Инструкции для детей и вожатых
1. ЯДОВИТЫЕ РАСТЕНИЯ И ГРИБЫ НЕЛЬЗЯ ТРОГАТЬ, НЮХАТЬ, ПРОБОВАТЬ НА ВКУС, ОБЯЗАТЕЛЬНО МЫТЬ РУКИ ПОСЛЕ ПРОГУЛКИ.
2. ЗМЕИ (СТЕПНАЯ И РЕЧНАЯ ГАДЮКА) ЗМЕИ НИКОГДА ПЕРВЫМИ НЕ НАПАДАЮТ, ОБОЙДИ ИХ СТОРОНОЙ.
3. ЭНЦЕФАЛИТНЫЙ КЛЕЩ ПРОВЕРЯТЬ КОЖНЫЕ СКЛАДКИ НА ТЕЛЕ ПОСЛЕ ПРОГУЛКИ, ДЛЯ ИЗВЛЕЧЕНИЯ КАПНУТЬ МАСЛОМ, ГЕЛЕМ, ПАСТОЙ, ОБРАТИТЬСЯ К ВРАЧАМ.
4. МАЛЯРИЙНЫЙ КОМАР В НАШЕЙ МЕСТНОСТИ ЗАМЕЧЕН НЕ БЫЛ.
5. БЫСТРОЕ ТЕЧЕНИЕ И ХОЛОДНАЯ ВОДА ОПАСНОСТЬ СУДОРОГИ НОГ И СОМОВ-ЛЮДОЕДОВ.
6. ПОСТОРОННИЕ ЛЮДИ НЕ БРАТЬ НИЧЕГО ОТ ЧУЖИХ, СООБЩАТЬ МИЛИЦИИ О ПОДОЗРИТЕЛЬНЫХ НЕЗНАКОМЦАХ И ПРЕДМЕТАХ.
1. НЕ ВЫХОДИТЬ ЗА ТЕРРИТОРИЮ ЛАГЕРЯ БЕЗ ВЗРОСЛЫХ.
2. НЕ ТРОГАТЬ РУКАМИ НЕЗНАКОМЫЕ РАСТЕНИЯ И ГРИБЫ.
3. ОБХОДИТЬ СТОРОНОЙ ЗМЕЙ И ПАУКОВ.
4. ОСТОРОЖНО ОБРАЩАТЬСЯ С ОГНЁМ В ЛЕСУ.
5. БЫТЬ БДИТЕЛЬНЫМ С НЕЗНАКОМЫМИ ЛЮДЬМИ И ПОДОЗРИТЕЛЬНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ.
6. НЕ КУПАТЬСЯ В РЕКЕ БЕЗ НАБЛЮДЕНИЯ ВЗРОСЛЫХ.
7. ПРИ КУПАНИИ В РЕКЕ ПОМНИТЬ О СИЛЬНОМ ТЕЧЕНИИ, ЯМАХ И СОМАХ-УБИЙЦАХ.
8. ГОТОВЯСЬ К ПРОГУЛКЕ В ЛЕС, НАДЕВАЙ ЗАЩИТНУЮ ОДЕЖДУ И ГОЛОВНОЙ УБОР.
ПОДГОТОВКА К ПОХОДУ
Для организации подобного рода мероприятия необходимо для себя прояснить, с какой целью оно планируется: с целью ознакомления детей с окружающей средой или же развития навыков выживания и адаптации в природной среде.
В первом случае достаточно обойтись двух- или трехчасовой прогулкой за пределами лагерной территории. Ребята совершают прогулку в лес, собирают материалы для поделок, гербария, наблюдают за жизнью насекомых, знакомятся с растениями разных видов и т.п. Конечно же не обходится без игр (например, игра в прятки) и маленьких соревнований.
Например, прогулка проходит по еловому лесу. За определенное время кто больше соберет в корзину шишек (командная игра). Выложить из желудей свое имя и т. п. Кульминационным моментом мероприятия может стать сюрприз. В конце прогулки ребята «набредают на чудо-дерево», на ветках которого в бумажных пакетиках висит «сухой паек» – бутерброды, фрукты, сладости. Об этом сюрпризе конечно же надо позаботиться заблаговременно.
Если прогулка проводится в первой половине дня, в вечернее время, после того, как дети отдохнут, можно собраться всем вместе и побеседовать, поделиться своими наблюдениями и впечатлениями. В разговоре с ребятами вожатый сразу для себя выяснит, была ли прогулка для ребенка просто развлечением, обычным ничего для него не значащим времяпровождением или же носила познавательный характер. Вопросы могут быть примерно такого плана:
1. Твои действия во время прогулки?
Предполагаемый ответ: смотрел по сторонам; разговаривал с товарищем; внимательно слушал рассказ вожатого; наблюдал за жизнью леса, прислушивался к ветру, гудящему в стволах; к шелесту листвы, пению птиц и т.п.
2. Можешь ли ты вспомнить, чем пахнет лес?
Предполагаемый ответ: не обратил внимания; травой, смолистой хвоей; грибной сыростью; прелой листвой, цветами; свежестью и т.п.
3. Какой лес на ощупь?
Предполагаемый ответ: никакой; глупый вопрос; шершавый, когда гладишь рукой по стволу дерева; колючий, когда дотрагиваешься до еловой ветки или куста голубики; мягкий и нежный, когда идешь босиком по молодой травке и т.п.
4. А какой лес на вкус?
Предполагаемый ответ: что за идиотский вопрос?; гнилостный с привкусом преющей листвы; сладкий от земляники и черники; кисловатый от брусники; терпкий от хвоинок и т.п.
Возможно, среди ребят найдутся такие, которым прогулка показалась скучной и неинтересной. Необходимо дать им возможность высказаться, почему им не понравилось, что они ожидали получить от прогулки? Ответы могут быть самые непредсказуемые, например, комаров было много в лесу. Какое может быть удовольствие от прогулки, если они атакуют тебя со всех сторон и больно кусаются.
Вот здесь вполне будет уместен такой вопрос к недовольному: «Уверен ли он, что именно комары его кусали?» Посеяв смятение и недоумение в душе «недовольного пессимиста», следует обратить его внимание на тот факт, что комар – в общем-то насекомое вполне безобидное, он не кусается. А вот комарихи – те доставляют немало хлопот человеку. Ну, а если посмотреть на ту же комариху, но несколько иначе, призвав всю свою фантазию и выдумку?..
Прекрасная портниха,
Лесная комариха,
Весь день кроила, шила,
Не покладая рук.
Красавцу водомерке
Назначена примерка:
Ему для светской жизни
Необходим костюм…
А после водомерки
Еще одна примерка.
Придет ужасно нервный,
Ворчливый старый жук:
«Жжжилетка жжжмет ужжжасно,
Карман пришшшит напрасно.
Жжжелательно исправить
И быстро перешить!..»
Усталая портняжка,
Печальная бедняжка,
Опять берет иголку
И начинает шить.
Игла в руках мелькает,
Бедняжечка вздыхает:
«Ах, если бы возможно
Профессию сменить!..»
(Е. Арсенина)
В обыденной на первый взгляд ситуации можно увидеть необычное и неординарное. Одного комары донимают и раздражают, а другого вдохновляют. Быть может дело вовсе и не в комарах? Умение видеть, слышать, анализировать, сопоставлять, размышлять и творить является основополагающим фактором личностного развития каждого человека.
Исходя из вышесказанного, можно предложить ребятам попытаться все свои впечатления, чувства и ассоциации, вызванные прогулкой выразить в творческих работах. Это могут быть: рисунок, небольшой рассказ, очерк, заметка в лагерную газету, четверостишие или целое стихотворение, поделка из собранного во время прогулки материала и т.п. Выполненные творческие работы выставляются в помещении библиотеки. Лучшие работы могут быть отмечены на торжественной линейке, посвященной закрытию лагерной смены.
Для развития навыков выживания и адаптации в природной среде мало одного дня. Запланировав в своей работе однодневный поход, вожатый должен заранее подготовиться сам и подготовить ребят к предстоящему серьезному и ответственному мероприятию.
Совместно с физруком предварительно продумывается маршрут похода; заранее выбирается стоянка для лагеря, которая должна полностью отвечать всем требованиям безопасности, исключающим вероятность несчастного случая или травмы. Желательно накануне похода уточнение погодных метеосводок.
Необходимо позаботиться: об аптечке, запасе чистой питьевой воды, компасе, необходимых инструментах, котелке и треножнике, сухом пайке, рассчитанном на сутки, палатке и т. п.
Походная аптечка должна состоять из индивидуальных пакетов первой помощи: пластыря, ваты, йода и зеленки, борной кислоты, нашатырного спирта, вазелина, бинтов, резинового жгута и др. необходимых в данном случае лекарств. Аптечка должна быть тщательно упакована и храниться у санитара. Санитар (санитары) должен специально проинструктирован медиком о правилах применения того или иного средства.
Незадолго до похода, с ребятами проводятся беседы на темы: ориентация в природе (природные компасы); природные барометр и часы; соблюдение личной гигиены в походных условиях; правила поведения на природе и т.п.
Также отрабатываются навыки оказания первой необходимой помощи пострадавшему во время несчастного случая (беседа медицинского работника); правила поведения во время экстремальной, непредвиденной ситуации; как можно разжечь костер без спичек (при помощи увеличительного стекла и сухого мха); как правильно и быстро ставить палатку и т. п.
ПРИРОДНЫЕ БАРОМЕТРЫ
Самыми лучшими барометрами в народе считаются растения. Они безошибочно могут подсказать, какая погода ждет вас в предстоящем походе.
Одуванчик сжался и наклонил цветок и листья – это к дождю. Ноготки (календула) при приближении непогоды сразу же свертывают свои лепестки. Цветы-шишки клевера как будто сжались и склонились к земле – значит будет дождь.
По поведению птиц исстари наши предки с точностью могли определить изменение погоды:
– ласточки летают низко над землей к дождю, а высоко – к ясной погоде;
– галки чешутся или стаями летают, ворона купается – к ненастной погоде;
– к ясной погоде галки собираются гурьбой и кричат;
– ворона каркает к ненастью.
Перед грозой природа как будто замирает: муравьи прекращают свою непрерывную работу по благоустройству муравейника и прячутся в своем убежище; растения стоят с поникшими головками; прекращается гомон и щебетанье птиц, даже кузнечики прекращают свое стрекотанье, лишь слышно назойливое жужжание мух. Наступает звенящая тишина. Возникает чувство напряжения, которое вскоре разряжается грозой и ливнем.
Задание: накануне похода ребята наблюдают за растениями, поведением насекомых и птиц. Каждый из них на листочке записывает свое предсказание погоды на завтра и отдает вожатому или воспитателю. На следующий день, выясняется, кто был наиболее внимательным и смог точно определить погодные условия.
БИОЛОГИЧЕСКИЕ ЧАСЫ
У растений с яркими и крупными лепестками венчиков цветки раскрываются и открываются периодически на протяжении суток. По таким «Биологическим часам» можно определять время. Единственное неудобство – время цветочные часы могут показывать только в ясный солнечный день. В дождливую, пасмурную погоду цветы либо не раскрываются вовсе, раскрываются совершенно в другое время.
С трех до пяти утра первыми раскрываются козлобородник луговой, мак, цикорий дикий, горчак, осот огородный, осот луговой, шиповник.
С шести до девяти часов цветы льна, картофеля, ястребинок, цветки вьюнка полевого, одуванчика обыкновенного, полевая гвоздика, осот полевой, кукушкины слезки, латук огородный, кувшинка белая и др.
С девяти до десяти часов утра просыпаются и раскрывают свои цветки ноготки полевые, лесная кисличка, садовые бархатцы, смолевки и торичники; лотос.
К середине солнечного дня все пестрит красками от раскрывшихся венчиков цветов. С начала вечера открывает свои крупные белые цветы душистый табак. Ночная фиалка начинает благоухать только после захода солнца. В конце светового дня до захода солнца, красуются цветами куст шиповника и смолевка.
Первыми начинают закрываться те растения, которые «проснулись» раньше других.
С десяти до одиннадцати часов «засыпают», то есть закрываются цикорий дикий, латук огородный, осот полевой.
С одиннадцати до двенадцати: осот огородный, ноготки полевые, осот луговой.
В 13 часов: туника проросшая, ястребинка зонтичная;
В 14 часов: ястребинка степная;
В 15–16 часов: торичник, ястребинка волосистая;
После 17 часов: кувшинка белая, ястребинка сизая, цветки льна;
С 20 до 22 часов: одуванчик обыкновенный, дрема луговая, табак душистый.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ