Классный час "Труд красит человека"

Труд красит человека

Цели: расширить представление детей о значении труда в жизни общества способствовать формированию положительной нравственной оценки качеств характера, как трудолюбие, самостоятельность; побуждать детей к развитию трудовых навыков, к участию в трудовых акциях, к самовоспитанию.

Задачи: привлечь внимание детей добросовестному отношению к труду, повлиять на ценностно-мотивационные ориентации учащихся.

Вступление.

- Дорогие ребята! Добрый день! Прошу работать активнее, отвечать смелее. Сегодня мы поговорим о труде. Тема классного часа «Труд красит человека»,

Мы узнаем с вами, почему именно труд красит человека, в чем это заключается. И начать наш разговор я хочу с маленького рассказа К.Д. Ушинского, который называется «Два плуга». Послушайте, пожалуйста, этот рассказ.

- Из одного и того же куска железа в одной и той же мастерской были сделаны два плуга. Один из них попал в руки земледельца и немедленно пошел на работу; а другой долго и совершенно бесполезно провалялся в лавке купца.

(словарная работа)

Земледелец - человек работает на земле.

Купец - человек занимающийся ведением торговли

Случилось через некоторое время, что оба земляка опять встретились. Плуг, бывший у земледельца, блестел, как серебро, и был еще лучше, чем в то время, как он только вышел из мастерской; плуг же, пролежавший без всякого дела в лавке, потемнел и покрылся ржавчиной.

- Скажи, пожалуйста, отчего ты так блестишь? - спросил заржавевший плуг у своего старого знакомца.

- От труда, мой милый, - отвечал тот. - А ты заржавел и сделался хуже, чем был, потому, что все это время ты пролежал на боку, ничего не делая.

-Думаю, все хорошо поняли, какое отношение имеет этот рассказ к теме нашего классного часа

-Почему плуг, который попал к земледельцу, блестел, как серебро? (Потому что он трудился.)

-Что случилось с плугом, который пролежал без дела? (Потемнел и покрылся ржавчиной.)

-Как вы считаете, о ком этот рассказ? Кого подразумевает Ушинский, говоря о плугах? (Труженика и лентяя).

- Какой вывод мы можем, сделать, послушав этот рассказ?

-Труд красит человека, а безделье его уродует.

- Без труда человек заржавеет и заболеет

-Только в труде человек может проявить все свои самые лучшие качества

   Мини-лекция «Что труд дает человеку»

- Издавна люди придавали огромное значение труду. Русская традиция – это уважительное отношение к труду. Трудолюбие, бережливость, порядок и чистота в хозяйстве именно так, устраивали свою жизнь и князья и крестьяне. Нигде не говорится, что человек должен работать, чтобы окружить себя роскошью и излишествами. И в наше время человек в обществе ценится по труду.

А скажите мне, пожалуйста, что такое труд….

Давайте обратимся к словарю:

Труд - это такая деятельность человека, которая приносит пользу людям. Эта деятельность требует затрат умственной и физической энергии.

Приведите примеры родственных слов:

трудный” - требующий большого труда, усилия, напряжения,

трудолюбивый” - любящий трудиться,

труженик” - тот, кто трудится, трудолюбивый человек

Игра «Окончание пословицы»

В русском народе детей с самого раннего детства приучали к труду. В качестве правил трудового поведения выступали пословицы и поговорки.

Есть такое выражение « работать, засучив рукава». Оно зародилось в очень далекие времена, когда русские люди носили одежду с очень длинными рукавами (иллюстрация). У мужчин они достигали 95 см, а у женщин были еще длиннее. А шили такую одежду потому, что в те времена не было варежек. Попробуйте поработать в одежде с такими рукавами: будет неудобно, получится плохо. Чтобы дело спорилось, рукава надо засучить. Об умелом работнике и теперь говорят, что он работает « засучив рукава»

Знаете ли вы пословицы и поговорки о труде? Сейчас мы это проверим. Я читаю начало пословицы, а вы продолжаете. Можно отвечать хором.

Под лежачий камень…(и вода не течет)

Маленькое дело …(лучше большого безделья).

Не сиди сложа руки - …(не будет и скуки)

Не спеши языком -…(спеши делом)

Любишь кататься - …(люби и саночки возить)

Делу время,…(потехе час)       

Без труда…(не вынешь рыбку из пруда)  

Разберем пословицу

Делу время потехе час

Мы видим, что труду люди всегда уделяли большое внимание. 

-Объясните смысл пословицы Делу время, потехе час.

- Всему должно быть свое время и делу и потехе ( веселье, развлечение, досуг) Нужно уметь и трудиться и отдыхать

Инсценировка басни «Стрекоза и муравей»


Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела;
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза.
Помертвело чисто поле;
Нет уж дней тех светлых боле,
Как под каждым ей листком.
Был готов и стол, и дом.
Все прошло: с зимой холодной
Нужда, голод настает;
Стрекоза уж не поет:
И кому же в ум пойдет.
На желудок петь голодный!
Злой тоской удручена,
К Муравью ползет она:
«Не оставь меня, кум милый!
Дай ты мне собраться с силой.
И до вешних только дней.
Прокорми и обогрей!» —
«Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето?» —
Говорит ей Муравей.
«До того ль, голубчик, было?
В мягких муравах у нас
Песни, резвость всякий час,
Так, что голову вскружило». —
«А, так ты...» — «Я без души
Лето целое все пела». —
«Ты все пела? это дело:
Так, поди, же, попляши!»

Беседа

-Как мы можем охарактеризовать муравья? Какой он? ( трудолюбивый)

-А стрекоза? ( легкомысленна, она только пела и плясала)

- Стоит думать не только о своих развлечениях, но и о хлебе насущном.

   Все, чего человек достиг, он достиг благодаря труду. Уютные дома, красивая одежда, вкусная еда, интересные развлечения – все это плоды труда.                                             

Каждое утро люди начинают с работы. Водитель забирается в кабину, рабочий становится к станку. Студент берет книгу, ведь чтение – это тоже труд. Сотрудник офиса включает компьютер, домохозяйка зажигает плиту, а рыбак выходит в море. Школьник садится за парту. Никто не остается без дела. Все потому, что труд – естественное занятие человека.

Сегодня вы сидите за школьной партой. Что для вас главный труд?

Учёба – это ваш главный труд, причем не простой труд. Хорошие оценки - результат вашего труда.

Что нужно делать для того, чтобы у вас были хорошие оценки.

  • Внимательно слушать объяснение учителя на уроке.

  • Спрашиваешь учителя о том, что тебе было непонятно при объяснении нового материала.

  • Всегда выполнять домашнее задание

  • Продумать, что и как нужно выполнять, и лишь тогда приступаешь к выполнению домашнего задания.

  • Работаешь внимательно, хорошо обдумываешь, как лучше сделать работы

  • Правильно, если вы будете все это выполнять, то у вас будут хорошие успехи в учебе.



- Человек в обществе, в классном коллективе ценится по труду. Не сразу человек может выполнить большую и сложную работу. Надо начинать с малого. Каждый из вас в классе несет ответственность за порученное дело.

У меня к вам такое задание, которое называется

« Доброе дело в школе и дома»

-Вспомните. Что вы умеете хорошо делать.

( Содержать в порядке свои вещи, учебную принадлежность, ухаживать за своей внешностью, одеждой, убирать класс, группу, подметать и мыть полы, протирать пыль, ухаживать за цветами, гладить одежду, выращивать цветы на клумбе)

-Можем мы принести славу своим трудом? Как?

-Мы должны добросовестно относиться к своим обязанностям, чтоб вас отметили только с хорошей стороны.

- Труд имеет, и большое личное значение Труд помогает человеку раскрывать свою личность, показать свои способности.

Где мы свои можем проявить свои способности?

-Когда готовимся к общешкольным мероприятиям (поем, танцуем, готовим инсценировки)

Когда участвуем (в конкурсе поделок, стенгазеты, новогодней игрушки, конкурсе наши таланты)

- Мы знаем, как счастливы люди, которые многое умеют делать своими руками

Упражнение «Это мы можем»…

Я попросила вас принести некоторые экспонаты выполненные вами. Кто хочет рассказать нам как сумел «сотворить» такое?

(Дети представляют свои работы)

-Эти работы - это ваш личный труд. Этот труд красит вас?

-Да (Сделали своими руками, От этого есть польза, можем украсить группу, получили радость и удовольствие)

- Давайте вспомним наше правило о труде (читают по одному):

Ничто и никогда, Не даётся без труда.

Умей, если нужно, заштопать чулок,

Без помощи свой приготовить урок.

Будь первым в ученье, будь первым в труде,

У нас белоручек не любят нигде.

- Все люди нашей страны трудятся. на своих рабочих местах (.Ближайшее окружение) Пройдут школьные годы. и нужно будет выбрать профессию.

- Что такое профессия?

- Это человек, который занимается работой.

-Обратимся к точному определению:

Профессия - это вид труда, который требует от человека определенной подготовки, знаний, и умений.

- Профессий очень много. Какие виды профессий вы знаете? ( Ответы детей)

-Какая профессия вам нравится и почему?(Ответы детей)

- Труд был, есть и будет основной славой жизни на Земле. Любой труд почётен и все работы хороши.

- Как называют или говорят про человека, который отлично делает свое дело? (Мастер своего дела, мастер – золотые руки.)

- Можно ли сказать про парикмахера, что он мастер своего дела? (Он делает красивые прически.)

- А про портного? (Он шьет элегантную одежду.)

- Про хирурга? (Он спасает человека от болезни)

- За свой труд, за умелые, талантливые руки таких людей называют человек – золотые руки. Их поощряют, они получают награды: почетные звания, грамоты, ордена, медали. И не зря говорят, труд красит человека.

- Скажите, пожалуйста, будет ли хороший работник из тех, кто сейчас учится плохо? (Ответы детей).  Именно сейчас вы должны хорошо учиться.

Чем лучше ученик будет учиться, тем лучше он будет работать. В училище вы должны учиться, чтобы овладеть профессией и стать мастером своего дела.

- И пусть девизом вашей жизни станут слова:

   «Землю солнце красит, а человека-труд»

Итог.

Наш классный час подошел к концу. Как высчитаете, полезным ли для вас был сегодняшний разговор?

- Да.

- Что вы запомнили? Что вам понравилось?

-Мне понравилось высказывание «работать, засучив рукава» Это значит нужно хорошо работать.

-Мне понравился рассказ «Два плуга» (про труженика и лодыря)

- Что вы поняли из нашего разговора?

- Я понял, что чтобы чего-то в жизни добиться, надо трудиться.

- Скажите, когда труд красит человека? (только тогда, если он будет добросовестно трудиться, выполнять свои профессиональные обязанности во благо народу, Родине)

- Ребята, вы хорошо потрудились! Молодцы! Надеюсь, хорошие моменты остались в вашей памяти. И каждому из вас есть над чем задуматься.



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ