Доклад на тему "Как избежать конфликтов в семье"
Доклад
на тему
Социальный педагог:
Зебрева Н.А.
Понимаем ли мы своих детей? За конфликтом в семье чаще всего стоит нежелание понять ребенка, увидеть себя его глазами, неумение анализировать свои действия и их последствия, сотрудничать с ним в сложнейшем процессе его взросления и саморазвития.
Поэтому, чтобы изменить поведение ребенка и его самого в лучшую сторону, родителям, прежде всего, нужно изменить себя.
Ребенок копирует поведение взрослых, подражает им, берет с них пример. Поэтому родители воспитывают прежде всего своим собственным поведением, отношениями с другими членами семьи и друг с другом. Дети видят и то, что мы хотим скрыть от них.
Мальчонка, еще дошкольник, послал бабушку к черту. Когда бабушка пожаловалась отцу, тот возмутился:
- Бабушка о тебе заботится, а ты ее оскорбляешь! Сын парирует:
- Но ведь ты маме тоже так говорил!?
- Да как ты смеешь отца учить? Вмешивается мать:
- Что ты кричишь на сына? Сам хамишь, а от ребенка требуешь вежливости!
Важно понять: воспитание - это сотрудничество, взаимодействие, взаимовлияние, взаимообогащение (эмоциональное, интеллектуальное, духовное, нравственное) детей и взрослых, в результате которых изменяются и те, и- другие. Поэтому в воспитании следует пользоваться правилом: прежде чем предъявить требования к ребенку, предъяви их себе.
В воспитании, пожалуй, самое трудное - понять причины поведения ребенка. Вообще сегодня проблема понимания людьми друг друга - одна из основных. Наверное, многие из сегодняшних подростков на вопрос «Что такое счастье?» ответили бы: «Это - когда тебя понимают!»
Понять человека - это значит понять причины его поступков, поведения, объяснить мотивы, побудившие действовать определенным образом. Понять другого -это встать на его позицию, «влезть в его шкуру».
Но люди все такие сложные, такие разные! А дети для нас - еще сложнее. Мы ведь забыли, какими были в их возрасте. Вот тут-то воспитателям и надо поговорить с ними по душам (и непременно один на один), «перевоплотиться» в подростка и, вспомнив, как они сами когда-то вели себя в подобных ситуациях, подсказать, как лучше поступить в данном случае.
У всех детей есть потребности, характерные для определенного возраста. Например, у подростков это потребность во взрослости, самостоятельности, потребность быть полезным другим и отсюда - потребность самоутверждения в коллективе сверстников, потребность в друге и т. д.
Есть также потребности, связанные с особенностями типа темперамента. У холерика это потребность в смене видов деятельности, в бурной активности; у флегматика - в спокойной атмосфере, в однотипной работе; у меланхолика - потребность быть одному (отсюда - некоммуникабельность) и т. д.
В зависимости от того, в каком окружении растет ребенок, кто занимается его воспитанием, как с ним общаются, у него будет развиваться тот или иной комплекс потребностей и складываться их иерархическая структура (система предпочтений, ценностей).
Если на ребенка постоянно кричали, применяли физические наказания, у него может сложиться потребность всячески избегать этих потрясений и, как следствие, проявятся такие отрицательные качества, как лживость, пугливость, недоверчивость, агрессивность и т. д.
Если ребенка оберегали от труда и все за него выполняли взрослые, то он может стать ленивым, безвольным, но в то же время, стремясь избежать любого дела или страшась, что не справится с ним, будет хитрить, ловчить, обманывать, притворяться, заискивать и т. д.
Если ребенку ни в чем не отказывали, покупали лишь дорогие модные вещи, то у него могли развиться непомерные притязания и вместе с тем неумение беречь вещи и ценить вложенный в них труд.
Если ребенку не читали книжек, мало общались, то у него не будут развиты интерес к знаниям, интеллект, мышление, способность сопереживать и т. д.
Установить основную причину, обусловливающую поведение человека, только по внешним проявлениям (т. е. отдельным действиям, поступкам) нельзя. Например, ребенок отказывается выполнить требование матери или отца. Поступок этот сам по себе мало, о чем скажет. Важно увидеть, как он это делает (дерзко, грубо, робко и т. д.), чтобы по оттенкам эмоций предположить, какая именно причина побуждает его так поступать. То, что мы называем словом «отказ», будет наполнено разным содержанием, смыслом - в зависимости от причины, вызывающей само действие.
Очень часто в качестве ведущей причины удивляющего или возмущающего взрослых поведения ребенка выступает потребность в самоутверждении. Неумение родителей и учителей увидеть и признать эту потребность приводит к тому, что они неправильно объясняют его поступки и неадекватно реагируют на них. Часто невысокие и щуплые подростки очень неуверенно чувствуют себя среди высокорослых одноклассников. Стремление подтвердить свою взрослость может подтолкнуть к вызывающему поведению; мальчишки начинают курить, пить, общаться с теми, кто старше и объединен в уличные шайки.
Большие уши, на которые обращают внимание сверстники, могут сделать подростка застенчивым; физический недуг - привести к развитию чувства неполноценности. Некрасивый чувствует себя иначе, чем красивый.
Понять всю серьезность этих пустяковых, с точки зрения взрослых, переживаний детей, - значит помочь им найти достойный путь самоутверждения, развить те способности и таланты, которые подростки сами не всегда в состоянии обнаружить.
У родителей часто возникает вопрос: «Наказывать или нет?». Розга давно уже изгнана из сферы общественного воспитания. «Применение в школе мер физического воздействия к учащимся не допускается» - записано в Уставе общеобразовательной школы. Но не секрет, что во многих семьях «воспитательные розги» все еще сохраняются. И сегодня можно встретить родителей, которые не только бьют своих детей, но и пытаются «теоретически обосновать» необходимость физического наказания.
Молодой отец обращается к нам с недоуменным вопросом: «Детей бить нельзя? А если они по-хорошему не понимают? На днях я раза три сказал сыну, что ему пора идти спать. Но он, словно не слыша, продолжал рисовать. Тогда, разозлившись, я ударил его, и он сразу же отправился в кровать. Начал плакать, но я сказал: «Если ты сейчас не замолчишь, то я тебе всыплю еще». И он тут же перестал плакать. Какими же еще средствами я смог бы так быстро добиться повиновения сына?»
Как легко и просто «воспитывать»: отдаешь распоряжение, повторяешь пару раз. Если не действует - бьешь, и все в порядке! И средство воспитания - кулак или ремень - всегда под руками, и думать не надо над причинами нежелательного поведения ребенка, и свою память не надо обременять психолого-педагогическим, премудростями. «Приказал-пригрозил-наказал». Только одно плохо: ребенок, вырастая, перестает уважать родителей, подчиняться им, становится «трудным».
В консультационный пункт обратилась женщина.
- Помогите, я боюсь своего шестнадцатилетнего сына. Он меня оскорбляет и грозит ударить. Я посвятила ему всю жизнь, ничего для него не жалела.
Мы вникаем в ее проблему. В 1-м классе у сына не все получалось: то забудет выполнить домашнее задание, то на урок опоздает. Обеспокоенная мать обратилась за советом к учительнице.
- Пропишите ему витамин «Р» (розги), - был ответ.
Совет она выполнила, но замечаний сын стал приносить еще больше, так как не снимались причины, порождавшие его нежелательные поступки. Будучи в пятом классе, окрепший сын однажды перехватил руку матери с ремнем: «Перестань, я тоже могу ударить». Не зная иных средств воспитания, мать обратилась за помощью к своему брату. Теперь наказывать мальчишку стал дядя. Сын взбунтовался, заявил матери, что уйдет из дома.
- Ведь Вы постоянно унижали сына. Он восстал не против Вас. Так он боролся за свое достоинство. Но действовал Вашими же методами, по пословице: «Как аукнется, так и откликнется».
С ее сыном у нас тоже состоялся разговор. Не сразу, но впрямую подошли к больной теме. Но когда спросили об отношениях с матерью, парень обо всем поведал без утайки, видно, ему было необходимо выговориться. Рассказывая, он все время повторял: «Неужели она не могла по-хорошему? Почему она не понимает, человека нельзя бить? Она била, а я делал ей назло».
Милосердие, понимание... Всем надо учиться этим самым главным наукам, перестраивая себя и общую нашу жизнь.
Новый посетитель, а проблема та же. Вчера его ударил сын-десятиклассник. Отец обескуражен: сын всегда был покладистым, послушным, безропотно выполнял все требования родителей. И вдруг поднял руку на отца...
В беседе с нами Володя признался: «Я ненавижу своего отца. Все годы он мучил меня и унижал, я стал безвольным, боюсь сильных людей, постоянно приспосабливаюсь к ним и льщу, даже когда их не уважаю. Моя мечта - скорее окончить школу и уйти из дома. Я и себя стал ненавидеть за слабость и безволие, за то, что не могу за себя постоять».
О своих страданиях он рассказал друзьям. И его «научили»: «А ты не терпи, дай отцу сдачи, а для храбрости выпей».
Через несколько дней выпивший сын пришел домой. Возмущенный отец по привычке взялся за ремень, но неожиданно от встречного сильного удара отлетел к дивану. Подошедший сын сказал: «Попробуй хоть раз еще меня тронуть».
Дети и деньги... Однажды мне пришлось быть свидетельницей разговора матери с сыном. Лил сильный дождь, а женщина пришла на работу в босоножках. Позвонила домой, попросила сына принести ей туфли.
- А что я за это буду иметь? - последовал вопрос
После долгого торга сын согласился принести матери туфли за три порции мороженого и два билета в кино. Мать, довольно улыбаясь, положила трубку. Видимо, прежде «добрые» поступки сына обходились ей гораздо дороже.
Откуда такая расчетливость, душевная черствость? Очень часто это результат неправильного воспитания. Давать ли ребенку деньги? Сколько? Научить их тратить и экономить, чтобы он не вырос стяжателем или, наоборот, транжирой? Эти и многие другие «меркантильные» вопросы часто встают перед родителями.
Именно в семье закладывается отношение к деньгам, представление об истинной их цене. Поэтому мы считаем, что мудро поступают те родители, которые считают необходимым, чтобы дети принимали участие в обсуждении семейного бюджета, знали, что сколько стоит, вместе со взрослыми решали, что и кому нужно купить в первую очередь. Какую-то определенную сумму надо выделять детям на личные нужды (мороженое, сок, конфеты, значки, марки), на покупку продуктов, чтобы они научились рационально расходовать деньги.
Детей надо учить бережливости, но кое-кто под бережливостью понимает умение прожить за чужой счет.
Некоторые родители используют деньги и подарки как плату за хорошую учебу и хорошее поведение. В этом случае ребенком движут корыстные мотивы: он думает не о самом деле, а о том, что будет за это иметь. Безнравственность таких поощрений медленно, но верно превратит его в циника, для которого добрые дела становятся средством наживы.
Опасный возраст. К подростковому возрасту многие дети становятся трудными для воспитателей, не понимающих их состояния и того, что это время обретения независимости, освобождения из-под опеки взрослых.
«Раньше с сыном все было просто, и я знал, что надо делать. А теперь он стал неуправляемым» - часто слышим подобные признания. В беседе с отцом выяснили: основным средством воспитания он считает запреты, угрозы, наказания. Для того чтобы дети не сбились с истинного пути, они должны, по его мнению, бояться родителей (прежде всего - отца). Он не допускал даже мысли, что, действуя с позиции силы, оскорбляет в сыне-подростке чувство взрослости. А ведь именно этим чувством объясняется болезненная ранимость подростков, их желание во что бы то ни стало отстоять свое право на уважение, доказать, что они уже не дети.
В этом возрасте столь же актуальны, как и потребность в самоутверждении, потребность в друге, потребность занять достойное место в коллективе, потребность в общении со сверстниками. Вот почему воспитателям и родителям нужно знать эти ведущие потребности возраста и помочь подросткам удовлетворить их.
В подростковом возрасте заметно усиливается критическое отношение детей к действиям, поступкам, поведению взрослых. Если слова воспитателей расходятся с их делами и поступками, они неизбежно теряют авторитет в глазах воспитанников. Подростку очень нужен взрослый друг, с которым он мог бы обсуждать свои жизненные проблемы, делиться своими сомнениями, тревогами, рассчитывать на его помощь и поддержку. Однако очень часто родители не понимают подростков, причин их бунтов, неповиновения, противоречивых поступков.
Всем родителям подростков надо помнить каждый день и час: отрочество -самый взрывоопасный возраст! Подросток в это время - как раскаленная лампочка.
Не бойтесь проявлять к подростку чрезмерную любовь! Но форма ее выражения - предельные чуткость и бережность. Окружите ими подростка, будьте внимательны, наблюдательны, но без назойливости, оскорбительной подозрительности. Умейте активно слушать их сбивчивую косноязычную речь и слышать их, даже когда они молчат. Не отвечайте на грубость грубостью. Не замечайте ее. Вооружитесь юмором и ласковым словом. И действительно, «не лезьте со своими советами»! Проявите мудрость и широту души, милосердие и благородство. И помните, дети, как сказал мудрец, всегда правы, ибо им принадлежит будущее. Постарайтесь осмыслить этот парадокс, а не утверждать, что он неверен.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ