классный час "Лень-мать всех пороков?"
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Гимназия № 5" г. Брянска
Классный час
«Лень-мать всех пороков?»
подготовила
учитель русского языка и литературы
высшей категории
Легоцкая Вера Сергеевна
Брянск-2012
Цель:
- формировать собственную позицию по отношению к лени и ее проявлениям.
Задачи:
-развивать навыки межличностного взаимодействия и взаимодействия в группе;
-содействовать выявлению учащимися эффективных способов борьбы с ленью и формирования трудолюбия.
Оборудование:
Столы расставлены для работы в 4 группах, на столе каждой группы лежат чистые листы А4 и листы Приложение 1, фломастеры, толковый словарь под ред. С.И.Ожегова, психологический словарь, философский словарь под ред. Мирошниченко В.Н. и др.
Мастерская может быть организована для учащихся 8-10 классов.
ХОД КЛАССНОГО ЧАСА
Это ужасно тяжелая работа –
ничего не делать.
Оскар Уайльд
1. Введение в тему
Классный час начинается с приветствия. Все участники встают в круг и здороваются с соседями пожатием руки, улыбаясь друг другу, затем рассаживаются на места, разделившись на 4 группы по просьбе учителя.
Учитель. Лень-это простейшее нежелание что-либо делать. Мы можем находить сотни причин и обстоятельств, мешающих нам что-то делать, но честно должны признать, что причина одна, и она внутри каждого из нас. Мы просто не хотим. А вот почему мы не хотим, чем наше нежелание чревато, как с ним бороться и как воспитывать в себе трудолюбие - в этом мы постараемся разобраться сегодня.
2.«Определимся в понятиях»
Учитель. Внимательно прочитайте название нашего классного часа. В нем дано всем известное определение лени. Согласны ли вы с ним?
Учащиеся. Действительно, лень порождает многие нравственные пороки:
-недисциплинированность, потому что лень соблюдать правила и следовать законам;
-отсутствие целеустремленности, потому что поставленная цель предполагает усилия для ее реализации, а тут-лень;
-нерешительность, потому что принять решение- великий труд, душевный, эмоциональный, волевой;
-безответственность, потому что отвечать за свои и чужие поступки также большой труд.
Учитель. Попробуйте сформулировать свои определения лени.
Учащиеся. Лень-нежелание что-нибудь делать. Лень- отдых от тяжелой или неинтересной работы. Лень -бесполезное прожигание жизни. Лень-следствие отсутствия цели в жизни. Лень -злая фея, разрушающая гармонию человека с собой и с окружающим миром. Лень -душевная болезнь, которую необходимо лечить, причем если самолечение не помогает, нужно обязательно обращаться к специалистам.
Учитель. Теперь, когда мы определились с понятием, обратимся к эпиграфу. Прочитайте внимательно слова известного английского драматурга второй половины 19 века Оскара Уайльда. Согласны ли вы с утверждением великого мыслителя?
Учащиеся. Безусловно, быть ленивым нелегко по многим причинам. Во-первых, тебе приходится терпеть постоянные нарекания со стороны родителей и учителей, во-вторых, ты ничего не добиваешься в жизни и чувствуешь себя некомфортно среди успешных сверстников, в-третьих, тебя не покидает ощущение, что ты в каком-то смысле лишний: все куда-то спешат, что-то делают, а ты в состоянии покоя.
3.«Продолжи предложение»
Учитель. Как видим, быть ленивым ничуть не популярно. Хотя каждый из нас найдет множество объяснений своей лени и подробно расскажет о своем душевном состоянии (мы обычно оправдываемся, интуитивно чувствуя свою вину за безделье). Давайте поговорим о том, какая бывает лень. Итак, посмотрите на доску. На ней начало фразы: ЛЕНЬ БЫВАЕТ…. Продолжите ее, отвечая на вопросы:
(КАКАЯ?), ЭТО (что означает?) ТЫ ЧУВСТВУЕШЬ (что?) Продолжите фразу и запишите свои варианты концовки.
Обсуждение в группе, затем - в классе:
-лень бывает физическая, это означает, что ты не хочешь прилагать усилия для реализации своих желаний, чувствуешь себя уставшим, хотя еще ничего не далал;
- лень бывает мыслительная, это означает, что ты не пытаешься обдумать каждый свой шаг, спланировать свои действия, предугадать результат и даже часто элементарно не думаешь о том, какой результат хочешь получить, ты чувствуешь, что все равно ничего не получится, поэтому и размышлять не о чем;
-лень бывает эмоциональная, это означает, что тебя уже не радует то, что раньше приводило в восторг и перестает волновать то, что раньше заставляло сердце биться учащенней, ты чувствуешь апатию и нежелание вообще что-то чувствовать;
-лень бывает творческая, это означает, что ты находишься в состоянии ожидания вдохновения, музы, какого-то эмоционального подъема, ты чувствуешь, что когда придет вдохновение, ты горы свернешь, а пока…подожду;
-лень бывает объективная, это означает, что желания и возможности не совпадают, ты не видишь смысла в какой-то деятельности, ты чувствуешь, что просто руки опускаются.
4. «Великие о важном»
Учитель. Что такое лень и какие обличья она принимает, теперь всем понятно. А что вы знаете о трудолюбии? Этот антипод праздности и безделью воспет не одним поколением людей, ведь трудолюбие- единственное условие существования человека на земле. Люди давно поняли, что только трудом изо дня в день, из года в год можно достичь заветной цели, потому что она достигается исключительно личными усилиями каждого и никак иначе.
Прочитайте цитаты, выберите наиболее интересную для вас и выразите свое отношение к ней, обсудив в группах. (Приложение 1.)
Учащиеся выбирают, обсуждают в группах, высказываются.
5. «Пословица недаром молвится»
Учитель. Народная мудрость всегда была сосредоточена прежде всего в пословицах и поговорках. В них народ выражал свое отношение к человеческим порокам, в том числе к безделью и бездельникам. Какие из них вам известны? О каком отношении народа к лени и трудолюбию свидетельствуют указанные вами пословицы и поговорки?
Работа в группах:
Учащиеся. В пословицах и поговорках всегда осуждалась и высмеивалась праздность, ленивые люди вызывали презрение. Труд рассматривался как источник счастья, трудолюбие считалось в народе одним из самых почитаемых человеческих качеств.
1) Я еще в пеленках, а лень моя была уж с теленка.
2) Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть.
3) Что припасешь, то и понесешь (то и пожуешь).
4) Без дела жить - только небо коптить.
5) Даровое - на ветер, трудовое - в сок да в корень.
6) Заработанная копейка дороже краденого червонца.
7) Когда сумеешь взяться за дело - и снег загорится, когда не сумеешь - и масло не вспыхнет.
8) Кто старается, тот и в камень гвоздь забьёт.
9) Самым дорогим кажется то, во что твой труд вложен.
10) Воля и труд чудесные всходы дают.
11) Душу и сердце в работу вложи, каждой секундой в труде дорожи.
12) Кто встал пораньше, тот ушёл подальше.
6. «Поможем лентяю»
Понятно, что лень- порок, от которого нужно избавляться. Очень часто человек сам не рад, что страдает от безделья, давайте поможем тому, кто стал на путь исправления. У психологов-практиков есть такая методика: проговаривай вслух и про себя определенные фразы, и ты скоро поверишь в то, что произносишь. В группе придумайте и запишите утверждения (не менее двух), которые, на ваш взгляд, должен сам себе проговаривать тот, кто решил избавиться от порока лени.
Обсуждение в классе:
Я очень люблю трудиться, потому что это придает моей жизни смысл.
Любая работа важна и значима, она приближает меня к моей цели.
Я сознательно и целеустремленно борюсь с ленью и побеждаю ее.
Труд-это добрый волшебник, превращающий посредственность в совершенство.
Труд сделает из меня настоящего мастера, и я прославлю свое доброе имя.
Каждую минуту своей жизни я буду трудиться и добьюсь высоких результатов.
Я наслаждаюсь результатами своего труда и чувствую себя состоявшимся человеком.
7. «Посоветуй другу»
Учитель. Продолжаем работу в группах: придумайте советы, которым, на ваш взгляд, нужно следовать, чтобы победить в себе лень и воспитать трудолюбие (не менее двух).
Совет первый: чередуй физическую и умственную работу, то есть если трудится мозг, то отдыхают мышцы, трудятся мышцы — отдыхает мозг, при общей сильной усталости — полный отдых.
Совет второй: любую работу (и основную, и сопутствующую ей), что обеспечивает твою жизнедеятельность, выполняй так тщательно, как это для тебя возможно.
Совет третий: придумай себе систему поощрений, любуйся результатами своего труда и скромно хвали себя за успехи.
Совет четвертый: никогда не позволяй себе считать работу завершенной, если видишь в ней хотя бы мельчайший недостаток, не оставляй работу, не завершив ее.
Совет пятый: никогда и ни при каких обстоятельствах не позволяй себе быть равнодушным к совершаемой тобой работе.
Совет шестой: представляй результат своего труда и мысленно приближай его, представляй, какое это счастье- добиться поставленной цели честным трудом.
8. «Внимание: схемы!»
Учитель. Каждый из вас знает, как легко и приятно изучать теоретический материал, пользуясь схемой. В ней все указано кратко и ясно, все четко структурировано и систематизировано. Поработайте в группе и придумайте свои схемы, связанные с обсуждаемыми сегодня понятиями. Проинформируйте нас о том, что лень-мать всех пороков, что трудолюбие-источник «счастливой и радостной жизни» (А.П.Чехов). Составленные схемы вывешиваются на доске и защищаются группами. Составленные схемы могут выглядеть так:
9. Рефлексия.
- Поделитесь своими впечатлениями (письменно или устно), закончив следующие предложения:
Сегодня на классном часу
я узнал…
понял…
почувствовал..
Ответы учащихся:
- Я узнал, что лень может породить и другие пороки, которые станут тормозом в моем развитии.
- Я понял, что лень является следствием слабой воли или ее отсутствия, а безвольный человек еще более несчастный, чем просто ленивый.
-Я узнала, что лень может быть из-за страха ответственности. Это особенно касается мужчин, которые не хотят связывать себя узами брака.
- Я узнал, что безделье более, чем другие недостатки, осуждается окружающими.
- Я понял, что с таким пороком, как лень, нужно и можно бороться, необходимо только осознать это и совершить волевое усилие.
-Я поняла, что ленивый никогда не станет успешным, никогда не достигнет поставленной цели.
- Я почувствовал, что бороться с ленью отнюдь не просто.
- Я почувствовала, что мне срочно нужно исправляться.
- Я почувствовала на уроке уважение к себе, ведь я трудолюбива и у меня есть шанс многого достичь в жизни.
Учитель. Избавляйтесь от лени всеми возможными способами. Проявляйте активность, инициативность, добросовестность, увлеченность и удовлетворенность самим процессом труда. Скоро вы почувствуете, что вы полезны обществу, что вы способны на творческое дерзание, организованность и ответственность перед коллективом за свои действия и поведение. Помните, что трудолюбие –источник всех благ, духовных и материальных, только трудясь, вы достигнете всего, о чем сейчас мечтаете или станете мечтать в будущем!
Приложение 1
1...Маленький человек, когда он хочет работать, — непобедимая сила! (Максим Горький)
2....Неусыпный труд препятствия преодолевает… (М.В.Ломоносов)
3....Труд — это отец удовольствия... (Стендаль)
4. Без труда не может быть чистой и радостной жизни. (Чехов А.П.)
5. Великая радость — работа. Все счастье земли — за трудом! (Брюсов В.Я.)
6. Истинное сокровище для людей — уменье трудиться. (Эзоп)
7. Когда мы перестаем делать — мы перестаем жить. (Б.Шоу)
8. Кто честным кормится трудом, — Таких зову я знатью! (Р.Бернс)
9. Леность незаметно уничтожает все добродетели. (Ф. Ларошфуко)
10.Лень и недоразумение делают несравненно более зла на свете, чем злоба и коварство.(И.Гете)
11. Трудитесь! Мир не будет раем для тех, кто хочет жить лентяем. (Цицерон)
Использованная литература
1. Дик Н.Ф. Современный справочник классного руководителя 5-9-х классов в вопросах и ответах.- Ростов - на -Дону: Феникс, 2007
2. Майер. Свобода внутреннего Я. -М.: ИНЭС, 2010.
3. Мирошниченко В. Н., Остапенко Л. В., Шахова Э. В.Философский словарь.- М.: 2004.
4. Новая философская энциклопедия в 4-х тт.-М.: Мысль, 2000.
Интернет-ресурсы
Афоризмы, цитаты и крылатые слова.
http://aphorism-list.com/t.php?page=vysokomerie
Пословицы и поговорки народов мира.
http://www.foxdesign.ru/aphorism/proverb/p_pride.html
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ