Интегрированный подход к изучению материала по истории в курсе «Окружающий мир» и «Наш край»

МОУ средняя общеобразовательная школа № 39












Интегрированный подход

к изучению материала по истории

в курсе «Окружающий мир» и «Наш край»















Учитель: Алешина

Нина Николаевна









г.Владимир

Программа интегрированного курса построена по принципу «дифференциации», т.е. расчленения целого на многообразные формы и ступени. В соответствии с этим принципом отбор содержания предмета осуществляется на основе сочетания мироведения и краеведения.

Мироведческий подход позволяет раскрыть широкое разнообразие современного мира, его единство и целостность, тогда как краеведение на основании сравнения далекого и близкого конкретизирует это далекое, воображаемое, приближая его к опыту детей.

Краеведение невозможно изучать, не опираясь на междисциплинарные связи, практическую деятельность и жизненный опыт.

3 линии в содержании: история открытия и познания природы Земли; развитие человека и человеческого общества; сведения о людях, вышедших в историческую память народа. (См. Приложение 1.)

Задачи уроков с материалами по истории:

  1. Заинтересованность учебным предметом; пробудить интерес к родной истории, судьбам исторического прошлого.

  2. Показать особенности исторических процессов; историю России в лицах её представителей.

  3. Формирование:

  • знаний дат исторических событий; ряда исторических понятий, терминов;

  • умений устанавливать последовательность основных исторических событий в России в изучаемый период; описывать основные исторические события и события, происходящие в современной России; узнавать выдающиеся памятники истории и культуры России; работать с историческими картами, научными статьями учебника; соотносить год с веком;

  • составление плана пересказа и схемы, как опоры при пересказе;

  • сравнивать и анализировать;

  • пользоваться тетрадью при ответах: записывать имена, отдельные тезисы – формулировки ( печатная тетрадь).

Последовательное изложение курса истории – задача средней школы. Но знания по истории, заложенные в начальной школе, активизируют эмоционально – чувственную сферу детей, пробуждают дальнейший интерес к своей Земле, родному краю, к истории, к людям Земли, любовь к своей семье, чувство сопричастности к тому, что происходит в нашем общем доме.

Основными методическими приемами при изучении исторического материала могут быть сравнение и выявление причин тех или иных исторических фактов. Недостаточность фактического материала дает возможность и детям строить гипотезы. Ведь некоторый материал строится и на гипотезах ученых.

Обилие новых терминов, фактов, сведений, событий, названий, имен. Конечно, яркий рассказ учителя. В изложении материала значительное место занимает словесное рисование. Словесные картины основываются на знании исторического материала ( источников, научной литературы ) и крупице воображения. Использовать меловой рисунок, аппликацию.

Применение метода «узелка на память».


Виды деятельности учащихся на уроке: рассказы детей; рисунки, составление схем, чтение карты, викторины, игры-путешествия, инсценирование, конкурсы, использование историко – литературного и культурологического материала, художественной литературы; устный журнал.


Тема: «Отечественная война 1812 года».

Творческое задание: «Война 1812 года в русских пословицах и

поговорках; в исторических песнях».


Тема: «Древнерусская культура». Инсценирование древних сказок.


Тема: «М.В.Ломоносов – основоположник русской науки». Эпиграф к уроку.

Высказывание о Ломоносове.


« Ломоносов был великий человек …

Он создал первый университет.

Он, лучше сказать, сам был первым

Нашим университетом ».

А.С.Пушкин. (См. Приложение 2.)


Творческое задание:

  1. Основные открытия в области естественно-математических знаний, истории, языка и литературы, обогатившие мировую науку. ( Научная деятельность).

  2. Художественное наследие М.В.Ломоносова. ( Родной язык и литература ).


Такой материал не только разряжает научную информацию, но и несет смысловую нагрузку.


Тема: «Человек в далеком прошлом».


Копилка исторических знаний.

Предок ( старославянское ) – тот, кто был перед нами.

Потомок (общеславянское ) – от «потом» ( потом, после ).


Рассказ на тему «Один день в гостях у предков».

( устно или письменно ) (См. Приложение 3.)


  1. В какое время года вы попали в гости к своим предкам ?

  2. Каким вы увидели место, где они жили ( их жилище ) ?

  3. Как выглядели ваши предки ?

  4. В каких совместных делах ( с предками ) вы принимали участие ?

  5. О чем рассказали они вам и вы им ?

  6. Чем они вас угостили ?

  7. Какие традиции предков мы продолжаем ( развиваем ) в наше время ?


Поиск, исследование, сопоставление, доказательство, постоянное преодоление трудностей.


Задания: «сравните …, сделайте вывод из сравнения»;

«вообразите …»;

« нарисуйте словесную картину … »;

« придумайте рассказ о … »;

« предположите … обоснуйте ваше предположение»;

« докажите …»; «объясните …»; «дайте оценку …»


Результаты:

  • интерес к процессу освоения культурно – исторического наследия (о пятиклассниках ) ;

  • овладение опытом самостоятельной творческой деятельности; художественной изобразительной, музыкальной, театрализованной, сочинительством;

  • участие в праздниках, конкурсах, олимпиадах, коллективно творческих делах;

  • устные выступления учащихся (подготовка небольших сообщений);

высказывания, информация, добытая детьми;

  • проявление личности в ходе активной самостоятельной деятельности : интеллекта, отношений, эмоций, волевых усилий …


Приложение 4. Материалы разных видов деятельности учащихся по

изучению истории : рисунки, поделки, альбомы, сочинения,

фотографии, выступления, сообщения …


Недостаток учебного времени. Многие темы можно использовать на других уроках, внеклассных занятиях, во внеклассной и внеучебной работе по программе 3-4 класса.

Своеобразие и определенная сложность проблематики курса «Окружающий мир» обосновывает создание факультативных курсов. В частности, факультативный курс « Я – гражданин России» (Н.Я.Чутко), цель которого состоит в расширении общественно значимых знаний ребенка о самом себе с дополнением знаний по истории – о нашем далеком и недавнем прошлом, о социальном начале человека. О его становлении и развитии с опорой на опыт и уроки прошлого. ( См. Приложение 5 )












Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ