Использование технологий развивающего обучения на уроках в начальной школе как средство реализации ФГОС начального общего образования

Использование технологий развивающего обучения на уроках в начальной школе как средство реализации ФГОС начального общего образования

Чуйкова О.Н.

Учителя начальных классов очень хорошо знают как важно заинтересовать детей на уроке, сделать процесс обучения понятным и доступным и как трудно решать те учебные задачи, которые не вызывают интереса у детей. К сожалению, сейчас у многих детей уровень развития познавательной деятельности средний или слабый, А это значит, что у таких детей слабо развита речь, не сформированы интеллектуальные умения, ограничен кругозор, низкая познавательная активность, непродуманная и хаотичная деятельность.

Задача современного учителя состоит в том, чтобы направить свои усилия на формирование всесторонне образованной и инициативной лич­ности, довести до её сознания систему взглядов, культурных, идейно-нравственных и этических принципов, норм поведения в современном обществе, готовности к актив­ной деятельности и непрерывному образованию.  

Особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий развитие личности учащегося главной целью.

Развивающая система обучения Л.В. Занкова, по которой я работаю, учит детей не только формулировать вопросы, но и обеспечивает достижение планируемых результатов посредством особого отбора и структурирования содержания учебных предметов, создаёт условия для реализации системно-деятельностного подхода и личностного развития каждого ребёнка. Раскрывая на уроках учащимся целостную картину мира, я использую не только содержание предметов, достижения науки, искусства, литературы, но и природную любознательность младшего школьника, его личный опыт и стремление к общению.

Цель моей педагогической работы создать для каждого учащегося такие условия учебной деятельности, которые создадут атмосферу сотрудничества между учеником и его одноклассниками, между учеником и учителем. Но, используя личностно-ориентированное обучение, я не ставлю перед собой цель "подтянуть" слабых учеников до уровня сильных, а стремлюсь раскрыть индивидуальность, творческие способности каждого моего ученика, независимо от того, считается ли он в классе "сильным" или "слабым".

Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе использую современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности учащихся за счет снижения времени, отведенного на выполнение домашнего задания. Хочу поделиться принципами моей работы по некоторым из технологий развивающего обучения:

  • Технология исследовательской работы даёт возможность учащимся

самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения. Данная технология основывается на дидактическом принципе развивающего обучения системы Занкова - обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности. Поисковая деятельность заставляет младшего школьника анализировать, сравнивать и сопоставлять, обобщать. Основная идея исследовательского метода – использование научного подхода к решению поставленной задачи. Ученик учится самостоятельно добывать знания, а не получать их в готовом виде. При этом он действует в соответствии с особенностями своего развития.

Мы создаём творческий проект

«СТИХИИ ПРИРОДЫ»

1. Вспомни, что называют стихиями природы?

2. Какую пользу они приносят человеку?

3. Могут ли стихии природы нанести вред чело­веку?

Задание

1. Поделите тетрадную страницу на 4 части.

2. В каждой части нарисуйте придуманный вами образ стихии природы.

3. Подумайте, какой цвет, форма, символы вы бу­дете использовать в работе.

4. Ответьте на вопрос, какая стихия вам больше нравится и почему?

5. Подготовьте дома дополнительный материал о стихиях природы (стихи, загадки, поговорки, интересные факты и др.)

6. Представьте результат работы товарищам.

Задание.

Опишите жизнь четырех стихии мира в течение суток: воды, земли, огня и воздуха. Для описания можно выбрать форму сказки.

Мы проводим экспериментальное исследование

Экспериментальные исследования предполага­ют проведение собственных наблюдений и экспери­ментов. Ребята как вы понимаете слова М. Пришвина «Охранять природу - значит охранять родину»?

Ребята, а что вы чувствуете, о чем, думаете, когда делаете добрые дела в природе? Вы испытываете радость? А как мы, можем помочь природе?

Результатами исследований могут быть созданные детьми буклеты, плакаты, альбомы, выставки рисунков, газетные статьи и вырезки, а также стихи. Приведу пример стихотворения моего ученика Уварова Андрея, проводившего исследовательскую работу по теме «Для чего создан Международный Красный Крест»:

Есть в нашем мире Красный Крест-

Организация здоровья.

Всем поможет, излечит,

Люди ей довольны!


Красный Крест спешит туда,

Где нищета и голод,

Где боль людская и слеза,

В окопах вечный холод.


На белом цвете Красный крест,

Как символ милосердия и веры.

Гуманность, доброту людских сердец

Возглавил Красный Крест по миру.

  • Технология проблемного обучения - наиболее ярко проявляется в

системе развивающего обучения Занкова. Данная технология основана на создании в учебной деятельности проблемных ситуаций, которые способствуют организации самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего происходит овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются творческие и мыслительные способности.

Так, например, изучая на уроках окружающего мира природные зоны, мои ученики сами выявляют экологические проблемы, предлагают пути их разрешения. Рассматривая проблемную ситуацию, связанную с вымиранием белых медведей и, выступая в их защиту, мои ученики нарисовали рисунки, с изображением белых медведей, составили петиции с подписями в защиту белых медведей, придумали слоганы. Приведу примеры некоторых слоганов:

Люди планеты Земля!

Белых медведей убивать нельзя!

Их мало осталось на нашей планете.

Не в книгах, поверьте, должны жить медведи!

Белые медведи должны жить на планете!

Берегите, люди, всех медведей этих!

Царя Арктических пустынь

Мы в обиду не дадим!

Встанем дружно как один,

Медведя белого защитим!

Люди планеты Земля!

Сохраним природу для себя!

Животных севера спасём,

Медведям радость принесём!

Материал отправлен в Международный фонд защиты животных IFAW.

Проблемное обучение способствует не только развитию творческих способностей школьников, их интеллектуальных умений, но и даёт ребёнку возможность прочувствовать каждую ситуацию, выразить своё мнение, предложить собственные пути решения проблемы. Используя эту технологию обучения, я воспитываю в своих учениках гражданственность и инициативность.

  • Разноуровневое обучение реализует желание сильных учащихся

быстрее и глубже овладевать новыми знаниями, а слабые ученики получают возможность испытывать учебный успех.

В своей практике работы разноуровневое обучение применяю на разных этапах учебного процесса:

  • работа над новым материалом;

  • закрепление пройденного;

  • практические, самостоятельные, контрольные работы;

  • домашнее задание.

Домашнее задание, к примеру, по литературному чтению предлагаю ученикам на выбор в трёх вариантах, в зависимости от степени сложности.

Например, изучая на уроке сразу несколько стихотворений, учащиеся самостоятельно выбирают то стихотворение, которое они смогут выучить наизусть. Самостоятельно выбирают вопрос, на который смогут ответить и то творческое задание, которое смогут выполнить. Примеры творческих заданий: рисунок-иллюстрация к литературному произведению, придумать вопрос товарищу, сочинить продолжение к изучаемому произведению, собственное сочинение стихотворений и др. Я заметила, что даже слабые ученики при выборе варианта домашнего задания, предпочитают более сложные задания, стремясь не отстать от своих более сильных товарищей.

Заслуженный деятель науки М.Н. Гернет писал «любить детей – этого мало, надо их знать».

Разноуровневое обучение даёт возможность мне как учителю изучить свойства личности ученика, выявить его задатки в какой-либо области знаний, раскрыть талант и одарённость каждого учащегося.

Рассмотренные технологии развивающего обучения направлены на приобретение знаний, умений и развитие каждого школьника. Работа учащихся, организованная по этим технологиям, чаще всего выходит за границы изучаемого предмета и включает как обязательные элементы целеполагание и рефлексию, требует от учащихся субъектного отношения к своей деятельности и не ограничивает их в способах работы с информацией в современном мире. Я считаю, что эти технологии в наибольшей степени отвечают задачам организации процесса обучения согласно требованиям ФГОС НОО, т.к. учитель, используя их, помогает ученику организовать своё обучение. При этом учитель может контролировать и влиять на процесс обучения, но не на результат - образовательный индивидуальный продукт.



Литература:

      1. Е.О. Иванова, И.М. Осмоловская: Теория обучения в информационном обществе// - М.: Просвещение , 2011, с135, с.144

      2. Н.Б. Шумакова: Развитие исследовательских умений младших школьников/ . - М.: Просвещение, 2011 с.26, с.27

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ