Проект "Счастливы вместе"
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №27»
Муниципальное автономное дошкольное общеобразовательное учреждение
«ЦРР – Детский сад №252»
Проект «Счастливы вместе»
(для воспитанников от 4 до 13 лет, их родителей)
подготовили
Косовских Яна Владимировна,
учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №27»
Ведерникова Елена Николаевна,
воспитатель МАДОУ «ЦРР – Детский сад №252»,
Плотникова Алефтина Егоровна,
психолог МАДОУ «ЦРР – Детский сад №252»
Пермь 2014
Содержательная часть проекта:
Проблема, на решение которой направлен проект:
Семья́ — базовая ячейка общества, характеризующаяся следующими признаками:
союзом мужчины и женщины;
добровольностью вступления в брак;
члены семьи связаны общностью быта;
вступлением в брачные отношения.
Русское слово «семья» имеет славянское и индоевропейское происхождение (ср. лит. Šeima), восходя к значению территориальной общности (ср. лит. Zeme: Земля). В древнеславянском и древнерусском языке слово сѣмия означало как семью вообще (всех членов рода, живущих совместно), так и челядь, домочадцев, холопов..
Научное изучение форм семейной жизни началось в XIX веке и связано с работами И. Бахофена, Л. Моргана, М. М. Ковалевского. Было показано, что тип семьи в высокой степени детерминировал характер дальнейшей эволюции соответствующего общества (1).
Социологи выделяют несколько функций семьи:
Репродуктивная: рождение потомства.
Воспитательная: воспитание детей, самореализация родительских чувств.
Хозяйственно-бытовая: удовлетворение материальных потребностей членов семьи.
Рекреативная: восстановление физических и интеллектуальных сил.
Эмоциональная: удовлетворение потребностей в симпатии, уважении, признании, поддержке, эмоциональной защите.
Духовная: совместные проведение досуга и духовное обогащение.
Социальная: социальный контроль, социализация и инкультурация.
Сексуально-эротическая: удовлетворение сексуально-эротических потребностей.(1)
Доказано, что семья – основа общества, насколько крепки и надежны отношения в семьях зависит настоящее и будущее государства, так как семейные отношения – поддержка и опора для человека, цитадель, охраняющая его физическое и психическое здоровье.
Ребенок рождается и формируется в семье, от ее психологического климата во многом зависит, каким человеком станет еще неокрепшая личность. А в итоге – новое поколение российских граждан.
Однако сегодня семьи сталкиваются с различными проблемами, решить которые могут помочь семье образовательные учреждения (педагоги детских садов, школ).
Проблемы семей, где дети живут с опекунами: в этих семьях при самой внимательной заботе ребенок все же лишен отцовской и материнской ласки. Чаще это дети, которые уже пережили трагедию утраты самых близких людей.
Проблемы неполных семей: воспитание в таких семьях ложится на одного взрослого, который часто обеспокоен материальным обеспечением семьи, оттого ему сложно найти физические и душевные силы для воспитания ребенка.
Проблемы малообеспеченных семей: родители в данных семьях также сталкиваются с проблемой возможности создать необходимые условия для полноценного воспитания в силу материальных затруднений.
При всех сложностях, о которых было сказано выше, родители все же (не без помощи школы) справляются с трудностями. Настоящей бедой являются асоциальные семьи, где развитием и здоровьем ребенка не интересуются вовсе.
(видеоиллюстрация http://www.youtube.com/watch?v=plvL1sW2-5k)
Ситуация осложняется низким уровнем педагогической просвещенности родительской среды, а также недостаточной педагогической помощью ОУ родителям.
Важность правильного воспитания, разумного, гармоничного сотрудничества доказывают и следующие факты:
По состоянию на первое апреля 2014 г. на профилактическом учете в участковых Пермского края состоит 44 тыс. 904 подучетных лица. 16 тыс. 982 человека из этого списка ранее были судимы, четыре тыс. 183 из них – освобождены условно-досрочно. 10 тыс. 270 человек из общего количества стоящих на учете были осуждены не на лишение свободы.
Сергей Кумиров подчеркнул, что портрет типичного преступника-рецидивиста не поменялся с советских времен: «Если это взрослый человек, то ему от 18 до 30 и нет постоянного источника дохода. Если это несовершеннолетний, то это подросток 14-17 лет, который ранее состоял на учете за прогулы в школе или за употребление спиртных напитков. Подростки-преступники чаще всего вырастают из неблагополучных семей, где родители не занимаются воспитанием детей». (2)
Проблема проекта:
Как рационально, эффективно организовать совместную деятельность семьи и ОУ по формированию личности ребенка при отсутствии благополучного климата в семье, увеличении числа неполных, асоциальных семей, недостаточном уровне педагогической просвещенности родителей?
Описание предыдущего опыта:
Как в МАДОУ «ЦРР – Детский сад №252», так и в МБОУ «СОШ №27» велась продуктивная работа педагогов с семьями (родительские собрания, индивидуальные беседы, мероприятия, конкурсы, поездки, экскурсии с участием родителей, открытые уроки и занятия, родительские конференции и др.), однако сотрудничество дошкольного учреждения и школы по решению поставленной проблемы было несистемным, непостоянным.
Цели и задачи проекта:
Цель проекта – объединить возможности и ресурсы ОУ и родительской общественности для решения обоюдно значимых задач.
Задачи:
Развивать потенциал семьи через организацию и проведение интеллектуальных, досуговых, оздоравливающих мероприятий, конкурсов.
Повышать педагогическую просвещенность через ознакомление родителей с новейшими педагогическими технологиями, психологическими тренингами и др.
Побуждать к решению проблем социума через совместное участие в реализации социально значимого проекта.
Привлекать родителей к участию в органах самоуправления ОУ, образовательном процессе через создание родительских клубов, работу в управляющем совете ОУ, открытые уроки, классные часы при участии родителей.
Стратегии проекта
Решение проблем в соответствии с современными тенденциями образования и с потребностями духовно - нравственного развития России;
Многофакторность воздействия – воздействия сразу на целый ряд факторов личности, семьи;
Формирование социально активной личности, крепкой семьи
Включение в проект всех представителей социальных сетей – учителей, учащихся, родителей, общественность;
Формирование в процессе работы с учащимися и родителями семей-лидеров, которые в будущем смогли бы выполнять социально-поддерживающие и обучающие функции, демонстрируя здоровые и поддерживающие формы поведения, гармоничные семейные отношения.
Обсуждение результатов проекта и опыта внедрения со всеми заинтересованными лицами, определения ошибок, проблем и путей их преодоления.
Добровольность участия в проекте и конфиденциальность сведений об ее участниках.
Методы и формы работы:
- Групповая, индивидуальная работа
- Волонтерский труд
- Дискуссии
- Беседы
- Лекции
- Собрания
- Конкурсы
- Игры
5. Новые эффективные механизмы
Расширение рамок социального партнерства и повышение качества услуг – совместная работа дошкольного и общеобразовательного учреждений.
Проведение разноплановых мероприятий: интеллектуальных, творческих, направленных на сохранение традиций семьи и национальных традиций
Привлечение подростков девиантного поведения к мероприятиям духовно-нравственного содержания;
Адресность социальной-педагогической поддержки.
Наличие перспективы развития проекта.
Состав участников проекта:
Педагоги начальной и среднего звена, учащиеся, родители МБОУ «СОШ №27» г. Перми
Воспитатели, психологическая служба, воспитанники, родители МАДОУ «ЦРР - Детский сад №252» г Перми.
Педагоги, учащиеся, родители детских садов и школ Кировского района.
Ресурсы, необходимые для реализации проекта:
Материально-техническая база детского сада и школы,
Интеллектуальные ресурсы – разработка мероприятий, конкурсов, методические рекомендации.
Штатные сотрудники – большинство из них косвенно будут участниками проекта.
Этапы деятельности
Выделим те пункты, где функции образовательного учреждения пересекаются с функциями семьи:
Образовательно-воспитательная, духовная (формирование личности ребенка (развитие интеллектуальных способностей, укрепление нравственный основы, гражданской позиции; самореализация в детях; духовное обогащение),
Рекреативная (восстановление физических, интеллектуальных сил)
Хозяйственно-бытовая (формирование умения рационально вести хозяйственную деятельность, осознания ценности здорового образа жизни).
Психотерапевтическая (удовлетворять потребности в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите).
Данные функции предопределяют направления деятельности ОУ в работе с воспитанниками и их родителями:
Развитие духовно-интеллектуального потенциала (Д-И)
Обеспечение досуговой деятельности (Д)
Укрепление физического здоровья (ФЗ)
Укрепление психологического здоровья (ПЗ)
Мероприятия и конкурсы по данным направлениям
Направления деятельности
Название мероприятия, конкурс
Дата проведения
Цель
Организаторы
Обмен педагогическим опытом
Круглый стол «Проблемы семьи и школы»
13.09-26.09
15.09.14
Обозначить проблемы сотрудничества семьи и школы
(Д-И)
1. Интеллектуальная битва «В лабиринтах разума»
01.10-12.10
Повышение интеллектуального уровня, укрепление нравственных позиций
2. Викторина «Семья: история, структура, традиции»
01.10-07.10
прием и проверка работ
08.10-14.10
подведение итогов, рассылка дипломов
(Д)
1.Праздник «Осенины»
13.10-31.10
Восстановление физических, интеллектуальных сил
2. Фотоконкурс «Листая семейный альбом»
13.10-19.10
прием и проверка работ
20.10-31.10
подведение итогов, рассылка дипломов
(ФЗ)
1.Мастер-класс «Жить здорово»
01.11-16.11
Оздоровление, приведение к осознанию важности здорового образа жизни
2. Конкурс рисунков «Моя спортивная семья»
01.11-09.11
прием и проверка работ
10.11-16.11
подведение итогов, рассылка дипломов
(ПЗ)
1. Психологическое занятие «Расскажи мне о себе»
17.11-30.11
Укрепление психологического здоровья личности ребенка, улучшение психологического климата семьи
2. Конкурс эссе «Семья – моя надежда и опора»
17.11-23.11
прием и проверка работ
24.11-30.11
подведение итогов, рассылка дипломов
3. Конкурс авторского чтения «Под крышей дома моего» (очное участие)
17.11-23.11
Педагогическое просвещение родителей
Родительское собрание
«Не бойся, я с тобой!»
24.11-30.11
Обмен педагогическим опытом
Семинар «Семья и школа (из опыта работы)»
01.12-07.12
Обмен педагогических опытом по вопросам взаимодействия семьи и школы
Продукт проекта: выставка семейных работ, методических разработок педагогов.
Результативность проекта:
Укрепление, сплочение семей, участников проекта
Повышение интеллектуального уровня участников проекта
Оздоровление участников проекта
Повышение уровня педагогической просвещенности родителей
Укрепление связи между семьей и ОУ
Формирование семей-лидеров
Улучшение качества работы с асоциальными семьями.
Перспективы развития проекта:
В перспективе все мероприятия и конкурсы будут проводиться ежегодно, возможно расширение рамок реализации проекта (уровень города), увеличение количества его участников.
Интернет-ресурсы
1.https://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%E5%EC%FC%FF
2. http://territoriaprava.ru/topics/60187
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ