Технология (ИСУД) индивидуального стиля учебной деятельности как средство индивидуализации обучения в начальной школе

4


Муниципальное автономное образовательное учреждение

Гимназия № 11 «Гармония»














Технология (ИСУД) индивидуального стиля учебной деятельности

как средство индивидуализации обучения в начальной школе















Автор: Нагих Наталия Валерьевна

учитель начальных классов








Новосибирск-2013

Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Основные достижения этого возраста обусловлены ведущим характером учебной деятельности и является во многом определяющими для последующих лет обучения: к концу младшего школьного возраста ребенок должен хотеть учиться, уметь учиться и верить в свои силы. Однако, в реальности к окончанию начальной школы некоторые дети теряют уверенность в себе, так как им не всё удается сделать из того, что другие дети делают без особых усилий.

Основная задача взрослых в работе с детьми младшего школьного возраста – создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей каждого ребенка, организовать образовательное пространство с учетом потребностей каждого ребенка.

Многолетний опыт работы в начальной школе определил мой профессиональный интерес к углубленному преподаванию родного языка в начальной школе.

Одним из сложнейших разделов русского языка в начальной школе является орфография, и не секрет, что самое большое количество ошибок в письменных работах допускается на правописание безударных гласных. В середине изучения темы «Безударные гласные в корне слова» можно дать учащимся задание, которое позволит выявить уровень усвоения учебного материала темы (таблица1).


Таблица 1. Безударные гласные в корне слова.


  1. Найдите слова с безударными гласными в корне.

  1. Снега 6. Весна

  2. Лето 7. Листья

  3. Зима 8. Тарелка

  4. Лампа 9. Части

  5. Дерево 10. Дождик

  1. Найди слова с безударными гласными в корне, которые можно проверить ударением.

  1. Завод 6. Товарищ

  2. Ледяной 7. Бежать

  3. Холод 8. Сапоги

  4. Рисунок 9. Лететь

  5. Читать 10. Трамвай

  1. У каких слов в корне пишется А?

  1. Стр .. на 6. Д .. рить

  2. Н .. сить 7. Др .. жать

  3. В .. дить 8. Д .. вать

  4. Сл .. беть 9. Расск .. зать

  5. К .. пать 10. Бр .. сать

  1. Вставить подходящие по смыслу слова.

  1. Я буду … свой карнавальный костюм.

  2. Мой дедушка в старости … .

  3. Зеленой стеной встают … .

  4. Сережа полчаса … в тени под кленом.

  5. Я хочу … поссорившихся друзей.

  6. Путаную цепочку следов оставила хитрая …

Слова для справок:

лиса; 2) примирить; 3) поседел;4) примерять; 5) леса; 6) посидел.

  1. Укажите проверочные слова:

слеза листы

  1. слезинка 5) листья

  2. слёзки 6) лист

  3. прослезиться 7) листопад

  4. слёзы 8) листочки


Результаты заносятся в таблицу, в которой также указаны некоторые индивидуальные особенности каждого учащегося (из данных психологического исследования, проводимого психологом школы в начале учебного года) (табл. 2).

Таблица 2. Психолого-педагогическая диагностика параметров успеха ученика в рамках учебной темы.

Ф., Имя

Оценка

за тест

Обученность

Обучаемость

Совместно с психологом была проведена диагностика познавательных процессов выделенных групп учащихся с целью выявления конкретных причин, обуславливающих самые низкие или самые высокие результаты учебной деятельности школьников. Результаты этой диагностики представлены в таблицы 3 и 4 в виде матриц параметров учебного успеха. (Матрица № 3, 4)

Анализ представленных матриц показывает, что существует устойчивая взаимосвязь между уровнем развития диагностируемых параметров индивидуального стиля учебной деятельности учеников и их учебным успехом. У учащихся первой группы определяется высокий уровень сформированности психофизиологических параметров – памяти, внимания, высокий уровень сформированности общеучебных навыков и уровень мотивации, достаточный для данного возраста. А у учащихся второй группы наблюдается низкий уровень развития перечисленных параметров. Вот это и откладывает отпечаток на процесс обучения.

В то же время такие параметры индивидуального стиля учебной деятельности как предпочтительный канал получения информации (модальность) и доминирование полушарий практически никак не коррелируют с учебным успехом. Это еще раз подтверждает тезис разработчиков технологии ИСУД о том, что оба этих параметра, определяющие стратегию и тактику деятельности ученика, сами по себе не являются определителями успеха или неуспеха ученика в учении. Просто для «правополушарника» предпочтительнее осваивать новый материал в логике индукции – от частного к общему, от конкретных фактов к обобщениям, а «левополушарнику» удобнее работать в логике дедукции – от общего к частному, от общего правила к конкретным примерам.

На основании приведенных данных также можно также сделать вывод о том, что ученики имеют возможность одинаково успешно реализовать разные уровни мышления.

Таблица 3. Матрицы параметров индивидуального стиля учебной деятельности (ИСУД) учащихся первой группы.

Фами

лия,

Имя

Обученность

Обучаемость

внимание

память

Модаль

ность

Полу

шарие

Коммуникативные ОУУН

Организационные

ОУУН

Информационные ОУУН

Мыслительные ОУУН

Моти

вация*

объем

Распределен.

Концентрац.

Устойчив.

Солв/лог.

Нагл/образ.

Эмоцион.

Кратковр.

Долговрем.

оперативная

Монологич.

Акт. слушан

Диалог

Работа в гр.

Планиров.

самооценка

Раб. Мес. тет

Смысл.чтен

Свор. Инфор

ТСО

анализ

синтез

сравнение

логика

вывод


В. Анна

5 v

III v

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

ВИЗ

РАВНО

*

*

*

*

*

*

*

*

*


*

*

*

*

*

ДУХ

СОЦ

ПОЗ

БАЗ

4

II











АУД

ЛЕВО
















3

I











КИН

ПРАВО

















Фами

лия,

Имя

Обученность

Обучаемость

внимание

память

Модаль

ность

Полу

шарие

Коммуникативные ОУУН

Организационные

ОУУН

Информационные ОУУН

Мыслительные ОУУН

Моти

вация

объем

Распределен.

Концентрац.

Устойчив.

Солв/лог.

Нагл/образ.

Эмоцион.

Кратковр.

Долговрем.

оперативная

Монологич.

Акт. слушан

Диалог

Работа в гр.

Планиров.

самооценка

Раб. Мес. тет

Смысл.чтен

Свор. Инфор

ТСО

анализ

синтез

сравнение

логика

вывод


Д. Катя

5

III

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

ВИЗ

РАВНО

*

*

*

*

*

*

*

*

*


*

*

*

*

*

ДУХ

СОЦ

ПОЗ

БАЗ

4

II











АУД

ЛЕВО
















3

I











КИН

ПРАВО

















Фами

лия,

Имя

Обученность

Обучаемость

внимание

память

Модаль

ность

Полу

шарие

Коммуникативные ОУУН

Организационные

ОУУН

Информационные ОУУН

Мыслительные ОУУН

Моти

вация

объем

Распределен.

Концентрац.

Устойчив.

Солв/лог.

Нагл/образ.

Эмоцион.

Кратковр.

Долговрем.

оперативная

Монологич.

Акт. слушан

Диалог

Работа в гр.

Планиров.

самооценка

Раб. Мес. тет

Смысл.чтен

Свор. Инфор

ТСО

анализ

синтез

сравнение

логика

вывод


Ш. Илья

5

III

*


*

*


*

*

*


*

ВИЗ

РАВНО

*

*

*

*


*

*

*

*


*

*

*

*

*

ДУХ

СОЦ

ПОЗ

БАЗ

4

II


*



*




*


АУД

ЛЕВО





*











3

I











КИН

ПРАВО
















Таблица 4. Матрицы параметров индивидуального стиля учебной деятельности (ИСУД) учащихся второй группы.


Фами

лия,

Имя

Обученность

Обучаемость

внимание

память

Модаль

ность

Полу

шарие

Коммуникативные ОУУН

Организационные

ОУУН

Информационные ОУУН

Мыслительные ОУУН

Моти

вация

объем

Распределен.

Концентрац.

Устойчив.

Солв/лог.

Нагл/образ.

Эмоцион.

Кратковр.

Долговрем.

оперативная

Монологич.

Акт. слушан

Диалог

Работа в гр.

Планиров.

самооценка

Раб. Мес. тет

Смысл.чтен

Свор. Инфор

ТСО

анализ

синтез

сравнение

логика

вывод


К. Катя

5

III











ВИЗ

РАВНО
















ДУХ

СОЦ

ПОЗ

БАЗ

4

II











АУД

ЛЕВО

*

*

*

*





*







3

I

*

*



*

*


*


*

КИН

ПРАВО





*

*

*

*



*

*

*

*

*


Фами

лия,

Имя

Обученность

Обучаемость

внимание

память

Модаль

ность

Полу

шарие

Коммуникативные ОУУН

Организационные

ОУУН

Информационные ОУУН

Мыслительные ОУУН

Моти

вация

объем

Распределен.

Концентрац.

Устойчив.

Солв/лог.

Нагл/образ.

Эмоцион.

Кратковр.

Долговрем.

оперативная

Монологич.

Акт. слушан

Диалог

Работа в гр.

Планиров.

самооценка

Раб. Мес. тет

Смысл.чтен

Свор. Инфор

ТСО

анализ

синтез

сравнение

логика

вывод


М.

Женя

5

III











ВИЗ

РАВНО
















ДУХ

СОЦ

ПОЗ

БАЗ

4

II











АУД

ЛЕВО


*




*

*


*







3

I

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

КИН

ПРАВО

*


*

*

*



*



*

*

*

*

*


Фами

лия,

Имя

Обученность

Обучаемость

внимание

память

Модаль

ность

Полу

шарие

Коммуникативные ОУУН

Организационные

ОУУН

Информационные ОУУН

Мыслительные ОУУН

Моти

вация

объем

Распределен.

Концентрац.

Устойчив.

Солв/лог.

Нагл/образ.

Эмоцион.

Кратковр.

Долговрем.

оперативная

Монологич.

Акт. слушан

Диалог

Работа в гр.

Планиров.

самооценка

Раб. Мес. тет

Смысл.чтен

Свор. Инфор

ТСО

анализ

синтез

сравнение

логика

вывод


С.

.Даниил

5

III











ВИЗ

РАВНО
















ДУХ

СОЦ

ПОЗ

БАЗ

4

II





*

*

*




АУД

ЛЕВО

*

*







*







3

I

*

*

*

*




*

*

*

КИН

ПРАВО



*

*

*

*

*

*



*

*

*

*

*




приема

внимание

память

модальность

полушарие

Коммуникативные ОУУН

Организационные ОУУН

Информацион

ные ОУУН

Мыслительные ОУУН

оьбем

Распределен.

Концентрац.

Устойчив.

Слов/лог.

Нагл/образ

Эмоцион.

Кратковрем.

Долговрем.

Оперативн.

Визуальная

Аудиальная

Кинестетич.

Равнополуш

Правополуш.

Левополуш

Монологич.

Акт. слкш.

Диалог

Рабогта в гр.

Планиров.

Самооценка

Раб. Мес. тет

Смысл. чтен

Свор. Инфор

ТСО

анализ

синтез

сравнение

логика

вывод

1



*

*

*



*


*

*



*


*







*




*


*


*

2



*

*

*




*

*

*



*


*







*




*


*

*

*

3



*

*

*



*



*



*

*

*







*




*

*

*


*

4

*


*

*

*

*

*


*

*

*



*

*

*







*

*



*

*


*

*

5

*


*

*

*




*


*



*


*





*


*




*


*


*

Таблица 5. Дидактический потенциал форм заданий из таблицы 1.


.



Традиционные формы заданий редко востребуют для их успешного выполнения от ученика некоторых форм внимания, а зачастую информационных и коммуникативных общеучебных навыков.

Если проанализировать задания приведенного выше теста по той же матрице ИСУД, по которой мы определяли параметры учебного успеха ученика (таблица 5), то можно увидеть, что эти задания также не востребуют перечисленные выше параметры ИСУД. Потребовалось разработать такие формы заданий, выполнение которых требовало бы от ученика проявления и распределения внимания, и высокого уровня развития общеучебных коммуникативных навыков и многого другого. Пример такого тренировочного упражнения представлен в таблице 6.

.

Таблица 6. Формы дифференцированных развивающих заданий для фронтальной или индивидуальной работы в классе.


На доске картинка лесной тропинки.

Учитель читает предложение:

Лесная тропинка маслянисто темнела.

Задания:


1.

Расскажите, о чем идет речь в предложении.

2.

Постройте схему предложения.

3.

Назовите ударные слоги в каждом слове.

4.

Расскажите, в какой части слова находятся безударные гласные.

5.

Что надо сделать, чтобы не ошибиться в правописании слов с безударной гласной в корне?

6.

Подберите проверочные слова к двум первым словам.

7.

Работа в паре: объясните написание двух других слов друг другу.

8.

Запишите предложение, выделяя орфограммы ручкой другого цвета.

9.

Проверьте написанное предложение друг у друга, укажите ошибки и разъясните, как их исправить.

Исследования закончились разработкой системы заданий, направленных на устранение проблемы написания слов с безударными гласными в корне слова. Упражнения составлены таким образом, что их выполнение заставляет «работать» практически все составляющие учебного успеха ученика (таблица 8).

Упражнения, приведенные в таблице 8 , рассчитаны на слабых учащихся и должны «подтянуть» их до среднего уровня. Но нельзя забывать, что сильные учащиеся тоже не должны остаться без внимания. Ведь их успешная учеба объясняется не только высоким уровнем развития познавательных процессов, но и серьезной высокой мотивацией к учебной деятельности. Поэтому, чтобы поддержать их желание учиться, я подобрала несколько творческих заданий (таблица 9).


Таблица 8. Формы дифференцированных развивающих заданий для фронтальной или индивидуальной работы в классе по теме «Правописание безударных гласных».


Упражнение 1.

На доске - картинка с изображением ястреба, текст - перед учеником.


Ястреб

Высоко парит ястреб, высматривая добычу…

Но его не видно.

А чтоб не видели, ястреб иногда прячется в солнечные лучи, как в золотистое сено.

(В. Хмельницкий)

  1. Прочитай текст.

  1. О чем этот текст?

  1. Объясни, почему так поставлено ударение: парит ястреб?

  1. Какое сравнение нашел автор для описания солнечных лучей? Прочитай.

  1. Какую картину ты представил себе? Опиши вслух.

  1. Подчеркните в тексте знакомые орфограммы.

  1. Объясни соседу написание этих слов (правило, подбор проверочных слов).

  1. Комментированное письмо с использованием зеленой ручки.

  1. Самопроверка.



Упражнение 2.

На доске группы слов.

  1. т..жеый, пр..мой, в.. селый, гл..дит;

  2. м..рской, с..довый, сп..ртивный, х..лодный;

  3. св..тлячок, л..сной, кр..чать, сн..говик;

  4. уд..вление, л..чить, с..дел, св..стел;

  5. зв..зда, в..сло, в..дро, сп..шить.

  1. Прочитайте слова по группам.

  1. Исключите в цепочках лишние слова. Ответ обоснуйте.

  1. С лишним словом составьте предложение, запишите его и начертите его схему.

  1. Напишите ряды слов, выделяя орфограммы зеленой ручкой.

а) 1,2 – комментированное письмо.

б) 3,4,5 – самостоятельная работа.

  1. Взаимопроверка с объяснением ошибок (если они есть).



Таблица 9. Формы дифференцированных развивающих заданий для работы в классе по теме «Правописание безударных гласных» ( высокий уровень обучаемости).



Упражнение 1

На доске группы слов.

  1. утро – ночь; з..ма (м..роз, январ.., ос..нь, санки);

  2. песня – глухой; к..ртина (сл..пой, художник, р..сунок, б..льной);

  3. лош..дь – жер бенок; к..рова (пас..бище, р..га. м..л..ко, т..ленок);

  4. лодка – лкто; к..ньки, (р..ка, з..ма, лед, ботинки)

  5. к..са – тр..ва; бритва (острая, сталь. Р..ка, б..рода).

  1. Прочитайте группы слов.

  2. Установите, какая связь между двумя словами в левой части.

  3. Составьте подобную пару в правой части, выбрав одно из четырех слов, заключенных в скобках.

  4. Составленные примеры записываются с комментированием.

  5. Пропущенные буквы выделяются зеленой ручкой.

  6. Устно: слова с пропущенными буквами сгруппировать по орфограммам.



Упражнение 2

На доске написаны словосочетания.

лист кл..новый напиток м..довый

дорога ч..рнеет лицо р..бое

гора л..дяная хлеб з..рнистый

мед пч..лины й вечная м..рзлота

погода т..плеет деревья ж..лтеют

  1. Прочитайте словосочетания.

  2. Постарайтесь их запомнить (через одну - две минуты предъявления вторые слова закрываются)

  3. Ориентируясь на первое слово, напишите вторую часть каждого словосочетания.

  4. Подберите проверочные слова.

  5. Проверка

а) открываются слова

б) проверка в парах: объясните друг другу ошибки и исправьте их.


Один из результатов работы - освоение технологии учета и развития индивидуального стиля учебной деятельности, несомненный рост своей профессиональной компетентности как учителя личностно-ориентированного образовательного процесса. Но главный результат этой работы - рост мотивации учащихся на уроках как следствие создания комфортной среды, учитывающей особенности каждого ученика.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ