Доклад на тему: "Типология семьи и семейных проблем"
Доклад
на тему:
Социальный педагог:
Зебрева Н.А.
Семья является жизненно необходимой средой для развития и воспитания ребёнка. Перед решением вопросов, связных с обращением к семье с вопросами консультации или оказания помощи, необходимо достаточно чётко ориентироваться в таких базовых понятиях как здоровая (функциональная) семья, конфликтная (дисфункциональная) семья, асоциальная семья с наркологическими проблемами и противоправным поведением членов семьи, распавшаяся семья.
Для здоровой (функциональной) семьи характерна сильная родительская позиция с ясными семейными правилами; гибкие открытые взаимоотношения между младшими и взрослыми членами семьи с чёткими «образцами» отношений и поведения; сохранённые, эмоциональные тёплые отношения между поколениями, которые составляют основу «семейной памяти». Друзья семьи – родителей и детей – свободно входят во внутрисемейное пространство, принимаются в нём без риска быть «отвергнутыми». Опору семьи создают взаимно солидарные и поддерживающие дуг друга родители. Они же обеспечивают и чувство безопасности для детей.
Для конфликтной (дисфункциональной) семьи типичны «запутанные отношения» между членами семьи, например, семья с мужчиной-отцом (отчимом), который находится на периферии семейного поля; семья с разъединёнными конфликтно существующими родителями; семья с хронической неприязнью между отдельными членами семьи, старшим и средним поколениями, между родственниками по материнской и отцовской линиям. В такой семье у членов её семьи постоянно наблюдаются проблемы с алкоголем; особенно у женщин, часто встречаются психосамотические, т.е. связанные с психогенными причинами, нарушения со стороны соматического здоровья, поэтому могут отмечаться «хронические, трудно излечимые заболевания», вина за которые перекладывается на «неболеющих» членов семьи, в том числе на детей. Характерные черты поведения взрослых и детей в такой семье:
общение между ними находится на низком уровне, в нём отсутствуют забота, юмор, радость от общения;
в межличностных отношениях доминирует разъединение, неприязнь, взаимное перекладывание вины; активное нежелание членов семьи обсуждать внутрисемейные проблемы с кем-либо из окружающих, поэтому семья активно избегает поддержки со стороны школы, служб социальной защиты, просто соседей;
по отношению к семейным проблемам легко возникают состояние тревоги и паники; часто возникают тенденция разрешать возникающие проблемы на эмоциональном уровне.
В конфликтной (дисфункциональной) или дисгармоничной семье проявляется несоответствие между словами и действиями; между одними посланиями со стороны родителей типа: «Я тебя люблю» и другими – отталкивающими: «Уйди, надоел, не мешайся», что вызывает противоречивость чувств и реакций со стороны ребёнка. Дети переживают тревогу перед неопределённостью будущего, они могут тяготиться домом, подолгу задерживаются вне его. Нередко дети проецируют причину ссор на себя, что приводит к формированию заниженной самооценки. Ещё более тревожной является ситуация, когда при семейном разладе дети начинают выступать с одним из родителей против другого. Ребёнок становится дизориентированным в выборе эмоциональных отношений и это надолго определяет его последующие установки.
Для распавшейся семьи характерно соединение неприязненных отношений с застывшими, уходящими в прошлое конфликтами. Достаточно часто такая ситуация утяжеляется тем, что члены «распавшейся семьи» вынуждены по прежнему проживать совместно, что усугубляет конфликтность и делает отношения патологически зависимыми. Не менее конфликтным по своим последствиям является и тот вариант, когда поведение ребёнка, связанное с употреблением алкоголя или наркотиков, помогает сохранить порочный замкнутый круг отношений. Например, каждый раз, когда сын приходит с запахом алкоголя или признаками наркотического опьянения, мать звонит отдельно живущему супругу и требует от него вмешательства. Не исключено, что за этим стоит неосознаваемое подростком желание восстановить распавшиеся отношения. Во многих случаях можно наблюдать, что дети и подростки могут прибегать к использованию наркотических средств для своеобразного «шантажа» и демонстрации своих ожиданий от взрослых. При этом они, как правило не осознают, что таким образом лишь пытаются изменить конфликтную ситуацию.
Для асоциальной семьи с наркотическими проблемами и противоправным поведением членов семьи характерны:
сочетание затяжных конфликтных внутрисемейных отношений с криминологической и наркологической отягощённостью;
нарастающая социальная изоляция с выключением семьи из доверительных или поддерживающих отношений с другими семьями.
Дети проживающие в такой семье, испытывают различные формы давления: разъединенность, эмоциональное отвержение со стороны родителей, заброшенность и насилие, чувство вины и стыда за поведение других членов семьи, например пьющих матери, отца. Они вынуждены соизмерять своё поведение и свои отношения с «двойным стандартом правил» - аморальным как нормой поведения внутри своей семьи и моральными требованиями, определёнными правилами поведения вне семьи – в школе, в общении с другими. В такой ситуации дети стремятся перенести стиль внутрисемейных «образцов поведения» на свои взаимоотношения с окружающими, навязать его, если не встречают отпора.
Следует отметить, что дети с повышенным риском проблем в развитии и поведении, могут быть «болевой точкой» любой семьи. Но несомненно их больше в дисфункциональных и асоциальных семьях. Поэтому, если мы любим своих детей, дорожим ими, необходимо стараться создавать здоровую (функциональную) семью, способную поддержать ребёнка, решить его проблемы и создать благоприятную обстановку для его развития и воспитания.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ