Изучение казачьей родословной как фактор социализации подростка
А.В.Дюкарев
Изучение казачьей родословной как фактор
социализации подростка.
В качестве одного из путей преодоления духовного и социального кризиса, который переживает наше общество в последнее время, можно использовать интерес к генеалогии, к своим родословным. Изучение родословной своей семьи несет в себе не только историческое познание, но и мало пока используемые возможности в духовно-нравственном воспитании, социокультурном и психолого-педагогическом воздействии на подростка. Исходя из этого, целесообразно использовать потенциал практической генеалогии и для решения проблемы социализации подростка.
«Под социализацией принято понимать процесс овладения человеком социальными ценностями и нормами, социальным опытом и знаниями, благодаря чему он становится полноправным членом общества» [1]. Это путь от биологического существа к общественному. Этот процесс происходит как в результате воспитания, т.е. целенаправленного воздействия на личность, так и в результате самостоятельного осмысления действительности подростком. То есть, социализация имеет двустороннюю направленность: сам человек прилагает усилия для овладения социальными навыками, и общество, посредством воспитания, образования, приобщения его к культуре, трансформирует его. Практически все, что происходит в жизни подростка, можно рассматривать как фактор социализации, обуславливающий усвоение тех или иных норм поведения. А где как не в семейной истории искать примеры для подражания? Открыв подростку мир его предков, мы получим прекрасный побудительный мотив к овладению им общественно-значимыми ценностями.
В рамках обрисованной проблематики казачьи родословные являются прекрасным инструментом социализации подрастающего поколения. Подростковый возраст время перехода ребенка в мир взрослых, становления новой личности. В целях облегчения процесса вхождения ребенка в общество мы и предлагаем использовать такой фактор социализации, как изучение родословной своей семьи. «Родословная, - по определению В. Даля, - это книга родословий... Родословие - счет или роспись родового происхождения...» [2].
Родословная является предметом изучения генеалогии - исторической науки, исследующей происхождение и развитие родов, фамилий исторических лиц и установление связей между ними. Раньше наличие родословной было прерогативой богатых и знатных людей, всем остальным она не полагалась. Назначение родословной тоже было несколько однобоким - доказать посредством своего древнего происхождения право на чины, богатство, привилегии, на место и положение в обществе и государственном аппарате. Сейчас ситуация изменилась, и любой человек в праве иметь и знать свою родословную, гордиться своими предками. Изменилось и назначение родословной. Она становится мощным воспитательным и образовательным фактором, источником морально-нравственных устоев новых поколений. «…Из дисциплины некогда обслуживающей сословные интересы, генеалогия все больше становится наукой, воспитывающей гражданственность. Деяния предков, историко-политический фон периода их жизни, особенности культуры становятся достоянием все большего числа их потомков, вызывая не только чувство законной гордости или сострадания, но и состояния приобщенности к всеобщей истории, общественной мысли разных поколений…» [3]. Мощный, но пока слабо востребованный потенциал родословной и надо использовать для преодоления отчуждения подростка от общества, которое, по сути, является следствием его отчуждения от собственной семьи. Именно дистанцированность подростка от семьи является одной из дисфункций этого важнейшего института социализации. Дисфункции семьи, в свою очередь, способствуют негативным отклонениям в поведении подростков, что подтверждается данными многочисленных социологических исследований.
В поисках путей решения этой проблемы и апробации наших теоретических построений было проведено социологическое исследование, результаты которого достаточно интересны и наглядны [4]. Целью исследования являлось определить причины недостаточной осведомленности подростков о своей родословной, а также исследовать особенности социализации подростков с различной глубиной родовой памяти (глубина родовой памяти - до какого колена подросток знает своих предков).
Почти половина опрошенных - 46% - не знает своей родословной. Самая распространенная причина незнания своей родословной это то, что ребятам даже не пришло в голову кого-то об этом спрашивать (44%). Это говорит о том, что само понятие родословной, предмет родословной (семья, предки) на данный момент лежат вне круга видимости, досягаемости подростка. Версия о том, что основной причиной незнания родословной является некомпетентность родителей, не подтвердилась. Лишь пятая часть опрошенных - 6,9% указали такую причину.
Среди тех, кто знаком со своей родословной, только 16,7% показали значительную глубину родовой памяти. Они знают предков старше прабабушки и прадедушки, то есть знают свою родословную до 4 и 5 колен. 61,3% знают своих прабабушек и прадедушек, Т.е. знают родословную до 3 колена. 20% знают только бабушек и дедушек.
Версия о том, что подростки не интересуются своей родословной, также не подтвердилась. 83,5% подростков ответили, что им это интересно. При этом 8,3% считают, что это не очень интересно. 1 % ответили, что это скучно, а 7,2% затруднились ответить.
Как видим, число интересующихся родословной почти в два раза превышает число подростков, действительно знакомых с историей семьи: 83,5% против 54%, т.е. этот интерес зачастую остается нереализованным.
Интерес к родословной является одним из субъективных факторов, влияющих на интерес к истории как школьному предмету. Это подтверждается данными о том, что среди увлекающихся родословной большинство подростков отметили, что с удовольствием посещают уроки истории. Примечательно, что среди тех, кто не любит историю или затрудняется оценить свое отношение к этому предмету, большинство интересуется родословной.
Значит, это обстоятельство можно использовать в методике преподавания истории, повышая интерес к предмету через взаимосвязь программного материала с историей семьи. Ведь именно из множества семейных историй и складывается история любого государства, страны, народа. А семейная история – это и есть родословная, потому что родословная - это не только сухое перечисление дат, имен, фамилий, не только строгая структура родовых колен, ветвей, династий. Это еще и живая история, насыщенная фактами и событиями [5].
Исследование также показало, что наиболее целесообразно проводить работу по изучению родословных среди подростков седьмых и десятых классов. У них выявлен наибольший процент заинтересованности в родословной своей семьи: 92% и 86% соответственно.
Относительно особенностей социализации подростков с различной глубиной родовой памяти данные нашего исследования позволяют заметить, что подростки с глубиной памяти до 3, 4, 5 колен отличаются от подростков с малой глубиной родовой памяти более эффективным усвоением социальных норм и предметов школьной программы. Это объясняется более благоприятными условиями социализации. В частности, наше исследование выявило более благоприятный психологический климат в семьях таких подростков. 63% из них оценивают свои отношения с родителями как теплые и доверительные. В то время как среди подростков с меньшей глубиной родовой памяти лишь 17% имеют такие отношения с родителями.
Можно предположить, что беседы родителей с детьми о прошлом собственной семьи способствуют формированию в ней благоприятной психологической атмосферы. А тот факт, что изучение родословной предусматривает более интенсивное общение родителей с детьми, является очевидным и не требует проверки социальными исследованиями. Такое общение, безусловно, уменьшает дистанцированность подростка от родителей, а значит, стабилизирует деятельность семьи как основного института социализации.
Таким образом, занятия с ребенком генеалогией, формируют благоприятную социализационную среду в его собственной семье.
Есть все основания полагать, что благодаря такой методике через осознание себя частью семьи, рода подросток придет к осознанию себя частью общества, сумеет найти в нем свое место и внести достойный вклад в дальнейшее развитие своей Родины.
Примечания
1. Комаров М.С. Введение в социологию. - М.: Наука, 1994. С. 104.
2. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4т. Т 4.- М., 1995. - С.10.
3. Сохроков Х. Наука, воспитывающая гражданственность // Генеалогия Юга России: история и современность: Материалы Всероссийской научной конференции. – Нальчик, 2004. – С. 3.
4. Дюкарев А.В. Изучение родословной как фактор социализации подростка // Педагогический вестник Кубани. – 1999. - № 4. – С. 48 – 51.
5. Дюкарев А. Ваша родословная. Генеалогический тезаурус. Славянск-на-Кубани, 1998.
(опубликовано в журнале «Педагогический вестник Кубани». – 1999. - № 4. – С.48-51.)
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ