Использование стихотворений и рифмовок на уроках иностранного языка
Использование стихотворений и рифмовок на уроках иностранного языка
Формирование навыков произношения с первых уроков должно идти в условиях реального общения или как можно точнее имитировать эти условия. Другими словами, учащиеся должны «не готовиться к речи, как предусмотрено устными вводными курсами, а начинать обучение сразу». Создать реальную обстановку на уроке, ввести элемент игры в процесс овладения звуковой стороной иноязычной речи помогут рифмовки. Кроме того, они (рифмовки) прочно ложатся в память. Их запоминание облегчается разными созвучиями, рифмами и ритмикой.
Эффективным средством формирования фонетических навыков являются стихотворения и рифмовки. Стихотворения, рифмовки – это благодатный материал, используемый в обучении. Его можно использовать с начальных классов, обучая искусству иносказания, иллюстрируя свою мысль. Их использование в практике преподавания английского языка, несомненно, будет способствовать лучшему овладению этим предметом, расширяя знания о языке, лексический запас и особенности его функционирования.
В настоящее время большой интерес вызывает использование стихотворений и рифмовок на уроках иностранного языка для формирования произносительного навыка младших школьников. Разучивая стихотворение ребенок не чувствует той напряженности, которую он может ощущать при традиционной работе над фонетикой, он более раскрепощен и свободен. Этим и объясняется секрет популярности стихотворений и рифмовок среди учителей и учащихся. Кроме того, они легко вписываются в любой этап урока и доставляют учащимся неподдельное удовольствие.
На начальном этапе обучения используются упражнения двух типов:
Упражнения на активное слушание и распознавание звуков и интонем, направленные на развитие фонетического слуха и установление дифференциальных признаков изучаемых фонем и интонем. Упражнения могут выполняться на слух и с использованием графической опоры, с голоса учителя или с магнитофоном. Например:
послушайте ряд звуков / слов, поднимите руку/сигнальную карточку или хлопните в ладоши, когда услышите звук [g];
прослушайте предложения, поднимите руку, когда услышите вопросительное (повествовательное) предложение;
прослушайте предложение и отметьте ударные слова/количество синтагм и т.д.
Упражнения на воспроизведение.
Они направлены на активное проговаривание (имитацию) звуков, слогов, словосочетаний, предложений вслед за образцом-учителем или диктором - хором и индивидуально. Упражнения могут носить игровой характер – «Эхо», «Попугай», «Глухой телефон».
Итак, на начальном этапе обучения необходимо заложить основу хорошего произношения, которое предполагает правильное интонирование, соблюдение пауз, знание особенностей ударения слов в предложении, а также правильную артикуляцию. По мнению В.М. Филатова, хорошо отработанная произносительная сторона высказывания учащихся во время тренировки готовит их к осуществлению говорения как вида речевой деятельности. Как показывает опыт, произносительный навык не может сохраниться без изменений, поэтому важно не только поддерживать сформированные навыки, но и продолжать их совершенствовать на среднем и старшем этапе обучения[Филатов 2004: 211].
Использование стихотворений и рифмовок на изучаемом языке актуально на начальном этапе обучения иностранным языкам. Во-первых, учащиеся с самого начала приобщаются к культуре страны изучаемого языка, так как дети, по мнению психологов, особенно чутки и восприимчивы к чужой культуре. Во-вторых, личность ученика начинает всесторонне развиваться, т.к. специально отобранные стихотворения стимулируют образное мышление и формируют хороший вкус.
Что касается этапов урока, на которых используется данный материал может быть применен, то они различны. В зависимости от методической задачи отдельного этапа рифмованный материал используется:
1) для фонетической зарядки на начальном этапе урока;
2) на этапе введения, первичного закрепления, а также тренировки детей в употреблении лексического и грамматического материала;
3) на любом этапе урока как стимул для развития речевых навыков и умений;
4) как своего рода релаксация в середине или конце урока, когда учащимся необходима разрядка, снимающая напряжение и восстанавливающая их работоспособность [Синькевич 2002: 52].
Как отмечает Т.П. Рачок, главное в работе каждого учителя - это стремление к тому, чтобы процесс обучения превратился из монотонного механического воспроизведения материала в творческий поиск. В значительной мере этому способствует работа над поэтическими произведениями, которые развивают ребёнка, обогащают его духовный мир, учат видеть красоту природы [Рачок 1999: 15].
Подходы к работе над стихотворениями на уроках иностранного языка могут быть разными, в зависимости от поставленных задач учителем, от возраста учащихся. Стихотворения могут использоваться как один из наиболее эффективных видов формирование произносительных навыков, на материале которых с помощью технических средств можно отработать отдельные звуки, интонацию, ударение.
Аналогично рифмовки можно подобрать к отработке любого звука, вызывающего трудности у ребят. Поэтому необходимо распределять рифмовки по следующим критериям:
Рифмовка должна быть по возможности аутентичной;
рифмовка не должна быть длинной;
содержание рифмовки должно быть образным, чтобы можно было нарисовать к ней картинку-опору, подобрать игрушку или предмет и обыграть его, потому что в этом возрасте дети лучше запоминают слова, связанные с конкретными образами, действиями, ощущениями.
яркая, красочная наглядность поможет ребенку воспринять содержание текст;
Рифмовка может быть музыкальной, то есть, записана на кассете.
Рифмовки-песенки под музыку эмоционально окрашены, поэтому лучше запоминаются, вносят разнообразие в урок, поднимают настроение детям [Павлова 2010: 37].
Таким образом, стихотворения и рифмовки помогают пополнить запас слов учащихся, усвоить лексический или грамматический материал по теме. При работе над стихотворениями важной задачей является совершенствование навыков правильного произношения и беглости речи. Очень часто накопление словарного запаса учениками сопровождается небрежностями в артикуляции английских звуков. Учащиеся не очень любят повторять изолированные звуки и слова. Но опыт показывает, что на всех ступенях обучения языку школьники с увлечением повторяют звуки, если им предложить для этой цели небольшие скороговорки или рифмовки.
Литература:
Павлова, Е. А. Приемы работы с пословицами и поговорками [Текст] / Е. А. Павлова // Иностранные языки в школе. 2010. №5.
С. 37.
Палей, О. И. Работа с пословицами и поговорками на уроке иностранного языка в 3 классе [Текст] / О. И. Палей // Иностранные языки в школе. 2000. №5. С. 40-42.
Рачок, Т. П. Работа над стихотворениями на уроке иностранного языка [Текст] / Т. П. Рачок // Иностранные языки в школе. 1999. №2. С. 15.
Синькевич, Г. С. Песня на уроке английского языка [Текст] / Г. С. Синькевич // Иностранные языки в школе. 2002. №1.
С. 50-53.
Филатов, В. М. Методика обучения иностранным языкам в начальной и основной общеобразовательной школе [Текст] / В. М. Филатов. Ростов-на-Дону : Феникс, 2004. 416 с.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ