Концепция воспитательной системы От кадетских традиций к гражданской ответственности

Концепция воспитательной системы

От кадетских традиций к гражданской ответственности

(Играет лирическая музыка)

На доске

Чтобы заложить в годы детства основу

человечности и гражданственности,

надо дать ребенку правильное видение добра и зла.

Василий Александрович Сухомлинский



Крошка сын к отцу пришел…

И спросила кроха: «Что такое хорошо, что такое плохо…?» (музыка затихает)

Когда я впервые пришла к детям в 5-й класс и увидела перед собой глаза своих ребят, полных доверия, вопросов, ожидания, именно эти фразы стихотворения вспомнились мне в тотмомент.

Вот как им объяснить эти непонятные для них слова: нравственность, духовность, гражданственность. Что эти слова значат, что в них вложено… Меня долго мучили эти вопросы, и ярешила не объяснять им это на чужом примере, а при помощи совместных дел прийти к пониманию этих понятий с их стороны.

Патриотизм и гражданственность формируются в процессе обучения, социализации и воспитания школьников. Авторские концепции Е. В.Бондаревской, В. А.Караковского, В. В.Серикова, Н. Е. Щурковой выдвигают комплекс ориентиров, помогают создать воспитательную систему в моем детском коллективе. Интегративным направлением воспитания является гражданско-патриотическое, осуществляемое как духовно-нравственное, историко-краеведческое, военно-патриотическое, героико-патриотическое, социально-патриотическое, спортивно-патриотическое. Новизна опыта заключается в создании системы гражданско-патриотического воспитания в классе, способствующей повышению уровня сформированности патриотизма и гражданственности.

Методологической основоймоей воспитательной деятельности являетсяКонцепция духовно-нравственного развития и воспитания.

Воспитание должно быть ориентировано на достижение определенного идеала. На какой же идеал ориентирует нас Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности?

Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Каковы же наши традиционные источники нравственности? Это Россия, наш многонациональный народ и гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа¸ человечество.

Соответственно этому и определяются базовые национальные ценности:  патриотизм, гражданственность, социальная солидарность, человечество, наука, семья, труд и творчество, традиционные российские религии, искусство и литература, природа.

Базовые ценности должны лежать в основе уклада школьной жизни, определять урочную, внеурочную и внешкольную деятельность детей.

А значит главная цель моей воспитательной программы -  
формирование духовно развитой личности с позитивным отношением к жизни и активной гражданской позицией
.

В соответствии с поставленной целью мною определены задачи системы воспитания:

1.Развивать индивидуальные творческие способности учащихся. 

2. Формировать гражданско-патриотические качества личности. 
3. Воспитывать желание и стремление учащихся к самопознанию, самовоспитанию, самосовершенствованию. 
4. Формировать культуру здоровья.

5. Воспитывать любовь к малой Родине, семье, природе родного края, народным традициям.

6. Воспитывать интерес к учебе, стремление повышать качество своих знаний, способствовать развитию нравственного и духовного мира детей.

7. Воспитывать чувства доброты, милосердия, отзывчивости, толерантности, самостоятельности, умения отвечать за свои поступки, нести за них ответственность.

8. Организовывать сотрудничество и взаимодействие обучающихся, учителей и родителей

Приоритетными принципами построения моей воспитательной системы класса являются:


Государство делает заказ на воспитание таких качеств у учеников как нравственность, ответственность, духовность, гражданственность, патриотизм.

А как их воспитать? Что для этого нужно? Как я могу это сделать на практике?

Согласно моей воспитательной деятельности, я для себя отметила те основные составляющие, через которые можно воспитать эти качества в ребенке.

Направления

программы



Гражданско-патриотическое воспитание






гражданское общество

Формирование и развитие представлений о здоровье (физическом, психическом, духовном)


Воспитание духовно-нравственных ценностей


Формирование ценностного отношения к семье


Трудовое воспитание и профориентация




















Гражданско-патриотическое воспитание

Коль ты Отчизны гражданин,
                              России краше нет на свете.
                                               И если ты за всех – один,
                                              все  - за тебя всегда в ответе!

Дни воинской славы, уроки мужества, несение вахты памяти, классные часы, встречи с ветеранами, где формирую в детях такие ценности как любовь к России, своему народу, краю, служение Отечеству.


Воспитание духовно-нравственных ценностей:
          Факт, что воюют испокон веков 
                                добро и зло на тропах мирозданья,-
                                                  и потому не сбросить со счетов 
                                                          духовно-нравственное воспитание!

Социальные акции, экскурсии, фотовыставки, праздники, концерты, выходы в театры, литературные композиции, беседы воспитывают в ребятах нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; ответственность и чувство долга; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.


3.Формирование ценностного отношения к семье
Родители воспитывают, а дети воспитываются той семейной жизнью, какая складывается намеренно. Жизнь семьи тем и сильна, что ее впечатления постоянны, обыденны, что она действует незаметно, укрепляет или отравляет дух человеческий, как воздух, которым мы живы».

А.Н.Острогорский


Данное направление основано на воспитание чувства гордости и ответственности за свою семью, свою фамилию, продолжение своего рода, сохранение добрых семейных традиций через совместные праздники, соревнования, лектории, круглые столы.


4.Формирование и развитие представлений о здоровье (физическом, психическом, духовном):
         Здоровый образ жизни выбираем,
                           и вредные привычки изживаем.
                                       Здоровье, чистоту, порядок, спорт
                                           пусть каждый нормой жизни изберет!

В рамках данного направления проводятся следующие воспитательные мероприятия, формирующие представления о здоровом образе жизни:

- встречи со спортсменами, тренерами, представителями профессий

- прогулки на природе для укрепления своего здоровья

- урок физической культуры

- спортивные секции

- подвижные игры

- туристические походы, спортивные соревнования


5. Трудовое воспитание и профориентация:
 Права народная пословица: отвеку любому делу труд с уменьем – голова,
 И если труд приносит радость человеку,
То он в профессии достигнет мастерства!

Это направление воспитывает в детях такие ценности какуважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость; бережливость; трудолюбие. Традиционными в классе стали экскурсии на производственные предприятия, на дни открытых дверей учебных заведений, мониторинг по выбору профессии, трудовые десанты, трудовые отряды, субботники, дежурство по школе.



Необходимый компонент воспитания своих ребят я считаю самоуправление, которое способствует личностному росту школьников, развитию их ответственности и самостоятельности.

Люди вместе могут совершить то,

чего не в силах сделать в одиночку:

единение умов и рук, сосредоточение сил

может стать почти всемогущим.
Д. Уэбстер

Структура самоуправления класса.

Родительский комитет




Классноесобрание




Совет класса




Командир взвода

Премьер-кадет





Командир 2 отделения

Вице-кадет




Командир 1 отделения

Вице-кадет







«Интересная мысль»

Культмассовая служба

«Умники и умницы»

Учебная служба

«В здоровом теле – здоровый дух»

Спортивная служба







«Информеры»

Информационная служба

«Умелые руки»

Хозяйственная служба





Структура самоуправления класса.

Высший орган самоуправления - классное собрание. В его работе участвуют все учащиеся класса и классный руководитель, а в случае рассмотрения особо важных вопросов могут привлекаться и родители обучающихся.

В период между классными собраниями органом ученического самоуправления в классе является совет класса, возглавляемый командиром класса. В него входят командиры отделений, руководители служб ученического самоуправления. 
Командир класса выбирается путем открытого голосования.

Распределение общественных поручений происходит на первом же в учебном году классном собрании учащихся путем голосования. Поручения можно менять каждую учебную четверть, чтобы каждый учащий мог попробовать себя в различных ролях. 
Итак, каждая служба имеет свои функции и соответствующие им поручения. Делим класс на следующие службы: 
Классный коллектив осуществляет свое представительство в органах школьного самоуправления, в частности ряд учащихся класса входят в Совет школы и принимает активное участие в проведении школьных мероприятий. 
«Контролирующим» органом классного самоуправления является родительский комитет, который избирается на родительском собрании прямым открытым голосованием из числа родителей обучающихся в количестве трех человек сроком на один учебный год. Руководит работой родительского комитета его председатель.



Родители в воспитательной системе класса

Одним из важнейших социальных институтов воспитания является семья.

«Наиболее полноценное воспитание – школьно-семейное»

В.Сухомлинский

Взаимодействию с родителями я придаю большое значение.

Цель моей работы: возрождение семейного воспитания на основе сотрудничества классного руководителя, педагогов, учащихся и родителей.

Задачи:

  • Активизировать взаимодействие семьи и школы с целью формирования у учащихся позитивного отношения к созданию семьи, будущему родительству и подготовки их к будущей семейной жизни;

  • Вовлекать взрослых и детей в совместную деятельность с целью профилактики асоциального поведения подростков ;

  • Привлекать родителей к работе по выбору профессии учащихся;

  • Изучать семейную обстановку учащегося, его взаимоотношения с родителями;

  • Просвещать родителей через систему родительских собраний, консультаций, бесед.

Работа с родителями – это совершенно отдельная и самостоятельная работа, которую я осуществляю по следующим направлениям:




Я строю отношения с родителями   на основе дружбы и взаимоуважения. Ведь что бы расположить ребёнка  к себе, направить его в нужное русло, прежде всего я должна понимать и уважать его родителей! Я привлекаю родителей к участию в воспитательном процессе, что способствует созданию благоприятного климата в семье, психологического и эмоционального комфорта ребенка в школе и за ее пределами. Родители частые гости и помощники в моем классе.


В ходе реализации системы духовно-нравственного воспитания были выявлены следующие проблемы:

  • 1.  Не решенными остаются проблемы, среди которых: отсутствие личностной направленности воспитательных взаимодействий педагогов и обучающихся, внедрение элементов духовно-нравственного обучения в учебную деятельность;

  • 2.  Актуальным остается вопрос о расширении сетевого взаимодействия с учреждениями, организующими работу по духовно-нравственному воспитанию.

  • 3.  Низкий уровень заинтересованности семьи в формировании духовно-нравственных позиций ребенка.



Таким образом, воспитание ребят по вышеперечисленным направлениям, развитие классного самоуправления и продуктивная работа с родителями приведут к следующим результатам:



Ожидаемые конечные результаты.

  1. Важнейшим результатом реализации системы духовно-нравственного воспитания является построение «портрета» выпускника школы.

Портрет выпускника школы

  1. Выпускник представляется духовно-нравственным, конкурентоспособным человеком, владеющим ключевыми компетентности ценностного самоопределения и социализации, позволяющие чувствовать себя уверенно в условиях высокой динамики социально-экономических изменений, присущих современному обществу.





2. Создание в классе единого воспитательного пространства, главной ценностью которого является личность ребенка, приобщение его к истинным ценностям, формирование нового знания, ориентированного на умение при любых неблагоприятных условиях сохранять уважение друг к другу, взаимопонимание, стремление к взаимодействию в традициях русской культуры.http://khb-kadetschool.ucoz.ru/_ph/5/559511776.jpg

C:\Users\Наталья\AppData\Local\Temp\Rar$DIa0.729\IMG_6818.JPG

 Критерии эффективности функционирования воспитательной системы класса

  • проектирование образовательной, внеурочной и внешкольной среды общеобразовательного учреждения

  • создание условий для самореализации личности во внеурочное время.

  • Диагностика нравственных ценностей

  • Диагностика нравственной самооценки

  • Диагностика отношения к жизненным ценностям

  • Сформированность классного коллектива (социометрия)

  • Удовлетворенность учащихся и родителей жизнедеятельностью классного сообщества («Классный руководитель глазами учащихся»)


В моих руках находится росток-душа ребёнка. Он хрупкий и слабый, потому что легкоранимый и чувствительный к любому насилию, применяемому по отношению к нему. Он сильный и смелый, потому что стремится вперёд к совершенству. И какое счастье знать, что ты помогаешь стать ему устойчивым и крепким в этом своём стремлении.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ