном процессе;

  • развитие материально-технической базы школы с учетом здоровьесбережения;

  • работа медицинского пункта.

Созданы специальные службы:

Служба

Назначение

Состав

Методическая служба


Изучение, внедрение, анализ результативности здоровьесберегающих образовательных технологий

Директор, заместители директора по УВР, ВР

Медико-психологическая служба

Получение информации о здоровье школьников, профилактика заболеваемости, вредных привычек и зависимостей

Директор, школьные медицинские работники (врач, сестра), психолог, преподаватель-организатор ОБЖ, социальный педагог, наркологическая служба города, инспектор по делам несовершеннолетних

Служба обеспечения здоровьесберегающей инфраструктуры школы

Создание и сохранение материально-технической базы для успешной здоровьесберегающей работы

Директор, заместитель директора по АХР, зав.библиотекой, работники школьной столовой, родительский комитет школы, попечительский совет школы


Опыт работы педколлектива на протяжении 2010-2013 годов показывает, что «ИКТ» и «здоровье» это не два взаимоисключающих понятия, что ИКТ при их грамотном использовании могут служить инструментами и помощниками в деле сохранения и приумножения здоровья школьника.

Здоровьесбережение и ИКТ в учебной работе. Здесь основными проблемами, над которыми работают учителя школы, стали: диагностика психологической и физической готовности детей к школе, выявление причин снижения мотивации к учебе и их устранение, активизация познавательных интересов школьников, учет индивидуальных особенностей детей при организации учебно-воспитательного процесса, работа с одаренными детьми, коррекция нарушений и отставаний в развитии, повышение качества знаний, построение урока с позиций здоровьесбережения, построение расписания уроков с позиций здоровьесбережения, соблюдение норм и разнообразие форм домашнего задания и т.п. Поиск путей решения этих проблем является залогом сохранения и приумножения физического и психологического здоровья школьников. Для этого педагоги активно используют проектный метод, технологии личностно-ориентированного обучения и дифференцированный подход, работают над изучением и внедрением технологии развития критического мышления, дистанционного обучения, применяют уроки нестандартных форм и т.п. Не секрет, что использование перечисленных методик и технологий на современном этапе невозможно без информационно-коммуникационных технологий. ИКТ являются также полезными инструментами для организации интегрированных уроков, для реализации межпредметных и внутрипредметных связей.

Здоровьесбережение и ИКТ в воспитательной работе. Здесь основной задачей работы стало развитие и воспитание социально адаптированных личностей, т.е. людей эмоционально устойчивых, готовых морально и психически к реалиям жизни, умеющим здраво оценивать происходящее вокруг, учиться на собственных ошибках, и на чужом, в т.ч. и историческом, опыте и т.п. Человека нельзя назвать социально здоровым, если ему не привиты чувства толерантности, любви и помощи к ближнему, к своей Родине, если он плохо знает историю своего города, района, страны и т.д. Социально здоровый и адаптированный выпускник школы должен четко представлять свои возможности, уметь выстроить свой дальнейший образовательный маршрут, должен быть знаком с кругом профессий, востребованных на рынке сегодня, и понимать, как применить свои навыки и знания с пользой для себя и общества. Исходя из этого, воспитательная работа ведется через краеведение и допрофессиональную подготовку. В области краеведения большим достижением можно считать создание электронной энциклопедии «Мой любимый Таганрог», над созданием которой трудились учащиеся 5-11 классов на протяжении нескольких лет (сбор материала по истории, сегодняшнему дню, экономике, известным людям, исчезнувшим населенным пунктам, военной истории и т.д., работа в архивах, с Интернетом, встречи с людьми, работа в библиотеках, обработка и представление материалов в электронном виде и многое другое). В области допрофессиональной и предпрофильной подготовки школы большим этапом можно считать исследовательскую и поисковую работу на темы: «История Таганрога в названиях улиц», «Изучение топонимов Дона – названий городов Ростовской области», «Династии МОБУСОШ № 38». Результатом работы стало оформление силами учителей, обучающихся и родителей экспозиции «Генеалогическое древо», которая была открыта в декабре 2010 года и приурочена к году семьи в России. Для сбора материалов и оформления экспозиции также широко применялись ИКТ. По материалам работы был также создан «Виртуальный путеводитель по уникальным уголкам Ростовской области», который используется педагогами школы в ходе изучения краеведческих модулей и для организации туристических поездок. Для предпрофильной работы используются электронные курсы: «Налогообложение»; «Психолог-профессия востребованная временем»; «Загадочный мир света»; «Деловая документация делового человека»; «Золотое сечение вокруг нас»; «Основы генетики»; «Решение текстовых задач»; «Параметры»; «Здоровье человека»; «Химия в повседневной жизни»; «Европа+» ; «Журналистика»; «Современный активный английский»; «Телевизионный репортаж»; «Дебаты»; «Фотшоп от А до Я» и др. Создаются проекты с использованием здоровьесберегающей тематики: «ЗОЖ – ключ к счастью», «Питьевая ли вода в наших кранах?», «Жиры, белки и углеводы…Сколько их надо потреблять в подростковом возрасте?», «Сахарный диабет не приговор!» и др. Для школьников с помощью компьютерной программы «Иматон» организовано тестирование, которое помогает определиться им с профессиональным выбором.

Конечно, учителя не забывают и о таких направлениях, как борьба с вредными привычками и их профилактика. Здесь ежегодно проводятся конкурсы: КВН «Привычки, крадущие здоровье и жизнь», конкурс плакатов «Курить - здоровью вредить», конкурс электронных рисунков и цифровых фотографий «Экология моего города» и др. Вся эта работа также выполняется с привлечением ИКТ. В МОБУСОШ № 38 работает НОО «Э.В.Р.И.К.А.» , которое с 2009 года включено в Ассоциацию ученических научных обществ на базе ФГБОУ ВПО «ТГПИ имени А.П.Чехова».

По итогам 2010-2013 учебного года шесть учащихся стали лауреатами конференции «Школьная Лига» при ТИУиЭ; четыре ученика были отмечены дипломами конференции Ассоциации ученических обществ на базе ФГБОУ ВПО «ТГПИ имени А.П.Чехова»; 29 победителями муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников; 15 победителями регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников и др. дистанционных конкурсов и олимпиад. Результатом работы НОО можно считать выросший интерес у учащихся к исследовательской деятельности: в 2012-2013 году в школе была проведена 6-я школьная научно-практическая конференция, в работе которой приняли участие 64 юных исследователя.

Материально-техническая база школы ежегодно обновляется с учетом здоровьесбережения: отремонтирована столовая на 170 мест, организовано бесплатное питание для льготных групп обучающихся, оборудованы уголки отдыха (рекреации) для учащихся на переменах, в том числе и для подвижных игр под присмотром учителей. Кабинеты, их освещенность, тепловой режим и др. соответствует современным требованиям. В школе 2 спортивных зала, тренажерный зал, баскетбольная площадка, теннисные столы. Всем этим дети пользуются бесплатно в любое удобное для них время. Это способствует поддержанию и развитию физической формы, а также является одной из форм профилактики подростковых зависимостей и вредных привычек. В школе два компьютерных класса, оборудованных по последним требованиям СанПинов, библиотека с медиатекой и современный и уютный читальный зал. Развитию медиасреды в школе уделяется огромное внимание и это даёт свои результаты.

Большую работу ведет медико-психологическая служба (врач и медицинская сестра, психолог, социальный педагог) – это и ежегодные медицинские осмотры, и коррекция поведенческих нарушений, и психологическая помощь, и работа с семьями, и лектории для родителей и учащихся с привлечением специалистов узкого профиля, и мн. другое. Документооборот медицинских работников (организация питания, внутришкольные карты учащихся и др.) ведется с привлечением ИКТ. Большое внимание уделяется профилактике заболеваний и зависимостей школьников, где на помощь снова приходят ИКТ (стенды, плакаты, брошюры и т.п. создаются с помощью ИКТ силами медиков и учащихся).

Преодолеть негативные последствия использования ИКТ помогают беседы с учащимися на уроках информатики, биологии, основ безопасности жизнедеятельности, на встречах с медиками и психологом. Также организован лекторий для родителей, где рассказывают о проблемах игровой и компьютерной зависимости, о способах профилактики и борьбы с этими явлениями. Школьники работают над проектами «Здоровье и компьютер» (информатика), «Правила дорожного движения» (ОБЖ), «Здоровье и окружающая среда» (английский язык), «Правила восстановления здоровья после физических и эмоциональных перегрузок» (физическая культура) и др.

Итак, при условии грамотного использования, ИКТ стали для педагогов школы помощниками в деле здоровьесбережения школьников.


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ