Интегрированный подход к изучению материала по истории в курсе «Окружающий мир» и «Наш край»
МОУ средняя общеобразовательная школа № 39
Интегрированный подход
к изучению материала по истории
в курсе «Окружающий мир» и «Наш край»
Учитель: Алешина
Нина Николаевна
г.Владимир
Программа интегрированного курса построена по принципу «дифференциации», т.е. расчленения целого на многообразные формы и ступени. В соответствии с этим принципом отбор содержания предмета осуществляется на основе сочетания мироведения и краеведения.
Мироведческий подход позволяет раскрыть широкое разнообразие современного мира, его единство и целостность, тогда как краеведение на основании сравнения далекого и близкого конкретизирует это далекое, воображаемое, приближая его к опыту детей.
Краеведение невозможно изучать, не опираясь на междисциплинарные связи, практическую деятельность и жизненный опыт.
3 линии в содержании: история открытия и познания природы Земли; развитие человека и человеческого общества; сведения о людях, вышедших в историческую память народа. (См. Приложение 1.)
Задачи уроков с материалами по истории:
Заинтересованность учебным предметом; пробудить интерес к родной истории, судьбам исторического прошлого.
Показать особенности исторических процессов; историю России в лицах её представителей.
Формирование:
знаний дат исторических событий; ряда исторических понятий, терминов;
умений устанавливать последовательность основных исторических событий в России в изучаемый период; описывать основные исторические события и события, происходящие в современной России; узнавать выдающиеся памятники истории и культуры России; работать с историческими картами, научными статьями учебника; соотносить год с веком;
составление плана пересказа и схемы, как опоры при пересказе;
сравнивать и анализировать;
пользоваться тетрадью при ответах: записывать имена, отдельные тезисы – формулировки ( печатная тетрадь).
Последовательное изложение курса истории – задача средней школы. Но знания по истории, заложенные в начальной школе, активизируют эмоционально – чувственную сферу детей, пробуждают дальнейший интерес к своей Земле, родному краю, к истории, к людям Земли, любовь к своей семье, чувство сопричастности к тому, что происходит в нашем общем доме.
Основными методическими приемами при изучении исторического материала могут быть сравнение и выявление причин тех или иных исторических фактов. Недостаточность фактического материала дает возможность и детям строить гипотезы. Ведь некоторый материал строится и на гипотезах ученых.
Обилие новых терминов, фактов, сведений, событий, названий, имен. Конечно, яркий рассказ учителя. В изложении материала значительное место занимает словесное рисование. Словесные картины основываются на знании исторического материала ( источников, научной литературы ) и крупице воображения. Использовать меловой рисунок, аппликацию.
Применение метода «узелка на память».
Виды деятельности учащихся на уроке: рассказы детей; рисунки, составление схем, чтение карты, викторины, игры-путешествия, инсценирование, конкурсы, использование историко – литературного и культурологического материала, художественной литературы; устный журнал.
Тема: «Отечественная война 1812 года».
Творческое задание: «Война 1812 года в русских пословицах и
поговорках; в исторических песнях».
Тема: «Древнерусская культура». Инсценирование древних сказок.
Тема: «М.В.Ломоносов – основоположник русской науки». Эпиграф к уроку.
Высказывание о Ломоносове.
« Ломоносов был великий человек …
Он создал первый университет.
Он, лучше сказать, сам был первым
Нашим университетом ».
А.С.Пушкин. (См. Приложение 2.)
Творческое задание:
Основные открытия в области естественно-математических знаний, истории, языка и литературы, обогатившие мировую науку. ( Научная деятельность).
Художественное наследие М.В.Ломоносова. ( Родной язык и литература ).
Такой материал не только разряжает научную информацию, но и несет смысловую нагрузку.
Тема: «Человек в далеком прошлом».
Копилка исторических знаний.
Предок ( старославянское ) – тот, кто был перед нами.
Потомок (общеславянское ) – от «потом» ( потом, после ).
Рассказ на тему «Один день в гостях у предков».
( устно или письменно ) (См. Приложение 3.)
В какое время года вы попали в гости к своим предкам ?
Каким вы увидели место, где они жили ( их жилище ) ?
Как выглядели ваши предки ?
В каких совместных делах ( с предками ) вы принимали участие ?
О чем рассказали они вам и вы им ?
Чем они вас угостили ?
Какие традиции предков мы продолжаем ( развиваем ) в наше время ?
Поиск, исследование, сопоставление, доказательство, постоянное преодоление трудностей.
Задания: «сравните …, сделайте вывод из сравнения»;
«вообразите …»;
« нарисуйте словесную картину … »;
« придумайте рассказ о … »;
« предположите … обоснуйте ваше предположение»;
« докажите …»; «объясните …»; «дайте оценку …»
Результаты:
интерес к процессу освоения культурно – исторического наследия (о пятиклассниках ) ;
овладение опытом самостоятельной творческой деятельности; художественной изобразительной, музыкальной, театрализованной, сочинительством;
участие в праздниках, конкурсах, олимпиадах, коллективно творческих делах;
устные выступления учащихся (подготовка небольших сообщений);
высказывания, информация, добытая детьми;
проявление личности в ходе активной самостоятельной деятельности : интеллекта, отношений, эмоций, волевых усилий …
Приложение 4. Материалы разных видов деятельности учащихся по
изучению истории : рисунки, поделки, альбомы, сочинения,
фотографии, выступления, сообщения …
Недостаток учебного времени. Многие темы можно использовать на других уроках, внеклассных занятиях, во внеклассной и внеучебной работе по программе 3-4 класса.
Своеобразие и определенная сложность проблематики курса «Окружающий мир» обосновывает создание факультативных курсов. В частности, факультативный курс « Я – гражданин России» (Н.Я.Чутко), цель которого состоит в расширении общественно значимых знаний ребенка о самом себе с дополнением знаний по истории – о нашем далеком и недавнем прошлом, о социальном начале человека. О его становлении и развитии с опорой на опыт и уроки прошлого. ( См. Приложение 5 )
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ