статья "Подростковый возраст - важный социальный этап в общем цикле жизни каждого отдельного индивида"

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Стрелецкая средняя общеобразовательная школа Белгородского района Белгородской области имени Героя Советского Союза

А.Е. Черникова»











Статья

Подростковый возраст – важный социальный этап в общем цикле

жизни каждого отдельного индивида







Подготовила

социальный педагог

Шевцова Мария Ивановна













г. Белгород 2014

Подростковый возраст – важный социальный этап в общем цикле

жизни каждого отдельного индивида

М.И. Шевцова

Белгородская область, Россия

Процесс социализации личности протекает на протяжении всего существования человеческой жизни, поскольку окружающий мир пребывает в постоянном движении, все изменяется и человеку просто необходимо меняться для более комфортабельного пребывания в новых условиях. Человеческая сущность претерпевает регулярные изменения и с годами меняется, она не может быть постоянной. Жизнь – это процесс постоянной адаптации, требующий непрерывных изменений и обновлений. Человек представляет собой социальное существо. Процесс интеграции каждого индивида в общественные слои считается достаточно сложным и довольно длительным, поскольку включает усвоение ценностей и норм социальной жизни и определенных ролей. Процесс социализации личности проходит по взаимно переплетаемым направлениям. В качестве первого может выступать сам объект. В качестве второго, человек начинает все более активно вливаться в социальную структуру и жизнь общества в целом.
Главной проблемой общественного развития является гармонизация взаимоотношений общества с каждой отдельно взятой личностью, то есть ее социализация. Особенно актуальной для общества является социализация подрастающего поколения. В настоящее время в связи с быстро меняющимися условиями жизни, сменой ценностных ориентаций проблема социальной и индивидуальной адаптации детей очень актуальна.

Современная школа должна способствовать тому, чтобы ее выпускники были социально активными, ответственными людьми, обладающими определенным жизненным опытом, который поможет адаптироваться к требованиям современной жизни в условиях рыночных отношений. Социализация личности начинается с первых лет жизни и заканчивается к периоду гражданской зрелости человека. Первые элементарные сведения человек получает в семье. Затем эстафету социализации личности принимает школа. Наиболее сложно процесс социализации протекает в подростковом возрасте, так как происходят большие изменения в организме, в сознании. Появляется большое разнообразие отношений (дружба, вражда, любовь и т. д.). Подростковый возраст — это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Вместе с тем это самый ответственный период, поскольку здесь закладываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношения к себе, к людям, к обществу. Кроме того, в данном возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения. Главными мотивами деятельности в этом возрастном периоде являются самопознание, самовыражение и самоутверждение. 

Социализация подростков на примере сферы досуга наиболее полно раскрывает проблемы подростка возникающие в процессе социализации. Именно в период детства, отрочества и юности складываются основные структуры личности. Развитие и социализация личности не может осуществляться самостоятельно, необходимо целенаправленно воздействовать на неё, создавая психолого-педагогические условия, в том числе и через содержание досуга молодежи.

Досуг играет большую роль в социализации личности. Досуговые учреждения по своей природе являются многофункциональными и мобильными, способными объединять и активно использовать все социальные институты, оказывающие  социализирующее воздействие на личность. Именно приложением сил творческих организаций определяется многообразие форм и средств воздействия досугового учреждения на детей, подростков и юношество.

Досуговое учреждение предоставляет широким массам молодёжи возможность развивать свои творческие способности и позволяет личности самореализовываться. Высшая форма досуговой деятельности служит  воспитанию, просвещению и самовоспитанию подрастающего поколения. Причем решаются эти задачи в досуговом учреждении своеобразно, в органичном сочетании с культурным отдыхом и разумными развлечениями. Это вызывает благоприятный психологический настрой и облегчает процесс социализации подрастающего поколения.

Занятия ребенка в свободное время не только развивают у него определенные качества, но и организуют его, придают ему уверенность в своих действиях и в своей компетентности.

Досуг это зона активного общения, удовлетворяющая потребность подростка в контактах. Такие формы досуга как объединение по интересам, массовые праздники – благоприятная сфера для осознания себя, своих достоинств и недостатков по сравнению с другими людьми.

 В современных условиях досуг подростков носит сложный и противоречивый характер. В свободное от учебы время они выбирают себе занятия по собственному усмотрению. Охотно принимают участие в тех видах деятельности, которые не всегда позитивно влияют на их физическое и духовно-нравственное развитие.

В настоящее время художественно-педагогическое значение детского праздника характеризуется достаточно определенными признаками: абсолютно добровольным участием и согласием со всеми правилами досуговой деятельности. В большинстве случаев воспитание личности школьника строится на эмоционально-образной основе детского праздника. Детский праздник отвечает потребностям формирования социально-значимых качеств личности.

 Как известно, в подростковом возрасте ведущее место занимает игровая деятельность. Праздник и игра тесно связаны друг с другом. Зрелищно-игровые формы проведения досуга детей направлены на формирование их адекватной самооценки, самореализации. Удовлетворение потребности в общении, коллективных взаимоотношениях. Игра – важная форма деятельности подростков. В игре подросток является и зрителем, и организатором, и исполнителем. В игре дети учатся быть честными, терпеливыми, волевыми.

 Детский праздник – самый яркий момент в жизни детей и подростков. Он выступает важным социально-культурным фактором, сильным средством педагогического воздействия, духовного обогащения детей. На основе добровольности и инициативности  детей проявляется их творческая самостоятельность и самореализация в сфере свободного времени. Детский праздник дает шанс всем детям для простора их индивидуального творчества.

В МОУ «Стрелецкая СОШ» традиционными стали такие мероприятия как: День здоровья, День защитника Отечества, День позитива. В рамках ставшего уже традиционным месячника «Пока беда не пришла…» проводится игра «Хозяин судьбы», праздник «Спорт – прививка от вредных привычек», конкурс инсценированной песни о здоровом образе жизни.

Принимая участие в массовых мероприятиях, многие подростки раскрываются, показывая скрытые ранее по разным причинам возможности. Иногда участие в подготовке и проведении мероприятия является первой ступенью подростка к самореализации.

Досуг является благоприятной почвой для испытания подростками фундаментальных человеческих потребностей. В процессе досуга ребенку гораздо проще формировать уважительное отношение к себе, даже личные недостатки можно преодолеть посредством досуговой активности. Досуг является неотъемлемой частью формирования характера ребенка, в частности таких качеств как инициативность, уверенность в себе, сдержанность, мужественность, выносливость, настойчивость, искренность, честность и д.

Творческое самоосуществление личности подростка – актуализация генетически запрограммированных задатков, а также реализация сформированных в процессе социальной деятельности способностей как нельзя лучше протекают в досуговое время, сущностью которого является свободная творческая деятельность.

Досуг – это зона активного общения, удовлетворяющая потребности подростков в контактах.

В сфере досуга дети, подростки, юноши (девушки) более открыты для влияния и воздействия на них самых различных социальных институтов, что позволяет с максимальной эффективностью воздействовать на их нравственный облик и мировоззрение. В процессе коллективного досугового времяпрепровождения подростки укрепляют чувство товарищества, вырабатывают жизненную позицию, учатся нормам поведения в обществе. Досуг может стать могучим стимулом для развития личности. В этом заключены его прогрессивные возможности.

Надо заметить, что в современном обществе идут бурные общественно-политические процессы, которые влияют на социализацию подростков. Обществу требуются такие его члены, которые способны жить в этом обществе. Дети сегодня - это полноценные граждане завтра. Подростковый период считается очень важным периодом в психосоциальном развитии человека. Уже не ребенок, но еще и не взрослый, подросток сталкивается с различными социальными требованиями и новыми ролями, что и составляет существо задачи, которая предъявляется человеку в этом возрастном периоде.

Список использованной литературы


1. Голованова, Н.Ф. Общая педагогика: учебное пособие для вузов /  Н.Ф. Голованова. - М.: Речь, 2005. - 320с.

2.  Кобжицкая, Н.З. Социализация как функция института образования в формирующемся российском обществе: автореферат диссертация кандидат социологических наук / Н.З. Кобжицкая. – Иркутск, 2006. -24с.

3. Лихачев, Б.Т.Педагогика: Курс лекций:  учебное пособие для студентов педагогов, учебных заведений и слушателей ИПК и ФПК. — 4-е изд., переработанное и дополненное / Б.Т. Лихачев. — М.:Юрайт-М,2001.—607с.


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ