Использование нетрадиционных методов в дидактических играх по развитию речи

Деева О.И.

воспитатель

МДОУ №460

г. Челябинск



ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕ ТРАДИЦИОННЫХ МЕТОДОВ

В ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГРАХ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ.

Дидактические игры одновременно являются формой обучения, наиболее характерной для дошкольников. В дидактических играх содержатся все элементы, характерные для игровой деятельности детей: замысел, содержание, игровые действия, правила, результат. Важное значение дидактических игр состоит в том, что она развивает самостоятельность, активность мышления и речи детей («Волшебные колпачки», «Кто в каком домике живёт», «Чудесный мешочек»).

Результат дидактических игр – показатель уровня достижения детей в усвоении знании, в развитии умственной деятельности, взаимоотношений, а не просто выигрыш, полученный любым путём.

Дидактическая игра 0 это игровая форма упражнения. Многократное повторение упражнения ни к чему не приведёт, если их не проводить в игровой форме. Идёт закрепление знаний о предметах, качествах, развивается мышление, закрепляется словарь, вырабатывается правильное произношение звуков в словах, формируются внимание, память («Четвёртый – лишний», «Где звук живёт?», «С какой ветки детки?» и т.д.)

Дидактические игры бывают двух видов:

  1. с предметами (картинки, игрушки) проводящиеся во всех группах;

  2. словесные, проводящиеся в старших и подготовительных к школе группах.

Словесные игры позволяют ребёнку закрепить и расширить словарь, научиться правильно употреблять и произносить сложные слова, классифицировать и обобщать предметы и явления, подбирать антонимы и синонимы, правильно ставить вопрос ( «Кто что делает?», «Когда это бывает?», «Наоборот», «Данетка», «Назови одним словом»).

В словесной игре важно правильно объяснить её содержание (обычно 2-3 примера выполнения задачи - ответа). Важен наиболее полный подбор словаря (задание ведущего и ответы играющих). Для каждой игры подбираются 5-10 слов с постепенным усложнением словарного материала. Каждый ребёнок отвечает одним или несколькими словами. Необходимо учить детей прислушиваться к ответам других, чтобы не повторяться.

Методика проведения:

  1. Название игры, образец ответа.

  2. Игровое задание. Даётся всем, выдерживается пауза.

  3. Спрашивается несколько детей на один вопрос.

  4. Подводится итог.

Особенности:

  1. Быстрый темп, т.к. идёт закрепление материала.

  2. Нет особой организации.


Особый интерес у детей вызывают нетрадиционные игры, позволяющие им пофантазировать, раскрепоститься.

Ассоциативные методы основаны на языковых средствах, понятиях, т.к. основным источником генерирования идей служат ассоциации, метафоры, случайно выбранные понятия.

  1. метод гирлянд и случайных ассоциаций:

что (кто)? какой (-ая,-ое)? что (кто)? и т.д.

что (кто)? любая ассоциация и т.д.

  1. цепочка ассоциаций:

  1. свойства или предмет по вопросу (что летает?, что льётся? и т.п.)

  2. добавляем к выбранному ещё одно свойство

  3. берём три свойства

  4. берём четыре свойства.

  1. метод взаимного обмена:

- два любых свойства

- признаки признаки меняются местами

Необходимы рамки – реальное или нереальное.

  1. метод фокальных объектов:

Придумывание новых качеств, для выбранного объекта.

Ценность метода в том, что позволяет помочь отойти от стереотипов, являет необычность, новизну, даёт почувствовать себя в роли творца, волшебника.

  1. выбирают объект для игрв (предмет, явление)

  2. называют два любых слова (произвольно, даже не относящихся к теме)

  3. подбираются признаки, свойства, качества к этим двум словам

  4. все перечисленные признаки «примеряются» к объекту игры.

Необходимые рамки – реальное или нереальное. В зависимости от рамок строится «примеривание».

  1. подводится итог: перечисляются все интересные варианты, получившиеся в ходе игры.

Данный метод относится скорее к практическому.

Приёмы, используемые при проведении игры:

  1. словесные: речевой образец, словесное упражнение, вопросы (репродуктивные, наводящие)

  2. игровые :элементы соревнования (кто больше назовёт слов), действие по выбору (самостоятельно называют слова, с которыми предстоит играть).








СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

    1. Л.Галкина, С Бобырёва «Нетрадиционные формы организации детей на занятии» «Дошкольное воспитание» №2 1991год

    2. А.М.Страунинг Игры по развитию творческого воображения»

    3. М.Н. Шутерман «Новые приключения Колобка» «Педагогика-пресс» Москва 1993 год.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ