«Интеграция экологии в содержание предметов естественнонаучного цикла в условиях реализации ФГОС общего образования»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Пичаевская средняя общеобразовательная школа





Тема выступления на ММО учителей географии, химии, биологии:


«Интеграция экологии

в содержание предметов

естественнонаучного цикла

в условиях реализации ФГОС

общего образования»





Докладчик:

Надежда Николаевна Шохина

учитель географии и экологии

высшей категории
















Тамбовская область

Пичаевский район

с. Пичаево

2014 год

Цитаты учёных о значении экологии и экологического образования:


«Экология стала самым громким словом на земле, громче войны и стихии. Оно характеризует собой одно и то же понятие вселенской беды, никогда прежде не существовавшей перед человечеством».

Распутин Валентин Григорьевич (р. 1937) – российский писатель.


«Современная экология – это наука о том, как передать Природу, наш общий дом, нашим детям и внукам, чтобы им в нём было жить лучше и удобней, чем нам ».
«Принципы жизни – в согласии с Природой и её законами – должны войти в кровь и плоть человека. Значит, первое, что можно и нужно делать сегодня, понять, принять эти принципы и решать проблемы образования и воспитания. Новая цивилизация должна начаться с новых образовательных программ».

«Проблемы образования, и особенно экологического образования, имеют абсолютный приоритет перед всеми другими целями общества».

Моисеев Никита Николаевич (1917-2000) – российский учёный, математик, механик.


Сегодня экологическое образование действительно является неотъемлемым компонентом деятельности любой образовательной организации. Однако такое образование, получаемое в стенах школы, зачастую носит сугубо теоретический характер. Экология имеет два разных аспекта. Один ее аспект, как фундаментальной науки - это стремление к познанию ради самого познания. Другой аспект экологии - применение собранных знаний и объяснений для решения проблем человечества, связанных с окружающей средой. Вопрос состоит в том, чтобы научить детей поступать в соответствии с полученными знаниями. Экологическое образование учащихся должно обязательно находить своё применение в практической деятельности, участии в решении конкретных экологических проблем своего региона, края, города, села. Только тогда можно надеяться на формирование у детей экологического сознания, активной гражданской позиции, ответственности за состояние окружающего мира, экологической культуры, которая включает систему научных и мировоззренческих знаний по предметам естественнонаучного цикла, комплекс практических умений и навыков, направленных на целесообразное, правильное, ответственное поведение при общении с природой, понимание сущности основных экологических взаимосвязей, необходимость предвидеть последствия деятельности человека. Научно-экологические знания должны быть активны, глубоко затрагивать ум и чувства каждого школьника, органично входить в его сознание, поведение и деятельность.



 Современное состояние экологического просвещения выглядит парадоксально. Предмета экологии в школах России нет, но, следуя социальному заказу современности, оно должно осуществляться. Уровень экологической просвещённости наших школьников до сих пор  достигался в основном на уроках экологии регионального компонента, спецкурса в 10-11кл по 1 часу   и во внеурочное время: на элективных, нетрадиционных курсах, в детских  объединениях дополнительного образования: «Исследователи», «Следопыты».  Самой удачной формой реализации экологического воспитания, незаменимым помощником в познании мира является работа летнего профильного экологического лагеря «Родник», который позволяет осуществлять переход от учебной к начальному этапу детской исследовательской деятельности.       

Для полноценного экологического образования учителю приходится экологизировать содержание разных предметов естественнонаучного цикла. Однако, с развитием науки сложность материала, изучаемого в школе, возрастает; увеличивается объем информации. Действующие программы по предметам естественнонаучного цикла предлагают учащимся усвоить большое количество понятий, которые в силу предметоцентризма нашего образования выступают как разрозненные элементы знаний.  Самостоятельность предметов, их слабая связь друг с другом порождают серьезные трудности в формировании  у учащихся целостной картины мира. Предметная разобщенность становится одной из причин фрагментарности  экологического мировоззрения выпускников школ, в то время как в современном мире преобладают тенденции к экономической, политической, культурной, информационной интеграции.

В результате вышеперечисленных факторов возникает потребность на уровне обучения в объединении знаний из разных наук об одних и тех же объектах действительности, т.е идея интеграции знаний, в первую очередь родственных предметов.

         Интеграция  – это процесс и результат достижения  целостности  содержания образования за счет установления внутри- и междисциплинарных связей,  взаимодействия между различными образовательными программами.

Успех формирования экологического мышления подрастающего поколения возможен при выработанной системе межпредметных связей и определении вклада каждого предмета в становлении экологического сознания школьников

Метапредметный подход - новая образовательная форма, выстраивающаяся «поверх» традиционных предметов, является основой ФГОС второго поколения и ядром современного национального образования.      

Интегративный подход в обучении – это реальное воплощение интегративного принципа в профессиональной деятельности учителя: совокупность задач, содержания, форм, методов, приемов, средств в изучении взаимосвязанного материала родственных дисциплин для создания системных знаний школьников в данной области, влияющих на формирование целостного мировоззрения учащихся. Такой подход дает возможность педагогу осознать уникальность и самоценность каждого обучаемого, понять смысл современных гуманистических концепций и педагогических технологий. Интегративный подход к обучению приближает процесс обучения к жизни, оживляет духом современности, наполняет смыслами.  

  В процессе интегрированного преподавания решаются следующие проблемы:

- согласованность изучения смежных учебных дисциплин;

- ликвидация затрат времени на дублирование одних и тех же вопросов в программах разных учебных предметов;

- единство в интерпретации общих научных понятий, преемственность в их раскрытии на различных этапах обучения;

- перенос знаний и умений, полученных при изучении одних учебных предметов, на изучение других;

- реализация единого подхода к выработке у учащихся метапредметных умений и навыков;

- раскрытие взаимосвязей явлений, изучаемых на уроках по различным предметам;

- показ общности методов исследования, применяемых в различных науках.

 Интеграция учебных предметов приводит к более заинтересованному, лично значимому и осмысленному восприятию знаний, что усиливает мотивацию, позволяет более эффективно использовать учебное время за счет исключения дублирования и повторов, неизбежных в преподавании разнообразных предметов. Систематическое и органическое подкрепление понятий и навыков на новом предметном материале приводит к формированию  учащихся умений и желания использовать ранее полученные знания.

  За методикой интегративного образования – будущее. Благодаря ей в сознании учеников формируется более объективная и всесторонняя картина мира, они начинают активно применять свои знания на практике, потому что знания легче обнаруживают свой прикладной характер. Учитель по-новому видит и раскрывает свой предмет, яснее осознавая его соотношение с другими науками.

Есть «но»:  - отсутствует УМК;

                    -  неподготовленность педагогов.


Модель интеграции предметов естественнонаучного цикла представляет собой объединение следующих учебных курсов: биологии, химии, географии, физики, экологии.



Интеграция предполагает:

- рассмотрение любых явлений с различных точек зрения;

- развитие умений применять знания из различных областей в решении конкретной творческой задачи;

- формирование способности проводить творческие исследования.

Исследовательская компетенция может служить примером метапредметной компетенции. До недавнего времени исследовательская деятельность воспринималась исключительно как процесс получения «нового» результата, новых знаний, новой информации. Сегодня в рамках инновационных процессов, протекающих в образовании, выделяют исследовательскую технологию как систему взаимосвязанных приёмов, форм и методов организации образовательного процесса, направленных на приобретение обучающихся функционального навыка исследования, развития способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции обучающегося в образовательном процессе на основе приобретения субъектно-новых знаний. Необходимость применения исследовательской технологии ярко прослеживается в Концепции Стандартов второго поколения, направленных на повышение качества образования.

Один из методов  построения образовательного процесса на  основе интегративного подхода это метод проектов. Междисциплинарная проектная деятельность - это на сегодняшний момент  наиболее перспективное направление в решении проблемы интеграции экологии в содержание предметов естественного цикла.

Метод проектов  - это эффективная форма  получения экологических знаний через реализацию межпредметных связей при изучении комплексной проблемы, требующей синтеза знаний из разных наук. Он  предусматривает использование учащимися таких приёмов деятельности как: анализ, синтез, схематизацию, проблематизацию. Метод проектов изначально предполагает необходимость интегрирования знаний, умения применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творчества.

Каков образовательно-развивающий потенциал интеграции предметов в ходе проектной деятельности? Это:

- соответствие современному уровню научных представлений о мире;

-возможность развернуть перед учеником многомерную естественнонаучную картину мира в динамике;

-стимул к поиску новых методических видов взаимодействий с учеником, соответствующих принципам интегративного подхода;

- слияние усилий разных учителей-предметников в решении общих проблем, возможность учёта ценностных ориентаций и мотивации обучаемых;

- уменьшение перегрузки в учебном процессе;

- получение качественно нового педагогического результата.

При построении проектной деятельности предметов естественнонаучного цикла важно учесть, что тема проекта должна быть интересна для учащихся, должна опираться на учебный и жизненный опыт: в основу осмысления естественнонаучной картины мира положены взаимосвязь физических, химических, экологических, биологических процессов, моделирующие естественные, природные и учебно-познавательные явления и ситуации. В условиях организации проектной деятельности особенно эффективна интеграция предметов естественнонаучного цикла и информатики.

    Типология проектов достаточно широка. Каждый из них предполагает разные  формы интеграции предметов естественного цикла с экологией.

      Приведу несколько примеров междисциплинарных  проектов из своей практики, которые, по моему мнению, были разработаны и представлены наиболее эффективно.

Исследовательские проекты:

-  Изучение взаимодействия человека с окружающей средой

 (география - биология-экология)

- «Мой прадедушка – патриот своей страны

(история- краеведение- география-экология)

-  «Антропогенное влияние жителей села на лесной биоценоз»;

(экология-биология)

- «Исследование физико-химических показателей родниковой воды»;

 (физика-экология-биология - химия-география) 

- «Изучение фитоценоза в окрестностях школы»  (биология-экология- география)

- «Исследование болота» (география-биология-физика-химия-экология)

- «Изучение особенностей микроклимата своей местности» (география-экология-математика)

- «Структура популяции человека на примере экологического лагеря» (биология-экология)

-« Экономия электроэнергии» (экология-математика)

- «Экологическое состояние воздушной среды на моей улице» (география-экология-биология)

- «Водный голод – миф или реальность» (география-экология-физика-химия)

- «Демографические проблемы села», «Демографическая ситуация Пичаевского района» (география-экология-биология)

- «Воздействие транспортных выбросов на фауну почвы» (экология-биология-химия-математика)

- «Экологическое состояние моего дома» (экология-химия-биология-физика)

- « Определение автотранспортной нагрузки на атмосферу» (экология-химия-математика)

- «Оценка степени озеленения пришкольной территории» (экология-биология)

Информационные проекты:

- «Растения и животные Красной книги Тамбовской области» ( экология-  биология-география)

- «Влияние сотового телефона на здоровье человека» (биология-экология-физика)

- «Компьютер и здоровье человека» (экология-биология-физика)

   Успешная интеграция экологии в содержание предметов естественного цикла возможна лишь в том случае, если учителя соответствующих дисциплин будут иметь четкие представления об основных направлениях реализации межпредметных связей курсов физики, химии, биологи, географии и располагать системой методов их осуществления.

Главной трудностью интеграции является установление сходных по предметам тем, и  большая информационная ёмкость. Ведь учитель должен располагать учебным материалом, дающим возможность раскрыть перед учащимися взаимосвязь и взаимообусловленность химических, биологических и физических явлений, показать как универсальность законов физики для неживой и живой природы, так и специфичность их проявления в химических и биологических процессах, показать взаимное обогащение биологии, химии, географии  физики методами исследования, идеями.

   





7


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ