Изучение казачьей родословной как фактор социализации подростка

А.В.Дюкарев

Изучение казачьей родословной как фактор

социализации подростка.


В качестве одного из путей преодоления духовного и соци­ального кризиса, который переживает наше общество в последнее время, можно ис­пользовать интерес к генеало­гии, к своим родословным. Изу­чение родословной своей се­мьи несет в себе не только ис­торическое познание, но и мало пока используемые воз­можности в духовно-нравствен­ном воспитании, социокультур­ном и психолого-педагогичес­ком воздействии на подростка. Исходя из этого, целесообразно использовать потенциал практической генеалогии и для решения проблемы социали­зации подростка.

«Под социализацией при­нято понимать процесс овла­дения человеком социальны­ми ценностями и нормами, со­циальным опытом и знания­ми, благодаря чему он стано­вится полноправным членом общества» [1]. Это путь от био­логического существа к обще­ственному. Этот процесс про­исходит как в результате вос­питания, т.е. целенаправлен­ного воздействия на личность, так и в результате самостоя­тельного осмысления действи­тельности подростком. То есть, социализация имеет двусто­роннюю направленность: сам человек прилагает усилия для овладения социальными на­выками, и общество, посред­ством воспитания, образова­ния, приобщения его к культу­ре, трансформирует его. Прак­тически все, что происходит в жизни подростка, можно рас­сматривать как фактор социализации, обуславливающий ус­воение тех или иных норм по­ведения. А где как не в семейной истории искать примеры для подражания? Открыв подростку мир его предков, мы получим прекрасный побудительный мотив к овладению им общественно-значимыми ценностями.

В рамках обрисованной проблематики казачьи родословные являются прекрасным инструментом социализации подрастающего поколения. Подростковый возраст ­время перехода ребенка в мир взрослых, становления новой личности. В целях об­легчения процесса вхождения ребенка в общество мы и предлагаем использовать та­кой фактор социализации, как изучение родословной своей семьи. «Родословная, - по оп­ределению В. Даля, - это книга родословий... Родословие­ - счет или роспись родового происхождения...» [2].

Родословная является предметом изучения генеа­логии - исторической науки, исследующей происхождение и развитие родов, фамилий исторических лиц и установ­ление связей между ними. Раньше наличие родослов­ной было прерогативой бога­тых и знатных людей, всем остальным она не полага­лась. Назначение родословной тоже было несколько од­нобоким - доказать посред­ством своего древнего проис­хождения право на чины, бо­гатство, привилегии, на место и положение в обществе и го­сударственном аппарате. Сейчас ситуация изменилась, и любой человек в праве иметь и знать свою родослов­ную, гордиться своими пред­ками. Изменилось и назначе­ние родословной. Она стано­вится мощным воспитатель­ным и образовательным фактором, источником морально-­нравственных устоев новых поколений. «…Из дисциплины некогда обслуживающей сословные интересы, генеалогия все больше становится наукой, воспитывающей гражданственность. Деяния предков, историко-политический фон периода их жизни, особенности культуры становятся достоянием все большего числа их потомков, вызывая не только чувство законной гордости или сострадания, но и состояния приобщенности к всеобщей истории, общественной мысли разных поколений…» [3]. Мощный, но пока слабо востребованный потенци­ал родословной и надо ис­пользовать для преодоления отчуждения подростка от об­щества, которое, по сути, яв­ляется следствием его отчуж­дения от собственной семьи. Именно дистанцированность подростка от семьи является одной из дисфункций этого важнейшего института социа­лизации. Дисфункции семьи, в свою очередь, способствуют негативным отклонениям в поведении подростков, что подтверждается данными многочисленных социологи­ческих исследований.

В поисках путей решения этой проблемы и апробации наших теоретических построений было проведено социологическое исследо­вание, результаты которого достаточно интересны и наглядны [4]. Целью исследования являлось опре­делить причины недостаточ­ной осведомленности подрос­тков о своей родословной, а также исследовать особенности социализации подростков с различной глубиной родовой памяти (глубина родовой па­мяти - до какого колена под­росток знает своих предков).

Почти половина опро­шенных - 46% - не знает сво­ей родословной. Самая рас­пространенная причина незнания своей родословной ­это то, что ребятам даже не пришло в голову кого-то об этом спрашивать (44%). Это го­ворит о том, что само понятие родословной, предмет родос­ловной (семья, предки) на данный момент лежат вне кру­га видимости, досягаемости подростка. Версия о том, что основной причиной незнания родословной является неком­петентность родителей, не подтвердилась. Лишь пятая часть опрошенных - 6,9% ­указали такую причину.

Среди тех, кто знаком со своей родословной, только 16,7% показали значитель­ную глубину родовой памяти. Они знают предков старше прабабушки и прадедушки, то есть знают свою родословную до 4 и 5 колен. 61,3% знают своих прабабушек и прадеду­шек, Т.е. знают родословную до 3 колена. 20% знают только бабушек и дедушек.

Версия о том, что подрост­ки не интересуются своей ро­дословной, также не подтвер­дилась. 83,5% подростков от­ветили, что им это интересно. При этом 8,3% считают, что это не очень интересно. 1 % отве­тили, что это скучно, а 7,2% затруднились ответить.

Как видим, число интересу­ющихся родословной почти в два раза превышает число подростков, действительно знакомых с историей семьи: 83,5% против 54%, т.е. этот интерес зачастую остается не­реализованным.

Интерес к родословной яв­ляется одним из субъектив­ных факторов, влияющих на интерес к истории как школь­ному предмету. Это подтверж­дается данными о том, что среди увлекающихся родос­ловной большинство подрост­ков отметили, что с удоволь­ствием посещают уроки исто­рии. Примечательно, что сре­ди тех, кто не любит историю или затрудняется оценить свое отношение к этому пред­мету, большинство интересует­ся родословной.

Значит, это обстоятельство можно использовать в мето­дике преподавания истории, повышая интерес к предмету через взаимосвязь программ­ного материала с историей семьи. Ведь именно из мно­жества семейных историй и складывается история любо­го государства, страны, наро­да. А семейная история – это и есть родословная, потому что родословная - это не толь­ко сухое перечисление дат, имен, фамилий, не только строгая структура родовых ко­лен, ветвей, династий. Это еще и живая история, насы­щенная фактами и события­ми [5].

Исследование также пока­зало, что наиболее целесооб­разно проводить работу по изу­чению родословных среди под­ростков седьмых и десятых классов. У них выявлен наи­больший процент заинтересо­ванности в родословной своей семьи: 92% и 86% соответ­ственно.

Относительно особеннос­тей социализации подростков с различной глубиной родо­вой памяти данные нашего ис­следования позволяют заме­тить, что подростки с глубиной памяти до 3, 4, 5 колен отли­чаются от подростков с малой глубиной родовой памяти бо­лее эффективным усвоением социальных норм и предме­тов школьной программы. Это объясняется более бла­гоприятными условиями соци­ализации. В частности, наше исследование выявило более благоприятный психологичес­кий климат в семьях таких подростков. 63% из них оце­нивают свои отношения с ро­дителями как теплые и дове­рительные. В то время как среди подростков с меньшей глубиной родовой памяти лишь 17% имеют такие отно­шения с родителями.

Можно предположить, что беседы родителей с детьми о прошлом собственной семьи способствуют формированию в ней благоприятной психоло­гической атмосферы. А тот факт, что изучение родослов­ной предусматривает более интенсивное общение роди­телей с детьми, является оче­видным и не требует провер­ки социальными исследова­ниями. Такое общение, безусловно, уменьшает дистанци­рованность подростка от ро­дителей, а значит, стабилизи­рует деятельность семьи как основного института социали­зации.

Таким образом, занятия с ребенком генеалогией, формируют бла­гоприятную социализационную среду в его собственной семье.

Есть все основания полагать, что благодаря такой методике через осознание себя частью семьи, рода под­росток придет к осознанию себя частью общества, суме­ет найти в нем свое место и внести достойный вклад в дальнейшее развитие своей Родины.


Примечания

1. Комаров М.С. Вве­дение в социологию. - М.: Наука, 1994. С. 104.

2. Даль В. Толковый словарь живого ве­ликорусского языка: В 4т. Т 4.- М., 1995. - С.10.

3. Сохроков Х. Наука, воспитывающая гражданственность // Генеалогия Юга России: история и современность: Материалы Всероссийской научной конференции. – Нальчик, 2004. – С. 3.

4. Дюкарев А.В. Изучение родословной как фактор социализации подростка // Педагогический вестник Кубани. – 1999. - № 4. – С. 48 – 51.

5. Дюкарев А. Ваша ро­дословная. Генеалогический тезаурус. Славянск-на-Куба­ни, 1998.


(опубликовано в журнале «Педагогический вестник Кубани». – 1999. - № 4. – С.48-51.)

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ