Использование игровых технологий в логопедической работе по развитию общих речевых навыков у учащихся с ограниченными возможностями здоровья (II вариант обучения)

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение школа № 46 Калининского района Санкт – Петербурга











Использование игровых технологий в логопедической работе по развитию общих речевых навыков у учащихся с ограниченными возможностями здоровья (II вариант обучения)





подготовила учитель-логопед

Волова Евгения Ивановна















г. Санкт-Петербург

2014



Проблема работы  по формированию общих речевых навыков с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи,  приобретает огромное  значение.  Развитие коммуникативных возможностей ребенка, стимуляция сенсомоторного развития, формирование сенсомоторных предпосылок развития артикуляции создает базу для успешного преодоления речевых патологий. Это побуждает логопеда к постоянному поиску и созданию индивидуальных  коррекционных маршрутов, направленных на максимальное развитие и реализацию потенциальных речевых возможностей каждого ребенка.

Формирование  общих речевых навыков  у учащихся с ОВЗ начинается с обследования речевых возможностей ребенка, установления эмоционально-личностного контакта логопеда с ребенком, формирования у ребенка потребности в общении, умения  использовать различные средства коммуникации (самыми ранними  экспрессивно-мимическими средствами общения являются взгляды, мимика, жесты, экспрессивная вокализация). Формирование и развитие  понимания обращенной речи, восприятия инструкций, предъявленных в словесной форме или в виде жестов.  На этом этапе логопед подготавливает мышцы артикуляционного аппарата  для последующей активной речевой деятельности  ребенка, а также начинается работа по формированию физиологического и  речевого дыхания. 

При логопедическом обследовании обычно выявляются следующие нарушения интонационной выразительности речи:

  • недостаточная модуляция голоса по силе и высоте (голос либо чрезмерно громкий, либо чрезмерно тихий, «иссякающий», характерен узкий высотный диапазон голоса);

  • нарушения тембра (глухой, хриплый или резкий, напряженный, дрожащий);

  • недостаточная координированность движений дыхательной, голосовой и артикуляторной мускулатуры;

  • нарушения мелодической организации высказываний (речь невыразительная, наблюдаются трудности мелодического оформления повествовательных, вопросительных и восклицательных типов оформления высказывания);

  • трудности восприятия и воспроизведения детьми эмоциональных значений интонации;

  • нарушения темпа (ускоренный, замедленный) и ритма (скандированный, растянутый) речи.

Нарушения дыхательной функции наблюдаются у большинства детей с речевой патологией (в том числе и у детей с ограниченными возможностями здоровья)и обусловлены различными факторами: незрелостью клеток дыхательного центра, недостаточной иннервацией органов дыхательного аппарата, нарушением проходимости носовой полости (вследствие полипов, хронических ринитов и т.п.) У детей отмечается ослабленное речевое дыхание, короткий речевой выдох, сбои дыхательного ритма во время речевого акта.

Преодоление нарушений речевого дыхания, артикуляции и голоса происходит обычно в рамках работы в разделе формирования общих речевых навыков у детей. Развитие интонационной выразительности речи часто оказывается недостаточно охваченным коррекционной деятельностью логопеда. Однако, распространенность просодических нарушений, их отрицательное влияние на становление речевого общения заставляет по-новому взглянуть на эту проблему, диктует необходимость уделять развитию интонационной выразительности речи должное внимание. Предлагаются разнообразные приемы, упражнения и задания, позволяющие оптимизировать процесс логопедической работы в этом направлении.

По данным современной лингвистики, инновационную систему образуют взаимосвязанные компоненты: мелодика, интенсивность, тембр, темп и паузация. В процессе речевой коммуникации инновация является важным средством формирования высказывания, уточняет его семантику, осуществляет передачу эмоциональных и экспрессивных значений. Интонационная выразительность речи основывается не только на нормальном функционировании универсальных физиологических основ производства речи, но и на эмоциональном переживании. Поэтому в логопедической работе желательно сочетать коррекционные мероприятия, направленные на развитие речевого дыхания, силы голоса, расширение его высотного диапазона, на формирование восприятия и воспроизведения основных интонационных типов, с развитием эмоциональной отзывчивости ребенка и умения передавать с помощью интонации определенные чувства, настроения.

Для достижения максимальной эффективности коррекционной работы на занятиях по развитию интонационной выразительности речи необходимо:

- сформировать физиологические механизмы овладения интонацией (нормализовать деятельность дыхательного и голосового аппарата, скоординировать работу речевых мышц и т.д.);

- обеспечить использование детьми всего комплекса средств оформления высказывания в различных ситуациях в процессе общения.

В логопедической же работе с детьми с ОВЗ, игра выполняет коррекционную и развивающую функции. Через игру эффективно реализуются и познавательная, и продуктивная деятельность. Игра заключается в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними, направлена на познание окружающей действительности. В процессе игры создаются наиболее благоприятные условия для умственного, физического и речевого развития, совершенствования психических процессов, формирование личности ребёнка и его поведения.

Логопедическая игра, как и вся коррекционно-развивающая деятельность, включает в себя цель, средства, процесс и результат.

Коррекционно-развивающая работа предполагает четкое определение целей и задач, и в зависимости от поставленных на данном этапе логопедической работы целей подбирается дидактический материал.

Далее приведу возможные варианты игр по развитию речевого дыхания для включения их в коррекционные занятия по развитию речи.

«ВЕТРЫ»

Наступила осень, подули спокойные ветры (нежное дутьё с округлёнными губами). 
Стало холоднее, подули ветры сильнее (выдох сильнее). 
Бури начались, сильно ветры подули (резкий выдох).


 «ПОДУЕМ НА ПЛЕЧО»
Подуем на плечо
(голова прямо — вдох, голова повёрнута — выдох).
Подуем на другое (дуют на плечо).
Нам солнце горячо
Пекло дневной порою
(поднимают голову вверх, дуют через губы).
Подуем и на грудь мы
(дуют на грудь)
И грудь свою остудим.
Подуем мы на облака

(поднимают лицо и дуют)
И остановимся пока.

«ЛИСТИКИ ОСЕННИЕ»

Мы - листики осенние 
На веточках сидели
(приседают),
Дунул ветер (дуют) — полетели.
Мы летели, мы летели (поднявшись на носочки и плавно помахивая руками, пробегают по кругу) 
И на землю тихо сели (приседают). 
Ветер снова набежал (дуют сильнее) 
И листочки все поднял (вновь пробегают по кругу),
Повертел их, покружил (кружатся на месте с поднятыми вверх руками)
И на землю опустил (приседают).

«ПУЗЫРЬ»

Дети стоят тесным кругом, наклонив голову вниз, имитируя пузырь. На слова логопеда
«Раздувайся, пузырь, раздувайся большой, оставайся такой да не лопайся» дети поднимают голову, делают вдох носом и постепенно отходят назад, образуя большой круг. По сигналу педагога «Пузырь лопнул» дети идут к центру круга, длительно и плавно выдыхая воздух, вытянув губы трубочкой






«ЗАПАСЛИВЫЕ ХОМЯЧКИ»

Оборудование: два стула, листы бумаги, фанты.

Ведущий рассказывает о том, что хомячки носят запасы в щёчках. Затем предлагает перенести через болото «зерно». Необходимо от стула до стула («болото»), шагая по листам бумаги («кочки»), преодолеть «болото» и перенести все фанты на другую сторону. Ребёнок берёт в руки фант, надувает щёки и переходит через «болото» по «кочкам». На другой стороне оставляет фант на стуле, хлопает себя по щекам и возвращается так же по «кочкам» обратно. Выигрывает тот, кто справится быстрее всех и не нарушит правила.


«НАДУЕМ МЯЧ»
Педагог предлагает детям встать в круг. Круг — это мяч. Мяч плохо надут, и дети его надувают (делают большой круг, при этом несколько раз набирая и выдыхая воздух). По сигналу педагога «Мяч лопнул» идут к центру круга, длительно и плавно выдыхая воздух. Повторить 2—3 раза.



Начало формы





Конец формы

«ПОГРЕЕМ ПАЛЬЧИКИ»

Дети «лепят» снежки (пальцы обеих рук согнуты и прижаты друг к другу, наверху попеременно то правая, то левая ладонь). А потом «греют» озябшие пальчики (подносят их к губам и дуют на них несколько раз).


«ПОЛЕЧИМ УШИБЛЕННУЮ РУКУ»

Дети подносят руку ко рту на расстоянии примерно 10 см и дуют на «ушибленное место». Вторая рука лежит на животе (контроль за правильностью дыхания). Повторить 3—4 раза.


«ТРУБАЧ»


Дети подносят к губам сжатые кулачки, располагая их друг перед другом. На выдохе медленно дуют в «трубу». Повторить 4—5 раз. 


труба

«ДЕД МОРОЗ»

Дети делятся на пары, встают лицом друг к другу. Один из них — Дед Мороз. Он наклоняется к вытянутой руке товарища, растягивает сомкнутые губы и дует на неё несколько раз. Если ребёнок почувствовал холод, он опускает руку и партнёр дует на другую. После этого участники меняются местами. 


«НАДУЕМ ШАРИКИ»

Дети поочерёдно перебирают пальцы правой руки, последовательно соединяя в кольцо с большим пальцем (указательный, средний и т.д.), и всякий раз на одном выдохе дуют в центр образовавшегося колечка.


«ЦВЕТОК»

Дети соединяют обе ладошки (пальцы округлены и слегка разведены) и делают глубокий вдох носом («нюхают цветок»). Повторить 3—4 раза.


«ШАРИК»

Все пальчики обеих рук в «щепотке» и соприкасаются кончиками. В этом положении дети дуют на них, при этом они раздвигаются и принимают форму шара. Воздух «выходит», и пальчики принимают исходное положение. Повторить 4—5 раз.


«ЗАДУЕМ СВЕЧУ»

Дети на выдохе дуют на поднятый вверх указательный палец правой руки. Левая ладонь лежит на животе для контроля речевого дыхания. Повторить 3—4 раза.



«ОГОНЬКИ»

Пусть пальчики детей будут пятью огоньками. Ребёнок каждый раз задувает по одному «огоньку». Другая рука лежит на животе для контроля речевого дыхания.

«ТРЕНИРОВКА»

Дети подносят ко рту сжатые кулачки, располагая их друг перед другом, и перебирают пальчиками, имитируя игру на дудочке (флейте, свирели). Одновременно с этим на выдохе медленно дуют на пальчики. 


«ПОСТИРАЕМ ПЛАТОЧЕК»


Дети сжимают пальчики в кулачки и трут их друг о друга, имитируя стирку платочка. Затем делают махи кистями рук — «полощут платочек». После этого «вывешивают» платочек
на воображаемую верёвку и показывают, как ветер сушит его, т.е. дуют в одном направлении 4—5 раз.
Картотека игр, направленных на развитие речевого дыхания и мелкой моторики рук

«ОСЕННИЙ ВЕТЕР»

Дети поднимают руки вверх — это «веточки деревьев». Несколько раз медленно и длительно выдыхают воздух, изображая осенний ветер. «Верхушки деревьев» при этом качаются (кисти рук плавно двигаются справа налево и наоборот).
флейта

«ИСПЕЧЁМ ПИРОЖКИ» 

Дети «делают» пирожки (пальцы обеих рук согнуты и прижаты друг к другу, наверху попеременно то правая, то левая ладонь). После этого «пекут» пирожки (приставляют ладошки друг к другу и подносят ко рту на расстоянии 15—20 см). При этом нужно вдохнуть через нос и медленно выдохнуть через открытый рот. Проделать 4—5 раз подряд, непрерывно ощущая на руках тепло выдыхаемого воздуха.

«ФОНАРИКИ»
Дети сжимают пальцы обеих рук в кулачки, затем резко разжимают их («фонарики загорелись»). Вдыхают воздух носом и резко выдыхают на пальцы. Пальцы при этом сжимаются в кулачки («фонарики погасли»). Повторить 4—5 раз.

 
«ЗАМОРОЗИМ ЛАДОШКУ» 

Дети подставляют под подбородок тыльную сторону ладони, растягивают сомкнутые губы и медленно дуют на одном выдохе по подбородку на тыльную сторону ладони. Повторить 4—5 раз.

















Список использованной литературы

  1. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников.- М.: БУК-МАСТЕР, 1993.

  2. Лынская М. И. Формирование речевой деятельности у неговорящих детей с использованием инновационных технологий.- М.: Парадигма, 2012.

  3. Новоторцева Н.В. Методика развития речи у неговорящих детей.- Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 1999.

  4. Османова Г. А., Позднякова Л. А. Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков (5-6 лет).- Спб.: КАРО, 2013.

  5. Янушко Е. А. Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5-3 лет.- М.: Теревинф, 2007.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ