Мастер – класс: "Проектная деятельность учащихся начальных классов как условие формирования УУД"


Мастер – класс: “ Проектная деятельность учащихся начальных классов как условие формирования УУД”.


Цель занятия:

Рассмотреть методы и приёмы организации проектной

деятельности в начальных классах.


Проект – план, замысел, в результате которого автор должен получить что-то новое: продукт, программу, отношение, модель, книгу, фильм, сценарий и т.д.


Проект – это одна из форм исследовательской работы. В педагогике под методом проектов понимается совокупность приёмов, операций, которые помогают овладеть определённой областью практических или теоретических знаний в той или иной деятельности. Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая завершится практическим результатом.


На мой взгляд – метод проектов очень интересная работа. У неё много плюсов.


1. Развитие творческого мышления, умения добывать информацию, самостоятельно отбирать и накапливать материал, т.е. приобретаются навыки самообразования и контроля.


При подборе материалов обучающиеся используют различные источники информации, работают со справочниками, художественной литературой, учебниками. В классе прошли серия классных часов, были организованы выставки рисунков, викторина по именам.


2. Моделируется реальная технологическая цепочка, состоящая из 5 П: проблема, проектирование, поиск, продукт, презентация.


3. Плюс проектной работы также в том, что формируются навыки групповой деятельности, т.е. в ходе работы над проектом ребятам приходилось устанавливать социальные контакты (распределять обязанности, взаимодействовать друг с другом), адекватно оценивать себя и других.


4. Ещё одним плюсом метода проектов является интерес к познавательной деятельности. Метод проектов позволяет соединять знания из разных областей и применять их на практике. Это одна из технологий воспитания мотивированных детей.


Первое – это социальные навыки. Умение работать в группе, сотрудничать, умение принимать и выполнять определённую роль: быть лидером или исполнителем, умение выстраивать свои отношения с людьми, которые тебя окружают.


Следующие навыки – коммуникативные: учиться не только говорить, но и важно научиться умению слушать, принимать другое мнение и спокойно отстаивать своё.


Навыки, которые формируются в ходе проектной деятельности – это и мыслительные навыки. Дети учатся анализировать, обобщать, сравнивать, классифицировать и т.д.


Навыки, тесно связанные с мыслительными – это исследовательские навыки: учиться проводить исследование, уметь наблюдать, выявлять, соотносить.


Эта работа оказывает огромное влияние как на отдельного школьника в плане развития его самостоятельности, так и на коллектив в целом, поскольку достижение единой цели очень сплачивает детей. Кроме того, добывание информации самостоятельно позволяет усвоить её гораздо прочнее, чем получение в разжеванном виде. Но самое главное, метод проектов учит детей организовывать деятельность и учит размышлять. А это важнейшие умения, которые будут способствовать будущей успешной взрослой жизни.



Но есть и минусы.


Конечно возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности младших школьников. То, что ребята старшего звена сделают с лёгкостью, у начальных классов вызовет затруднения, поэтому проект в начальных классах это огромная работа руководителя, требующая нестандартных методов. Детям младшего школьного возраста необходима помощь взрослого на всех этапах работы над проектом. Однако начинать вовлекать младших школьников в проектную деятельность нужно обязательно. Дело в том, что именно в мл. шк. возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений, которые способствуют в последствии достичь желаемых результатов в проектной деятельности.


Ещё 1 минусом является то, что в нач. кл. ученики только-только приступают к поисково-исследовательской работе. Это связано с тем, что они ещё не умеют работать с литературой, выделять главное и делать обобщения. Поэтому начиная с 1класса в рамках традиционных учебных занятий использую:


проблемное введение в тему урока;

постановку цели и задач урока совместно с учащимися;

совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания;

групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе;

выдвижение идеи (мозговой штурм);

постановку вопроса (поиск гипотезы);

формулировку предположения (гипотезы);

обоснованный выбор способа выполнения задания;

поиск дополнительной литературы;

подготовку доклада (сообщения);

самоанализ и самооценку, рефлексию;

поиск альтернативных способов решения проблемы и т.п.


Что такое проект для ученика? Это возможность творчески раскрыться, проявить себя индивидуально или в коллективе. Проект – это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самим учащимся. Проект даёт учащимся опыт поиска информации, практического применения самообучения, саморазвития, самореализации и самоанализа своей деятельности.



Что такое проект для учителя? Проект – это дидактическое средство обучения, которое позволяет развивать умение проектирования.


Классификация проектов может основываться по профилю знаний:


монопроекты – в рамках одного учебного предмета. При этом выбираются наиболее сложные темы или разделы программы; укладываются в классно-урочную систему;


межпредметные – по двум или более предметам; чаще выполняются во внеурочное время;


Если проекты основываются на уровне контактов, то они могут быть:


внутриклассные – проекты, проводимые в одном классе;

внутришкольные – проекты, организуемые внутри одной школы, на уроках по одному предмету, или междисциплинарные;

региональные – проекты, организуемые между школами, классами внутри региона, внутри одной страны;

международные – в них реализуется диалог культур.


Классификация проектов может основываться по числу участников:


-индивидуальные (личностные);

-парные;

-групповые.


По продолжительности проекты могут быть:


-краткосрочные (1 урок, максимум 3 – 6 уроков);

-среднесрочные (1 – 2 месяца);

-долговременные (до года).



Типы проектов по доминирующей деятельности учащихся:


исследовательские; Исследовательские проекты совпадают со структурой реального научного исследования. Это актуальность темы, проблема, объект исследования, цель и задачи исследования, гипотеза, методы исследования, результат, выводы. Примеры таких проектов: наблюдение за ростом лука «Свет, вода, жизнь»


творческие; Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры – она только намечается и развивается в соответствии с требованиями к форме и жанру конечного результата. Это может быть стенгазета, сценарий праздника. Такие проекты каждый из нас выполняет по должностным обязанностям классного руководителя.


игровые; Игровые проекты также называют ролевыми. В них структура только намечается и остаётся открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определённые роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы.


информационные; Информационные проекты направлены на сбор информации о каком-либо объекте, её анализ, обобщение. К такому виду проекта мы отнесли работу «Мы и наши имена» в котором ученики 3-в класса собрали интересные материалы об именах и выпустили сборник имён нашего класса.


социально-значимые. Особенно большое значение имеют практико-ориентированные или социально-значимые проекты. Эти проекты содержат чётко обозначенный результат деятельности учащихся, ориентированный на социальные запросы его участников. Примером социально-значимого проекта может стать проект “Чистое село”.



Итак, что такое проект, виды проектов мы уже представляем. А теперь остановимся на этапах работы над проектом:

· мотивационный

· планирующее -подготовительный

· информационно-операционный

· рефлексивно-оценочный



1 этап – мотивационный.


Здесь важно для учителя создать положительный мотивационный настрой. Проблема, которую должны решить учащиеся, должна быть актуальной и интересной. На данном этапе формулируется тема и определяется результат, продукт.


2 этап – планирующее -подготовительный.


Идёт разработка замысла проекта, формулируются задачи, план действий, согласовываются способы совместной деятельности, делятся на группы. Сначала в группы я разрешила объединиться ребятам самостоятельно, чтобы работать было комфортно. Позже формирую группы сама и объясняю почему: что есть лидер, художник, есть ученик, способный сделать презентацию. Главная цель – дети должны учиться выстраивать свои отношения с любым коллективом. В этом этапе обговариваем, где будем искать информацию.


3 этап. Информационно- операционный


Здесь идёт реализация проекта. Собирается материал, вся информация перерабатывается, сортируется. Роль учителя на этом этапе координировать, наблюдать, давать рекомендации, проводить консультации.







4 этап. Рефлексивно-оценочный.


Защита проекта, коллективное обсуждение результата, самооценка деятельности. Этот этап очень важный, решает несколько задач: развитие научной речи, возможность продемонстрировать свои достижения, пополнение знаний.


Существует несколько форм, позволяющих представить свою работу.


РАБОТА В ГРУППАХ ( мотивация- продукт-презентация)


Предлагаю работу в парах. Предложите виды работы на этапе мотивации, т.е. каким образом можно подвести к теме проекта. Каким может быть продукт проекта и виды его презентации.




Работая по данной технологии в течении трёх лет, я добилась следующих результатов. В процессе работы над проектом у учащихся наблюдается положительная динамика в формировании следующих умений и навыков:


а) познавательные и регулятивные: (умеют выдвигать идеи, определить проблему, поставить цель урока, высказать гипотезы, обосновать выбор способа или метода, пути в деятельности, планировать свою деятельность, делать самоанализ и рефлексию от 30% до 50% учеников);


б) поисковые: (умеют находить информацию 70% учеников);


в) личностные и коммуникативные: (умеют слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы до 40% учащихся);


г) презентационные: (построить устный доклад (сообщение) о проделанной работе, изготовить наглядность могут до 30% учеников).







ФРАГМЕНТ ЗАНЯТИЯ «НАШИ ИМЕНА»


Уважаемые коллеги, а сейчас я хочу предложить вам самим поучаствовать в проектной работе.



Сегодня мы поговорим о..


А впрочем, отгадайте загадку: «И мамы есть, и у папы есть, и у дочки есть, и у внучки есть. Чтобы его узнать, надо вслух сказать.» (имя)


-А зачем человеку имя?


- Правильно, как бы мы обращались друг к другу, если бы не имя?


Здесь уместно поговорить с детьми о правилах знакомства.


Давайте и мы познакомимся . А поможет нам в этом вот эта ваза с конфетами. Берите конфетку и называйте свое имя и качество характера, которое начинается на первую букву вашего имени.


Начнём с меня- Татьяна-творческая..( Я прохожу и всем подаю вазочку)


Спасибо!


- А вы знаете почему вас так назвали? (высказывания) У кого вы это можете узнать?


- Каждое имя имеет свою историю. Даётся информация из истории имён.


- А кто знает, что обозначает его имя и из какого языка оно к нам пришло? А хотите узнать? А где это узнать?


В этом нам помогут наши помощники книги. (КНИЖНАЯ ВЫСТАВКА)


Коллеги, а чье имя самое лучшее, самое красивое?


А сейчас проведём маленькое исследование с вашими именами. Для этого нам нужно разделиться на 2 группы. В первой группе будут работать коллеги, которые взяли зелёную конфету. Во вторую группу проходят коллеги с желтой конфетой.


Давайте выясним « Влияет ли имя на характер человека?»



Первая группа: будет проводить своё исследование с женским именем, которое встречается чаще всего ,используя печатные материалы и свой жизненный опыт..


Вторая группа: проведёт своё исследование с женским именем. которое, по их мнению, встречается реже всего, используя электронные материалы.


План вашей работы:


-поставить цель и наметить задачи по решению проблемы


-Выдвинуть гипотезу и, используя предложенные вам материалы, подтвердить или опровергнуть свои гипотезы.


Сделайте вывод по представленной проблеме.


Так как мы не можем провести полного исследования с использованием всех необходимых методов, сделайте вывод ,исходя из полученной информации и своего жизненного опыта.


На всю работу -5 минут. Выберите человека, который будет следить за временем. Приступайте к работе.


(Включить музыку)


Уважаемые коллеги, продолжаем работать.


Итак, пожалуйста, первая группа представьте результат своей работы.


Презентация работы второй группы.


Объясните, пожалуйста, смысл поговорки: “Не имя красит человека, а человек имя”


Действительно, человека в большей степени красят его добрые дела и поступки. Очень хочется, чтобы на нашей планете было больше добра, улыбок и счастья.


- Как вы думаете, на каком этапе проекта может быть проведено это занятие?



Вывод: Наше исследование –это лишь маленькая частичка большого проекта.. Чтобы оно было полным нам необходимо наблюдать ,опрашивать людей и носителей данного имени, изучить литературу о знаменитых людях и сравнивать черты, характерные для конкретного имени.


Но даже такие маленькие исследования позволяют заинтересовать детей и формируют потребность в новых открытиях



Закончить нашу работу я хотела бы ,используя метод «Незаконченные предложения »

«Я буду использовать в своей работе проектный метод, потому что…»

« Использование метода проектов позволило мне…»

«Для меня было новым…»




Своё выступление я хочу закончить пословицей, ясно выражающей сущность проектного метода обучения.



Расскажи мне – и я забуду,

покажи мне – и я запомню,

сделай вместе со мной – и я научусь.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ