Классный час "Герои земли русской" 5-9 класс
Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Рогожинская основная общеобразовательная школа»
городского округа город Михайловка Волгоградской области
Конспект
классного часа-путешествия
для обучающихся 5-9 классов
«Герои земли Русской»
подготовила
учитель русского языка и литературы
Кириличева Надежда Григорьевна
х. Рогожин
2013
Тема: «Герои земли Русской».
Цель: воспитывать патриотические чувства, гражданские качества,
чувство гордости за знаменитых людей русской земли;
Задачи: расширять кругозор; развивать речь, внимание.
Оборудование: два круга (диаметром прим. 30 см), карточки с именами
героев, иллюстрации, фото героев, карточки с известными
словами героев, карточки с названием области
деятельности, кроссворд-вычеркивание
на половину ватмана, кассета с фонограммой песни
«Почему так в России березы шумят?» Расторгуева Н.;
мелодия «Русское поле»; карточки-раскладушка
с надписью «Патриот» и качества;
накрытый стол: скатерть, матрешки, хохломская посуда,
платки посадские, крынка глиняная – женская половина;
храм из соленого теста, Андреевский флаг,
меч, китель, сапоги, пила, плоскорез – мужская;
иллюстрации В.М.Васнецова к русским сказкам;
мультимедиа-проектор, экран, ноутбук; диск «Шедевры
русской живописи».
Ход занятия:
1. Вступительная часть:
(звучит мелодия «Русское поле»)
- Добрый день, дорогие друзья. Сегодня мы вспомним героев нашей русской земли.
ИХ ИМЕНА, ДЕЛА, СЛОВА
НЕВОЛЬНО В ПАМЯТИ ВСПЛЫВУТ.
О СУДЬБАХ ИХ ИДЕТ МОЛВА,
ОНИ В СЕРДЦАХ ЛЮДЕЙ ЖИВУТ.
-А кого можно назвать героем? Кто такой герой? Что мы вкладываем в это понятие?
-Только ли за военные заслуги можно приобрести это звание?
- Сейчас мы посмотрим с вами сюжет, и вы мне назовете тех героев, с которыми встретились.
(просмотр сюжета о В.М.Васнецове на проекторе, экскурсия-лекция по его картине «Богатыри»)
- Кого можем назвать героями? (богатырей – Илью Муромца, Добрыню Никитича, Алешу Поповича, и автора картины Васнецова В.М.)
2. Основная часть.
1) Распределение карточек с изображениями героев и их изречениями.
Пушкин А.С. , Павлов И.П., Васнецов В.М. ,Жуков Г.К. , Гагарин Ю.А. . Суворов А.В., Александр Невский , Пётр Первый, Ломоносов М.В., Кутузов М.И.
Область деятельности: Медицина Космонавтика Изобразит. искусство Полководец Правитель Физика Стихосложение XIII, XVII, XVIII, XIX, XX.
Известные слова: Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет
(Александр Невский )XIII век
Голову надо держать в холоде, ноги – в тепле, а живот - в
голоде (Суворов А.В.) XVIII век
Ура! Мы ломим, Гнутся шведы! ( Пушкин А.С. )
Я прорубил Окно в Европу! (Пётр Первый) XVII век
Будем бить французов! (Кутузов М.И.) XIX век
Поехали! (Гагарин Ю.А.)
Командовать парадом буду Я! (Жуков Г.К) XX век
Иван-царевич и Алёнушка – мои творения.( Васнецов В.М. )
Загорелась лампочка – выработался рефлекс. (Павлов И.П.)
И может собственных Платонов
и быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать! (Ломоносов М.В.)
(на доске рисунок импровизированной части кареты без колес, поделенный на 6 частей по горизонтали и на 5 частей по вертикали)
Учитель показывает карточки с изображением героев, дети должны узнать героя и поместить его изображение в нужную колонку на доске: там уже отмечены области деятельности героев и века.
2) Интересные факты из жизни известных людей
- Мозайка (памятник Петру I и портрет Пётра). Собрать мозайку и назвать героя.
- Инсценирование. «Сказ о том, как Пётр I убрал камень с дороги».
«Во время строительства Санкт-Петербурга попался на ровном месте огромный камень – настоящая глыба.
Пётр первый распорядился тот камень с дороги убрать.
Сначала предложили свои услуги итальянские умельцы.
«Клади – говорят – 100 тысяч, и мы эту неприятность ликвидируем».
Деньги были выданы. Прилетел воздушный корабль сложной конструкции.
Сбросили оттуда канаты, оплели весь камень и – ну тянуть.
Лопнули канаты – корабль как раз в итальянскую сторону отлетел, а камень – ни с места!
Тут ниоткуда – ещё предложение. Китаец один говорит:
«Клади 50 тысяч – и камня на этом месте не будет».
Деньги были выданы. Облепил китаец фейерверками разными, ракетами весь камень.
Шнур поджёг и сам первый в укрытие кинулся.
Все бояре и вельможи вслед за ним на землю полегли. А Петр стоять остался.
Что тут началось: шум, треск, отовсюду искры, дым.
Когда дым рассеялся, видят: камень на месте.
А Царя-то и нет. Его ракетой унесло. Прямёхонько в болото.
Благо, тут как раз солдат мимо проходил, выручил его, но царя в нем не признал.
И вот долго ли, коротко ли, добрались они до Санкт-Петербурга. Камень – всё на месте.
Пётр солдату и задал вопрос: «А не можешь ли ты, служивый, сей камень с места убрать?»
«Отчего же – почесал солдат в затылке – можно найти решение».
«А какую плату запросишь?»
«Да мне – говорит – много не надо: рубль серебром да ещё на царя хоть бы одним глазком взглянуть, а то 25 лет воевал за державу, а самодержца и видом не видывал».
Утро вечера мудренее.
Встал солдат до рассвета и начал работу.
Выкопал большую яму. Тут, конечно, толпа зевак собралась. И Пётр в их числе.
Потом выбрал солдат брёвнышко покрепче, поддел им камень и свалил в яму.
По всей округе страшный гул прошёл. Когда же всё успокоилось, Пётр подошёл к солдату:
«Благодарю – говорит.- И эта служба тебе по плечу. Держи свою награду. – И рубль серебром ему протягивает.
«А мне бы другая часть уговора милее была. Где же царь-то? – спрашивает.
На него со всех сторон зашикали. Что ты, мол, перед царём стоишь…
Солдат поначалу не верил. Потом глаза потупил и говорит:
«Ты уж прости, царь Пётр, если что не так у нас за время путешествия нашего вышло: - коли оплеухой тебя наградил, так за дело, по неумению, - коли тащил тебя из болота неосторожно, и ты волос не досчитаешься, так всё ради блага твоего и спасения ради.
Но царь сказал ему:
«Ты – говорит – молодец! И за Отечество умеешь постоять: и в бою, и в мирной жизни посрамил иностранцев». И отпустил солдата с честью домой.»
- Информация о М.В.Ломоносове, А.В.Суворове.
«Михайло Ломоносов был сыном рыбака их Холмогор Архангельской губернии. В 20 лет отправился в Москву – учиться.
Несмотря на трудности, лишения, насмешки других учеников окончил Московский университет. Потом продолжил обучение в Германии. Стал профессором Российской академии наук.
Благодаря неуёмной тяге к познанию, желанию учиться и узнать новое, в лице Михаила Васильевича Ломоносова Россия приобрела:
- физика- химика- астронома- географа- минеролога- поэта- философа -историка.
Этот неполный перечень даёт представление о таланте и целеустремленности этого великого гения России.»
«Наука побеждать».
Александр Васильевич Суворов изучил эту науку и доказал это на собственном примере.
В детстве он был очень слабым, болезненным ребёнком.
Благодаря постоянным и неустанным тренировкам, силе духа, выдержке он стал эталоном военного полководца, примером выносливости, мужества и справедливости.
3) Кроссворд-вычеркивание.
Дети вычеркивают фломастерами на листе бумаги фамилии, имена известных людей, затем вывешивают на доску.
КРОССВОРД – ВЫЧЁРКИВАНИЕ
В
А
С
Н
Г
А
С
У
Р
О
Т
Н
Е
В
Е
Ц
Г
А
В
О
Р
А
П
Л
С
К
О
В
Р
И
Н
О
В
У
О
П
И
Й
К
У
П
Ё
П
А
Ш
М
О
Ж
У
Р
Т
У
Т
Р
В
К
У
Н
О
К
О
В
З
О
С
Л
И
Н
Ь
С
О
В
Т
И
В
В
О
ВЫЧЕРКНИТЕ ФАМИЛИИ, ИМЕНА, ЗВАНИЯ ИЗВЕСТНЫХ ЛЮДЕЙ РОССИИ.
ИЗ ОСТАВШИХСЯ БУКВ СОСТАВЬТЕ 2 СЛОВА, ОБОЗНАЧАЮЩИХ ГЕРОЕВ И СТРАНУ ( патриот, Россия)
4) Работа со словом «ПАТРИОТ».
- Скажите, какими качествами должен обладать человек, чтобы его назвали патриотом?
(разворачиваем раскладушку – ПАТРИОТ - любит родину - честный – воспитанный – служит на благо отечества – гражданин).
5) «Колесо истории»
Детям предлагается приклеить на два колеса карточки с именами героев, о которых шла речь на классном часе.
- Теперь у нас получилась карета, и я думаю, что такие герои смогут везти нашу страну и дальше.
Заключительная часть.
(звучит мелодия «Любэ»)
- Я прошу обратить внимание на убранство нашей комнаты: с одной стороны и другой. Для кого характерна эта сторона? (для женщин) А другая? (для мужчин) Принято считать, что мужчина – воин, защитник Отечества, а женщина – хранительница очага.
Но и женщины не раз доказывали, что способны и на смелость, и отвагу, и мужество, и самоотверженность, и героизм в не меньшей степени, чем мужчины.
- Я считаю, что те люди, о которых мы сегодня говорили, без сомнения, являются героями земли Русской. И мы должны не только гордиться ими, но и стараться быть на них похожими, перенимать все лучшие их качества.
Список использованной литературы
1. Школьная энциклопедия «Руссика» История России.18-19 вв. - М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2003.
2. Школьная энциклопедия «Руссика» Новое время 19 век. - М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2003.
3. Школьная энциклопедия «Руссика» Новейшая история 20 век. - М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2003.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы.
1.Песня «Русское поле» ( сл.И.Гоффа, муз.Я.Френкеля)
2. Песня «Отчего так в России березы шумят» (сл.М.Андреева, муз.И.Матвиенко, исп. группа «Любэ»).
3. «Шедевры русской живописи» , CD, 2002 г.
3. ru.wikipedia.org›Ломоносов
4. ru.wikipedia.org›Суворов
5. ru.wikipedia.org›Петр Первый
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ