Литературный обзор использования неречевой коммуникации (жестов) у детей с ограниченными возможностями здоровья
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение школа № 46 Калининского района Санкт – Петербурга
Литературный обзор использования неречевой коммуникации (жестов) у детей с ограниченными возможностями здоровья
подготовила учитель-логопед
Волова Евгения Ивановна
г. Санкт-Петербург
декабрь 2013
Общение - взаимодействие двух или более людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата ( А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, М.И. Лисина и др.). Общение - важнейшее условие развития, приобретения социального опыта и жизни человека в обществе.
Общение – не просто устная речь. Многие люди не могут говорить, но успешно общаются на языке жестов, используя всю моторику, свойственную лицу (мимику, взгляд), рукам (жестикуляцию), телу (пантомимику, позы). Когда жесты целенаправленно используются для коммуникации (заменяют в общении элементы языка), говорят о неречевом общении.
Аспекты использования невербальной коммуникации широко освещены в работах Шкловского В.М., Визель Т.Г. по афазии. Поскольку речевые средства общения с окружающими становятся недоступными данному контингенту больных, в логопедическую практику введена доступная большинству из них система невербальной коммуникации, состоящая в использовании набора жестов и пиктограмм (рисованных знаков).
Под невербальной коммуникацией при афазии понимается замещение или дополнение отсутствующего (или неправильного) вербального выражения у больного невербальными средствами: мимикой, жестами, пантомимой, интонацией голоса, рисунком, т.е. совокупностью всех невербальных выражений мысли.
Содержание средств невербальной коммуникации (СНК) определено универсальными для всех больных коммуникативными потребностями. Они заменяют слово или предложение и являются иконическими знаками, т.е. такими, которые имеют общую смысловую основу с обозначаемым понятием. Для обозначения понятий, которые трудно обозначить реалистическими изображениями, используются абстрактные знаки.
Кроме того, каждому рисованному знаку соответствует жест, уточняющий представленное понятие. Так, слово «пить» можно изобразить жестом руки, держащей чашку и подносящую ее ко рту. В целом используемая система жестов соответствует внутренней лексико-самантической структуре разговорного языка. Использование жеста в восстановлении речи у больных с афазией, так же как и рисованного знака, основано на принципе взаимосвязи знака и слова в языковой ретроспекции.
Активное пользование набором жестов и пиктограмм оказывает растормаживающее действие на собственную устную и письменную речь больных. В процессе занятий у значительной части из них появляется слова и простые фразы. В связи с такой спецификой СНК основной целью их использования является расширение рамок коммуникации, а также растормаживание устной и письменной речи.
Таким образом, применение предлагаемых невербальных средств, как и других методов логопедической работы, направлено в конечном счете не на замену одного способа оформления замысла высказывания другим, а на восстановление речевой функции. Кроме того, данная методика способствует решению и другой задачи, связанной с восстановлением неречевых функций больных. Это выявление, уточнение и использование сохранных двигательных и неречевых (паралингвистических) резервов больного:
§ восстановление движений паретичной руки;
§ коррекция мимики и жеста;
§ восстановление ориентации в пространстве;
§ преодоление апракических расстройств в разных модальностях;
§ повышение коммуникативной активности больного.
Обязательным условием является постоянное «оречевление» жестов со стороны обучающего. Несоблюдение этого условия может «увести» больного от речи, переключить его полностью на невербальный способ общения. Вместе с тем постоянное речевое сопровождение используемых знаков способствует активизации невербально-вербальных связей. Процесс восстановления речевой и неречевых функций становится неразрывным, обеспечивающим наиболее полную компенсацию нарушенных звеньев психической деятельности.
Также вопрос использования замещающей коммуникации рассматривался применительно к детям с синдромом Дауна, работа Панфиловой И.А. «Поддерживающая коммуникация как этап развития речи ребенка». Фонд «Даунсайт Ап».
Использование жестовой речи в центре «Даунсайт Ап» опирается на исследования многих зарубежных ученых, которые установили, что жесты в обучении детей с синдромом Дауна ускоряют их общее и речевое развитие. Специалисты на основе своего многолетнего опыта могут только подтвердить и поддержать это утверждение.
Часто родители весьма скептически относятся к языку жестов, боятся, что это может затормозить речевое развитие, задержать его. Научные исследования доказали обратное. Без использования языка жестов дети с синдромом Дауна, оказываясь в ситуации, когда не могут выразить свои чувства и потребности словесно, нередко просто переходят на крик или начинают так или иначе проявлять агрессию.
Язык жестов помогает ребенку усваивать основные понятия, он учится влиять на окружающий мир. Важно понять, что на том этапе, когда речевое общение невозможно, жест может быть тем мостиком, который проложит путь от движения рук к первым сказанным словам. Жестовая речь всегда подкрепляется словесной, поэтому у ребенка есть возможность выбора, что повторить за вами: слово или жест.
Жесты должны быть такими, чтобы:
– в процессе повседневной жизни ими легко было пользоваться,
– ребенок мог легко их выполнять.
Лучше всего ребенок учится жестам путем подражания. Как правило, он использует те жесты, которыми пользуются окружающие его люди.
Несколько рекомендаций по применению жестов из работы Панфиловой И. А.:
1. Жест всегда должен синхронно подкрепляться словом.
2. Когда выполняется жест и произносится слово, ребенок должен смотреть на педагога или того человека, который с ним общается.
3. При обучении ребенка жесту ему необходимо оказывать помощь. Вам следует помогать ему в выполнении движения своими руками.
4. Жесты, которым обучен ребенок, должны отрабатываться в повседневной жизни.
5. При общении жестами ребенка следует побуждать к произнесению звуков, слов.
6. Всем окружающим важно понимать жесты, которые использует ребенок, и эмоционально реагировать на них.
Количество работ, посвященных исследованию общения у лиц с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, невелико. Особенности общения изучались преимущественно у детей, чаще с легкой умственной отсталостью. Хотя, по данным А. Н. Леонтьева (1984), нарушение вербального общения у умственно отсталых лиц встречается в 40-60 % случаев. Нарушения проявляются в форме немоты, ограничения речи несколькими словами, косноязычия вследствие деформации органов речи (расщепление неба), косноязычия при нарушенном слухе, косноязычия при позднем развитии, речи, лишенной выразительности при недостатке высшей интегральной способности.
Когда жесты целенаправленно используются для коммуникации (заменяют в общении элементы языка), говорят о неречевом общении. При умеренной и тяжелой умственной отсталости этот вид общения имеет важное компенсаторное значение. Это «обходной путь» (Выготский Л.С.) развития и социализации умственно отсталых людей, имеющих серьезные нарушения речевого развития.
Проблема формирования навыков использования жестов и других невербальных средств для коммуникации не говорящими детьми с выраженной степенью умственной отсталости, является одной из актуальных в рамках общей проблемы социализации данной категории детей.
Как показывают различные исследования (Маллер А.Р., Забрамная С.Д., Исаев Д.Н., Шипицына Л.М. и др.), эти дети испытывают большие трудности общения по причине серьезных нарушений речевого развития, несформированости интереса к общению, ограниченности контактов. Вместе с тем у них отмечается наличие способности удовлетворительно улавливать и понимать невербальные средства общения (интонации, жесты, мимику, пантомимику, паралингвистические и визуальные знаки общения), пользоваться ими в результате специально организованного обучения для коммуникативных целей.
В работе Шипицыной Л. М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта», говорится: «Если речь и связанное с ней вербальное общение умственно отсталого ребенка не развиты или развиты крайне пассивно, следует использовать невербальное общение.»
Понимание средств невербального общения и овладение ими помогают детям с нарушениями интеллекта стать интересными в общении, познавать людей, завоевывать друзей.
Человеческое общение осуществляется либо через произнесенное слово, либо при помощи жестов и мимики, либо с использованием картинок и символов. Язык, жесты и символы сменяют друг друга или используются одновременно. Если одно из средств общения «выходит из строя» по какой-либо причине, то оставшиеся получают дополнительную нагрузку как носители процесса взаимопонимания.
Естественная жестикуляция помогает всем нам в трудной ситуации. Чтобы обратить на себя внимание, мы машем рукой человеку, находящемуся в дальнем углу комнаты, показываем на предметы, о которых мы говорим. Мы хмуримся, когда рассержены, и улыбаемся, когда довольны. Все это — естественные способы общения, придающие словам дополнительный смысл. Лица с нарушением интеллекта понимают эти жесты быстрее и легче, чем слова, сопутствующие им. Мы можем использовать эту особенность восприятия, чтобы помочь им в развитии речи.
Система жестов используется не только для глухих, но и других «неговорящих» или «плохоговорящих» людей. Так, в Оксфорде разработан язык жестов для детей с синдромом Дауна, который называется «Смотри и говори». Эта система может быть применена и для взрослых «неговорящих» умственно отсталых людей. Основу этой системы составляют знаки — жесты рук для некоторых ключевых слов.
В выше названной книге Шипициной Л. М. также приводятся примеры некоторых простых жестов.
В начале обучения языку жестов понадобятся только жесты, обозначающие понятия, важные для ребенка. Он должен понимать простые предметы и действия, знать, когда говорят о ком-то. Постепенно ребенок освоит жесты, которые обозначают интересующие его понятия. Позже при помощи жестов он сможет строить небольшие предложения, например: «Пойдем туда» или «Это мое» и др.
Современные программы обучения и воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью предполагают формирование у них подобных коммуникативных навыков. Так, в Программе коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей-инвалидов с тяжелой степенью интеллектуального недоразвития (2007 г.) под авторством Дедюхиной Г.В., Худенко Е.Д., Кальянова И.В. и других указано, что дети, имеющие проблемы с речью, могут и должны овладеть умением строить коммуникативные фразы, используя доступный им спектр невербальных средств.
По мнению авторов Питерси М. и Трилор Р. Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. Книги 1- 8. – М.: Ассоциация Даун Синдром, 2001. , этапу формирования невербальных средств общения обязательно должен предшествовать этап подготовки этих детей к усвоению коммуникативных навыков. В качестве основных показателей готовности данной категории детей к коммуникативной деятельности были взяты:
наличие потребности в общении, умение внимательно смотреть, слушать и реагировать, подражать взрослому, соблюдать очередность, пользоваться элементарными навыками общения в повседневной жизни, воспринимать и понимать обращенную речь, наличие игровых навыков и навыков взаимодействия с взрослыми и сверстниками.
Дети с интеллектуальной недостаточностью (как и в норме) начинают управлять своими движениями намного раньше, чем начинают говорить (и начинают ли вообще), а также выражают все виды эмоций, желаний и потребностей. Это проявляется в умении подражать движениям, мимике взрослых. Ребенок готов к овладению жестовой речью, если выполняются два условия:
1) он понимает, что жест обозначает что-то еще;
2) он способен запомнить, что именно обозначает какой-то жест.
Жесты подразделяют на:
– указательные, иллюстративные, поясняющие и выделяющие высказываемую мысль,
– и выразительные, или изобразительные, передающие, выражающие слово; они обозначают состояние, предмет или действие.
Существует несколько аспектов в обучении использования жестов:
1. Используя жесты в повседневной жизни, указывайте на предмет и называйте его.
2. Общайтесь в веселой, доброжелательной форме. Хвалите и поощряйте даже за незначительные успехи. Тем скорее ребенок захочет «поговорить» с вами.
3. Начните общение с самых простых и общепринятых жестов: «пока-пока», «привет», «дай», «нельзя» и т.п.
4. Постепенно вводите новые слова, чтобы ребенок пополнял свой словарь.
5. Всегда называйте предмет, на который указываете жестом.
6. Приспособьте жесты так, чтобы они соответствовали предпочтениям или желаниям ребенка.
7. Обучая ребенка, выбирайте такие действия и предметы, которые хорошо известны ему.
8. Используйте только те жесты, которые он сможет повторить.
9. Всегда употребляйте один и тот же жест для обозначения определенного слова.
10. Вводите новые знаки, когда ребенок освоил предыдущие.
11. Не забывайте знаки, которые вы с ребенком выучили раньше, продолжайте употреблять их наряду с новыми.
Важные требования к жестам:
– ребенок должен легко их воспроизводить;
– все окружающие ребенка люди (по возможности) должны знать, что именно обозначает тот или иной жест, и правильно реагировать;
– жесты должны обозначать нечто важное для ребенка, то, что постоянно встречается или требуется ему в повседневной жизни;
– жесты должны давать ребенку возможность выразить себя и мотивировать его для дальнейшего общения.
Важно не забывать, что при этой системе общения ребенок должен постоянно видеть собеседника, когда с ним разговаривают и параллельно жестикулируют. Ему необходимо постоянно уделять внимание и смотреть на него, когда он пытается что-то «сказать». На первых порах необходимо помогать ребенку сделать жест, взяв его руки в свои. Всякий раз, когда ребенок сделал какой-то условленный жест, повторяйте вслух соответствующее слово.
Полное овладение смыслом общения с помощью языка жестов происходит по мере развития сознания и мышления ребенка. Механизм усвоения содержания жеста в общении, видимо, аналогичен усвоению значения слов. Ребенок вначале начинает применять знак, а только позднее осознает его содержание. Значение жеста возникает после многократного повторения в общении со стороны взрослого и самого ребенка. Общение со взрослым является важнейшим условием усвоения жестикуляции.
Практика формирования коммуникативных навыков у безречевых детей с выраженной степенью умственной отсталости, воспитывающихся в условиях стационарного учреждения – ДДИ «Южное Бутово», показала, что Обучение жестам оказало заметное влияние на речевое развитие детей: оно способствовало развитию звукоподражания, расширению словаря понимаемых слов и инструкций. Значение используемого жеста дети соотносят со словом и пытаются его произнести, используя при этом и другие невербальные средства (позу, мимику и др.). Целенаправленно проводимая коррекционно-развивающая и воспитательная работа особенно положительно сказалась на умении детей внимательно смотреть, слушать и реагировать на обращенную речь (все дети получили более высокие баллы во втором обследовании); подражать действиям взрослого, применять навыки общения «докоммуникативного» периода в повседневной жизни.
В процессе обучения дети, которые ранее пользовались индивидуальными жестами, перешли к употреблению общепринятых. В условиях группового использования общих жестов процесс переобучения проходил легко и быстро.
Поведение воспитанников стало более социально приемлемым: адекватным по ситуации и менее конфликтным. Ребенок, используя жест «дай», получает желаемое, а не «лезет без разрешения в шкаф», не отбирает игрушку у сверстника. Взрослый старается использовать возникающие ситуации и вовремя предлагать нужные жесты. После неоднократного повторения типичных ситуаций дети самостоятельно начинают правильно использовать соответствующий ей жест.
Отмечается начало самостоятельного использования жестов и других невербальных средств детьми при контакте со сверстниками (подвижные игры, игры «рядом» и т.п.). Жест используется для управления его поведением (воспроизведение характерного жеста взрослого).
Подготовка воспитанников к этапу формирования коммуникативных навыков осуществляется в условиях особого построения коррекционно-развивающей и воспитательной работы. Занятия и повседневное общение воспитателя с детьми проходят с обязательным обучением детей использованию жестов и других невербальных средств. Они учатся по показу воспитателя сопровождать слова и выражения характерными выразительными движениями, звуками. Это позволяет им перевести значение слов и фраз на двигательно-зрительный, двигательно-слуховой и двигательно-зрительно-слуховой уровни.
Специально расширяется контекст применения и организуется перенос навыков использования жестов и других невербальных средств общения в более широкую среду через привлечение различных специалистов(врачей, учителей, педагога-психолога, логопеда и др.) к использованию общепринятых жестов в общении с детьми; ознакомление родителей с основным содержанием и целями проводимой воспитателем работы, предоставление им письменных рекомендаций, пояснений по обучению ребенка использованию общепринятых жестов в условиях домашнего общения.
Линда Акредоло , Сьюзен Гудвин и Дуг Абрамс в своей книге «Как разговаривать с ребенком, когда он ещё не умеет говорить » приводят рекомендации к использованию и обучению жестовым знакам детей раннего возраста. В книге есть схематичные изображения жестов. Все жесты делятся на несколько групп, изучаемых последовательно: начальные знаки (6 шт.), знаки безопасности, знаки для еды, знаки для режимных моментов, знаки для выражения чувств, знаки для дома, для мира вокруг и т.д.
Список литературы
Панфилова И.А. «Поддерживающая коммуникация как этап развития речи ребенка». Фонд «Даунсайт Ап».
Питерси М. и Трилор Р. Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. Книги 1- 8. – М.: Ассоциация Даун Синдром, 2001.
Худенко Е.Д., Дедюхина Г.В. Комплексная программа развития и социализации особого ребенка в семье - М., 2009 - 212 с.
Шипицына Л. М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта.— СПб.: Речь, 2005. — 477 с.
Шипицына Л.М., Защиринская О.В. Невербальное общение у детей при нормальном и нарушенном интеллекте. – М.: Речь, 2009. – 128 с.
Шипицына Л.М., Защиринская О.В. Невербальное общение у детей при нормальном и нарушенном интеллекте. – М.: Речь, 2009. – 128 с.
Шкловский В.М., Визель Т.Г. Восстановление речевой функции у больных с разными формами афазии. — М.: «Ассоциация дефектологов», 2000. — 96 с.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ