Использование технологии «Портфолио»
Использование технологии «Портфолио»
Железнякова Наталья Борисовна,
учитель начальных классов ГБОУ СОШ №3 г.о.Чапаевск
Введение федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения стимулирует инновационную деятельность педагогических коллективов. Федеральный государственный образовательный стандарт, определяя облик специалиста, требует от педагогического коллектива учитывать возможности и запросы каждой конкретной личности обучающегося наряду с необходимостью обеспечения высокого уровня образования.
Сущность современного образовательного процесса заключается не только в том, чтобы дать знания, умения и навыки обучающимся, развивать у них мышление, но и в том, чтобы обучать их формам, методам, средствам самостоятельного добывания знаний. Формирование у обучающихся умений самостоятельно пополнять знания, ориентироваться в стремительном потоке информации – одно из направлений совершенствования качества подготовки специалистов.
Инновационные технологии, адекватные задаче формирования ключевых компетентностей, отличаются тем, что первостепенным условием их реализации выступает следующий принцип – ученик в рамках работы по данной технологии является субъектом своей деятельности. И это положение рассматривается не как окончательная цель, а как обязательное условие. Одной из образовательных технологий, поддерживающей компетентностно-ориентированный подход в образовании, развитие самостоятельности является технология портфолио.
Обратимся немного к теории, которая поможет понять смысл данной технологии и необходимость её введения. Термин “портфолио” (такой термин используется в технологии критического мышления или портфель – адаптация термина в русском языке) пришел в педагогику из политики и бизнеса. Всем знакомы такие понятия, как “министерский портфель” или “портфель инвестиций”. Портфолио могут быть служебными, профессиональными, деловыми и представляться как в текстовом, так и в электронном виде.
Существуют различные подходы к определению понятия портфолио.
Портфолио – это:
Способ фиксирования, накопления и оценки (включая самооценивание) индивидуальных достижений школьника в определенный период обучения.
Коллекция работ и результатов учащегося, демонстрирующая усилия, прогресс и достижения в различных избранных им областях.
Систематический и специально организованный сбор доказательств, используемых учителем и учащимися для мониторинга знаний, навыков и отношений школьников. В данном случае ученик выступает как активный участник процесса оценивания, а само оценивание направлено на отслеживание прогресса в обучении, приложенных усилий и результатов учебно-познавательной деятельности. Причем портфолио позволяет учитывать самые разнообразные результаты образовательной активности ученика: собственно учебные, творческие, социальные, коммуникативные, что делает его важнейшим элементом практико-ориентированного подхода к образованию.
Портфолио преследует три цели:
Оценочная составляющая «портфолио» - показать все, на что способен ученик;
«Инструментальная» составляющая «портфолио» - создание места для накопления способов и средств действия («инструментов») учащихся и изготовления с их помощью различных «справочников», «помощников», которые бы позволяли школьникам решать большой класс частных, практических задач;
Рефлексивная составляющая «портфолио» - создание места для построения «пути» (маршрута) движения класса и отдельного ученика в учебном материале с обязательной оценкой пройденного пути и места на этом пути, как всего класса, так и отдельных учащихся
Общая цель - накапливание опыта детей по работе со своими материалами, их систематизации, планированию учебной деятельности, ее анализу и оценке, формам презентации своих достижений.
Портфолио реализует такие функции образовательного процесса:
Диагностическую: фиксируются результаты знаний, умений, навыков.
Целеполагания: поддерживает образовательные цели, сформулированные стандартом.
Мотивационную: поощряет детей, педагогов и родителей к взаимодействию в достижении положительных результатов, позволяет более объективно дать характеристику ученика по итогам обучения в начальной школе.
Содержательную: максимально раскрывает спектр достижений и выполняемых работ.
Развивающую: обеспечивает непрерывность процесса развития, обучения и воспитания от класса к классу.
Рейтинговую: показывает диапазон и уровень навыков и умений.
В основу структуры портфолио положены основные компетентности, которые должны быть сформированы в начальной школе:
Овладение общеучебными умениями и навыками, способами познавательной деятельности, обеспечивающими успешное изучение любого учебного предмета.
Воспитание интереса к школе и учению, развитие учебно-познавательной мотивации, стремление к самообразованию, умения ставить цели, планировать организовывать, контролировать и оценивать учебную деятельность.
Формирование умений учебного сотрудничества, воспитания желания принимать участие в учебном диалоге, коллективно обсуждать предположения, проблемы (формирование коммуникативной речевой и языковой компетентности).
Работу с портфолио нужно начинать с начальной школы, тогда данный процесс является целенаправленным, осуществляется преемственность в обучении Ученик, переходя на следующую ступень обучения, умеет представлять свои успехи и достижения.
Ценность портфолио заключается в том, что он способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста. Поэтому крайне важно усвоить для себя и пояснить ребенку, что составление портфолио - это не гонка за дипломами и всевозможными грамотами. Важен сам процесс участия в учебной деятельности или творческой работе, а не его результат. Одним их самых универсальных для младших школьников является “Портфель достижений”. Данный тип портфолио ведется в течение четырех лет. В нем отражается уровень продвижения ученика в период обучения в начальной школе. Работа с портфолио ведется и с учетом возрастных особенностей. В начальной школе на первом месте стоит учебная деятельность, поэтому и в основу положена рефлексия учебной деятельности младших школьников. Обязательное условие успешной работы – знакомство родителей с данной технологией. В первом классе, когда ребенок только начинает работать над составлением портфолио, без помощи родителей ему не обойтись. Родители – участники создания портфолио, так как у ребят данного возраста нет навыка оформления работы. Работа должна быть красиво оформлена, ребенок должен чувствовать заинтересованность взрослых. Но по мере того, как он взрослеет эту помощь надо сводить к минимуму. Работу ребенка надо строить таким образом, чтобы он сам прикладывал определенные усилия к формированию портфолио. В процессе работы неизбежно происходит процесс осмысления своих достижений, формирование личного отношения к полученным результатам и осознание своих возможностей. В начальной школе дети с удовольствием заполняют странички портфолио, выполняют упражнения, тесты и практические задания, собирают грамоты, дипломы, сертификаты и фотографии. Ученики наполняют портфолио удачно написанными контрольными работами, интересными проектами, отзывами о прочитанных книгах, графиками роста скорости чтения, творческими работами. Помещают свои творческие работы: рисунки, сказки, стихи. Если выполнена объемная работа (поделка), нужно поместить ее фотографию. В конце учебного года возможно проведение презентации творческих заданий с обязательным награждением лучших работ в нескольких номинациях. В начале нового учебного года необходимо внимательно изучить портфолио, проанализировать собранный в нем материал. При переходе в старший класс содержимое всех разделов надо полностью обновить. Портфолио ученика начальных классов является одной из составляющих «портрета» выпускника и играет важную роль при переходе ребенка в 5 класс средней школы для определения его дальнейшего развития и обучения.
В образовательном процессе используются следующие типы портфолио:
«Портфолио документов» - портфель документированных индивидуальных достижений. Здесь предполагается возможность как качественной, так и количественной оценки материалов портфолио. Документы или их копии должны быть помещены в портфолио.Содержание портфолио документов: дипломы, грамоты, свидетельства, сертификаты, удостоверения.
«Портфолио работ» - представляет собой собрание различных творческих и проектных работ обучающихся, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участие в научных конференциях, конкурсах, спортивных и художественных достижений и др.
«Выставочное портфолио» - как элемент портфолио работ включает все материалы, свидетельствующие о процессе обучения: отзывы на творческие работы, фотографии изделий, выполненных собственными руками.
Структура портфолио может быть следующей:
I раздел «Мой мир» включает в себя следующие рубрики:
1. «Мое имя» – информация об имени и фамилии ребенка. Ребенок также указывает дату своего рождения, день именин.
2. «Моя семья» – здесь ребенок рассказывает о каждом члене семьи, об общих увлечениях, о любимых семейных праздниках.
3. «Моя родословная» – ребенок при помощи родителей рисует древо семьи. Подписывает фамилии, имена, отчества и степень родства всех членов семьи. Если возможно размещает их фотографии.
4. «Мой город» – рассказ о родном городе, о его интересных местах, о происхождении улицы, на которой живет ребенок. Здесь же ребенок рисует схему безопасного маршрута от дома до школы.
5. «Мои увлечения» – небольшой рассказ о том, чем увлекается ребенок, какие кружки и секции посещает.
6. «Моя школа» – рассказ о школе, педагогах, своих любимых уроках по принципу «мне нравится ..., потому что ...».
7. «Мои цели» – с помощью учителя или родителей ребенок формулирует цели на каждую четверть. По итогам четверти и учебного года оценивает степень их достижения.
II раздел «Моя учеба».
Ученик наполняет этот раздел удачно написанными контрольными работами, интересными проектами, отзывами о прочитанных книгах, графиками роста скорости чтения.
III раздел «Моя общественная жизнь».
В данном разделе ребенок рассказывает о своих поручениях, обязанностях в школе, о своей помощи по дому. Здесь же могут размещаться отзывы родителей о помощи ребенка членам семьи.
IV раздел «Мое творчество».
В этот раздел ребенок помещает свои творческие работы: рисунки, сказки, стихи. Если ребенок гордится какой-то объемной поделкой, он помещает ее фотографию.
V раздел «Мои впечатления».
В данном разделе ребенок вкладывает свои отзывы от экскурсий, посещения театра, о мероприятиях и т.д.
VI раздел «Мои достижения».
Здесь размещаются грамоты, сертификаты, дипломы, благодарственные письма, итоговые оценки по предметам базисного учебного плана.
VII раздел «Самооценка моей деятельности за год».
В этом разделе ребенок подводит итоги за год. Может предложить список задач на следующий учебный год.
Таким образом, опыт работы с портфолио дает возможность к числу приимуществ отнести следующие:
в работе с портфолио важен не только результат, но и процесс создания преподавателем, школьником любого возраста своего стиля работы;
портфолио позволяет сохранить в нем индивидуальность обучающегося, придает особое значение титульному листу, отражающему авторство портфеля;
создание названий файлов – компонентов и работа с ними – это процесс творческий, ориентированный на самостоятельность выбора, воображение, открытие, поиск;
процесс создания портфеля, работа с ним, обмен опытом друг с другом дают возможность авторам осуществлять самооценку своей самостоятельной познавательной деятельности и совершенствовать ее.
Использованная литература
1.Организация воспитательной работы в школе. Пособие для директоров общеобразовательных учреждений. Москва “Школьная пресса” 2004 г.
2.Купцова Л.И. Портфолио как способ формирования профессиональных компетенций /Л.И. Купцова, Н.В. Мартынова, О.П. Томилина //Специалист – 2010. - № 3. С.- 18.
3.Методические рекомендации для преподавателей по формированию портфолио. Сост. О.М.Ермолова – Волгоград, ГОУ СПО «Медицинский колледж № 2, Волгоград» - 2008.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ