Социализация личности в семье в современных социокультурных условиях
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Стрелецкая средняя общеобразовательная школа
Белгородского района Белгородской области
имени Героя Советского Союза А.Е. Черникова
статья на тему:
«Социализация личности в семье в современных социокультурных условиях»
Составители:
заместитель директора, педагог-психолог О.М. Демьянова
учитель начальных классов М.А. Пуль
учитель начальных классов Т.В. Родина
2014г.
Жизнь в современном обществе меняется стремительно и скоротечно. Эти изменения касаются практически всех сторон нашей жизни, преображая их кардинальным образом на всех уровнях: от индивидуальных условий жизнедеятельности конкретного человека до социальных основ общества. В современных социокультурных условиях стоит вопрос о том, чтобы строить отношение к личности как к открытой изменяющейся системе. При этом особое значение приобретает социализация личности в семье, в ходе которой она пытается приспособиться к социальному давлению и установить равновесие между внутренними и внешними ценностями.
Сущность социализации состоит в том, что в процессе её человек формируется как член того общества, к которому он принадлежит.
Включение индивида в социальную среду и деятельность не обходится без роли семьи, именно она стимулируют внутренний прогресс, и эффект социализации заключается в том, что личность формируется и как продукт, и как субъект общественных отношений [1, с.410]. Результатом социализации становится социализированность. Безусловно, роль семьи в социализации ребенка велика. Ведь семья - это уникальный социальный институт, в котором начинается формирование ценностных ориентиров и закладывается фундамент развития личности. Ребенок полностью отождествляет себя с семьей, открывая и свое собственное "я" и других людей, воспринимая мир преимущественно через призму суждений, оценок, поступков родителей и, естественно, их ценностных ориентаций. В образовательном учреждении мы учим ребенка добру, отзывчивости и др., но если в семье это не подкрепляется примерами, а часто происходит наоборот, ребенок учится жить двойными стандартами. Проведенное нами анкетирование эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия свидетельствует о том, что родители достаточно часто испытывают положительные чувства во взаимодействии со своим ребенком, стремятся к более тесному телесному контакту с ним. Они хорошо знают особенности своего ребенка, могут распознать его состояние, лучше, чем кто-либо другой понимают его. Однако на фоне высоко развитой способности распознавать эмоциональное состояние ребенка, наблюдается тенденция игнорирования родителями эмоционального состояния ребенка, желание подчинить ребенка не только системе социальных требований, но и собственным планам, настроению, переживаниям. Поэтому, на наш взгляд, необходимо помогать родителям учитывать эмоциональное состояние ребенка, последовательно и четко выстраивать границы взаимодействия с ним, проявлять инициативность в общении с ребенком, своевременно реагировать на инициативу ребенка, его действия, поощрять самостоятельную активность и уметь получать удовольствие от общения с ним [3, с.453].
Во избежание подобных (и других дисгармоничных) типов семейного воспитания необходима систематическая работа с родителями. Данная задача, в первую очередь, ложится на плечи специалистов, педагогов. Необходимо грамотно планировать работу по взаимодействию с семьями, оказания им помощи в вопросах воспитания детей. Это, прежде всего, педагогическое просвещение родителей (информационные лектории, семинары-практикумы), демонстрация положительного результата, совместная деятельность педагогов, родителей и детей [4, с.105].
Однако только просвещение родителей мало эффективно, так как затрагивает когнитивную и поведенческие сферы осознаваемого уровня, при этом когнитивная, поведенческая сфера неосознаваемого уровня не затрагивается, как и не затрагивается вся эмоциональная сфера (как осознанная, так и бессознательная).
Особенности социализации в условиях сельского, городского и поселкового образа жизни: в жизненном укладе сел силен социальный контроль за поведением человека, характерна открытость в общении; город предоставляет личности возможность широкого выбора групп общения, системы ценностей, стиля жизни, многообразные возможности для самореализации; результатом социализации подрастающего поколения в поселках является усвоение опыта, созданного в них из традиционного бытия, свойственного селу, и норм городского образа жизни. Эффективная социализация ребёнка, которая подразумевает достижение приемлемого и необходимого уровня социализированности, является общественно значимой, отвечающей требованиям социального заказа государства учреждениям образования.
Формирование личности, её социализация связаны с социальным воспитанием. Социальное воспитание – это забота общества о своём подрастающем поколении. Анализируя процесс социального воспитания, родителю следует помнить, что на ребёнка в процессе формирования личности влияют:
- природа и родной язык;
- общение в семье, детском саду, школе, окружающая среда;
- его деятельность;
- средства массовой информации, искусство, литература;
- образ жизни самого ребёнка, его стремления, планы, роль, которую он выполняет в микросреде [10, с.219].
Удачными могут быть отношения родителя и ребенка, если первый будет помнить о выводах учёных-педагогов и психологов, что главным в формировании личности являются деятельность и общение. Поэтому родителю с этого и следует начинать: организовать разные виды деятельности, общение со сверстниками, взрослыми, педагогами, воспитателями, наставниками.
К базовым условиям успешности социализации ребёнка мы относим следующие:
- состояние психического здоровья детей;
- наличие эмоционально-комфортной атмосферы в группе (классе);
- создание благоприятных условий для протекания процесса социализации ребёнка, в частности для обеспечения психологического комфорта в семье;
- обеспечения тесного взаимодействия педагогов и родителей;
- организация психолого-педагогического мониторинга динамике показателей здоровья, воспитания и развития детей;
- построение отношений партнёрского сотрудничества между родителями и ребенком и готовности работать в социально-ориентированном процессе.
Таким образом, социализация, понимаемая нами как непрерывный жизненный процесс соотношения и увязывания индивидуальных особенностей человека с общественными условиями, социальными нормами и правилами поведения, имеет серьёзные эмоциональные последствия, которые влияют на психическое здоровье личности [9, с.110]. Социализированность, как результат социализации, представляет собой сформированность универсально-эффективных в непрерывно изменяющихся обстоятельствах личностных и социальных качеств, установок, способов социального взаимодействия и является необходимым условием для активного самосознания, самосовершенствования, достижения желаемого уровня развития и статуса без ущерба для здоровья. Развитие личности не может осуществляться самостоятельно, необходимо целенаправленно воздействовать на неё, создавая для этого психолого-педагогические условия. Стихийная, недостаточно контролируемая и направляемая социализация без учёта индивидуальных особенностей ребёнка может иметь как непосредственные, так и отсроченные травмирующие действия.
Список используемых источников
Аккерман Н. Роль семьи в появлении расстройств у детей. Хрестоматия: Семейная психотерапия. – Спб.: Питер, 2000. – 410 с.
Андреева Г.М. Уровень социальной стабильности и особенности социализации в младшем школьном возрасте // Вестник МГУ. – 2011. – № 4. – с.50 – 52.
Аристова Н.Г. Влияние структуры семьи на успешность выполнения воспитательной функции. Семья как объект социальной политики. – М.: Наука, 2006. – 359 с.
Бабенко А.Н. Правовая социализация как процесс освоения правовых ценностей // Государство и право. – 2005. – №2. – с. 104–106
Дружинин В.Н. Психология семьи. – Спб.: Питер, 2006. – 176 с.
Дядюнова И.А. К вопросу о социализации детей // Начальная школа. – 2007. – №10. – С.89–92.
Мудрик А.В. Социальная педагогика. Учебник для студентов педагогических вузов – 3–е изд. испр. и доп. – М.: Изд.центр «Академия», 2002. – 200 с.
Реан А.А. Подросток и семейное воспитание. – М.: Изд. центр «Академия», 2000. – 196 с.
Фрейд З. Психология бессознательного: Сб. произведений / Сост., науч. ред., вступ.ст. М.Г. Ярошевский. – М.: Посвещение, 2010. – 448 с.
Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. – М.: ЭКСМО, 2000. – 240 с.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ