ТЕМА: Сотрудничество логопеда и воспитателя в процессе использования проектной технологии

ТЕМА: Сотрудничество логопеда и воспитателя в процессе использования проектной технологии.

Дошкольное детство – один из самых важных этапов жизни ребёнка: без полноценно прожитого, всесторонне наполненного детства вся его последующая жизнь будет ущербной. Чрезвычайно высокий темп психического, личностного и физического развития в этот период позволяет ребёнку в кратчайшие сроки пройти путь от беспомощного существа до человека, владеющего всеми основными началами человеческой культуры. Он идёт по этому пути не в одиночестве, рядом с ним постоянно находятся взрослые – родители и педагоги.. Грамотное взаимодействие взрослых в процессе воспитания ребёнка обеспечивает максимальную реализацию всех имеющихся у него возможностей, позволит избежать многих трудностей и отклонений в ходе его психического и личностного развития. Пластичная, быстро созревающая нервная система дошкольника требует бережного к себе отношения. Создавая новые интенсивные программы развивающей работы с ребёнком необходимо иметь в виду не только то, чего он может достигнуть, но и то, каких физических и нервно – психических затрат ему это будет стоить. Любые попытки сократить дошкольный период жизни как «предварительный», «ненастоящий» нарушают ход индивидуального развития ребёнка, не позволяют ему использовать все возможности, которые предоставляет данный возраст для расцвета его психики и личности.

Тенденция к увеличению количества детей с речевыми нарушениями, а также современные подходы к процессу обучения и воспитания дошкольников заставляют нас искать новые формы взаимодействия между логопедами, педагогами, родителями и детьми. Только тесное сотрудничество всех участников коррекционного процесса обеспечивает успешное формирование личностной готовности детей с нарушениями речи к школ

Единообразие подходов логопеда и воспитателя к речевой работе с дошкольниками, преемственность в требованиях к ним, а также в содержании и методах коррекционной, учебной и воспитательной работы, комплексность и многообразие средств развития речи и устранения её недостатков, использование ведущего вида – игровой деятельности - залог успеха в логопедической работе. Условно этот процесс взаимодействия можно определить таким образом: с одной стороны, это оптимальная «логопедизация» проводимых воспитателем занятий и режимных моментов, с другой – насыщение логопедических занятий общеразвивающим материалом, их «психологизация». Этого можно достичь при условии готовности воспитателя и логопеда к осуществлению различных аспектов преемственности в педагогической работе.ьному обучению, социализации и адаптации их в обществе.


Успех коррекционно-развивающей работы в логопедической группе определяется строгой, продуманной системой, суть которой заключается в интегрировании логопедии в учебно - воспитательный процесс жизнедеятельности детей.

Естественный путь осуществления логопедизации – это взаимосвязь, взаимодействие логопеда и воспитателей.

Педагогический процесс в логопедической группе организуется в соответствии с возрастными потребностями, функциональными и индивидуальными особенностями, в зависимости от структуры и степени выраженности дефекта.

Конечная цель коррекционной группы: воспитание гуманной личности, всесторонне и гармонично-счастливого ребенка; социальная адаптация и интеграция ребенка в среду нормально развивающихся сверстников.



Анализируя различные формы коррекционной работы с детьми с нарушениями речи, мы искали методы, которые позволили бы ускорить процесс постановки, автоматизации нарушенных звуков, в целом развития всех компонентов речи, когнитивных процессов, коммуникативных навыков, и пришли к выводу о целесообразности внедрения в практику метода проектов как одного из эффективных приемов взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя в условиях логопедической группы.

 Становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое пространство, требует существенных изменений в педагогической теории и практике дошкольных учреждений, совершенствования педагогических технологий. Сегодня любое дошкольное учреждение в соответствии с принципом вариативности вправе выбрать свою модель образования и конструировать педагогический процесс на основе адекватных идей и технологий. На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидательной деятельности. Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.

 Ряд авторов (Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова) рассматривают проектную деятельность как вариант интегрированного метода обучения дошкольников, как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.[3,с.75] В Новое время этот термин связывается с понятием «проблема». Под методом проектов понимается совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся с обязательной презентацией этих результатов. Суть метода проектов - стимулировать интерес детей к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний. Таким образом, проектная деятельность представляет собой особый вид интеллектуально – творческой деятельности; совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности; способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.[2,с.190] В дошкольном образовании метод проектов рассматривается как один из вариантов интеграции (интеграция на основе единого проекта). Использование метода проектов в обучении дошкольников является подготовительным этапом для дальнейшей его реализации на следующей ступени образования. Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель(замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи.

Проект” – это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей, осуществляемой самостоятельно или коллективно и имеющей социально значимый результат.

Суть «метода проектов» в образовании состоит в такой организации образовательного процесса, при котором дети приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий.



Основной целью проектного метода в детском саду является развитие свободной творческой личности. Он дает ребенку возможность синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения. Проектный метод можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии логопеда, педагогов ДОУ и ребенка, имеющего нарушения речи. Это способ взаимодействия с окружающей ребенка средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели. Так вся деятельность педагогического коллектива в логопедической группе строится на проектной основе и это дает почву для плодотворной, творческо-поисковой деятельности коллектива. В логопедической группе детского сада проекты планируются по тематике, связанной с прохождением лексических тем, рекомендованных программой по коррекции речи для детей с ОНР.!!!



Метод проекта предоставляет ребенку уникальную возможность реализовать свои фантазии и соединить их с мечтой о взрослости. Работать над проектом способны дети разного уровня подготовленности. Главное- помочь ребенку поверить в свои силы. Наиболее полно и отчетливо воспринимается детьми то, что было интересно, то, что нашел и доказал сам.

Всегда можно отыскать что-то интересное и увлекательное в повседневно жизни, в образовательном процессе. Нужно только найти его и подать детям, что побудит их самих к подобным находкам и открытиям. Вовлеченные в проект дети не только учатся правильной речи, но и самостоятельно пробуют добывать новые знания, экспериментировать. Дети по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах.

Довольно легко вписывается в систему проектной деятельности интеграция, поэтому мы включили в логопедическую работу небольшие содержательные фрагменты разных видов деятельности: рисование, лепка, конструирование, математическое развитие. Интегрированное обучение дает детям возможность думать, творить, фантазировать, сочинять, познавать, развивать коммуникативные умения, обогащать словарь и формировать грамматические структуры речи. У детей развивается познавательная активность, т.к. вопросы и задания требуют от ребенка активизации имеющегося речевого опыта и применение опыта реальной жизни в нестандартной ситуации интегрированного обучения.

Учитывая возрастные психологические особенности дошкольников с речевым недоразвитием, координация проектов должна быть гибкой, т.е.педагог ненавязчиво направляет работу детей. Поэтому важна роль учителя-логопеда в проектной деятельности:

- помогает выбрать наиболее актуальную и посильную для детей задачу на определенный отрезок времени;

- подсказывает, какие материалы можно использовать;

- планирует обучение, игры и другие виды деятельности, которые можно включить в проект;

- определяет, кого из взрослых можно привлечь к осуществлению проекта;

- координировать весь процесс творческой деятельности;

- помогать детям в поиске источников информации;

- самому быть источником информации;

- поддерживать и поощрять активность детей в работе над проектом.


Задачи воспитателя

  1. Постоянное совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики.

  2. Закрепления произношения поставленных логопедом звуков.

  3. Целенаправленная активизация отработанной лексики.

  4. Упражнение в правильном употреблении сформированных грамматических категорий.

  5. Развитие внимания, памяти, логического мышления в играх и упражнениях на бездефектном речевом материале.

  6. Формирование связной речи.

  7. Закрепление навыков чтения и письма.









Проанализировав опыт работы и педагогическую литературу, мы пришли к выводу о необходимости совместного участия логопеда и воспитателей в осуществлении проектной деятельности в нашей логопедической группе.

(слайд 5) Метод проектов мы используем на протяжении 2 лет. Нами были определены задачи, стоящие перед воспитателями и логопедом и намечены пути их реализации (слайд 6) С детьми логопедической группы были осуществлены проекты по темам:

«Дикие животные родного края»

«Овощная семейка»

«Все профессии нужны, все профессии важны».

(слайд 7)В этом учебном году мы разработали и реализовали проекты по темам:

«Эта удивительная посуда»

«В лесу родилась елочка»

Выбор темы для проектов осуществляется в соответствии с комплексно-тематическим планированием воспитательно-образовательной работы, интересами и потребностями детей, а также в связи с недостаточными знаниями по какой-либо теме. Например, в ходе работы над темой «Посуда» выяснилось, что дети не знакомы с такими предметами как сито, дуршлаг, скалка, противень. Расширить знания о предметах посуды, а также познакомить детей с историей ее появления мы решили в рамках проекта «Эта удивительная посуда».(слайд 8), определили цель, наметили образовательные области в рамках которых будет осуществляться работа над проектом.

(слайд 9) Одним из форм взаимодействия логопеда с воспитателями в проекте «Эта удивительная посуда» стала экскурсия в «Русскую избу», где дети рассмотрели старинную посуду, узнали назначение чугуна, сита, выяснили значение слов кувшин, ухват.(слайд10) На коррекционном часе воспитатели по заданию логопеда провели игру «Что лишнее» для закрепления полученных знаний, которые использовались мною во время логопедического занятия по лексической теме «Посуда». (слайд 11)

При разработке проекта мы определяем общую цель и задачи, стоящие перед воспитателями и логопедом.(слайд 12) Например, в проекте «В лесу родилась елочка» передо мной стояла задача уточнения и расширения знаний детей о Новогоднем празднике, совершенствование грамматического строя речи и развитие связной речи. Эти задачи я реализовывала в ходе логопедического занятия, а также в дидактических играх на индивидуальных и подгрупповых занятиях. В ходе работы я опиралась на опыт детей, полученный во время наблюдения за елью, проведенного воспитателем на прогулке. Дети смогли составить описательный рассказ о дереве, использовали разнообразные определения и употребляли распространенные предложения, смогли назвать много отличий ели от других деревьев.

(слайд 13) В ходе проекта «В лесу родилась елочка» воспитатели познакомили детей с историей появления рождественской елочки, были даны новые знания о новогоднем празднике.(слайд 14) Детям было предложено закрасить макеты елочек из фанеры. Во время работы мною проводилась автоматизация звука «л» в речи. Дети проговаривали слова елочка, иголки, лапа, придумывали к ним определения.

(слайд 15)Широко использовались в проектной деятельности комплексы артикуляционной и пальчиковой гимнастики, самомассаж, упражнения на развитие речевого дыхания, которые были включены в различные формы непосредственной организованной образовательной деятельности.

(слайд 16) С целью развития координации движений, правильного речевого дыхания были подобраны логоритмические упражнения «Самовар», «Угостим чаем», «Елочка-красавица», которые использовались мною и воспитателями во время работы над проектами.

(слайд17) В процессе сюжетно-ролевых игр «Магазин посуды», «Встречаем гостей», «Детское кафе» осуществлялась активизация словаря детей и закрепление полученных знаний.

(слайд 18) Мы сделали подборку дидактических игр по темам проекта, направленных на развитие речи и других психических процессов. Например, игра «Распредели предметы по вагонам», направленная на коррекцию слоговой структуры слова, «Сложи из геометрических фигур елочку», на развитие пространственного гнозиса и закрепление знания геометрических фигур», «Выложи по контуру» на развитие тонкой моторики.(слайд19) Широко использовались в проектах и игры на формирование фонематического восприятия «Найди елочку для игрушки», «Распредели посуду по сервантам», «Найди елочную игрушку с заданным звуком».

(слайд 20)Для привлечения родителей к участию в коррекционном процессе были организованы выставки творческих работ родителей и детей, в которых приняли непосредственное участие и педагоги.

(слайд 21) В презентациях проектов принимали участие воспитатели, логопед, дети и родители. Была показана драматизация сказки о посуде, которую придумали дети вместе с родителями. Зрители отметили высокий уровень развития связной речи, выразительность речевых высказываний. В проекте «В лесу родилась елочка» итоговым мероприятием стало развлечение.(слайд 22), в ходе которого дети рассказали об истории появления Новогоднего праздника, поделились впечатлениями о проекте со зрителями.

В результате проведенной работы мы сделали вывод, что успех коррекционно-развивающей работы в логопедической группе определяется строгой, продуманной системой, суть которой заключается в интегрировании логопедии в учебно - воспитательный процесс жизнедеятельности детей. (слайд 23)Естественный путь осуществления успешной коррекционной работы – это взаимосвязь, взаимодействие логопеда и воспитателей. (слайд 24) Спасибо за внимание!



Анализируя различные формы коррекционной работы с детьми с нарушениями речи, мы искали такие, которые позволили бы ускорить процесс постановки, автоматизации нарушенных звуков, в целом развития всех компонентов речи, когнитивных процессов, коммуникативных навыков, и пришли к выводу о модернизации совместных детских проектов в практику работы учителя-логопеда.

Источник: http://logoportal.ru/ispolzovanie-tehnologii-sovmestnoy-proektnoy-deyatelnosti-v-rabote-uchitelya-logopeda-dou/.html



Включая в план работы по проекту чтение художественной литературы, беседы о прочитанном, просмотр мультфильмов, обсуждение проблемных ситуации мы ведём работу по формированию связной речи, приучаем детей строить фразы так, чтобы быть понятными своими сверстниками, обучаем правилам ведения дискуссии, делового спора и выражать свое мнение.

Источник: http://logoportal.ru/ispolzovanie-tehnologii-sovmestnoy-proektnoy-deyatelnosti-v-rabote-uchitelya-logopeda-dou/.html

Сегодня особое место в дошкольном образовании занимает проектирование. Это комплексная деятельность, участники которой автоматически осваивают новые понятия и представления в различных сферах жизни.

Суть «метода проектов» в образовании состоит в такой организации образовательного процесса, при котором дети приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий.

«Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо, и как я могу эти знания применить» - вот основной тезис современного понимания метода проектов. Он так же является одним из методов развивающего обучения.

Для повышения эффективности логопедической работы в образовательном процессе, наряду с исправлением речи, используется исследовательская работа. Проектная деятельность направлена на формирование и развитие у детей коммуникативных навыков, навыков подготовки к учебной деятельности, правильного распределения времени, планирования и самоконтроля. Логопедическое обучение дошкольников осуществляется при взаимодействии взрослого и ребенка. Это сотрудничество способствует обучению детей самостоятельному поиску путей и способов решения собственных проблем. Ребенок перестает быть объектом педагогического воздействия и становится активным участником творческой деятельности, цель которой – активизация его собственных ресурсов в процессе обучения и развития.

Довольно легко вписывается в систему проектной деятельности интеграция, поэтому мы включили в логопедическую работу небольшие содержательные фрагменты разных видов деятельности: рисование, лепка, конструирование, математическое развитие. Интегрированное обучение дает детям возможность думать, творить, фантазировать, сочинять, познавать, развивать коммуникативные умения, обогащать словарь и формировать грамматические структуры речи. У детей развивается познавательная активность, т.к. вопросы и задания требуют от ребенка активизации имеющегося речевого опыта и применение опыта реальной жизни в нестандартной ситуации интегрированного обучения.

Основной целью проектного метода в детском саду является развитие свободной творческой личности. Он дает ребенку возможность синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения. Проектный метод можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии логопеда, воспитателей логопедической группы, музыкального руководителя, физкультурного работника и ребенка, имеющего ОНР. Это способ взаимодействия с окружающей ребенка средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели. Так вся деятельность педагогического коллектива в логопедической группе строится на проектной основе и это дает почву для плодотворной, творческо-поисковой деятельности коллектива. В логопедической группе детского сада, проекты планируются по тематике, связанной с прохождением словарных тем, рекомендованных программой по коррекции речи для детей с ОНР.

. Поиски эффективных приемов и методов коррекции речи не утратили своей актуальности. В последнее время в дошкольных образовательных учреждениях вопросу взаимосвязи и преемственности в работе всех специалистов уделяется особое внимание. Особенно актуально это звучит для логопедических групп. Только при тесном сотрудничестве и единстве требований педагогов возможно преодоление имеющихся у детей дефектов речевого развития. В логопедической группе особенно важно насколько тесно сотрудничают учитель-логопед и воспитатели.

Коррекционно-педагогическая работа предусматривает решение следующих задач:

  • формирование фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза;

  • преодоление нарушений слоговой структуры слова;

  • обогащение словарного запаса;

  • развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики;

  • формирование грамматического строя речи и связной речи;

  • обучение грамоте.

Проектный метод в обучении дошкольников является подготовительным этапом для перехода детей в школу. Основной целью проектного метода в детском саду является развитие свободной творческой личности. Он дает ребенку возможность синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения. Проектный метод можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии логопеда, воспитателей логопедической группы, музыкального руководителя, физкультурного работника и ребенка, имеющего ОНР. Это способ взаимодействия с окружающей ребенка средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели. Так вся деятельность педагогического коллектива в логопедической группе строится на проектной основе и это дает почву для плодотворной, творческо-поисковой деятельности коллектива. В логопедической группе детского сада, проекты планируются по тематике, связанной с прохождением словарных тем, рекомендованных программой по коррекции речи для детей с ОНР.

Коррекционные задачи, стоящие перед воспитателем логогруппы

  1. Постоянное совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики.

  2. Закрепление произношения поставленных логопедом звуков.

  3. Обогащение, уточнение и активизация отработанной лексики в соответствии с лексическими темами программы.

  4. Упражнение в правильном употреблении сформированных грамматических категорий.

  5. Развитие внимания, памяти, логического мышления в играх и упражнениях на бездефектном речевом материале.

  6. Формирование связной речи.

  7. Закрепление формирующихся навыков звукослогового анализа и синтеза (закрепление навыков чтения и письма).

Перед педагогическим коллективом логопедической группы в рамках проекта ставятся задачи:

  • побуждать интерес к предлагаемой деятельности;

  • приобщать детей к процессу познания;

  • формировать различные представления, обогащать и расширять представления об окружающем мире;

  • побуждать детей к совместной деятельности;

  • формировать эмоциональную заинтересованность;

  • развивать мышление и воображение;

  • формировать различные способы общения;

  • овладение различными способами решения поставленных задач.

  • Литература.

  • Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений.— М.: Мозаика — Синтез, 2008. — 112 с.

  • Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/Н.А.Виноградова, Е.П.Панкова. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 208 с. – (Дошкольное воспитание и развитие).

  • Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт.-сост.: Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. – 3-е изд. пспр. и доп. – М.: АРКТИ, 2005. – 96 с.

  • Проблемы дошкольного образования на современном этапе: Выпуск 5. / Сост. О.В. Дыбина, О.А. Еник. – Тольятти: ТГУ, 2007. – 116 с.

  • Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2004, № 4. 

  • 1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н., «Проектная деятельность дошкольников». Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М. : Мозаика – Синтез, 2008

  • 2. Журавлёва В. Н., «Проектная деятельность старших дошкольников» пособие. Волгоград: Учитель, 2009

  • 3. Фотекова Т. А., Тестовая методика диагностики устной речи, методическое пособие. М. : Айрис - дидактика, 2007



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ