Классный час «День славянской письменности» 6 Класс
Классный час в 6 классе «День славянской письменности».
Подготовила и провела Скрылева Н. А.
Цель:
Углубить знания обучающихся по истории создания славянской азбуки и ее создателях равноапостольных братьях Кирилле и Мефодии.
Задачи:
Расширить социальный опыт подростка посредством родного языка;
Способствовать развитию гражданских и духовно-нравственных качеств личности школьника;
Воспитывать чувство гордости за историю Отечества и становление русского языка.
Оборудование: рисунки рукописных книг, высказывания о грамоте, азбуке. На доске размещена выставка буквиц, на столе – выставка книг «Откуда азбука пришла».
Для 30 млн, живущих за рубежом, русский язык является родным. Кроме того, 180 млн человек его изучают. Таким образом, русский язык является языком глобального общения. 2007 год объявлен годом русского языка, что отражает его значимость для цивилизации. Не останемся в стороне от этих важнейших событий и поговорим начале создания русского языка.
Вступительное слово учителя. Раздаются цветные карточки: зеленые, красные, синие.
Синий цвет – у меня хорошее самочувствие, я с интересом жду начала занятия, хочу быть активным участником.
Зеленый цвет - у меня нормальное самочувствие, я поприсутствую и может быть, стану участником диалога;
Красный – внимание! Мое состояние здоровья удовлетворительное. Я посижу на занятии.
Объясняется условия работы: самые активные получают жетоны, призы. Ставится цель занятия.
Как вы думаете: можно ли представить себе жизнь без телевизора?
Трудно, но можно, наверное, скажете вы.— У моих бабушек и дедушек в детстве не было телевизора: к ним домой не приходили театр, кино, митинги, спортивные соревнования. Еслихотите проверить, спросите об этом дома.
А можно ли представить себе жизнь без электричества?
Очень трудно, наверное, думаете вы. Но ведь известно, что раньше люди чи тали и писали при свечах или при лучи не. И только в советское время по всей стране зажглись электрические лам почки.
А теперь попробуйте себе представить жизнь без письменности.
Не исключено, что кто-то подумает про себя: ну и что же, вот было бы здорово, если бы исчезла письменность: не надо писать диктанты, сочинения, рефераты. Все уроки будем делать толь ко устно! Допустим.
Но ведь тогда должны исчезнуть все книги, библиотеки, почтовые отделения, афиши, не станет карточек в регистратуре поликлиники, трудно придумать, как различать билеты на поезда и т. п.
Кем бы мы были без письменности? Неучами, невеждами, да и просто – людьми без памяти. Трудно даже представить себе, каким было бы человечество, не имеющее азбуки. Ведь без письменности мы не могли бы передавать информацию, делиться опытом с потомками, и каждому поколению заново пришлось бы изобретать велосипед, открывать Америку, сочинять «Теремок»…
Более тысячи лет назад славянские книжники братья Константин (в монашестве Кирилл) и Мефодий стали авторами первого славянского алфавита. В наше время десятая часть всех существующих языков – семьдесят! – имеет письменность на основе кириллицы.
24 мая отмечается День славянской письменности и культуры, память святых ПРОСВЕТИТЕЛЕЙ Кирилла и Мефодия. Наша встреча и посвящена первой азбуке, длинной длинной дороге славянских племен к письменности, к грамотности.
Праздник славянской письменности пришел к нам из Болгарии, где этой традиции уже больше ста лет. С какого же года он стал отмечаться в нашей стране? Да, с 1987 года. Центрами празднования в разные годы были города Мурманск, Вологда, Новгород, Москва, Белгород, Псков.… Повсюду вспоминают создателей славянской грамоты. Давайте и мы сегодня познакомимся с жизнью этих святых братьев.
Братья Кирилл и Мефодий
Святые, равноапостольные, основатели славянской письменности. Братья Кирилл и Мефодий были родом из македонского города Солуни (современный город Салоники) (родились в XI веке). Отец братьев был богат и «доброго рода», занимал пост военачальника. Сыновьям он дал прекрасное воспитание и образование. Константин, так звали Кирилла до пострижения в монашество, учился вместе с сыном императора у лучших учителей столицы Византии, в том числе у Фотия, впоследствии патриарха Константинопольского.
Константин в совершенстве постиг все науки своего времени и многие языки, особенно прилежно он изучал творения святителя Григория Богослова.
За свой ум и выдающиеся познания святой Константин был прозван Философом.
В 862 году пришли к императору Михаилу III послы от моравского князя Ростислава (Моравия тогда была одним из сильнейших славянских государств в Европе, находилась на территории нынешней Чехии), с просьбой прислать в Моравию учителей, которые могли бы проповедовать на родном для славян языке.
Сейчас мы на несколько минут превратимся в актеров.
(Инсценировка фрагмента повести В.Воскобойникова «Братья».)
Главные герои:
Послы
Патриарх Фотий
Император Михаил III
Константин
(На стуле сидит царь Михаил в окружении придворных, патриарх Фотий и Константин)
Учитель: Послы Моравского княжества от правителя своего пришли с просьбою. Просят принять!
Послы: « Земля наша крещена, но нет у нас учителя, который бы наставил и поучил нас, и объяснил святые книги. Ведь не знаем мы ни греческого, ни латинского; одни учат нас так, а другие иначе, от этого не знаем мы ни начертания букв, ни их значения. И пошлите нам учителей, которые бы могли нам рассказать о книжных словах и о смысле их».
1.Фотий (осторожно): Послать наших людей в земли Моравские надо обязательно…
2.Михаил (с сомнением): А нужны ли нам эти Моравы? Какая от них польза?
3.Фотий (спокойно): Польза в том, что враги- иноверцы окружают наше государство со всех сторон, а друзей становится все меньше. И когда целый народ предлагает нам дружбу, отдает себя добровольно под влияние нашей церкви, от этого нельзя отворачиваться.
4.Михаил: Ну, что ж… Давай пошлем учителей. Но кого? Назови мне имя способного человека.
5.Фотий: Я думаю, такой человек находится среди нас.
(Все смотрят туда же, куда и Фотий, - на Константина)
6.Михаил: В самом деле… (Константину). Кроме тебя и твоего брата, послать некого. Кто еще так хорошо знает язык славян!
7.Константин: В моравскую землю, к славянам, я пойду с радостью.(Внезапно). Но прав государь - будет ли от этого польза? (Все удивлены; Константин объясняет). Польза будет только в том случае, если у них есть грамота. (Смотрит прямо в глаза царю). Есть ли у них грамота?
(Михаил пожимает плечами, смотрит на митрополита).
8.Фотий (уверенно): Грамоты у них нет, государь. Народ их неучен и дик. Поэтому послы и пришли к нам за помощью.
9.Михаил: (Константину, лениво): А ты их своими речами просвещай…
10. Константин (тихо, но твердо): Просвещение народа без книг на его родном языке равносильно усилиям писать на воде!
11. Фотий (поддерживая Константина): Книги, писанные на языке славян, необходимы, государь.
12. Михаил: Я приказываю… Раз нет у славян грамоты, значит, надо ее составить. И книги, которые нужны, перевести с нашего языка на славянский.(Константину). Поручаю это тебе и твоему брату.
(Константин смиренно кланяется).
Учитель:
Так братья – проповедники стали и учителями. С 863 года ведет свое начало славянская письменность. В IX веке появилось сразу 2 азбуки –кириллица и глаголица.
Ученик 1:
Глаголица — одна из двух славянских азбук. Название образовано от старославянского глаголъ — «слово», «речь». Почти полностью совпадая с кириллицей по алфавитному составу, расположению и звуковому значению букв, глаголица резко отличалась от неё формой букв. Строка древнего глаголического письма напоминает греческую скоропись, но буквенные начертания не имеют соответствий с греческими буквами. Считают, что некоторые буквы составлены на основе знаков самаритянского и древнееврейского письма, однако своеобразие глаголического письма не позволяет уверенно связать его ни с одним из современных ему алфавитов и косвенно подтверждает предположение о том, что эта азбука изобретена одним из славянских просветителей и авторов славянской азбуки Кириллом (Константином Философом) ещё до отъезда Кирилла и его брата Мефодия в Моравию. Глаголица широко употреблялась в 60-х гг. IX в. в Моравии, откуда проникла в Болгарию и Хорватию, в которой используется в богослужебных книгах и ныне; изредка употреблялась и в Древней Руси.
Ученик 2:
Кириллица — одна из двух древнейших славянских азбук. Название восходит к имени Кирилла (до принятия монашества — Константина), выдающегося просветителя и проповедника христианства у славян. Вопрос о времени создания кириллицы и о ее хронологии, соотношении с глаголицей нельзя считать окончательно решенным. Некоторые исследователи предполагают, что кириллица была создана Кириллом и его братом Мефодием («первоучителями славянскими») в IX в., ранее, чем глаголица. Однако большая часть специалистов считает, что кириллица моложе глаголицы и что первой славянской азбукой, которую создали Кирилл и Мефодий в 863 (или 855), была глаголица. Создание кириллицы датируют эпохой болгарского царя Симеона (893-927), вероятно, она была составлена учениками и последователями Кирилла и Мефодия на основе греческих (византийских) торжеств, уставного письма. Буквенный состав древней кириллице в целом соответствовал древнеболгарской речи.
Письменные памятники от эпохи создания кириллицы не сохранились. Не вполне ясен и состав букв первоначальной кириллицы, возможно, некоторые из них появились позднее. Кириллица употреблялась у южных, восточных и, очевидно, некоторое время у западных славян, на Руси была введена в X-XI вв. в связи с христианизацией. Кириллица у восточных и южных славян имеет длительную традицию, что засвидетельствовано многочисленными памятниками письменности. Древнейшие из них датируются X-XI вв.
Кириллица XI-XIV вв. характеризовалась особым типом письма — уставом с геометричностью в начертаниях букв. С конца XIII в. у южных славян и с середины XIV в. у восточных буквы кириллицы теряют строгий геометрический облик, появляются варианты начертания одной буквы, увеличивается количество сокращенных слов, этот тип письма называется полууставом. С конца XIV в. на смену уставу и полууставу приходит скоропись.
Учитель:
Братья составили славянскую азбуку и перевели на славянский язык книги, без которых не могло совершаться богослужение: Евангелие, Апостол, Псалтирь и избранные службы.
( Показ книг)
( Давайте вспомним эти книги)
Евангелие – это…
Псалтирь – это…(ответы учащихся)
Находясь в Риме, Кирилл заболел и незадолго до кончины (869 год) принял великий постриг, изменив свое прежнее имя Константина на Кирилла. Обращаясь к брату перед кончиной, Кирилл сказал очень трогательные слова.
Перед вами текст этого обращения. Восстановите текст, постарайтесь поставить слова на свои места.
Вот, брат, … и я на поле падаю,… окончив день свой… были мы с тобой… пахали одну (и ту же) борозду …парой в одной упряжке и… . Ты же не смей... достичь спасения… оставить учительство свое…, ибо чем иным можешь ты лучше….
«Вот, брат, были мы с тобой парой в одной упряжке и пахали одну (и ту же) борозду, и я на поле падаю, окончив день свой. Ты же не смей... оставить учительство свое, ибо чем иным можешь ты лучше достичь спасения».
Скончался Кирилл 14 февраля 869 года в возрасте 42 лет. Святые мощи Кирилла покоятся в Риме, в церкви Святого Клúмента.
Святой равноапостольный Мефодий пережил брата на 16 лет, свято выполняя его последнюю волю- продолжение перевода на славянский язык церковных книг. В апреле 885 года он скончался (возрасте 60 лет), оставив более 200 обученных им священников – славян. Отпевание святителя было совершено на трех языках: славянском, греческом и латинском.
Славянская азбука, созданная святыми братьями, послужила основой русской письменности. Само слово «азбука» произошло по названию первых двух букв кириллицы: «аз» и «буки». Образцом для написания букв кириллицы послужили знаки греческого уставного письма.
Вспомним, что такое уставное письмо?
(Устав – это такое письмо, при котором буквы пишутся прямо, отдельно одна от другой и нет промежутка между словами)
Много веков после создания азбуки развивалась славянская письменная культура. Замечательные памятники письменности создавались в Болгарии, в Сербии, на Руси. Но редкой и дорогой оставалась рукописная книга, которая писалась на особом материале.
Перед вами две коробки, открыв их вы расскажите нам происхождение этих предметов и какого было их назначение.
( В одной коробке лежит перо, лист тонированной бумаги – вместо пергамента - и маленький пузырек с чернилами. Школьник рассказывает, что перо предпочиталось гусиное, из левого крыла; чтобы подготовить перо к работе, надо его очинить: отрезать кончик, чуть расщепить и заострить; пергамент – особо выделанная телячья кожа; чернила делались из «дубовых орешков», которые надо было поварить в кислоте с железными опилками.
В другой коробке – пласт березовой коры и палочка.
Березовая кора – писчий материал. Надо очистить будущую березовую «страницу» от жесткой коры, распрямить, подсушить; заостренной палочкой – ее называют «писало» - можно не спеша процарапать буквы на бересте: а тупым концом нетрудно затереть случайную ошибку.)
Посмотрите, сколько мастерства и таланта, сколько душевного тепла вкладывали создатели книг в свое ремесло. Книги считались величайшим сокровищем, и не только потому, что на ее создание уходило много сил и времени; не только потому, что переплеты украшались золотом и драгоценными камнями; не только потому, что талантливые художники украшали текст изящными заставками, аккуратными миниатюрами, красивыми заглавными буквами - буквицами…. Главной ценностью книги считалось ее содержание: мудрость, заключенная в словах.
Само начертание буквиц таило в себе чертеж мира. Здесь можно увидеть из гиб крыла, поступь зверя, сплетение корней, извивы реки, контуры двух двойников — солнца и сердца. Эти буквицы поют, щебечут, издают звериный рык, летают, скачут, говорят человеческим голосом. Они еще не стали книжными типографскими серийными знака ми. Каждая буквица индивидуальна, не повторима, как неповторим каждый лист на древе жизни.
Перед вами буквицы, которые древнерусский книжник не успел украсить орнаментом. Постарайтесь закончить работу.
(На доске трафареты буквиц, орнаменты прикрепляются с помощью клейкой ленты.На каждую парту учитель раздает буквицы, которые надо дорисовать).
Вашему вниманию предоставлена выставка буквиц, которые подготовили наши учащиеся.
Теперь вам легко представить, как выглядели книги в древности. Азбуку мы повторили, и теперь каждый из вас легко бы прочитал такую книгу, верно? Прочитал бы от доски до доски… Скажите, что означает это выражение и откуда оно взялось. За правильное объяснение вы получите жетон.
(«От доски до доски» значит «от начала до конца», от первой до последней страницы. В старину книжные «обложки» делались из дощечек, обтянутых кожей. Их украшали позолотой, драгоценными камнями).
Вот теперь я вижу, что вы действительно смогли бы прочитать книгу от доски до доски. Кто-то, может быть, даже смог бы написать книгу…Главное - начать… с красной строки. Объясните, что это за строка.
(Переписчики, начиная новый раздел, выделяли его: отступив от края страницы, изображали большую, красивую, выразительную буквицу. «Красивое» на Руси называли «красным». Да и выписывались буквицы красной краской, а иногда золотились. С тех пор в нашем языке появилось понятие «красная строка»).
К сожалению, до нашего времени не дошли книги, переведенные равноапостольными братьями Кириллом и Мефодием. Поэтому мы считаем прародителем современного русского языка старославянский язык. Именно от старославянского зародился церковнославянский язык, ставший самым близким к кириллице.
(Учитель демонстрирует Псалтирь, написанный на церковнославянском языке)
Церковнославянский язык стал первым истинно русским литературным языком. На этом языке составлялись различного вида светские документы в Древней Руси, договоры, завещания. Именно этот язык воспевали поэты в стихах, песнях, одах.
Ученик:
Да здравствует старославянский!
В нем кровь замешалась и пот!
Густой, непрозрачный и вязкий,
Тяжелый, как сотовый мед!
Как капли его золотые,
Живут и сейчас в языке
Слова налитые, густые,—
Хоть каждое взвесь на руке.
Они веселы и суровы,
До наших времен донесли
Значительность каждого слова
В начале Российской земли.
Алфавит всегда сравнивают с таблицей умножения: и то, и то нужно знать назубок. Только если дважды два всегда было четыре, то буквы нашего алфа вита на протяжении истории нашего государства меняли свое начертание и значение. Одни, послужив верой и прав дой, исчезали, другие возникали, третьи и по сей день являются предметом споров и обсуждений, о судьбах некоторые таких букв размышляет писатель Фе ликс Кривин.
Ученик.
Песенка о буквах, вышедших из употребления
В любой старинной книжице
Ты можешь прочитать:
Жила на свете Ижица,
А с нею буква Ять.
Но время быстро движется,
И жизнь уже не та.
Где нынче буква Ижица?
Где Ять? И где Фита?
Без них правописание
Сумело обойтись.
Новейшие издания
Без них вступают в жизнь.
Уж так на свече водится.
Как говорил мудрец:
Когда без нас обходятся,
То значит, нам конец.
Кто мне скажет, до какого времени этот язык сохранился без изменения? Современный русский алфавит вместо церковнославянского был введен Петром I в 1708 г.
Его называют гражданской азбукой. При Петре Великом были внесены изменения. Какие? 11 букв исключены и были изменены начертания некоторых букв.
Викторина «Откуда азбука пришла»
Проводит обучающийся.
В каком городе родились создатели славянской письменности братья Кирилл и Мефодий?
А – в городе Солуни
Б- в Херсонесе
В- в Константинополе
2. В какой день прославляют св. братьев Кирилла и Мефодия?
А- 20 июня
Б- 24 мая
В- 15 марта
3. Чьи книги изучал в детстве Константин Философ, постигая основы христианской веры?
А- Григория Богослова
Б- патриарха Фотия
В- Георгия Амартола
4. Указать храм, в котором был похоронен святой равноап. Кирилл:
А- церковь Святой Софии в Константинополе
Б- церковь Святого Василия в Корсуни
5. На сколько лет пережил своего брата святой равноап. Мефодий?
А- на 10 лет
Б- на 16
В- на 15
6. В каком году была создана славянская азбука?
А- 899
Б-862
В- 863
Г- 988
7. В IX ву славян появились две азбуки – кириллица и глаголица. Какая из них послужила основой для русского алфавита?
А- ни та, ни друга
Б- кириллица
Б- обе
Г- глаголица
8. Какие знаки послужили образцом для написания букв кириллицы?
А- буквы латинского алфавита
Б- буквы глаголицы
В- знаки греческого устного алфавита
9. До времени правления, какого русского царя кириллица просуществовала без изменений?
А- Ивана Грозного
Б- Петра Первого
В- Владимира Мономаха
10. Указать изменения, внесенные в кириллицу при составлении «гражданского» алфавита
А- отменена буква «ять»
Б- было изменено начертание некоторых букв
В- добавили 3 буквы
Г- исключены 11 букв
11. Какие книги были переведены с греческого языка святыми равноапостольными братьями Кириллом и Мефодием?
А- Жития святых
Б- Псалтирь
В- Апостол
Г- Евангелие
Сегодня мы ведем разговор о письменности, о книгах, о буквах. И я предлагаю вам вспомнить народную мудрость о книгах, грамоте, учении, которая выражается, прежде всего, в пословицах, поговорках, крылатых фразах. Если вы затрудняетесь, то можете найти подсказки в нашем кабинете (висят высказывания на доске, стенах и т.д).
Пословицы
Ученье-свет, а неученье - тьма.
Сперва аз, буки, потом и все науки.
Азбука – к мудрости ступенька.
Корень учения горек, да плод его сладок.
Кто силен в науке, не знает скуки.
Смудрым знаться – ума набраться.
Красна пава перьем, а человек ученьем.
Грамоте учиться – всегда пригодится.
А теперь несколько загадок:
1. Тридцать три родных сестрицы,
Писаных красавиц,
На одной живут странице,
А повсюду славятся.
(Буквы алфавита)
2. Белое поле,
Черное семя,
Кто поле сеет,
Тот и разумеет.
(бумага, буквы, пишущий)
3.Что находится между горой и долиной?
(буква И)
4. Какое русское слово состоит из трех слогов, а указывает на 33 буквы?
(Из названия двух первых букв АЗ и БУКИ (буквы), сложилось слово АЗБУКА, которое по существу представляло дословный перевод греческого слова АЛЬФАБЕТ (первые две буквы греческой азбуки называются АЛЬФА и БЕТА или ВИТА), отсюда же позднее возникло и слова АЛФАВИТ)
(Аз-бу-ка)
(Ал-фа-вит)
А теперь в заключение послушаем стихотворение Ивана Бунина. Что великий поэт завещал нам, своим потомкам?
Молчат гробницы, мумии и кости,
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте
Звучат лишь Письмена.
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный – речь.
(обсуждение)
Кирилл и Мефодий прославляются как просветители славян во всем христианском мире. Память их празднуется 24 мая. Этот день особенно торжественно отмечается в Болгарии. Там совершаются праздничные шествия с буквами славянской азбуки и иконами святых братьев. Начиная с 1987 года, и в нашей стране в этот день стал проводиться праздник славянской письменности и культуры. Ко дню святых братьев в школах пишутся сочинения о русской истории, русской культуре. Выступают фольклорные ансамбли, мастера народных промыслов показывают свою продукцию, открывают выставки народного костюма, кулинары готовят блюда национальной кухни, художники представляют свои работы. Словом, все оживляется под воздействием Слова, о котором и идет речь.
Русский народ должен глубоко осознать, какой Божий дар преподнесли славянам святые равноапостольные братья Кирилл и Мефодий. Они мужественно перенесли испытания и гонения за свой подвиг просвещения народов. Плодами их деяний мы пользуемся и поныне, они определили наше духовное и культурное направление. Потому, наверное, первой общественной православной организацией, созданной в России после прекращения гонений на Церковь, был Славянский фонд письменности и культуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Символично и то, что именно этот фонд первым доставил в Россию Благодатный Огонь от Гроба Господня.
Подведение итога.
Рефлексия:
Теперь я знаю, что….
Я не забуду о том, что…
Сценарий к классному часу на тему "Основатели славянской письменности"
Цель классного часа: познакомить учащихся с возникновением славянской письменности, привить любовь к родному языку.
1. Сообщение классного руководителя. В России, как и в других славянский государствах, широко отмечается День славянской письменности и культуры. Для многих народов славянских государств объединяющим фактором является православная религия и связанная с ней духовная сфера и культура. Истоки славянской письменности возвращаются к Святым равноапостольным братьям Кириллу и Мефодию, которые принесли на славянскую землю письменность, тем самым приобщили многомиллионные славянские народы к мировой цивилизации, мировой культуре. Славянская письменность была создана в IX веке, около 862 года.
Cвятые Кирилл и Мефодий Братья Кирилл и Мефодий выросли в знатной семье, жившей в греческом городе Солуни. Мефодий был старшим из семи братьев, Константин – самым младшим. Мефодий был в военном звании и являлся правителем в одном из подчиненных Византийской империи славянских княжеств, болгарском, что дало ему возможность научиться славянскому языку. Будущие славянские просветители получили прекрасное воспитание и образование. Константин с младенчества обнаружил необычайные умственные дарования. Обучаясь в солунской школе и еще не достигнув пятнадцати лет, он уже читал книги глубокомысленнейшего из отцов Церкви IV века – Григория Богослова. Слух о даровитости Константина достиг Константинополя, и тогда он был взят ко двору, где учился вместе с сыном императора у лучших учителей столицы Византии. У знаменитого ученого Фотия, будущего Константинопольского патриарха, Константин изучал античную литературу. Константин учился у лучших учителей Константинополя и в совершенстве постиг все науки своего времени и многие языки, получив за свой ум и выдающиеся познания прозвание Философ. Постигал он также философию, риторику, математику, астрономию и музыку. Константина ожидала блестящая карьера при императорском дворе, богатство и женитьба на знатной красивой девушке. Но он предпочел удалиться в монастырь на гору Олимп к Мефодию, брату своему, – рассказывает его жизнеописание, чтобы беспрестанно творить молитву и заниматься благочестивыми размышлениями.
Однако не удавалось Константину подолгу проводить время в уединении. Как лучшего проповедника веры, защитника Православия его часто посылали в соседние страны для участия в диспутах. Поездки эти были весьма успешными для Константина.
Вся жизнь Константина была наполнена частыми трудными, тяжкими испытаниями и напряженной работой. Это подорвало его силы, и в 42 года он сильно заболел. Незадолго перед кончиной он принял монашество с именем Кирилл и тихо скончался в 869 году. Случилось это в Риме, когда братья в очередной раз приехали искать у папы Римского поддержки в главном своем деле – распространении славянской письменности. Перед смертью Кирилл говорил брату: "Мы с тобою, как два вола, вели одну борозду. Я изнемог, но ты не подумай оставить труды учительства и снова удалиться на свою гору”. Мефодий пережил брата на 16 лет. Терпя лишения и поношения, он продолжал великое дело – перевод на славянский язык Священных книг, проповедь православной веры, крещение славянского народа. Преемником себе он оставил лучшего из своих учеников, архиепископа Горазда, и около двухсот обученных им священников – славян.
О начале славянской письменности узнаем мы из главной русской летописи – "Повести временных лет”. Там говорится о том, как однажды славянские князья Ростислав, Святополк и Коцел отправили к византийскому царю Михаилу послов со словами: "Земля наша крещена, но нет у нас учителя, который бы наставил, и поучил нас, и объяснил святые книги. Ведь не знаем мы ни греческого языка, ни латинского; одни учат нас так, а другие иначе, от этого не знаем мы ни начертания букв, ни их значения. И пошлите нам учителей, которые бы могли нам рассказать о книжных словах и о смысле их”. Тогда вызвал царь Михаил двух ученых братьев – Константина и Мефодия, и "уговорил их царь и послал их в славянскую землю... Когда же братья эти пришли, начали они составлять славянскую азбуку и перевели Апостол и Евангелие”.
Совершилось это в 863 году. Отсюда и ведет свое начало славянская письменность. "И рады были славяне, что услышали о величии Божием на своем языке”. Затем братья перевели Псалтирь, Октоих и другие церковные книги.
С принятием христианства на Русь пришла и славянская азбука. И в Киеве, и в Новгороде, и в других городах стали создавать школы для обучения славянской грамоте. Явились в Русской земле учителя из Болгарии – продолжатели дела Кирилла и Мефодия.
Новый алфавит получил название «кириллица» по монашескому имени Константина. Славянская азбука была составлена на основе греческой, существенно изменив ее, чтобы передать славянскую звуковую систему. Были созданы две азбуки – глаголица и кириллица. Изначально существовало твердое убеждение, что только три языка являются достойными для богослужения и написания церковных книг (древнееврейский, греческий и латинский). Папа римский после представления братьями нового алфавита утвердил богослужение на славянском языке, а переведенные братьями книги приказал положить в римских церквах и совершать литургию на славянском языке.
2. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ПИСЬМА
Когда мы пытаемся представить себе начало русской книжности, наша мысль обязательно обращается к истории письма.
ёЗначение письма в истории развития цивилизации трудно переоценить. В языке, как в зеркале, отражен весь мир, вся наша жизнь. И читая написанные или напечатанные тексты, мы как бы садимся в машину времени и можем перенестись и в недавние времена, и в далекое прошлое. Возможности письма не ограничены ни временем, ни расстоянием. Но искусством письма люди владели не всегда. Это искусство развивалось долго, на протяжении многих тысячелетий. Вначале появилось картинное письмо (пиктография): какое-нибудь событие изображали в виде рисунка, затем стали изображать уже не событие, а отдельные предметы, сначала соблюдая сходство с изображаемым, а затем в виде условных знаков (идеография, иероглифы), и, наконец, научились изображать не предметы, а передавать знаками их названия (звуковое письмо). Первоначально в звуковом письме употреблялись только согласные звуки, а гласные или вообще не воспринимались, или обозначались дополнительными значками (слоговое письмо). Слоговое письмо было в употреблении у многих семитских народов, в том числе и у финикинян.
Греки создали свой алфавит на основе финикийского письма, но значительно усовершенствовали его, введя особые знаки для гласных звуков. Греческое письмо легло в основу латинской азбуки, а в IX веке было создано славянское письмо путем использования букв греческого алфавита.
Составляя славянскую азбуку, Кирилл смог уловить в звучании знакомого ему с детства славянского языка (а это был, вероятно, один из диалектов древнеболгарского языка) основные звуки этого языка и найти для каждого из них буквенные обозначения. Читая по-старославянски, мы произносим слова так, как они написаны. В старославянском языке мы не встретим такого расхождения между звучанием слов и их произношением, как, например в английском или французском.
Славянский книжный язык (старославянский) получил распространение в качестве общего языка для многих славянских народов. Им пользовались южные славяне (болгары, сербы, хорваты), западные славяне (чехи, словаки), восточные славяне (украинцы, белорусы, русские).
В память о великом подвиге Кирилла и Мефодия 24 мая во всем мире празднуется День славянской письменности. Особенно торжественно отмечается он в Болгарии. Там совершаются праздничные шествия со славянской азбукой и иконами святых братьев. Начиная с 1987 года, и в нашей стране в этот день стал проводиться праздник славянской письменности и культуры. Русский народ отдает дань памяти и благодарности "славянских стран учителям... "
3. СЛАВЯНСКАЯ АЗБУКА И ГРЕЧЕСКИЙ АЛФАВИТ
Знаете ли вы, как возникла русская письменность? Если не знаете, то мы можем
вам рассказать. Но ответьте сначала на такой вопрос: чем отличается азбука от алфавита?
Слово "азбука” произошло от названий двух первых букв славянской азбуки: А (аз) и Б (буки):
АЗБУКА: АЗ + БУКИ, а слово "алфавит” происходит из названия двух первых букв греческого алфавита: АЛФАВИТ: АЛЬФА + ВИТА
Алфавит гораздо старше азбуки. В IX веке азбуки не было, и славяне не имели собственных букв. И поэтому не было и письменности. Славяне не могли написать на своем языке ни книг, ни даже писем друг другу.
Как же и откуда появилась наша азбука, и почему ее называют кириллицей?
Кирилл и Мефодий взяли греческий алфавит и приспособили его для звуков славянского языка. Так что наша азбука — "дочка” греческого алфавита.
Многие наши буквы взяты из греческого, поэтому они и с виду на них похожи.
греческие
Aa
Bb
Gg
Dd
Ee
Kk
Ll
Mm
славянские
Аа
Вв
Гг
Дд
Ее
Кк
Лл
Мм
КАКУЮ АЗБУКУ СОЗДАЛ КОНСТАНТИН?
И вот тут кроется еще одна загадка. Рукописи 10 и 11 веков написаны двумя разными азбуками. Одни написаны кириллицей, другие - глаголицей. Но какая из этих двух азбук древнее? То есть, каким письмом были написаны несохранившиеся рукописи кирилло-мефодиевских времен?
Целый ряд фактов указывает на то, что более древней азбукой следует считать глаголицу. Древнейшие памятники (в том числе "Киевские листки") написаны именно на глаголице, причем написаны более архаическим языком, близким по фонетическому составу языку южных славян. На большую древность глаголицы указывают и палимпсесты (рукописи на пергамене, в которых старый текст соскоблен и по нему написан новый). На всех сохранившихся палимпсестах соскоблена глаголица и новый текст написан на кириллице. Нет ни одного палимпсеста, в котором была бы соскоблена кириллица и по ней написана глаголица.
Есть и другие факты, свидетельствующие о большей древности глаголицы, но перечислять их слишком долго. Итак, в современной славистике уже никто не сомневается в том, что ученые мужи Константин Философ (после принятия монашества Кирилл) и его брат Мефодий "переложили" звуки славянского языка на пергамент с помощью той азбуки, которую сегодня принято называть глаголицей. Позднее (по-видимому, на соборе в Преславе, в столице болгарского царя Симеона в 893) появилась кириллица, которая со временем вытеснила глаголицу во всех славянских странах, за исключением Северной Далмации (адриатическое побережье), где хорваты-католики продолжали писать глаголицей вплоть до конца прошлого столетия.
В кириллице буквы имеют более простую и ясную для нас форму. Какая азбука была изобретена Константином, мы не знаем, но именно кириллица явилась основой нашего русского алфавита. Само слово "азбука” произошло по названию первых двух букв кириллицы: Аз и Буки.
Начертания букв глаголицы так своеобразны, что наглядного сходства между ней и другими алфавитами — нет. Глаголица была распространена среди западных славян, но постепенно почти везде ее вытеснил латинский алфавит. Самые древние книги, написанные глаголицей, дошли до нас из XI века.
4. КИРИЛЛИЧЕСКОЕ ПИСЬМО
Образцом для написания букв кириллицы послужили знаки греческого уставного алфавита. Первые книги на кириллице также написаны уставом. Устав — это такое письмо, когда буквы пишутся прямо на одинаковом расстоянии друг от друга, без наклона - они как бы "уставлены". Буквы строго геометричны, вертикальные линии , как правило, толще горизонтальных, промежутка между словами нет. Древнерусские рукописи IX - XIV веков написаны уставом.
С середины XIV столетия получил распространение полуустав, который был менее красив, чем устав зато позволял писать быстрее. Появился наклон в буквах, их геометричность не так заметна; перестало выдерживаться соотношение толстых и тонких линий; текст уже делился на слова.
В XV веке полуустав уступает место скорописи.
Рукописи написанные "скорым обычаем", отличает связное написание соседних букв, размашистость письма. В скорописи каждая буква имела множество вариантов написания. С развитием скорости появляются признаки индивидуального почерка.
Письменность русскими была воспринята от соседней Болгарии — страны, принявшей крещение на сто с лишним лет раньше Руси. О том, что письменность проникла на Русь до принятия христианства, то есть до 988 года, свидетельствуют договоры князей Олега и Игоря с греками. В них упоминается о письменных завещаниях русских, о текстах, написанных на двух языках, о писце Иване — переписчике и переводчике.
После принятия христианства русские переняли от болгар и все богатство славянской письменности. В Болгарии уже были славянские церковные книги. В то время древнеболгарский и древнерусский языки были столь близки, что переводить болгарский на русский не было необходимости. Болгарские книги просто переписывались и употреблялись в храмах Киева и других городов Древней Руси.
Древнейшая книга на Руси, написанная кириллицей, — Остромирово Евангелие — 1057 года. Это Евангелие хранится в Санкт-Петербурге, в библиотеке Российской Академии наук.
Кириллица просуществовала практически без изменения до времен Петра Великого, при котором были внесены изменения в начертания некоторых букв, а 11 букв были исключены из алфавита. Новый алфавит стал беднее по содержанию, но проще и более приспособлен к печатанию различных гражданских деловых бумаг. Он так и получил название " гражданский ”.
В 1918 году была проведена новая реформа алфавита, и кириллица потеряла еще четыре буквы: ять, и(I), ижицу, фиту. А мы в результате этого несколько утратили богатство красок славянской письменности, подаренной нам солунскими братьями святыми Кириллом и Мефодием — просветителями славян.
5. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГЛАГОЛИЦЫ
С кириллицей все ясно - она происходит от греческого унциального письма, но как объяснить происхождение глаголицы? Многие лингвисты пытались дать более-менее удовлетворительный ответ на этот вопрос, но их попытки не увенчались успехом. Дело в том, что многие древние алфавиты, в том числе греческий и латинский, создавались по образцу еще более древних, т.е. ранее существовавших алфавитов. Греческий алфавит, например, возник под влиянием семитического финикийского письма, латинский под влиянием греческого, и т.д.
Вообще в науке долгое время считалось, что любое письмо в своей основе представляет собой культурное заимствование. Ссылаясь на эту "непреложную научную истину", ученые XIX и XX вв. пытались таким же образом вывести глаголицу из какого-нибудь более древнего письма: коптского, древнееврейского, готского, рунического, армянского, грузинского... Но все эти трактовки были неубедительны и почти всегда сопровождались неизбежными "может быть", "наверное", "не исключено".
Наконец ученые вынуждены были признаться, что глаголица не похожа ни на какое другое письмо и скорее всего целиком изобретена солунскими братьями Кириллом и Мефодием, как, впрочем, свидетельствует древний славянский список русской редакции "Похвала святым Кириллу и Мефодию": Не на тужемъ основании свое дело полагающа, нъ изнова писмена въображьща Произвели свое дело, полагаясь не на чужую основу, а сызнова буквы изобрели"
6. КАК ПОЯВИЛАСЬ ПИСЬМЕННОСТЬ У ДРЕВНИХ СЛАВЯН
В начале XXI столетия немыслимо представить современную жизнь без книг, газет, указателей, потока информации, а прошлое - без упорядоченной истории, религию - без священных текстов... Появление письменности стало одним из самых важных, фундаментальнейших открытий на долгом пути эволюции человечества. По значимости этот шаг можно, пожалуй, сравнить с добыванием огня или с переходом к выращиванию растений вместо долгой поры собирательства. Становление письменности - очень непростой процесс, длившийся тысячелетия. Славянская письменность, наследницей которой является наше современное письмо, встала в этот ряд уже более тысячи лет назад, в IX веке нашей эры.
7. ОТ СЛОВА-РИСУНКА К БУКВЕ
Самый древний и самый простой способ письма появился, как считается, еще в палеолите - "рассказ в картинках", так называемое пиктографическое письмо (от латинского pictus - нарисованный и от греческого grapho - пишу). То есть "рисую-пишу" (пиктографическим письмом и в наше время еще пользуются некоторые американские индейцы). Письмо это конечно же очень несовершенное, ведь прочесть рассказ в картинках можно по-разному. Поэтому, кстати, пиктографию как форму письма далеко не все специалисты признают началом письменности. К тому же для древнейших людей любое подобное изображение было одушевленным. Так что "рассказ в картинках", с одной стороны, наследовал эти традиции, с другой - требовал известной абстрагированности от изображения.
В IV-III тысячелетиях до н. э. в Древнем Шумере (Передняя Азия), в Древнем Египте, а потом, во II, и в Древнем Китае возник другой способ письма: каждое слово передавалось рисунком, иногда конкретным, иногда условным. Например, когда речь шла о руке, рисовали кисть руки, а воду изображали волнистой линией. Так же определенным символом обозначали дом, город, лодку... Такие египетские рисунки греки назвали иероглифами: "иеро" - "священный", "глифы" - "высеченный на камне". Текст, составленный иероглифами, выглядит как серия рисунков. Это письмо можно назвать: "пишу понятие" или "пишу идею" (отсюда научное название такого письма - "идеографическое"). Однако сколько же приходилось помнить иероглифов!
Чрезвычайным достижением человеческой цивилизации стало так называемое слоговое письмо, изобретение которого происходило на протяжении III-II тысячелетий до н. э. Каждый этап становления письменности фиксировал определенный итог в продвижении человечества по пути логического абстрактного мышления. Сначала - это расчленение фразы на слова, затем - свободное пользование рисунками-словами, следующий шаг - расчленение слова на слоги. Мы ведь говорим слогами, и детей учат читать по слогам. Упорядочить запись слогами, казалось бы, что может быть естественнее! Да и слогов много меньше, чем составляемых с их помощью слов. Но чтобы придти к такому решению, понадобились многие столетия. Слоговым письмом пользовались уже в III-II тысячелетиях до н. э. в Восточном Средиземноморье. Например, преимущественно слоговым письмом является знаменитая клинопись. (Слоговым способом до сих пор пишут в Индии, в Эфиопии.)
Следующим этапом на пути упрощения письменности стало так называемое звуковое письмо, когда каждому звуку речи соответствует свой знак. Но додуматься до такого простого и естественного способа оказалось сложнее всего. Прежде всего надо было догадаться расчленить слово и слоги на отдельные звуки. Но когда такое наконец произошло, новый способ продемонстрировал несомненные преимущества. Нужно было запомнить лишь два-три десятка букв, а точность в воспроизведении речи на письме несопоставима ни с каким другим способом. Со временем именно буквенное письмо стало употребляться почти повсеместно.
8. Итоги. Классный руководитель. ПЕРВЫЕ АЛФАВИТЫ
Ни одна из систем письма практически никогда не существовала в чистом виде и не существует даже сейчас. Например, большинству букв нашего алфавита, как а, б, в и другим, соответствует один определенный звук, но в буквах-знаках я, ю, ё - уже несколько звуков. Не можем мы обойтись и без элементов идеографического письма, скажем, в математике. Вместо того, чтобы писать словами "два прибавить два равняется четырем", мы, используя условные знаки, получаем очень краткую форму: 2+2=4. То же - в химических и физических формулах.
И еще, что хотелось бы подчеркнуть: появление звукового письма - отнюдь не последовательный, очередной этап развития письма у одних и тех же народов. Оно возникло у исторически более молодых народов, которые, однако, сумели вобрать в себя предшествовавший опыт человечества.
Одними из первых буквенным звуковым письмом стали пользоваться те народы, в языке которых гласные звуки оказались не столь важными, как согласные. Так, в конце II тысячелетия до н. э. алфавит возник у финикийцев, древних евреев, арамейцев. Например, в еврейском языке при добавлении к согласным К - Т - L разных гласных получается семейство однокоренных слов: KeToL - убивать, KoTeL - убийца, KaTuL - убитый и т. п. На слух всегда понятно, что речь идет об убийстве. Поэтому и в письме писали только согласные - семантический же смысл слова был ясен из контекста. Кстати, древние евреи и финикийцы писали строчки справа-налево, как если бы такое письмо придумали левши. Этот древнейший способ письма сохраняется у евреев и поныне, таким же способом сегодня пишут все народы, использующие арабский алфавит.
От финикийцев - жителей восточного побережья Средиземного моря, морских торговцев и путешественников - буквенно-звуковое письмо перешло к грекам. От греков данный принцип письма проник в Европу. А от арамейского письма, как считают исследователи, свое происхождение ведут почти все буквенно-звуковые письменные системы народов Азии.
В алфавите финикийцев было 22 буквы. Они располагались в определенном порядке от `алеф, бет, гимель, далет ... до тав (см. таблицу). Каждая буква имела осмысленное название: `алеф - вол, бет - дом, гимель - верблюд и так далее. Названия слов как бы рассказывают о создавшем алфавит народе, сообщая о нем самое главное: народ жил в домах (бет) с дверьми (далет), при постройке которых использовались гвозди (вав). Он занимался земледелием, используя силу волов (`алеф), скотоводством, рыбной ловлей (мем - вода, нун - рыба) или кочевал (гимель - верблюд). Он торговал (тeт - груз) и воевал (зайн - оружие).
Исследователь, обративший внимание на это, замечает: среди 22 букв финикийского алфавита нет ни одной, название которой было бы связано с морем, кораблями или морской торговлей. Именно это обстоятельство натолкнуло его на мысль, что буквы первого алфавита созданы отнюдь не финикийцами, признанными мореходами, а, вероятнее всего, древними евреями, у которых финикийцы этот алфавит позаимствовали. Но как бы там ни было, порядок букв, начиная с `алеф, был задан.
Греческое письмо, как уже говорилось, произошло от финикийского. В греческом алфавите букв, передающих все звуковые оттенки речи, стало больше. Но порядок их и названия, часто не имевшие в греческом языке уже никакого смысла, сохранились, хотя и в несколько измененном виде: альфа, бета, гамма, дельта… Сначала в древнегреческих памятниках буквы в надписях, как и в семитских языках, располагались справа-налево, и далее, не прерываясь, строчка "вилась" слева-направо и снова справа-налево. Прошло время, пока наконец установился вариант письма слева-направо, ныне распространившийся на большей части земного шара.
Латинские буквы произошли из греческих, и алфавитный порядок их принципиально не изменился. В начале I тысячелетия н. э. греческий и латинский языки стали главными языками огромной Римской империи. Вся античная классика, к которой мы с трепетом и уважением обращаемся и поныне, написана на этих языках. Греческий - это язык Платона, Гомера, Софокла, Архимеда, Иоанна Златоуста... На латинском писали Цицерон, Овидий, Гораций, Вергилий, блаженный Августин и другие.
А между тем еще до того, как в Европе распространилась латинская азбука, некоторые европейские варвары уже имели в том или ином виде свою письменность. Довольно самобытное письмо сложилось, например, у германских племен. Это так называемое "руническое" ("руна" в германском языке означает "тайна") письмо. Оно возникло не без влияния уже существовавшей письменности. Здесь тоже каждому звуку речи соответствует определенный знак, но эти знаки получили очень простое, стройное и строгое начертание - только из вертикальных и диагональных линий.
Кирилл и Мефодий, создав славянскую азбуку, перевели на славянский язык практически все важнейшие церковные книги и молитвы. Но до наших дней дошла не одна славянская азбука, а две: глаголица и кириллица. Обе существовали в IX-X веках. В обеих для передачи звуков, отражающих особенности славянского языка, были введены специальные знаки, а не сочетания двух или трех основных, как практиковалось в алфавитах западноевропейских народов. Глаголица и кириллица почти совпадают по буквам. Порядок букв тоже практически один и тот же (см. таблицу).
Как и в самом первом подобном алфавите - финикийском, а потом и в греческом, славянским буквам тоже дали имена. И они одинаковы в глаголице и кириллице. Первая буква А называлась аз, что означало "я", вторая Б - буки. Корень слова буки восходит к индоевропейскому, от которого происходит и название дерева "бук", и "book" - книга (по-английски), и русское слово "буква". (А может быть, в какие-то далекие времена дерево бука использовалось для нанесения "черт и резов" или, быть может, в дославянские времена была какая-то письменность со своими "буквами"?) По первым двум буквам алфавита составилось, как известно, название - "азбука". Буквально это - то же самое, что греческое "альфабета", то есть "алфавит".
Третья буква В - веди (от "ведать", "знать"). Похоже, автор выбирал названия для букв в азбуке со смыслом: если прочесть подряд первые три буквы "аз-буки-веди", получается: "я буквы знаю". Читать азбуку подобным образом можно и дальше. В обеих азбуках за буквами были закреплены и цифровые значения.
Однако буквы в глаголице и кириллице имели совершенно разную форму. Буквы кириллицы - геометрически просты и удобны для письма. 24 буквы этой азбуки заимствованы из византийского уставного письма. К ним добавили буквы, передающие звуковые особенности славянской речи. Добавленные буквы были построены так, чтобы сохранялся общий стиль азбуки.
Для русского языка использовалась именно кириллица, многажды преображенная и теперь устоявшаяся в соответствии с требованиями нашего времени. Древнейшая запись, сделанная кириллицей, обнаружена на русских памятниках, относящихся к Х веку. При раскопках курганов под Смоленском археологи нашли черепки от кувшина с двумя ручками. На его "плечиках" - отчетливо читаемая надпись: "ГОРОУХША" или "ГОРОУШНА" (читалось: "горухша" или "горушна"), что означает либо "горчичное семя", либо "горчица".
А вот буквы глаголицы невероятно замысловаты, с завитками и петельками. Старинных текстов, написанных глаголицей, больше у западных и южных славян. Как ни странно, но иногда на одном памятнике использовали и ту и другую азбуку. На развалинах Симеоновской церкви в Преславе (Болгария) встретилась надпись, относящаяся примерно к 893 году. В ней верхняя строка выполнена глаголицей, а две нижние - кириллицей.
Неизбежен вопрос: какую из двух азбук создал Константин? К сожалению, ответить на него окончательно так и не удалось. Исследователи пересмотрели, кажется, все возможные варианты, используя всякий раз как будто убедительную систему доказательств. Вот эти варианты:
Константин создал глаголицу, а кириллица - результат ее позднейшего усовершенствования на основании греческого уставного письма.
Пожалуй, не дискутировался только вариант, по которому обе азбуки создал Константин, что, кстати, тоже вполне вероятно. Действительно, можно предположить, что сначала он создал глаголицу - когда в 50-х годах вместе с братом и помощниками сидел в монастыре на Олимпе, "занимаясь только книгами". Тогда он мог исполнять специальный заказ властей. Византия давно замышляла связать славянских "варваров", становившихся для нее все более реальной угрозой, христианской религией и тем самым подвести их под контроль византийского патриархата. Но сделать это надо было тонко и деликатно, не вызывая подозрений у противника и уважая самооценку молодого и утверждавшего себя в мире народа. Следовательно, надо было ненавязчиво предложить ему как бы "независимую" от имперской, собственную письменность. Это была бы типично "византийская интрига".
Глаголица вполне отвечала необходимым требованиям: по содержанию она достойна талантливого ученого, а по форме выражала определенно самобытное письмо. Это письмо было, видимо, без каких бы то ни было торжественных акций, как бы исподволь "пущено в оборот" и стало использоваться на Балканах, в частности в Болгарии, принявшей крещение в 858 году.
Когда же вдруг моравские славяне сами обратились к Византии с просьбой о христианском учителе, примат империи, выступавшей теперь учителем, можно и даже желательно было подчеркнуть и продемонстрировать. Моравии скоро были предложены кириллица и перевод Евангелия, сделанный кириллицей. Эту работу тоже проделал Константин. На новом политическом витке славянская азбука предстала (а для империи это было очень важно) как "плоть от плоти" византийского уставного письма. Тут уж нечего удивляться и быстрым срокам, указанным в "Житии Константина". Теперь действительно много времени не требовалось - ведь главное было сделано раньше. Кириллица стала чуть-чуть совершеннее, но фактически - это переодетая в греческий устав глаголица. 24 мая отмечается День славянской письменности и культуры
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ