Аттестация педагогических кадров и профессиональный стандарт педагога – новые подходы

Аттестация педагогических кадров и профессиональный стандарт педагога – новые подходы


Оганезова Л.М.,

методист отдела учебно-методической и организационной работы Ростовского института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования,

специалист по подготовке экспертов по аттестации педагогических работников,

ведущий консультант по вопросам развития системы образования


В 2014-2015 учебном году процедуру аттестации предстоит осуществлять в условиях реализации Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», нового Приказа Министерства образования и науки РФ от 7 апреля 2014 г. N 276 "Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность" и профессионального стандарта педагога, утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N 544н.

На что хотелось бы обратить внимание? Конечно, это цели новейшего порядка аттестации: - они практически не поменялись, а вот задачи расширились и появились такие как:

- выявление перспектив использования потенциальных возможностей педагогических работников;

- обеспечение дифференциации размеров оплаты труда педагогических работников с учетом установленной квалификационной категории и объема их преподавательской (педагогической) работы.

Обратите внимание на новую формулировку самого приказа «… Порядка проведения аттестации педагогических работников ОРГАНИЗАЦИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ». Это означает, что действие данного приказа распространяется на ВСЕ образовательные учреждения РФ - от ДОУ до вузов – в том числе и на негосударственные образовательные учреждения. Теперь все педагоги будут проходить аттестацию в установленном МО РФ порядке без исключения.

Далее - очень важный вопрос получил полное освещение в п. 46 данного порядка «Квалификационные категории, установленные педагогическим работникам, сохраняются до окончания срока их действия при переходе в другую организацию, в том числе расположенную в другом субъекте Российской Федерации». Это означает, что полученные в результате аттестации квалификационные категории будут гарантированно сохраняться у педагогического работника при переходе в другую организацию на всей территории РФ.

Еще наблюдается вертикальное расширение порядка в пользу педработников - увеличен перечень педагогов, не подлежащих аттестации на соответствие занимаемой должности. Кроме уже известных по прежнему порядку категорий педработников (педагогические работники, имеющие квалификационные категории, беременные женщины; женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам; лица, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет) добавляются педагогические работники

- проработавшие в занимаемой должности менее двух лет в организации, в которой проводится аттестация;

- отсутствовавшие на рабочем месте более четырех месяцев подряд в связи с заболеванием.

Но самое эффектное вертикальное расширение порядка - п. 23. Аттестационные комиссии организаций дают рекомендации работодателю о возможности назначения на соответствующие должности педагогических работников лиц, не имеющих специальной подготовки или стажа работы, но обладающих достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющих качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности. Таким образом, возможна деятельность педагогов, не имеющих педагогического образования и опыта работы. Эти педагоги могут претендовать только на аттестацию на соответствие занимаемой должности (но не на квалификационные категории)

В преддверии вступления в силу профессионального стандарта педагога 28 мая 2014 года принята «Комплексная программа повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций» (от 28 мая 2014 г. №3241п – П8), которая содержит описание противоречий образовательной практики, перечень направлений повышения профессионального уровня педагогических работников, характеристику основных подпрограмм, поле задач, перечень рекомендуемых мероприятий.

Среди направлений (подпрограмм) повышения профессионального уровня педагогических работников:

  • Внедрение профессионального стандарта;

  • Модернизация педагогического образования;

  • Обеспечение перехода к системе эффективного контракта;

  • Повышение социального статуса и престижа профессии педагога.

Подпрограмма «Внедрение профессионального стандарта» имеет, в том числе задачу: «формирование системы аттестации педагогических работников на основе профессионального стандарта».

Перечень необходимых мероприятий подпрограммы содержит:

- разработка, апробация и внедрение пакета типовых документов ОО, работающей в условиях профессионального стандарта (документы для осуществления кадровой политики, управления персоналом, организации обучения и аттестации работников, разработки должностных инструкций, тарификации работ, присвоения тарифных разрядов работникам, установления систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления (2015-2018 годы);

- формирование должностных обязанностей педагогических работников на основе профессионального стандарта педагога (2015-2016 годы);

- разработка и апробация методики оценки соответствия педагогических работников уровню профессионального стандарта педагога (2015-2016 годы);

- разработка нормативно-правовой базы аттестации педагогических работников на основе профессионального стандарта педагога (2015-2016 годы);

- обеспечение перехода и внедрение системы аттестации педагогических работников общего образования на основе требований профессионального стандарта педагога (2015-2016 годы).

Мы находимся в ожидании решения перспективных задач на данном этапе:

1.​ подготовка нормативно-правовой базы проведения аттестации педагогов;

2.​ разработка, вернее получение федеральной методики оценки соответствия деятельности педагогических работников в условиях внедрения профессионального стандарта.

Более внимательное рассмотрение следующего подхода «Передача полномочий образовательным организациям по формированию и проведению аттестации педагогических работников на соответствие занимаемой должности» в проекции на Порядок проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность устанавливает правила, основные задачи и принципы проведения аттестации педагогических работников организаций.

Новый порядок устанавливает, что аттестация педагогических работников в целях подтверждения соответствия занимаемой должности проводится один раз в пять лет на основе оценки их профессиональной деятельности аттестационными комиссиями, самостоятельно формируемыми организациями (п. 5). Данное обстоятельство можно рассматривать как новый подход к процедуре аттестации на соответствие занимаемой должности – «передача полномочий образовательным организациям по формированию и проведению аттестации педагогических работников на соответствие занимаемой должности». Это можно назвать «внутренним аудитом», при котором важнейшая роль отводится уровню квалификации экспертов, в данном случае членов аттестационных комиссий образовательных организаций, в том числе и частных.

В программы и планы повышения квалификации учреждений дополнительного профессионального образования целесообразно включить задачи:

1.​ задача подготовки (повышения квалификации) членов аттестационных комиссий образовательных организаций к процедуре оценки профессиональной деятельности педагогов, т.е. к выполнению новых полномочий.

2.​ задача разработки, апробации и внедрения новой процедуры и инструментов оценки, соотнесенной с требованиями профессионального стандарта (новые процедуры и инструменты могут отличаться от тех, которые действовали до настоящего времени).

3.​ задача подготовки членов аттестационных комиссий и в том, случае если за основу будет взята (временно) методика оценки уровня квалификации педагогических работников (редакция В.Д. Шадрикова, И.В. Кузнецовой), реализуемая в настоящее время. Методика может быть использована до получения в 2015-2016 гг. новой апробированной методики оценки соответствия педагогических работников в соответствии с положениями профессионального стандарта педагога.

В отдаленной перспективе образовательные организации, демонстрирующие высокие результаты («топовые» школы), могут претендовать на полномочия по присвоению квалификационных категорий (первой и высшей) педагогическим работникам своего образовательного учреждения. Такие школы к этому моменту могут иметь уже апробированный внутренний школьный стандарт педагогической деятельности.

Особое внимание хотелось бы обратить на необходимость учета особенностей образовательных организаций и условий осуществления профессиональной деятельности аттестуемым.

Профессиональный стандарт педагога может предусматривать введение регионального и школьного компонентов, учитывающих региональные особенности образовательных организаций, определять особенности заключения трудовых договоров и разработки должностных инструкций, а также установления систем оплаты труда педагогов (например, математический лицей, инклюзивная школа и т.п.). В этом суть следующего подхода. Профессиональный стандарт педагога может быть дополнен внутренним стандартом образовательного учреждения в соответствии со спецификой реализуемых в данном учреждении образовательных программ (школа для одаренных, инклюзивная школа и т.п.)».

Вновь перед нами стоят перспективные задачи подхода:

1.задача учета аттестационными комиссиями, как на соответствие занимаемой должности, так и на присвоение первой и высшей квалификационной категории, различий образовательных организаций (сельская школа, школа мегаполиса, полиэтнический состав учащихся и т.п.) и специфики реализуемых в школе образовательных программ (математический лицей, инклюзивная школа и т.п.), т.е. условий, в которых аттестуемые педагоги осуществляют свою профессиональную деятельность. Особое внимание в настоящее время уделяется вопросу организации обучения, воспитания и развития детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и профессиональным компетенциям педагогов в работе с диверсифицированным контингентом.

2.​ задача формирования базы для оценки квалификаций и труда педагогов. Оценка профессиональной деятельности педагога производится по результатам обучения, воспитания и развития учащихся. Производя комплексную оценку, необходимо учитывать уровни образования, склонности и способности детей, особенности их развития и реальные учебные возможности. Например, в оценке работы педагога с сохранными, способными детьми в качестве критериев, в числе прочих, могут рассматриваться высокие учебные достижения и победы в олимпиадах разного уровня. В качестве критериев успешной работы педагога с учащимися, имеющими особенности и ограниченные возможности, могут рассматриваться интегративные показатели, свидетельствующие о положительной динамике развития ребенка («был – стал»).

Новый порядок аттестации на соответствие занимаемой должности предполагает подготовку мотивированной всесторонней и объективной оценки профессиональных деловых качеств, результатов профессиональной деятельности педагогического работника по выполнению трудовых обязанностей, возложенных на него трудовым договором. Такую оценку дает работодатель аттестуемого педагога. Из этого следует, что аттестация напрямую связана с выполнением трудовых функций и трудовых действий педагога, определенных в соответствии с выполняемой реально педагогической деятельностью, и зафиксированных в трудовом договоре. Это позволяет установить профессиональную идентификацию работника и отделить профессиональную деятельность от тех функций, которые не являются предметом деятельности педагога.

Перспективные задачи подхода «Профессиональный стандарт и аттестация как инструменты профессиональной идентификации педагога»:

1.​ повышение квалификации руководителей образовательных организаций, в том числе частных, по конструированию (описанию) трудовых функций работника, их согласования с ним и определения эффективности выполнения при процедурах аттестации.

2.​ разработка программ повышения квалификации «Внутренний аудит образовательной организации как основа аттестации педагогических кадров»

3.​ повышение квалификации руководителей и педагогов по проведению процедур самооценки, самообследования и мониторинговых исследований, проводимых образовательной организацией (первая категория) и учреждениями системы образования (высшая категория), и на основе которых производится оценка результатов освоения обучающимися образовательных программ.

4.​ разработка программ повышения квалификации руководителей образовательных организаций по темам «Профессиональный стандарт педагога: проблемы аттестации педагогов и системы отбора кадров», «Управление персоналом и новый порядок аттестации», «Формирование системы аттестации педагогических работников на основе профессионального стандарта» и др.

Идеология профессионального стандарта тесно увязывается с организацией перехода на эффективный контракт. Профессиональный стандарт позволит объективно связать уровень профессионализма педагога, его должностные обязанности и условия оплаты труда с результатами профессиональной деятельности (эффективный контракт).

Будущее аттестационных процедур, по прогнозам специалистов, предопределено – проведение сертификации педагогов, независимая оценка персонала, проведение общественно-государственной сертификации педагогов и независимого квалификационного экзамена (профессиональных испытаний), создание общественных ассоциаций педагогов для дальнейшего их участия в проведении вышеназванных процедур.



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ