Индивидуализация обучения как один из ведущих принципов непрерывного образования

Индивидуализация обучения как один из ведущих принципов непрерывного образования.

Пискурева Ольга Михайловна

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

МОУ «Гимназия № 7»

г. Подольска Московской области

Французский педагог С. Френе отмечал, что необходимо “понять душу ребенка, его психологию. Каждый выберет свою дорогу, отвечающую индивидуальным склонностям, вкусам и запросам”. Выдающиеся педагоги прошлых лет Я.Коменский, И. Песталоцци, Д. Дьюи, М. Монтессори в своей деятельности стремились учитывать и развивать индивидуальные особенности воспитанников. К. Д. Ушинский также считал индивидуальность важнейшей характеристикой человека и предметом педагогической заботой. Современных ученых и педагогов и по сей день волнует вопрос индивидуализации обучения, потому что это один из важнейших принципов развития личности.

Новый всплеск интереса к проблеме индивидуализации обучения вызван тем, что современный человек в своей повседневной личной, образовательной, профессиональной жизни сталкивается с такими вызовами как неопределенность, отсутствие единственного верного решения какой-либо проблемы, а также с возникающей в связи с этим необходимостью поиска, анализа и выбора правильного и конструктивного решения, используя собственный опыт и знания. Как никогда ранее актуальными и востребованными жизнью становятся качества, свойства, компетенции, присущие самостоятельной, инициативной и ответственной личности.

Современная позиция  современного сообщества в отношении качества образования выражена в новом государственном образовательном стандарте, в котором речь идет о индивидуализации и непрерывности образования человека.

Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт разработан на основе Конституции Российской Федерации
и законодательства Российской Федерации и с учётом Конвенции ООН о правах ребёнка, в основе которых заложены следующие основные принципы:

1) поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека;

  1. личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей;

  2. уважение личности ребенка;

  3. реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы.

В Стандарте учитываются:

  1. индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования;

  2. возможности освоения ребёнком Программы на разных этапах её реализации.

Новый стандарт создает условия для ответственности и самостоятельности всех участников образовательного процесса.

Переход школы на реализацию индивидуализации предполагает иные формы и методы взаимодействия с обучающимися. Приоритетными становятся индивидуальные формы сопровождения, поддержка.

Принципы создания и функционирования системы индивидуализированного образовательного процесса, при соблюдении которых риски будут минимальны.

Принцип «Я – концепция», согласно которому выбор осуществляется в условиях достаточной полноты информации о себе и своих возможностях. Информацию о себе человек черпает из взаимодействия своей мечты (мотивы и ценности), возможностей (качества, способности, обученность) и реальных жизненных обстоятельств (коллизии, нюансы, конкуренция за ресурсы, конфликты интересов).

Принцип «осознанной перспективы» («сделай себя сам»), согласно которому каждый человек имеет возможность активно участвовать в собственном самоопределении.

Принцип гибкости системы образования, согласно которому содержание обучения и пути освоения знаний и приобретения полезных навыков соответствуют потребностям или уровню притязаний личности.

Принцип индивидуального обучения, реализация которого приводит к возникновению между учителем и учеником атмосферы сотворчества, сотрудничества.

Принцип деятельности – включение ребёнка в учебно - познавательную деятельность.

Принцип развития – целостное развитие личности ребенка и его готовность к дальнейшему саморазвитию.

Принцип вариативности – предполагает развитие у учащихся понимания возможности существования различных вариантов решения задачи, умения осуществлять выбор оптимального варианта.

Принцип непрерывности – преемственность между всеми ступенями обучения на уровне методологии, содержания и методики.

Работа педагога с детьми, включающая первичную идентификацию, выбор форм обучения, разработку учебных программ, их оценку и индивидуализацию – это сложный, динамичный, непрекращающийся процесс. Он требует от педагогов, прежде всего, хороших знаний в области психологии и педагогике одаренности, сотрудничества с психологами, учителями, воспитателями и администрацией других образовательных учреждений, родителями. От педагога требуется постоянное пополнение знаний, совершенствование мастерства, гибкость, умение отказаться даже от творческой находки, если в данной ситуации она “работает” неэффективно. Готов ли педагог ребенка вступить в процесс постоянного саморазвития вместе со своими учениками? Это действительно непросто.

Одна из важнейших целей индивидуального подхода к ребенку – построение адекватной «Я-концепции». «Я-концепция» - относительно устойчивая система представлений о самом себе, на основе которой ребенок строит свои взаимоотношения с окружающими. Самовосприятие ребенка является определяющим фактором развития его личности и успешности учебной деятельности. Ребенок, который воспринимает себя как успешного, способного, контролирующего ситуацию, формируется в уверенную в себе, целеустремленную, уравновешенную личность. В противоположном случае мы видим подавленного, закомплексованного, пассивного, часто озлобленного человека. Сформировать, а затем и поддержать у ученика веру в свои силы, умение противостоять неудачам, оптимистичную оценку своих возможностей - одна из задач учителя. Очень важно сформировать у ребенка здоровое самоощущение своего места в мире.



Литература:

  1. Вульфсон Б.Л. Сравнительная педагогика: история и современные проблемы. – М.: Изд-во УРАО, 2003.- 232 с.

  2. Гиллер Ю. И. Социология самостоятельной личности.- М.: Академический проект; Гаудеамус, 2006. - 312 с.

  3. Бадмаев, Б. Ц. Психология в работе учителя. В 2-х кн. / Б. Ц. Бадмаев. – М.: ВЛАДОС, 2000. – Кн. 1: Практическое пособие по теории развития, обучения и воспитания. – 232 с.

  4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998. - 256с.

  5. Степанов Е.Н. Личностно-ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование. - М.: ТЦ Сфера, 2003. – 128 с.

  6. Федеральный государственный образовательный стандарт.
























Ключевые слова


Индивидуальность, развитие личности, новый образовательный государственный стандарт, принципы создания и функционирования системы индивидуализированного образовательного процесса, самосовершенствование, саморазвитие.

Аннотация


Статья посвящена вопросу индивидуализации обучения, как одному из важнейших принципов развития личности.

Акцет сделан на позиции  современного сообщества в отношении качества образования, выраженной в новом государственном образовательном стандарте, в котором речь идет о индивидуализации и непрерывности образования человека.

Рассмотрены принципы создания и функционирования системы индивидуализированного образовательного процесса, при соблюдении которых риски будут минимальны.





Keywords

Individuality, personal development, the new state educational standard, the principles of creation and functioning of the system of individualized educational process, self-improvement, self-development.

Annotation

The article is devoted to the question of individualization of education, as one of the most important principles of personal development.

The highlight key point is
 the position of a modern community regarding the quality of education expressed in the new state educational standard  which referrs to the individualization and continuing education of the person.

The article describes principles of creation and functioning of the system of the individualized educational process, at observance of which risks are minimal.

 




Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ