Формирование ВПД, как начальный этап развития произвольного поведения

Формирование ВПД, как начальный этап развития произвольного поведения.


Внутренний план действий – это фундаментальная интеллектуальная способность, которая серьёзно влияет на развитие познавательной и личной сфер младшего школьника. Это способность во многом определяет успешность обучения. Она позволяет планировать и осознавать собственные действия до начала их совершения.

В младшем школьном возрасте ребёнок становится способным прогнозировать и контролировать собственные действия до момента их совершения. Это очень важно для решения математических и орфографических задач, при написании изложений, сочинений, а также совершении любых других действий.

В своём учении о поэтапном формировании умственного действия Гальперин П.Я. утверждает, что действие имеет, с точки зрения психологии, следующие формы: материальную (внешнюю) и умственную ( внутреннюю). Преобразование внешнего действия во внутреннее происходит по этапам:

1) материальное (предметное) действие;

2) действие в громкой речи (чтобы все слышали);

3) действие в тихой речи (для соседа);

4) действие в тихой речи (для себя);

5) действие в «скрытой» речи, во внутренней, которое и есть умственное действие во внутреннем плане.

Формирование ВПД позволяет развивать способность к самостоятельной организации и регуляции деятельности.

Психологи указывают, что самоорганизация и саморегуляция учения обеспечиваются контрольной частью учебной деятельности и именно с формирования самоконтроля рационально начинать процесс постепенной передачи учащимся элементов деятельности для самостоятельного осуществления.

Действие самоконтроля рассматривается как необходимое условие успешного обучения ( Гуткина Н.И.), подчёркивается его значение для предупреждения психологических перегрузок, повышенной утомляемости.

Умение поэтапно планировать свои действия до выполнения этих действий позволит развить контроль за собственными действиями и умение регулировать свои действия ( поведение).

ВПД имеет сложную структуру, в которую входит целый ряд элементов. Успешное развитее каждого элемента создаёт условие для развития ВПД в целом.

К структурным элементам ВПД мы относим:

1) анализ условий;

2) собственно планирование;

3) умение следовать идеальному плану в процессе его реализации;

4) умение объяснить в развёрнутой речевой форме результат действий;

5) умение использовать усвоенные действия в новых условиях.

Формирование ВПД носит поэтапный характер. На уроках обучения грамоте и русского языка было постепенно введено комментирование, которое соответствует 2 и 3 этапу формирования внутреннего действия по Гальперину П.Я.

« Развёрнутое высказывание при разборе слов, по мере овладения техникой разбора, проявляет естественную тенденцию к сокращению; в сознании учащихся выделяются и закрепляются некоторые опорные пункты, которые служат основой для успешного выполнения того же действия сокращённым способом ».( « Предупреждение ошибок в письме учащихся 2 класса.» М., 1954 г.)

Внешнеречевое рассуждение о действиях по правилу постепенно сокращается и переходит в план внутренней речи . Ускоряют течение мыслей о правилах при письме , и во внутренней речи остаются уже не слова , а «обрывки» слов, намёки на слова , которые служат опорой мышления. ( Соколов А. Н. «Внутренняя речь и мышление.» , М., 1968 г.)

На уроках математики были использованы структурные элементы ВПД. Поэтапный характер формирования ВПД можно использовать при решении текстовых задач:

1 этап. Цель: анализ текстовых задач.

Задачи этапа:

1) научить выделять существенные элементы задачи, устанавливать связи между ними;

2) обучить общему способу анализа задач;

3) развивать умение анализировать задачу в развёрнутой речевой форме.

Ход работы.

- На уроке ученики знакомятся с составными элементами задачи: условие, вопрос, данные, сюжет, решение, ответ.

Далее необходимо предположить потренироваться в выделении составных элементов задачи.

- Далее необходимо сформировать умение выделять основной математический смысл задачи. Для этого необходимо научить детей сокращать текст задачи до полного исключения из него всех необходимых слов.

В ходе работы ученикам можно предложить задачи, в которых заведомо находятся слова, не влияющие на её математический смысл.

На протяжении следующих уроков необходимо работать над формированием умения проводить общий анализ задачи и строить схему решения задач. Для совершенствования данного умения можно использовать следующие приёмы:

- фронтальная работа учителя с учениками;

- самостоятельное дополнение схемы решения;

- составление задач по схеме, условию;

- самостоятельный анализ учащимися задач у доски и оценка правильного анализа другими учениками;

- анализ задачи в парах с взаимопроверкой.

Следующим направлением в работе должно быть выделение существенных и несущественных признаков в задаче. Для этого можно использовать приём изменения одной из частей задачи при сохранении в первоначальном виде других. Данный приём позволит учащимся осознать, как изменяется решение задачи при изменении какого – либо элемента и в каких случаях такое изменение происходит, в каких нет.

Речь идёт о заданиях, в которых:

а) изменяется вопрос при неизменном условии;

б) изменяется условие при неизменном вопросе;

в) изменяются числовые данные при неизменных математических отношениях условия и вопроса.

В ходе проведённой работы дети должны убедиться в следующем:

- среди составных элементов задачи существуют такие математические отношения , которые в ходе преобразования задачи могут влиять на изменение других её составных элементов; есть элементы задачи ( числовые данные), изменение которых не влечёт за собой изменение других;

- если при изменении одного элемента в задаче происходит изменение в других элементах задачи, то задача превращается в новую;

- если изменения одного элемента не приводят к изменению других, а задача не превращается в новую , можно говорить о данном элементе как о несущественном.

2 этап. Цель: составление плана решения задачи.

Задачи этапа:

- формировать умение осуществлять целостное планирование;

- повысить степень самостоятельности действий на этапе планирования решения задачи;

- совершенствовать действия по анализу задачи, способствовать переводу указанного действия с громкоречевого этапа на этап умственного развития;

На данном этапе рекомендуется использовать следующие виды упражнений:

- решение несложных задач, имеющих несколько верных решений ( цель данного задания – спланировать разные варианты решения);

- составление несложных задач по заданным параметрам (условие, вопрос, числовые данные, сюжет);

- решение цепочки усложняющихся задач (с добавлением данных в условие происходит увеличение действий в решении);

- решение задач, где результат можно достичь с помощью большего или меньшего количества действий;

- использование групповой формы работы с разделением функции (построение и реализация плана между учениками);

- изменение недоопределённых, переопределённых задач, построение плана решения.

Н.р. 1з. В автобусе ехало 10 пассажиров. На остановке вышли 4 человека. Сколько пассажиров осталось в автобусе?

2з. В автобусе ехало 10 пассажиров. На остановке вышли 4 женщины и 2 ребёнка. Сколько пассажиров осталось в автобусе?

3з. В автобусе ехало 10 пассажиров. На остановке вышли 4 женщины и 2 ребёнка, и 3 человека вошли. Сколько пассажиров осталось в автобусе?

3 этап. Цель: формирование умения следовать идеальному плану решения в процессе его реализации.

Задачи этапа:

- продолжить работу по совершенствованию такого осознанного умственного действия, как планирование;

- формировать умение соотносить реальные действия с идеальной моделью действий;

- продолжить работу над совершенствованием такого умственного действия, как анализ.

На этом этапе следует использовать приёмы, что и на предыдущем. В качестве основного приёма могут выступать задания с допущенными ошибками.

Н.р. В мяч играли 5 девочек и 7 мальчиков. Для игры они разделились на две команды поровну. Сколько детей в каждой команде?

1) 5+6= 11 (д.) – всего

2) 11 – 2 = 9 (д.)

Ответ: в каждой команде по 9 детей.

1) Детям даётся задание в парах проанализировать задачу.(1ч.- анализирует, 2ч.- строит схему решения).

2) Далее осуществляется проверка с работой у доски. Ученик составляет план решения.

3) Проводится проверка, сравнение решения задачи на доске и решение задачи детьми. Определяются ошибки в числовых данных, в выборе действия, в ответе.

Умение объяснять способ решения в развёрнутой речевой форме может формироваться на всех этапах работы.

4 этап. Цель: формирование умения использовать освоенные действия в новых условиях.

Задачи этапа:

- формировать у детей умение осуществлять осознанный самостоятельный перенос освоенных действий в новые условия;

- дальнейшее повышение активности ребёнка посредством совершенствования анализа задач, планирования решения, умения следовать идеальному плану, умения объяснять в развёрнутой речевой форме результат.

С целью решения указанных задач можно использовать следующие приёмы:

- классификация задач по признакам сходства сюжета, условия, вопроса, способа решения, данных;

- составление задач, похожих на данную по способу решения, условию, вопросу, сюжету и числовым данным, по нескольким признакам одновременно.

При выполнении заданий на классификацию задач необходимо строить работу следующим образом. Предложите ученикам решить несколько задач. На доске и в тетрадях фиксируется краткая запись, решение и ответ. Это даёт возможность сравнивать задачи между собой с опорой на их наглядное отображение. После сравнения задач по их составным элементам и выделения признаков сходства задачи должны быть разделены на группы.

После закрепления умения классифицировать задачи ученикам можно предложить задания на составление задач, похожих на данную одним или несколькими составными элементами.

Стоит отметить, что предложенная система формирования ВПД у младших школьников может быть использована как непосредственно на уроках, так и во внеклассной работе.







Работу выполнила:

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ № 65» с углублённым

изучением английского языка г.Перми

Тютрюмова А.А.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ