«Использование проектной технологии при ознакомлении дошкольников с окружающим миром»
Московская область, Серпуховский район, с. Липицы.
«Использование проектной технологии при ознакомлении
дошкольников с окружающим миром».
Авторы: Тоньшева Алла Николаевна
Журавлева Наталья Михайловна
Воспитатели МДОУ
«Липицкий детский сад комбинированного вида
«Колосок»
Серпуховского муниципального района
Введение
Новый век заставляет нас задумываться о будущем. Каким быть дошкольному образованию в веке наступившем? На какие цели и задачи современного образования ориентироваться нам педагогам. К чему стремиться?
XX век вошел в историю, как век создания в России системы дошкольного воспитания. Будучи уникальной по своим масштабам, эта система, однако была жестко регламентированной: имела одну-единственную государственную программу и методику воспитания и обучения, основанную на учебно-дисциплинарной модели взаимодействия с ребенком, который воспринимался воспитателем как объект педагогического воздействия.
Предмет гордости в прошлом – большой объём фактических знаний – в изменившемся мире потерял свою ценность, поскольку любая информация быстро устаревает. Необходимым становятся не сами знания, а знания о том, как и где их применять. Но ещё важнее знание о том, как информацию добывать, интерпретировать, или создавать новую.
Дошкольное образование на современном этапе находится в процессе модернизации. На смену авторитарной (научно-технологической) парадигме образования приходит гуманитарная (личностно-ориентированная, развивающая) парадигма. Меняются ориентиры в целях и задачах образования дошкольников. Приоритет отдается новым формам взаимодействия с детьми и методам педагогической работы.
В ФГОС дошкольного образования указано, что обязательная часть Программы предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях. Программа должна обеспечивать развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности.
Как показала наша практическая деятельность, всему этому способствует использование проектной технологии, так как метод проектов позволяет всесторонне развивать личность ребенка в различных видах деятельности.
Вновь возросший интерес к проекту как способу организации жизнедеятельности детей объясняется его интегративностью, соответствием технологии развивающего обучения, обеспечением активности и инициативности детей в образовательном процессе.
Использование проектов в ДОУ позволяет обеспечить системность, целеориентированность и результативность педагогического процесса, осуществлять сотрудничество, личностно-ориентированный и деятельностный подход; интеграциею знаний, социальное воспитание, совместное творческое созидание и др.
В процессе проекта ребенок становиться активным участником, может проявить инициативу, приобретает универсальные учебные действия - учится целеполаганию, прогнозированию результатов, выдвижению гипотез, планированию, поиску возможных путей решения, проверке гипотез (сбор данных, реализация в действиях), анализу полученного результата (подтвердилось – не подтвердилось) и формулированию выводов.
В данной статье мы хотим поделиться опытом работы по использованию педагогических проектов при ознакомлении дошкольников с окружающим миром.
Осознавая эффективность применения проектной технологии, мы применяем ее в своей педагогической деятельности в течение семи лет в разных возрастных группах.
Использование проектов в практической деятельности.
Организационный этап.
При подготовке проекта мы сначала на основе изученных проблем, интересов детей, календарных праздников, социально – значимых событий происходящих в стране определяем тему и цель проекта.
Например, тема проекта «Тигренок», возникла в связи с тем, что мальчик Саша коллекционировал вместе с родителями тигров и интересовался ими, он часто рассказывал детям про тигров, тем самым вызвав у них интерес к их жизни. Мы воспитатели разработали проект, чтобы поддержать интерес детей, расширить и углубить их знания по данной теме. В ходе проекта в группе была организованна выставка тигров, дети узнали много интересного о жизни тигров, странах, где они обитают, научились их рисовать и лепить. К проекту подключились и родители, так возникла выставка творческих работ « Новогодний тигренок».
Выявленная детьми проблема, что у кукол нет санок, способствовала возникновению проекта «Санки, саночки мои». Результатом, которого были изготовленные воспитателями и родителями совместно с детьми санки для кукол.
Новогодняя выставка по проекту «Санки, саночки мои»
В этом году в России происходит знаменательное событие - Олимпийские игры в Сочи, что, несомненно, привело к проекту «Дошколятам об Олимпийских играх Сочи 2014».
На следующем подготовительном этапе мы разрабатываем план достижения цели и обсуждаем его с родителями.
Привлекаем специалистов к разработке и осуществлению проекта и вместе с ними составляем план-схему проекта, в который включаем НОД, игры, беседы и другие виды деятельности.
Следующим этапом нашей работы является создание предметно-развивающих условий, к которой привлекаем и родителей:
Подбор методической и художественной литературы.
Создание видеопрезентаций.
Изготовление и подбор дидактических, развивающих, сюжетно-ролевых и подвижных игр.
Оборудование уголка по теме проекта. И др.
Далее мы реализуем сам проект. В завершении анализируем результативность проекта и обсуждаем дальнейшую перспективу.
Непосредственная деятельность по реализации проектов.
В процессе реализации проектов мы используем следующие педагогические технологии:
Здоровьесберегающая: физкультурно-оздоровительные мероприятия, обеспечение социально-психологического благополучия ребенка, валеологическое просвещение родителей и детей.
Иформационно - коммуникативная: видеопрезентации, интернет трансляции, фотографирование, муз. прослушивание.
Игровая: Сюжетно-ролевые, подвижные, спортивные, дидактические, режиссерские, конструктивные игры.
Личностно-ориентированного взаимодействия с детьми: Субъект– субъектное, равнопартнерское межличностное взаимодействие; сотрудничество, соразвитие.
Проектная и проблемно-поисковая.
Детское экспериментирование.
Участниками проектов являются: дети, педагоги и родители.
В рамках проекта мы планируем разные виды деятельности:
игровая (сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные, подвижные, дидактические)
коммуникативная: беседы, рассуждения, составления сказок и рассказов
экспериментирование
чтение художественной литературы
экскурсии
праздники или развлечения
художественное творчество: лепка, аппликация, рисование
конструирование
музыкальная: пение, слушание музыкальных произведений
физическое развитие.
Составление рассказа из цикла «Обязанности ребенка»
«Отвечай за свои поступки» по проекту «Дошкольникам об их правах»
Сюжетно-ролевая игра «На приеме у врача» в рамках проекта
«Здоровячки»
Презентация ребенком древа семьи - продукта проекта «Моя семья»
Дети после презентации с гербами своей семьи – проект «Моя семья»
Экспериментирование «Очищаем воду для розы» - проект «Маленькие исследователи»
Экскурсия на Липицкий Барский пруд - проект «Мое село»
Физкультминутка «Мы веселые ребята» - проект «Здоровячки»
Метод проектов в работе с детьми мы используем, начиная с младшего дошкольного возраста.
У детей младшего дошкольного возраста вызываем интерес к предлагаемой деятельности, приобщаем их к процессу познания. Формируем различные представления об окружающем мире.
Учим детей воспроизводить образы и результаты проектной деятельности в различных видах художественной деятельности. Привлекаем детей к совместной поисковой деятельности, экспериментированию.
Формируем проектно-исследовательские умения и навыки: осознание поставленной цели; овладение различными способами решения поставленных задач; способность предвосхитить результат, основываясь на своём прошлом опыте; поиск различных средств достижения цели.
В младшем дошкольном возрасте в процессе проекта происходит:
вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).
В старшем дошкольном возрасте – это:
формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
В старшем дошкольном возрасте задачи усложняются.
В процессе проектно-поисковой деятельности мы используем экспериментирование и моделирование;
Формируем обобщённые способы умственной работы и средства построения собственной познавательной деятельности;
Учим прогнозировать, собирать информацию, достигать поставленную цель, фиксировать полученные результаты, делать выводы.
Формируем предпосылки учебной деятельности, навыки коммуникативного общения.
Предлагаем вашему вниманию план – схему некоторых проектов используемых нами в педагогической деятельности.
Осуществленные проекты в рамках ДОУ
Тема/ возраст детей
задачи проекта
Содержание проекта с учетом интеграции образовательных областей.
Продукт проекта
«Снеговичок»
младший возраст
Цель проекта
Формировать представления о зимних природных явлениях: стало холодно, идет снег, лед, скользко, можно упасть.
Познакомить со свойствами снега.
Развитие активной речи детей.
Развитие тонкой моторики.
Беседа: «Зимушка-зима».
Рисование «Снеговичок»
Лепка «Снеговики играют в снежки»
Стихи про Снеговика
Д/игры: «Соберем Снеговика», « Выложи по контуру»,
«Большой – маленький», «Скажи какой…?»
Пальчиковая гимнастика:
«Снежок», «Мы во двор пошли гулять»
Работа с родителями: Выставка поделок «Вот какой наш Снеговик!»
Итоговое мероприятие - развлечение:
«Вот какие смелые, ловкие, умелые»
«В лесу родилась елочка»
5-6 лет
Цель проекта
Знакомство детей с историей появления новогоднего праздника;
Расширение знаний детей об истории появления традиции наряжать елку;
Обогащение и систематизация знаний детей о новогоднем празднике;
Развитие связной речи;
Развитие творческих способностей;
Развитие тонкой моторики;
Побуждение детей к совместной деятельности;
Беседа «Откуда к нам елка пришла?»
Коллективная аппликация. «Елочка-красавица».
Рисование «Елочная ветка с игрушками».
Коммуникация «Новогодний праздник».
Чтение художественной литературы: Н. Найденова «Новый год», З. Петрова «Наша елка», Е. Пермяк «Некрасивая елка»
Наблюдение за елью.
С/р игра «Магазин игрушек» Сюжет- покупка елки.
Д/и «Нарядим Елку»
«Выложи елку из палочек»
«Бывает-не бывает»
«Большой-маленький», «Один-много», «Скажи какая»
П/и «Два Мороза»
Работа с родителями:
Информационный стенд «История появления новогодней елки»
Конкурс поделок «Ай да чудо-елка»
Итоговое мероприятие -
развлечение «В лесу родилась елочка»
«Эта удивительная посуда»
6-7 лет
Цель проекта: расширение знаний детей об окружающем мире.
Знакомство детей с историей возникновения посуды;
Обогащение и систематизация знаний детей о посуде;
Развитие связной речи;
Развитие творческих способностей;
Воспитание желания знакомиться с историческими фактами.
Логопедическое НОД «Посуда».
Беседа « Откуда к нам посуда пришла?
Лепка из цветного теста «Посуда для гостей»
Чтение сказки К. Чуковского «Федорино горе».
Д/и «Поезд», «Исправь ошибки Незнайки», «Собери чашку»
Прослушивание музыкальных произведений
Работа с родителями:
информационно-наглядное пособие «Когда же ложка добралась до Руси»,
Выставка совместных работ родителей и детей «Чудо-посуда»,
конкурс сказок о посуде.
Итоговое мероприятие - Театрализованное представление «Сказка о чашке Горошинки и большом чайном сервизе» по сценарию семьи Даши Сумцовой победителей конкурса «Чудо-посуда»1.
Выставка творческих работ родителей с детьми – проект «Снеговичок»
Некоторые творческие работы родителей с детьми по проекту «Удивительная посуда»
Выставка творческих работ по проекту «В лесу родилась елочка»
Еще нами реализованы проекты по темам «Я – человек», «Хлеб всему голова», «Дошколятам про Олимпийские игры Сочи 2014», «Маленькие исследователи» (детское экспериментирование), «Дошкольникам об их правах», «Мое село», «Красный, желтый, зеленый», «Моя семья», «Загадки природы», «Санки, саночки мои», «Новогодняя игрушка», «Мир насекомых» и др.
Учим правила дорожного движения – проект «Красный, желтый, зеленый»
В процессе взаимодействия с педагогами мы проводили:
Консультации по темам:
«Проектный метод как метод развивающего обучения дошкольников»;
«Виды проектов и использование их в разновозрастных группах»;
Консультация для молодых специалистов «Правовое воспитание дошкольников»
Мастер-класс: «Формирование нравственных чувств у старших дошкольников через использование проекта «Права ребенка»
Семинар-практикум:
«Разработка групповых проектов на основе проектно-исследовательской деятельности»;
Круглый стол
«Обобщение материалов работы по разработке проектного метода обучения».
Выступление на педсовете «Права ребенка»
Открытый показ ООД и развлечений.
Совместные праздники и спортивные развлечения.
Взаимодействие с родителями заключается в следующем:
Проведение консультаций для родителей по темам проектов
Привлечение родителей к разработке и к участию в проектах.
Организация совместных праздников, развлечений, творческих выставок.
Организация и участие в конкурсах.
Мы участвовали в Фестивале проектной деятельности по серпуховскому району.
Развлечение «Наши права»
Заключение
Анализ результативности использования различных проектов показал, что метод проектов в работе с дошкольниками - это оптимальный и перспективный метод, способствующий всестороннему развитию личности ребенка.
Проектная деятельность способствует формированию общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка.
Использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного образования дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности.
Проектная деятельность расширяет кругозор детей, способствует становлению целостной картины мира дошкольника и основ культурного познания им окружающего мира, вызывает у детей интерес к исследованию окружающего, стимулирует их к получению новых знаний.
Дети всегда активно и с удовольствием участвуют в проектной деятельности.
А так же делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.
Список литературы
Веракса Н.Е. , Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. [Текст] Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса – М., 2008.
Журавлева В.Н. Проектная деятельность старших дошкольников. [Текст] В.Н. Журавлева. - Волгоград, 2011.
«От рождения до школы». Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. [Текст]- М.:, 2010. - 304 с.
Савенков А.И. Методика проведения учебных исследований в детском саду. [Тест] А.И. Савенков – Самара, 2005.
Приложение 1
Сценарий постановки
«Сказка о чашке Горошинке и большом чайном сервизе».
Цель: Формировать представление о театре. Развивать творческие способности, обогащать свою речь образными выражениями: жест, поза, интонация. Развивать память, внимание, мышление, коммуникативные качества личности, воображение, инициативность, самостоятельность. Создавать положительный эмоциональный настрой.
Декорации: Магазин «Супермаркет», кукольная посуда; посуда, изготовленная родителями, атрибуты посуды.
Занавес закрыт. Выходят двое детей.
1-й ребенок: Удивительное чудо
Эта дивная посуда.
С давних пор она важна,
И для всех она нужна.
2-й ребенок: Всю неделю мы творили,
О посуде говорили,
Рисовали и лепили,
Даже сказки сочинили.
Вот одну из них для вас
Мы покажем здесь, сейчас.
Сказка о чашке Горошинке и большом чайном сервизе.
Занавес открывается. Представление начинается.
Сл. автора: Эта сказочная история произошла в одном большом городе, где много домов, магазинов и людей, которые постоянно куда-то бегут, спешат и часто не верят в чудеса. А чудеса все- таки бывают…
В большом магазине, из тех, где можно купить все что хочешь, был отдел посуды. Здесь продавались кастрюли, чайники, ложки, тарелки, сервизы и даже самый настоящий русский самовар. В общем, все было, как и во всех подобных магазинах, за исключением того, что когда уходили все покупатели и магазин закрывался, здесь начинались чудеса. Когда охранники закрывали двери магазина и гасили свет…, посуда на полках начинала оживать.
Игра – эстафета «Кто быстрее?»
Чайная чашка: Эй, посуда, хватит спать
День прошел, - настало время
Веселиться и играть.
Давайте разделимся на две команды. (Дети выстраиваются в две команды). Одна команда принесет на стол кухонную посуду, а другая чайную. Приготовились. Раз, два, три – беги.
Дети на столе выбирают нужную посуду и ставят на свой стол.
Чайная чашка: Как здорово мы поиграли.
Выбегает Домовенок Кузя.
Дети: Ты кто такой?
Домовенок Кузя: Я Домовенок Кузя, живу здесь, в магазине. Сейчас я проверю правильно ли вы принесли посуду. (Анализирует игру).
Сахарница: Какой все-таки у нас большой магазин и в нем много красивой посуды. Здесь и чашки, и вилки, и ложки, и тарелки, и ножи, чайник, дуршлаг, половник, сковорода.
Дети читают стихи о посуде.
Кастрюля объемов своих не боится,
Своею дородностью смело гордится
Он добродушна, кругла и ленива,
Порою бывает не в меру болтлива.
А вот уж очень острый нож.
И с ним шутить всегда опасно,
Вы знаете прекрасно.
Вот глиняный чайник –
Простая посуда.
Нос вырос, как валик, не знаю откуда.
И вилки, и ложки – помощники наши,
Мы ими едим и картошку и кашу.
И руки чисты, и удобней на много,
Мы можем горячее есть без тревоги.
Тарелка к обеду нас ждет, не дождется,
Увидев, сияя боками, смеется.
Ей хочется так накормить до отвала,
И, кажется будто, положено мало.
Домовенок Кузя: Ой, что же я наделал? Я разбил посуду, а ее завтра обещали купить! Помогите мне собрать ее.
Игра «Собери посуду из частей»
Дети собирают чайник с чашками из разрезанных картинок.
Сл. автора: На стеклянной полке в витрине стоял большой чайный сервиз, белый в красный горошек. Он был удивительно красивым, но его уже давно никто не хотел покупать. Сервиз состоял из большого заварочного чайника, сахарницы, шести больших чашек, шести блюдец и одной маленькой чашечки с маленьким блюдечком. Она стояла отдельно, будто обидевшись на всех. Никто не знал, почему эта чашечка была одна в сервизе и как она туда попала? Но почему то покупатели думали, что остальные маленькие чашки разбились, и из-за этого не хотели покупать сервиз. Горошинка – так звали чашку, ужасно переживала по этому поду.
Заварочный чайник: Это ты во всем виновата! Из-за тебя мы будем здесь стоять вечно, и нас никто не купит!
Сахарница: Да, да! Надо ее столкнуть с нашей полки. И пусть она разобьется. Тогда нас обязательно кто-нибудь купит, и мы будем жить в какой-нибудь семье, на настоящей кухне.
Сл. автора: Горошинка тихо плакала в сторонке и ждала, что кто–нибудь заступится за нее, но все почему –то молчали. И вот, когда Горошинку уже стали подталкивать к краю полки, и она вот – вот могла упасть и разбиться, раздался грозный голос Самовара. Он стоял в центре торгового зала на круглом столике и слышал их разговор.
Самовар: Да как вам не стыдно обижать малышку! Она ведь самая красивая из вас! Посмотрите: у нее и горошинок больше, и фарфор белее! Ну–ка, малышка, иди-ка на самый вид.
Самовар подходит к Горошинке, берет ее за руку и ставит на самый вид, в центр сервиза.
Сл. автора: Теперь Горошинка стояла в центре сервиза и сияла от счастья.
Сахарница: Наконец-то вся посуда подружилась и закружилась в танце.
Танец «Разноцветная игра».
Сл. автора: А на следующий день в магазин пришла одна семья: мама, папа и дочка Дашенька. Они выбирали чайный сервиз для своего дома.
Мама: Сколько много красивой посуды!
Папа: Да! На самом деле, очень много красивой посуды.
Дашенька подбежала к витрине и увидела Горошинку.
Дашенька: Мама, папа, смотрите, какая красивая чашка! Давайте купим этот сервиз! А из этой чашки буду пить чай я!
Сл. автора: Сервиз сразу купили, и в выходной вся семья пила чай с пирогами из нового сервиза: взрослые из больших чашек, а Дашенька из Горошинки. Все были счастливы, особенно Горошинка. Она гордилась тем, что именно из-за нее купили весь сервиз. Даже заварочный чайник и сахарница признали, что были не правы и попросили прощения у Горошинки.
Детьми исполняется песня «Сказка не кончается».
1 См. приложение 1
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ