Классный час "С чего начинается Родина"

МБОУ «Учхозская средняя общеобразовательная школа»







Классный час на тему:



«С чего начинается Родина...»




Провела: Маркина Светлана Викторовна



Классный час «С чего начинается Родина….».


Цели: Ознакомить с отдельными эпизодами истории республики Мордовии, её символами и великими людьми; раскрыть смысл понятия «патриотизм»; развивать речь, память; воспитывать гражданственность, любовь к своей малой родине.

Подготовительная работа: при подготовке к классному часу ребята были поделены на 2 группы. 1группа получила задание – написать сочинение о своей малой родине; 2 группа получила задание – найти пословицы о Родине; всем ребятам было дано задание – принести фотографии из тех мест своей малой родины, в которых они побывали на каникулах, обязательно на фоне природы: лес, ручей, река, ключ, пасека, а также памятные места.

Оборудование: стенд с сочинениями ребят; плакат с фотографиями с изображением любимых уголков своего родного края; плакаты с изображением символики Мордовии.


Ход занятия.

  1. Вступительное слово учителя.

Милый край! Мордовия родная!

Здесь раздолье рек, лесов, полей.

Для меня нет лучше в мире края

Он мне всех дороже и милей.

Сегодня республика занимает достойное место в ряду российских регионов (Мордовия – регион № 13). Пережив горькое иноземное иго, мордовский народ добровольно вошёл в состав Российского государства и сыграл немалую роль в его истории.

Ученик 1: Раньше жил народ в нужде и горе,

Проклиная тяжкую судьбу,

Не стерпел, расправил плечи гордо

И поднялся смело на борьбу.

Ученик 2: Шли хазары и ногайцы тучей.

Сколько они горя принесли!

Добрый Слава и Вольга могучий

С Сияжаром вместе Русь спасли.

Ученик 3: И народ обрёл свою свободу.

Как стремительно столетия бегут!

Были войны, голод в эти годы.

В дружбе русские, мордва живут.

Учитель:

В этом году мы будем отмечать тысячелетие воссоединения Мордовии с Россией.

Ученик 4: Так цвети, Мордовия родная!

Ты в семье народов не одна.

Русь тебя от бед оберегает.

Как родная старшая сестра.

Учитель:

Мордовский край географически расположен в самом сердце европейской России, в междуречье Оки и Суры.

Ученик: В самом центре России

Меж Окой и Сурою

Расположен мой край

Средь полей и лесов.

И его нет красивей,

И его нет дороже:

Это родина наша,

Наших дедов, отцов.

Учитель:

Семь городов: Саранск, Рузаевка, Ковылкино, Ардатов, Инсар, Краснослободск, Темников и более полутора тысяч сёл и деревень расположено на территории Мордовии. Ну а сейчас, давайте познакомимся с символами Мордовии. Ребята подготовили сообщения о символах.

Ученик:

Это государственный герб Республики Мордовия. Он является государственным символом республики. Он представляет собой изображение тёмно – красного, белого и тёмно – синего цвета, обрамлённого: золотыми колосьями пшеницы, олицетворяющими традиционную приверженность мордовского народа к сельскохозяйственному труду, перевитыми лентой тёмно – красного, белого и тёмно – синего цветов; нашейной гривной (это национальное украшение женщин) цвета золота, на которой семь орнаментов, означающих количество городов республики, заканчивающейся солярным знаком, восьмиконечной розеткой, символом солнца, красного цвета.

Учитель:

Республика глубоко чтит выдающихся людей, чьи судьбы были связаны с этим краем. Выходцем из мордвы был патриарх Всея Руси Никон. На этой земле жил великий, прославленный святой Серафим Саровский. В мордовских краях родились и жили адмирал Ушаков, поэт Полежаев, революционный демократ Огарёв, историк Ключевский, великий скульптор, прославивший свой народ на весь мир, Степан Эрьзя, просветитель Евсевьев, всемирно известный врач – офтальмолог Филатов, художник Сычков, легендарная певица Лидия Русланова. Все славные имена перечислить невозможно. В этом перечне великих имён рядом стоят мордва,

русские, люди других национальностей, что олицетворяет неразрывное единство истории России и частицы её – Мордовии.

Чтение уче-ми стихотворения «Мой милый край! Мордовия родная!» (В.В.Зуботыкина)

Ученик 1: Мой милый край! Мордовия родная!

Разливы рек, бескрайние поля.

И я не знаю лучше в мире края,

Чем наша славная мордовская земля.


Здесь воздух кажется мне как – то чище,

Витает аромат цветов в лугах.

Берёзы, клёны распустили кисти.

Пшеница золотом гордится на полях.


Ученик 2: Живут здесь дружно люди разных наций,

Рукам рабочим слава и почёт.

И если крепко нам за дело браться,

Народ тогда покой и счастье обретёт.


Мордовия от взрывов не страдала,

Враг не топтал зелёные луга,

Но лучших воинов на бой послала,

Чтоб защитить страну родную от врага.


Ученик 3: В мороз и слякоть шли навстречу смерти

За дом родной, за свой любимый край.

И в память павшим, в храмах ставят свечи.

Да будет на земле и небе вечный рай.


И если дерево сильно корнями,

То дружбой и трудом силён народ.

Пусть сложными, но верными путями

К богатству прочному Мордовия придёт.

Ученик:

Государственный флаг Республики Мордовия является государственным символом республики. Он представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из трёх полос тёмно – красного, белого и тёмно – синего цветов. Их расположение горизонтальное. Верхняя и нижняя полосы по размеру одинаковы. В середине белой полосы располагается восьмиконечная розетка – солярный знак тёмно – красного цвета, символ солнца.

Ученик:

Гимн – это тоже символ Республики Мордовия. Гимн – это торжественная песня, которая исполняется в особых случаях: во время национальных праздников, подъёма Государственного флага, проведения воинских ритуалов, во время спортивных праздников, ежедневно утром по радио. Когда звучит гимн, все встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к республике. Гимн прославляет могущество, свободу, славу, мудрость, силу нашей Родины, выражает веру в лучшее будущее нашей страны. Каждый человек должен знать слова гимна своей Родины. (Прослушивание гимна Мордовии)

3. Страница «Столица Мордовии».

Учитель:

Следующая страница «Столица Мордовии».

- Назовите столицу Мордовии.

Ученик:

Саранск расположен на левом берегу реки Инсар. Город основан в 1641 году. В 1781 году был утверждён его герб. Город Саранск - студенческий город, там 6 высших учебных заведений. В столице много достопримечательностей: театров и музеев, клубов, парков. Красивых храмов, памятников архитектуры и искусства, спортивных сооружений.

Ученик 1:

Ю. Попков - "Душа народная хранит»
Саранск! Рассветной ранней синью
В глубинах старины седой
По воле матери-России
Ты встал как град сторожевой.

Ученик 2:
В местах болотистых и топких,
Определив себе простор,
Ты жил трудом своим нелегким,
Умел врагу давать отпор.

Ученик 3:
Вскипала жизнь в избушках курных,
И над острожною грядой
Елей струился смолокурный.
И пахло мёдом и пенькой.

Ученик 4:
Шумела в дебрях непогода.
В потоках жизненных невзгод
Ты рос, мой город, год от года.
В борьбе, труде мужал народ.

Ученик 5:
Уходит время вглубь веков,
Укрытой тайной даль манит.
О прошлом память — вечный зов —
Душа народная хранит.


4. Страница «Родной край».

Учитель:

Ещё одна страница «Родной край».

- Самое прекрасное на свете - Родина. У каждого человека есть свой маленький уголок – деревня, улица, дом, где он родился. Это его маленькая Родина, а из множества таких маленьких родных уголков и состоит наша общая, великая Родина. Родина начинается на пороге родного дома. Она огромна и прекрасна. И у каждого она одна. Как мама.

Ученик 1: Земли есть и красивей-

Мне не надо иной:

ты ведь тоже Россия,

край мордовский родной.

Ученик 2: Поклон земной, мой край тебе,

Что на тебя расту похожим.

тебя на свете нет дороже,

я - твой, и ты - в моей судьбе!

Ученик 3: Есть на свете земном

Разные края.

Только там, где отчий дом,

Родина твоя.

Веселись, расти и пой,

Знай, что Родина с тобой,

Помни главные слова:

«Мама», «Родина», «Семья»!

Ученик 4: Вижу чудное приволье,

Вижу нивы и поля –

Это русское раздолье,

Это русская земля.

Ученик 5: Вижу горы и долины,

Вижу степи и луга –

Это русские картины,

Это Родина моя.

Ученик 6: Слышу песню жаворонка,

Слышу трели соловья –

Это русская сторонка,

Это Родина моя.

Учитель:

- На выставке «Фотографии моей Родины» вы разместили много интересных снимков, которые передают красоту и неповторимость родной природы, особенности и отличительные черты сёл, деревень, посёлков и городов.

Аукцион пословиц.

Часть ребят нашего класса получали задание – найти и выучить пословицы о Родине. Давайте проведём аукцион пословиц.

* Родная сторона – мать, чужая – мачеха.

* На чужой стороне Родина милей вдвойне.

* Родина краше солнца, дороже золота.

* За морем веселье, да чужое, а у нас и горе, да своё.

* На родной сторонке и камешек знаком.

* Дома и стены помогают.

* Родина – мать, умей за неё постоять.

* Кто за Родину дерётся, тому сила двойная даётся.

* Своя земля и в горести мила.

Учитель:   Любовь к Родине – важнейшее чувство для каждого человека. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком, и всё в ней для нас родное. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили отцы и деды наши. Матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать она защищает и бережёт нас от всех врагов. К. Д. Ушинский писал:

 “Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и Родина”.

 Патриотизм – это одно из наиболее глубоких чувств, закреплённых веками и тысячелетиями. Это сознание своей неотъемлемости от Родины и переживание вместе с ней её счастливых и несчастных дней, как говорил великий русский писатель А.Н.Толстой.

В чём же, по вашему мнению, проявляется патриотизм?

 (учащиеся высказывают мнения)

 

Давайте теперь откроем мою заготовку:

«В чём же проявляется патриотизм?»

Патриотизм проявляется:

- в любви к своему Отечеству;

- В гордости за свой народ;

- в любви к культуре своего народа;

- в любви к своей малой Родине, где родился и провёл первые годы своей  

   жизни;

- в желании процветания своей Родины;

- в деятельности на благо Родины;

- в готовности охранять и защищать свою страну;

- в уважении к ветеранам-защитникам Родины, героическим подвигам 

  своих предков.

 (Сравниваем с тем, что было сказано учениками)

 Научить патриотизму, как учат математике и физике, нельзя. Чувство Родины – не заучивание перечня правил и положений, это чувство проникает в нас с молоком матери, это воздух, которым мы дышим, солнце, которое мы видим, дом, в котором мы обитаем. Чувство Родины пронизывает всю нашу жизнь.

Подумайте, какими качествами должен обладать человек, чтобы принести пользу родной стране.

 А сейчас сыграем в игру.

Игра « Что отдашь Земле родной»

Дети делятся на пары, берутся за руки и встают в цепочку друг за другом. Один человек – водящий. Первая пара обращается к нему со словами: « Если хочешь быть со мной, что отдашь Земле родной?»

Водящий должен сказать, что он сделает для Родины, когда вырастет, например: посажу сад, буду строить красивые дома, и т.д. После его ответа все поднимают руки, и ребенок проходит под поднятыми руками. По пути он выбирает кого- либо из любой пары и ведет его за собой. В конце цепочки они образуют новую пару. Тот, кто остался без пары, подходит к началу цепочки, и игра продолжается. Если в классе четное количество детей, водящих двое.


И вот такой малой Родиной для нас является наш поселок Преображенский.

Ученик 1: Частичка Мордовии –наш поселок,

Любимая школа, родительский дом.

Родные просторы, которых нет краше-

Всё это мы родиной милой зовём.

Ученик: Валентина Мирошина «Республика моя».

Я тебе, Мордовия, желаю

Звёздочкой негаснущей гореть.

Без тебя, цветущий край, я знаю,

Мне не жить, не строить и не петь.

Плещет воды Мокша на приволье,

Хлебородны сурские поля,

Это всё Мордовии раздолье,

Родина любимая моя.

Русские с мордвами и татары –

Все живут заботою одной.

Ты, как мать, нас собрала недаром,

Чтобы сделать крепче край родной.

.

Учитель:

Что вам особенно понравилось сегодня?

Я думаю, что Вы вырастите достойными гражданами своей страны и будете делать всё, чтобы ваш родной город становился чище и краше с каждым годом! И очень хочу, чтобы вы чаще обращались к творчеству наших поэтов. Книги – ваши друзья, они помогут вам узнать историю нашего края. Встреча с хорошей книгой и замечательными людьми – это праздник. Пусть больше у вас в жизни будет праздников!

Желаю Вам лёгкой дороги и исполнения желаний, и в конце нашей встречи хочу прочитать стихотворение М.Скребцовой

 « В родном углу все по нутру»

 В родном углу тепло всегда,

Там исчезает вмиг беда,

Там ждет тебя твоя семья,

Там за столом твои друзья

       Там проще верить и любить,

        Мечтать, самим собою быть,

        Простят тебя там и поймут,

        И ни за что не упрекнут.



Список литературы

  • : Пособие для педагогов школьных учреждений. – М.: Владос, 2001

  • Картушина М.Ю. Сценарии оздоровительных досугов для детей. – М.: ТЦ

  • Сфера, 2004

  • . Кора Д. Мифология: энциклопедия (детская) / Д.Кора. – М.: Росмэн, 2010.

  • . Платонова Н.И. Энциклопедический словарь / Н.И.Платонова, В.Д.Синюков. – М.: Педагогика, 1983.

  • Валентина Мирошина «Республика моя».


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ