Практическая направленность в изучении биологии, химии, физики

ГОУ ОСОШ №88

г. Москва

Учитель биологии

Смагина Нелли Александровна


Практическая направленность в изучении

биологии, химии, физики.



В наше время интерес к знаниям, понимание их ценности для дальнейшей жизни наблюдается довольно редко. Особенно это ощущается у учащихся вечерних школ, т.к. их уже «отсеяли» дневные школы, а чаще всего бывает так, что от них просто избавились, поставив вместо двойки – «три», в обмен на обещание больше никогда в эту школу не приходить. А обучать таких ребят надо. Необходимо стараться, насколько это возможно восстановить уровень 9 класса и по возможности обучить их по программам старшего звена. Наша задача сложная. Методические объединения и каждый учитель задают себе вопрос: «Как сделать так, чтобы ученики стали учиться, и в силу своих возможностей осваивали материал?» И в ответ на этот вопрос методическое объединение естественного цикла, решило во главу поставить практическую направленность обучения.

Показать учащимся необходимость знаний в производственной, общественной и личной жизни – возможно, это поможет освоению знаний учащимися.

Практическая направленность преподавания каждого предмета естественных наук (биологии, физики, химии) усиливает свою актуальность с каждым годом. Поэтому, ориентируясь на специальность ребят, их семьи, мы опираемся на практическую направленность на своих уроках.

Проявляется это и в концепции школьного образования – поиска ответов на 3 главных вопроса: «Зачем учить?», «Чему учить?», «Как учить?».

Основополагающим из них: «Зачем учить?», осуществляется в практической направленности, т.е. взаимосвязи учебного материала с природой, экологией, деятельностью человека во всех областях науки и техники, а также в общественной и личной жизни.

Мы решили объяснение нового материала на каждом уроке предварять словами о том, где и в какой жизненной ситуации ученику могут пригодиться полученные на данном уроке знания.

Например, на уроках химии – науке о веществах изучаются вопросы их применения, влияние на окружающий мир, природу, меры предосторожности в обращении с ядовитыми веществами, необходимости употребления веществ, богатых химическими элементами для роста и развития организма, способы их получения, распознания. На уроках химии изучающиеся вещества постоянно дополняются сведениями из жизненного и профессионального опыта обучающихся. Обращается внимание на конкретные вопросы:

– Почему, рекомендуется заваривать чай легкой водой, т.е. образующейся на второй стадии кипения? (тема «Изотопы, легкая и тяжелая вода»)

– Как варить бульон прозрачным и ароматным? (тема «Жиры»)

– Распознайте растительное и топленое масло. (тема «Жиры»)

– Отчего коптит газовая плита? (тема «Алканы»)

– Как снять накипь внутри чайника? (тема «Карбоновые кислоты»)

– Почему нельзя ставить вазу с цветами рядом с фруктами или с овощами? (тема «Этилен»)

– Вычислите массу воды и массу соли для получения рассола заданной концентрации, указанной в поваренной книге. (тема «Растворы»)

Практическая направленность прослеживается и на уроках биологии, т.к. именно здесь, дети познают самих себя, учатся бережно относиться к своему здоровью и готовить себя физически полноценными к будущей жизни.

На уроках биологии разбираем такие жизненно-важные вопросы как:

– Хотелось, чтобы родился мальчик? (тема «Генетика пола»)

– Как узнать, родится здоровый ребёнок или нет? (тема «Индивидуальное развитие организма»)

– Какое значение имеют микроэлементы, и как отражается их недостаток на здоровье человека? (тема «Химический состав клетки»)

– Каково значение процессов обмена веществ в функционировании клетки, организма? (тема «Обмен веществ и энергии»)

– Чем определяются наследственные болезни человека? Чем опасны близкородственные браки? (тема «Мутационная изменчивость», «Генетика человека»)

При изучении темы: «Приспособление организмов к сезонным изменениям в природе. Фотопериодизм» изучаем механизм "биологических часов" и применение полученных знаний в практической медицине. Например, циркадианная система человека – отражает взаимосвязанный ход околосуточных ритмов различных функций у человека.

Одно и то же средство в разные часы суток оказывает на организм различное, иногда прямо противоположное воздействие (1 таблетка 3 раза в день – конкретное время приёма).

Биология непосредственно связана с медициной, поэтому вопрос о здоровье красной нитью проходит на протяжении всего курса. Это вопросы о вирусе СПИД, о венерических заболеваниях, об избыточном весе и т.д.

На уроках физики в начале изучения новой темы ставим вопрос: «Зачем нам надо это знать?»

Например:

1. При изучении темы «Тепловые двигатели» спрашиваем: «Почему появляются и расширяются озоновые дыры в атмосфере Земли? Можно ли их уменьшить и что для этого предпринимается?»

2. Изучая тему «Электромагнитное поле» ставим вопросы: «Почему родители не разрешают детям долго смотреть телепередачи? Почему расстояние до телевизора должно быть не менее 2-х метров?»

3. Урок на тему: «Радиоактивность. Виды радиоактивных излучений и их биологическое действие» начинается с вопроса: «Почему флюорографию рекомендуется делать не более 2-х раз в год?»

4. На уроках по теме: «Электрический ток в газах» звучит вопрос «Почему рекламируется медицинскими работниками и широко применяется лампа Чижевского?»

5. На уроках по теме: «Законы постоянного тока» из урока в урок звучит вопрос, где и как можно применить этот закон или явление? Внушаем, что каждый мужчина – глава семьи должен уметь починить утюг, поменять сгоревшую лампу, найти разрыв в цепи новогодней гирлянды и т.д.

6. Урок на тему: «Параллельное соединение проводников» начинается с вопроса: «Почему выбивает пробки или сгорает предохранитель в счётчике, если включено много потребителей электрического тока?»

Учащиеся узнают о правилах по технике безопасности и оказании первой медицинской помощи при поражении током.

Кроме уроков, практическая направленность изучаемых предметов, проявляется в комплексном сочетании внеурочных занятий в школе и вне её. Особенность их в постоянном сотрудничестве учителей разных предметов, интеграционных мероприятиях.

Приведу примеры: Конференция по теме: «Вода» – прослушали доклады о химическом составе и свойствах воды, экологии воды, мерах очистки воды; выступили с декламацией стихов и песен о воде; был показан кинофильм «Природа воды, её история и роль в жизни существования планеты Земля». Эта конференция была подготовлена и проведена усилиями не только химиков, биологов, физиков, но и географов и литераторов.

Ролевая игра «Нитраты» о химическом составе, распознавании, определении процентов нитратов в овощах, фруктах, влиянии на здоровье, борьба с нитратами – подготовлена при участии учителей разных предметов.

Сегодня очень актуальна проблема экологии, охраны окружающей среды, здоровья.

Один из вопросов – негативное влияние алкоголя, никотина, наркотиков на организм подростков, которые разрушают интеллект, поражают системы органов, задерживают рост и развитие, ведут к деградации личности. Этому вопросу наша школа уделяет много внимания. В школе проводились лекции, которые вели юристы, медицинские работники. Показывались кинофильмы (очень многих ребят привело в ужас, когда демонстрировались фрагменты фильма о поведении зародыша во время хирургического вмешательства).

К внешкольным мероприятиям мы относимся серьёзно. Из года в год посещаем лекции с демонстрациями опытов, действующих макетов в Политехническом музее, проводим экскурсии в музей Тимирязева, музей Дарвина, Планетарий и другие.

Спецификой ГОУ ОСОШ № 88 является взаимосвязь учебного материала с профессией учащихся, обучающихся в разных профессиональных колледжах.

Постоянно, из года в год, осуществляемая практическая направленность, с целью воспитания уважительного отношения к изучаемым предметам, практически полностью сняла вопрос у учащихся: «Зачем мне нужна химия, биология или физика…». Так как постоянно учащиеся получают ответ на вопрос: «Зачем учить?» тот или иной школьный предмет.

Таким образом, благодаря объяснению практической направленности той или другой темы, у учеников развивается интерес к знаниям не как к абстрактным понятиям лежащим мертвым грузом, а как к необходимым в работе знаниям, общественной и даже личной жизни.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ