«Науки о природе. Методы изучения природы» 5 класс

Урок 1 «Науки о природе. Методы изучения природы» 5 класс


Цель: дать определение наукам изучающим природу.

Рассмотреть методы изучения природы

Выявить основные цели изучаемого предмета,

Создать условия для усвоения учащимися сущности методов наблюдения, эксперимента и измерения при изучении природы, их использования в практической деятельности.

Оборудование: линейка, термометр, весы, древесные опилки, кнопки и магнит.

1. Организационный момент, распределение учащихся по группам.

Ход урока: записать тему урока число

2. Новая тема.

Слово учителя: в этом году мы с вами будем изучать предмет « природоведение». В начальной школе вы изучали предмет « окружающий мир».

  1. Какие темы вы рассматривали на этом предмете?

  2. Как расшифровывается слово природоведение?

природоведение в словаре Ожегова

ПРИРОДОВЕДЕНИЕ - Наука о природе; такая наука как предмет школьного преподавания

природоведение - То же, что: естествознание


  1. Как вы понимаете слово «естествознание»?

Существует два определения понятия естествознания:

1) Естествознание - это наука о Природе как единой целостности.

2) Естествознание - это совокупность наук о Природе, рассматриваемых как единое целое. т.е это единый комплекс взаимосвязанных естественных наук, дополняющих друг друга. Это одна наука.


  1. Как расшифровать словосочетание « естественные науки»?

Естественные науки - совокупность наук о природе.


  1. Какие науки относятся к естественным наукам?

Традиционно естественными науками считаются: математика, физика, химия, биология, науки о Земле, науки о человеке как социально-биологическом существе.


Слово учителя: Мы много с вами говорим, что природу надо любить. Мы любим полноводные реки и тихие озера, бескрайние леса нашего родного края, безбрежные морские просторы, высокие горы и красивые долины. Но мало только говорить о любви, но и уметь изучать природу и нужно приложить все силы, чтоб была она еще краше и богаче на радость людям


Метода изучения природы

  1. Наблюдение

  2. Эксперимент

  3. Измерение

Чтобы понять, чем эти изучения отличаются друг от друга, мы выполним задания по группам и самостоятельно определим, как какая группа изучили природу.

Задание 1 группе: Посмотрите аквариум на ПК и изучите как плавают рыбки, как они едят. Расскажите про их внешний вид

http://www.youtube.com/watch?v=4iBaGqo8oaY


http://www.youtube.com/watch?v=AbtBgbhCECs


Задание 2 группе: Перед вами стаканы с водой, бумага; деревянные опилки, кнопки и магнит. Бумагу порвите на кусочки и бросьте в воду. С помощью магнита попробуйте кнопки очистить от опилок.

Что вы увидели и что получили? Какие свойства этих веществ вы изучили?

Задание 3 группе: Вам даны измерительная линейка, термометр, весы. Каждый ученик группы измеряет свой вес, рост и температуру.

После работы в малых группах проводится коллективное обсуждение результатов. Учащиеся отвечают на поставленные вопросы.

1 группа

  • Какие органы чувств использует человек, наблюдая за животными? ( 90 % -зрение, 8-9 % слух, 1-2 остальные органы чувств)

  • Как мы назовем этот метод познания природы?

  • Что можно узнать с помощью наблюдения?

2 группа

  • Можно ли увиденное и сделанное назвать методом наблюдения?

  • Чем отличается наблюдение от данного метода работы с

  • Как назовем этот метод познания природы?

Слова учителя

Эксперимент ( опыт) - это воспроизведение в лабораторных условиях того или иного природного явления.

Эксперимент – наиболее сложный метод познания природы, и осуществляется он по определенному плану. Демонстрируется план опыта:

  1. Определить цель.

  2. Выдвинуть предположение , гипотезу.

  3. Составить план проведения опыта, эксперимента.

  4. Подобрать оборудование

  5. провести опыт, эксперимент, наблюдение.

  6. Сделать записи, рисунки.

  7. Записать свои наблюдения и сделать выводы.

  8. Объяснить наблюдение на основе теоретических знаний.

  9. Обдумать возможное применение полученных знаний на практике.

3 группа

  • Можно ли это изучение назвать экспериментом?

  • Как делают измерения?

  • Нужен ли этот метод для изучения природы?

Затем коллективно обсуждается . для чего нужно изучать природу

  1. наблюдать за жизнью животных , узнать о их повадках;

  2. путем эксперимента человек, изучает возможные свойства неживой и способности живой природы;

  3. путем измерения люди могут узнать вес, рост, температуру, пульс животных и людей, объем, длину, высоту, ширину предметов и т. д.

  4. благодаря изучению природы, человек должен начать беречь и любить ее

  5. Записать в тетрадь

    1. Методы изучения природы.

    2. Цели изучения природы

3. Закрепление темы:

  1. Какие методы были применены автором этих строк для изучения природы.

  • За 1 час муравьи берут в « плен» на 0, 4 га леса вокруг муравейника 2 тыс. гусениц?

  • Лен цветет голубыми цветочками только до обеда;

  • Самое крупное соцветие у одной из индийских пальм. Оно достигает в высоту 14 м, его диаметр 12. м

  • Грязный снег быстрее тает, чем чистый.

Природа прекрасна, многообразна, величава, богата и нами любима.

Наблюдайте, измеряйте и экспериментируйте.

Но никогда не навредите природе!

Домашнее задание: прочитать текст учебника, по желанию провести наблюдение за домашним животным


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ