Классный час "Как выбрать профессию"

Арутюнян Ирина Вячеславовна, учитель

Возраст участников –15-16 лет

Название мероприятия – «Как выбрать профессию» Форма проведения – классный час Цель: формирование готовности к грамотному выбору профессии Оборудование: компьютер, раздаточный материал, иллюстрации Место проведения – кабинет № 33



Для человека, не знающего, к какой пристани плыть,

ни один ветер не будет попутным.

Сенека

- Как известно, существует несколько тысяч профессий. Как же в них сориентироваться, чтобы сделать адекватный выбор? Для этого нужно хорошо понимать, чем они отличаются друг от друга, выделить те ключевые признаки, по которым можно разобраться в многообразии профессий.

Различают несколько типов профессий в зависимости от того, что в них является предметом труда (человек, природа, техника, знаковые системы, художественные образы).

Представьте, что вы уже получили высшее образование и можете выполнять различные виды работ. Что для вас будет наиболее привлекательным, если допускается выбор только из двух вариантов?

Внимательно прочитайте каждую пару и выберите только одно утверждение.

(методика составлена на основе классификации профессий доктора психологических наук, профессора Е.А. Климова)

Учащиеся получают листы с утверждениями и отмечают свой выбор.









1а – заботиться о животных или 1б – регулировать приборы и машины

2а – помогать больным или 1б – писать программы и алгоритмы для компьютеров

3а – осуществлять контроль качества иллюстраций в книгах или 3б – ухаживать за растениями

4а – работать с различными материалами или 4б – помогать потребителям выбирать товары

5а – дискутировать на тему научно-популярных статей или 5б – заниматься обсуждением художественных произведений

6а – заниматься разведением породистых животных или 6б - тренировать друзей, обучать их каким-либо действиям

7а – перерисовывать изображения или 7б – управлять крупным транспортным средством

8а – проводить экскурсии или 8б – заниматься оформлением витрин

9а – осуществлять ремонт изделий, вещей, жилья или 9б – редактировать тексты

10а – лечить животных или 10б – проводить расчеты и вычисления

11а – выращивать новые сорта растений или 11б – проектировать новые образцы изделий промышленности

12а – выступать судьей в спорах или 12б – проверять и приводить в порядок таблицы, схемы, диаграммы

13а – инспектировать кружки художественной самодеятельности или 13б – проводить лабораторные исследования

14а – заниматься настройкой медицинских приборов или оказывать людям первую помощь при ожогах, порезах, ушибах

15а – готовить художественные описания и изображения различных ситуаций или 15б – готовить отчеты о наблюдаемых событиях

16а – исследовать лабораторные анализы или 16б - принимать и осматривать больных

17а – окрашивать стены или 17б – осуществлять сборку приборов

18а – организовывать культурные мероприятия или 18б – выступать на сцене

19а – работать с чертежами и готовить по ним различные изделия или 19б – чертить, копировать чертежи, карты

20а – бороться с болезнями и вредителями растений или 20б – работать за компьютером и другими клавишными машинами

- А теперь определите, к какому типу относитесь вы.

«Человек-природа»: 1а, 3б, 6а, 10а, 11а, 13б, 16а, 20а

«Человек-техника»: 1б, 4а, 7б, 9а, 11б, 14а, 17б, 19а

«Человек-человек»: 2а, 4б, 6б, 8а, 12а, 14б, 16б, 18а

«Человек-знак»: 2б, 5а, 9б, 10б, 12б, 15а, 19б, 20б

«Человек-художественный образ»: 3а, 5б, 7а, 8б, 13а, 15б, 17а, 18б

- Приведу примерный перечень профессий:

-профессии типа «Человек-природа»: агроном, фельдшер, пчеловод, биофизик, овощевод

-профессии типа «Человек- техника»: оператор швейного оборудования, слесарь, электросварщик, фрезеровщик, наладчик машин, оптик

-профессии типа «Человек- человек»: воспитатель, продавец, проводник, менеджер, диспетчер

-профессии типа «Человек- знак»: корректор, почтальон, программист, экономист, математик

-профессии типа «Человек- художественный образ»: дизайнер, живописец, цветовод-декоратор, искусствовед

- Чем же, как правило, руководствуются люди при выборе профессии?

Учащиеся предлагают свои варианты.







Профессор Е.А. Климов рекомендует обращаться к созданному им «восьмиугольнику» основных факторов выбора профессии.

Давайте посмотрим на «восьмиугольник» и поговорим о его составляющих.



склонности





информированность



мнение родителей







уровень притязаний

мнение друзей



потребности рынка



способности





личная профессиональная перспектива









- Личная профессиональная перспектива – главный фактор, т.к. от построения этой перспективы зависит правильность выбора профессии.

Уровень притязаний выражается в желании учащегося достичь сложной цели, которая соизмерима с его способностями.

Склонности должны быть учтены для того, чтобы выбрать специальность.

Мнение родителей рассматривается с точки зрения опытности людей старшего поколения.

Выбор каждого сугубо индивидуален, но все же лучше обсуждать с товарищами свои предпочтения относительно специальности.

Перед поступлением следует ознакомиться со статистикой, дабы убедиться в том, что профессия, которая будет освоена, перспективна.

Информированность о будущей профессии является очень важным фактором. Если учащийся неграмотно ознакомиться с выбранной им профессией, в будущем его может постичь разочарование.

- Чтобы вы смогли лучше разобраться в работе с «восьмиугольником», попробуйте проанализировать две истории.

1. Андрей – ученик 10 класса. Он уже определил свое будущее профессиональное направление. Его всегда привлекали животные и уход за ними. Поэтому Андрей решил поступать в ветеринарный институт. Он представлял, кем станет после окончания института, т. к. летом работал в ветлечебнице своего дяди. Андрея не интересуют профессиональные награды, он просто хочет помогать своим «меньшим» братьям. Андрей советовался с родителями, т.к. в их семье все решения принимаются совместно.

2. Вадим – выпускник. Он уже определил свое будущее профессиональное направление. Вадим решил поступать в технический университет, т. к. он находится недалеко от дома Вадима. Он не представляет, кем станет после окончания университета, и считает, что сможет куда-нибудь устроиться. С родителями Вадим посоветовался, и они поддержали его выбор. Друзей Вадима его выбор удивил, т.к. они были уверены, что Вадим будет поступать на исторический факультет. История – стихия Вадима, он дважды становился призером олимпиады по истории.

- А теперь подумайте: все ли факторы учли Андрей и Вадим при выборе профессии?

Рассмотрим наиболее распространенные ошибки, которые совершают люди при выборе профессии.

1. Восприятие будущей профессии как единственно возможного пути в жизни.

2. Заблуждения о непрестижности некоторых профессий.

3. Устаревшие понятия о рабочих специальностях.

4. Выбор профессии «за компанию».

5. Связь индивидуальных качеств специалиста с самой профессией.

6. Выбор профессии, основанный исключительно на её положительных аспектах.

7. Одинаковая направленность школьных дисциплин и выбранной специальности.

8. Неспособность оценить свои способности при выборе профессии.

9. Хаотичность при принятии решения.

10. Надежда на психолога.

11. Нежелание думать о перспективе той или иной специальности.

- Список ошибок и заблуждений получился внушительным. Возьмите его на заметку. При выборе профессии обязательно задумайтесь о правильности своих действий.

- Выбор профессии – серьёзный вопрос, который каждый человек решает индивидуально. Желание освоить ту или иную профессию способствует движению вперёд и, как следствие, развитию личности. Необходимо четко обозначить свои мотивы, чтобы лучше понять себя и сделать верный выбор в пользу подходящей именно вам профессии.

В конце классного часа учащиеся получают памятки «Универсальные советы или как выбрать профессию».

Совет № 1. При выборе той или иной профессии нужно тщательно взвесить все «за» и «против» будущей специальности. Постарайтесь не поддаваться минутному порыву, а подойдите к решению этого вопроса со всей серьёзностью и основательностью.

Совет № 2. Поговорите с родителями: что они думают о вашем выборе? Все-таки во многих вопросах они более опытны.

Совет № 3. Найдите человека, который специализируется именно в выбранной вами области, и расспросите его обо всех плюсах и минусах этой профессии.

Совет № 4. Посмотрите информацию в Интернете: насколько востребована выбранная профессия, какие перспективы у специалиста в данной области.

Совет № 5. При выборе профессии постарайтесь узнать сразу, есть ли временные ограничения по работе в данной отрасли.

Совет № 6. Учитывайте своё состояние здоровья: позволит ли оно вам работать по специальности?

Используемая литература:

1. В. Тундалева «Как выбрать профессию в 17 лет?», Ростов-на Дону. «Феникс», 2013

2. А. Грецов, А. Азбель «Психологические тесты для старшеклассников и студентов», Санкт-Петербург. «ПИТЕР», 2012

3. С. Чистякова «Выбор профессии: оценка готовности школьников», Москва. «ВАКО», 2009

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ