Доклад на тему: "Подростковый возраст-период становления личности"


Доклад

на тему:







Классный руководитель:

Зебрева Н.А.

Такая тема доклада взята не случайно, так как наши дети – подростки. И порой у нас не хватает выдержки, терпения в их воспитании, нам кажется, что они нас не понимают и делают всё на зло. Так ли это, мы узнаем из доклада

Подростковый период - это период перехода ребенка от детст­ва к взрослости, перестройки физиологических и психологических процессов и активного формирования взглядов и убеждений. Воз­раст этот труден как для родителей и педагогов, так он действительно труден и для самих детей.

«Это самый мятущийся, самый критиче­ский, самый неуравновешенный возраст», - писала ещё Н. К. Крупская.

Задача родителей - постараться вовремя перемениться самому в собственных подходах к взрослеющим детям, в способах взаимодействия с личностью каждого. Личность человеческая (и растущая личность тоже) всегда особенна, индивидуальна, суверенна, но есть и некоторые общие законы, по которым личность формируется, развивается, живет. При всем бесконечном разнооб­разии детских характеров и темпераментов, ситуаций и условий, в которых протекает воспитание и обучение, есть ведущие черты сложного процесса становления личности подростка.

Отрываясь от мира детства, подростки постепенно, шаг за ша­гом идут по пути, ведущему в мир взрослого человека. Именно по­этому подростковый возраст называют переходным. Своеобразное положение подростка в обществе (уже не ребенок, но еще не взрос­лый) и порождает многие трудности, с которыми приходится стал­киваться в семье, школе при обучении и воспитании.

Правильно построить воспитание, взаимоотношения с расту­щим человеком невероятно трудно, а зачастую просто невозможно, если не учитывать законов его развития.

Подростковый возраст характеризуется, прежде всего, интен­сивным ростом.

Характеристика очень точна - «длинноногий подросток».

Картина развития движений подростка противоречива. Пере­стройка бесследно не проходит: мы наблюдаем обилие лишних движений, недостаточную их координированность, неловкость, «угловатость» подростка.

Вместе с тем, подростковый возраст - это возраст, когда наибо­лее успешным может быть овладение техникой сложных движе­ний. Это период виртуозной игры на музыкальных инструментах, период овладения сложными элементами специальных спортивных упражнений, приобретения мастерства в хореографии, спортивной гимнастике, период постижения разнообразных трудовых действий.

В период полового созревания усиливается подкорковая актив­ность. В поведении подростков отмечается повышенная нервоз­ность, несдержанность, неустойчивость эмоциональных реакций.

При правильном воспитании явления такого рода преодолева­ются самим подростком, при неправильном - могут стать основой устойчивых черт поведения.

С другой стороны, происходит дальнейшее развитие мозга, его высших отделов. Это расширяет возмож­ности подростка: растет осмысленность, становится легче органи­зовывать произвольность внимания. Одним словом, подросток умнеет. Речь идет о возможностях, которые создаются развитием цен­тральной нервной системы. А вот превратятся ли эти возможности в действительность, в огромной степени зависит от целенаправлен­ных усилий взрослых людей - родителей и педагогов.

Значит, наши дети в таком возрасте должны учиться не ниже, чем на «4», тем более, что класс подобрался сильный, все дети обладают хорошими умственными способностями.

Подростки в большей степени становятся способны к самоконтролю, во­обще к критическому отношению к себе и окружающим. (Особенно это хорошо можно наблюдать на Гусейнове С. и Лопухове С. Но критичны, правда, они не столько к себе, как к другим)

Кроме того, подростки чрезмерно и не всегда адекват­но реагируют на внешние воздействия. Это объясняется особенностью повышенной воз­будимости в этом возрасте ЦНС.

Родители обязаны верно оце­нить и понять эти особенности. Например, иногда подросток без­различен к важным событиям, либо равнодушен к оценке. В этом случае мы отмечаем, что подросток стал «бесчувственным», равно­душным ко всему, что ничего его не волнует и не радует. Другой, не откликается на порицание и похвалу, но может возмущаться из-за пустяков.

Нередки проявления негативизма. На просьбу сделать что-либо подросток может ответить отказом, причем, нередко в грубой фор­ме, он идет наперекор справедливым требованиям, осознавая свою неправоту. Потом будет раскаиваться, переживать, что не владеет собой.

Но очень часто бывает, что мы и сами провоцируем его на это. Представьте, что мы занимаемся какими-то делами и нам грубо говорят «Побыстрее сходи в магазин». У нас, взрослых людей это тоже вызовет массу негативных эмоций. По этому лучше сказать: «Минут через 10, пожалуйста, сходи в магазин». Т.е., дать ему время на то, чтобы подросток закончил своё занятие.

У девочек в большей мере выражены нарушения эмоциональ­ного плана. Они чересчур обидчивы, могут «ни с того, ни с сего» вдруг заплакать, у них беспрерывно меняется настроение. Мальчи­ки чаще становятся более шумными, многие их действия сопрово­ждаются ненужными движениями, суетливостью, вертят что-то в руках.

И у мальчиков, и у девочек хуже становится почерк, больше описок, ошибок, исправлений, наклон букв то один, то другой.

Подростки дают нам немало поводов упрекнуть в неловкости: то свалил цветок с подоконника, то на что-то или кого-нибудь на­ткнулся, даже налетел в коридоре. Если прибавить к этому стрем­ление нашего воспитанника к чему-нибудь прислониться, опереть­ся на что-либо (связанное с недостаточной его выносливостью), то станет ясно, что претензий и поводов у родителей для критическо­го отношения очень много.

Речь подростка порою делается замедленной, не всегда быстро реагирует он на обращение взрослых. И вот, не получив ответа на свой вопрос или ожидая его слишком долго, мы нередко сердимся и начинаем упрекать подростка: «Ты что глухой?» В школе ответы подростка на вопросы учителя становятся более скудными, одно­значными, для получения исчерпывающего ответа нам приходится буквально «вытягивать» из него ответ. Все это создает впечатле­ние, что подросток недостаточно знает предмет, не уверен в своих знаниях. В соответствии с этими впечатлениями мы, порой, оцени­ваем ответы подростка. Эта оценка оказывается неверной именно из-за недопонимания взрослыми особенностей состояния подростка.

Здесь я немного не соглашусь с мнением автора, так как у меня сын такой же подросток. И я вижу, что раньше он гораздо больше времени проводил за учебниками, и я подозреваю, что и ответы развёрнутыми ни как не могут стать, если ребёнок занимается меньше.

На первом же этапе полового созревания выявляется и недоста­точно высокая работоспособность подростков. Одновременно воз­растает процент ошибочных действий (у девочек это наблюдается в 12 лет примерно, а у мальчиков — в 13-14 лет).

Наряду с этим подростки больше утомляются. Утомление на­ступает так: сначала появляется двигательное беспокойство (нерв­ные центры не в состоянии затормозить нежелательные движения), затем наступает сонливость, дремота, либо, напротив, сильное воз­буждение. Это неблагоприятно сказывается на успеваемости и по­ведении подростка. Однако и педагог и родители обязаны учиты­вать, что в это состояние подросток попадает не по своей воле, что он часто и не осознает этого своего состояния.

Ко всему этому следует добавить и отклонения в здоровье. В основе этих отклонений лежат две причины: первая - нарушена содружественная работа отдельных органов и систем, вторая - организм не получает в достаточном количестве различ­ных веществ, необходимых ему в период бурного роста.

Пример действия первой причины - обмороки. Если подросток быстро нагнется, а затем резко выпрямится, он может испытать го­ловокружение, у него потемнеет в глазах, может случиться обмо­рок. Пример действия второй причины - частые нарушения осанки у подростков, искривления позвоночника из-за нехватки минераль­ных солей. Их нужно растущему организму очень много, чтобы обеспечить механическую прочность быстро растущего скелета. Наблюдается у подростков и проявления гиповитаминоза, мало­кровия - бледность, не совсем здоровый цвет лица. Болезни, слу­чающиеся в это время, чаще принимают затяжное течение.

К нарушениям, связанным со сбоями в организме ребенка, относятся также периодиче­ские повышения температуры тела. Терморегуляция нарушается из-за того, что гипоталамус подростка перегружен. У некоторых подростков наблюдается и довольно стойкое умеренное повыше­ние температуры из-за излишнего повышения функции щитовид­ной железы. Взрослым необходимо считаться с такой особенно­стью отдельных учащихся и не торопиться ставить под сомнение их желание учиться.

Именно с указанными особенностями состояния организма школьников связаны и особенности их успеваемости в 5-9 классах. Наблюдения и исследования показывают: с одной стороны, воз­можности ребят нарастают, совершенствуется память, внимание, преобразуется характер мышления, развиваются критические чер­ты характера, растет самостоятельность, расширяется круг интере­сов, стремлений; вместе с тем именно в этом возрасте приходится считаться с известным замедлением нарастания учебных возмож­ностей.

Одновременно растет интерес подростка к представителям дру­гого пола, усиливается половое влечение. Информация сексуально­го характера становится значимой, важной. Если раньше она как бы проходила мимо, не затрагивая его (ее) или почти на затрагивая, просто как некое отвлеченное знание, то теперь такая информация замечается, затрагивается, накапливается и сопоставляется. Возни­кает своеобразная система представлений. В результате этого из­меняется состояние, самочувствие, настроение подростка. Старшие подростки менее раздражительны, чем младшие, настроение у них чаще оптимистическое, на смену неуверенности в своих силах приходит повышенная, а нередко и завышенная их оценка. Для этого есть и определенное физиологическое основание. Более упорядо­ченное, уравновешенное состояние ЦНС обеспечивает большую способность к умственным физическим усилиям.

Если младшие подростки нуждаются, прежде всего, в щадящем режиме, в том, чтобы учитель разумно и рационально сумел пре­дотвратить различные нагрузки, если нарушения ими дисциплины связаны с тем, что они быстро утомляются, легко впадают в раз­дражительность, то старшим подросткам нужна, прежде всего, пра­вильная организация их деятельности. Старшие подростки нару­шают дисциплину потому, что их избыточная энергия не находит правильного выхода. (Поэтому было бы очень хорошо, если бы наши дети занимались в спортивных секциях)

Отдельно следует остановиться на некоторых особенностях психологического состояния подростков в ходе полового созрева­ния в целом. Оценивать его следует с учетом того обстоятельства, что подросток в значительной мере утрачивает прежние способы самоутверждения и обретает новые, свя­занные с половой принадлежностью. В связи с этим у подростка происходит переоценка себя и окружающих, в прежнее понятие он вкладывает новый смысл, он видит многое уже по-другому. Имен­но в этот период с ним происходят значительные внешние измене­ния. Подростки уже способны достаточно заинтересованно отно­ситься к своей внешности. А вот смысл происходящих с ним изме­нений не всегда подростку ясен, не всегда такие изменения представляются ему желательными.

В этом возрасте внешность становится одним из факторов са­моутверждения личности. Иногда возникает чувство протеста про­тив происходящих изменений внешности. В отдельных случаях протест против этих изменений может достигать болезненной сте­пени, выражаясь, например, в нервной анорексии (отказ от пищи). Чаще она наблюдается у девочек. В основе этого лежит, во-первых, большая впечатлительность девочек; во-вторых, больший, как пра­вило, объем знаний о себе, большое внимание к внешности, само­чувствию и ощущениям; в-третьих, тот факт, что половое созрева­ние у них начинается раньше, чем у мальчиков, и поэтому они не имеют такой возможности для правильной оценки этого явления, как мальчики, у которых все происходит на полтора-два года позже и которые получают более трезвое и правильное представление о половом созревании хотя бы потому, что наблюдают за измене­ниями, происходящими с девочками. Иногда девочки столь чувст­вительны к любым критическим замечаниям об их внешности, что нервная анорексия может развиться буквально из-за пустяков.

Становление подростка - трудное дело. В подростке все меня­ется: поведение, взгляды, вкусы, интересы. В нем так много нового, неустойчивого, и поэтому подростку нужна помощь, поддержка, внимание и понимание. Если помощи со стороны взрослых нет, то неизмеримо возрастает вероятность ошибок, отклонений, падений и ушибов. Чувство «взрослости» подростков ярко сказывается в стрем­лении к самостоятельности, независимости, порой в болезненном самолюбии, обидчивости, острой реакции на попытки взрослых ущемить достоинство подростка.

Главная проблема взрослого - найти для себя правильную по­зицию в отношениях с подростком. Какой должна быть эта пози­ция? Попробуем взглянуть на это глазами самого подростка. Его мысли как бы подслушал В. А. Сухомлинский: «Не опекайте меня, не ходите за мной, не связывайте мой шаг...» Тонкий знаток дет­ской души, В. А. Сухомлинский глубоко подметил основное про­тиворечие внутренней позиции подростка. С одной стороны, он стремится к самостоятельности, протестует против мелочной опе­ки, контроля, недоверия. С другой испытывает тревогу, опасения и боязнь не справиться с новыми задачами. Он ждет помощи от взрослого, но не хочет открыто признаться в этом. Взрослый дол­жен строить свои отношения с подростком на основе понимания этого. Это потребует от родителей любви, внимания, чуткости. Подросток очень раним. Один раз отмахнешься от него, сразу оборвешь с таким трудом налаженный контакт.

Важно помнить о том, что любая отрицательная общественная оценка неприятна подростку, болезненна для него. Она не дает возможности с должным уважением относиться к самому себе. А если в этой оценке еще и звучит насмешка, то подросток может никогда вам этого не простить.

Оказывается всё так просто объясняется, но на практике приходится очень трудно. Одно радует, что подростковый возраст не будет длиться бесконечно и наши «ёжики» превратятся в зайчиков и белочек белых и пушистых.



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ