Конспект доклада "Пролемы дисциплины учащихся группы риска"

Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Украинская средняя общеобразовательная школа»













Конспект доклада

«Проблемы дисциплины учащихся группы риска»




подготовила

социальный педагог

Баймагамбетова Ирина Есеновна


















с. Украинка

2012




Как известно, многим детям свойственны временные отклонения от поведения. Как правило, они легко преодолеваются усилиями родителей, учителей, воспитателей. Но поведение какой-то части детей выходит за рамки допустимых шалостей и проступков, и воспитательная работа с ними, протекая с затруднениями, не приносит желаемого успеха. Таких детей относят к категории «трудных». В последнее время о трудных школьниках пишется, и говориться немало. Как правило, так называют неуспевающих, недисциплинированных школьников, дезорганизаторов, то есть не поддающихся обучению и воспитанию учеников.

Когда говорят о трудных детях, обычно имеют в виду педагогическую трудность. При этом чаще всего берется за основу одна сторона явления – трудность работы с этими детьми и не рассматривается вторая – трудность жизни этих детей, трудность их взаимоотношений с родителями, учителями, товарищами, сверстниками, взрослыми. Трудные дети часто не столько не хотят, сколько не могут хорошо учиться и вести себя должным образом. Состав трудных детей далеко неоднороден, и причины этой трудности неодинаковы. Трудность школьников обуславливается тремя основными факторами:

1) педагогической запущенностью

2) социальной запущенностью

3) отклонениями в состоянии здоровья

В одних случаях педагогическая трудность является следствием преобладания одного из этих факторов, в других – их сочетания, комплекса. В тех случаях, когда эту трудность преодолеть не могут, появляется «трудный», «неисправимый» ребенок. В разряд «трудных» и «неисправимых» нередко заносятся и те педагогически и социально запущенные дети, к которым педагог не сумел найти правильного подхода.

Изучение трудных школьников (учащихся общеобразовательных школ и специальных учреждений) показывает, что состав их неоднороден. Учителя, родители, работники других детских учреждений включают в число трудных неподдающихся воздействию, неуспевающих и недисциплинированных школьников, с которыми им трудно работать.

Отклонения поведения от нормы называют девиантным, оно не соответствует принятой норме, т. е. является аномальным, или отклоняющимся. Девиантным обычно называют поведение школьников, вызванное неспецифическими (т. е. не врожденными) факторами. Сюда относятся обычные детские шалости, нарушения дисциплины, иногда хулиганские поступки, свойственные детскому возрасту. Они чаще всего обусловлены ситуацией и детской готовностью их совершить, а не внутренними причинами, психическими расстройствами. Девиантное поведение — обычные трудности развития ребенка. Во всех случаях отклоняющегося поведения отмечается нарастание эмоциональной напряженности. Оно характеризуется выходом за нормальные пределы чувств, эмоций, переживаний детей. Напряженность ведет к потере чувства реальности, снижению самоконтроля, неспособности правильно оценивать свое поведение. Под влиянием разбушевавшихся эмоций ребенок, как и взрослый, перестает контролировать свои поступки, способен на безрассудные действия. Ему ничего не стоит нагрубить, ударить, что-то сломать. А чем еще может ответить незащищен­ный, слабый человек на ухудшение условий, как не изменением своего поведения?     

Девиантное поведение — почти всегда результат неправильного воспитания. Неправильное воспитание — это и воспитание недостаточное, и воспитание чрезмерное. Его характеризуют два основных стиля: тепличной опеки и холодной отверженности. При нормальном, взвешенном, сбалансированном воспитании, опирающемся на индивидуальность ребенка, отклонений нет, и формируются нормальные люди. Приведем пример чрезмерного воспитания, или так называемой неумеренной опеки. Ребенок живет в благополучной, зажиточной семье. Он единственный наследник. Для родителей «самый, самый». Его постоянно ласкают, опекают, им любуются, находят у него всякие таланты, самые лучшие качества. Ему ни в чем и никогда не отказывают. При этом он растет неумелым, не­самостоятельным, беспомощным. День за днем формируется эгоист, семейный деспот, который не умеет и не хочет ничего делать, а только требует исполнения своих желаний. Можно легко предположить, каково ему будет в школе. Для него, непривычного трудиться, обычные задания и требования школьного распорядка оказываются чрезмерными. Неизбежно возникает девиантное поведение, результат которого нетрудно предсказать — истероидный характер. Ребенок негативно реагирует на все трудовые усилия. Он надолго останется инфантильным, в жизнь вступит без надлежащей подготовки и закалки, с характером трудным, неу­живчивым. Эгоизм, себялюбие, нежелание трудиться, привычка жить за счет других будут сопровождать этого человека всю жизнь. Нелегко придется ему среди нормально воспитанных людей, а обществу трудно будет удовлетворять все его прихоти.

           Другой весьма распространенный пример — недостаточного воспитания. Ребенок брошен на произвол судьбы. Им никто не занимается. Воспитания по сути никакого нет. Дитя стихийно наследует то, что оно видит в окружающей жизни, — в равной мере и плохое, и хорошее. Но хорошего, к сожалению, меньше. Во взрослую жизнь такой ребенок входит, впитав все пороки. Его поведение неизбежно будет отклоняющимся от нормы, потому что другого поведения такой ребенок не знает, никто никогда не учил его, как должен вести себя нормальный человек. Аномальное поведение — ответная реакция ребенка на ситуацию, которая не соответствует его взглядам, оценкам, понятиям. Обычно эта реакция имеет болезненный характер. Если она сильно затрагивает чувства ребенка и вызывает закрепление в сознании, то девиантное поведение становится нормой и переходит в расстройство. Расстройство — приобретенная форма поведения. Оно не связано ни с наследственностью, ни с органическими нарушениями. В основе его обычно лежат видимые причины и следствия. Обычно сначала возникает ситуация, не приемлемая для ребенка, создающая для него определенные трудности и приводящая к пере­живаниям, обидам, ущемлению самолюбия. Она является стимулом, играет роль запускающего механизма. Когда стимул достигает критического порога, то вызывает ответную реакцию; с помощью которой ребенок пытается снять, сбросить тягостные для него переживания. Естественная реакция у каждого ребенка своя. Она обусловлена пониманием ситуации (прошлым опытом), сложностью самой ситуации, особенностями детского характера и темперамента, знанием выхода из ситуации, привычными формами реагирования. У детей характеры разные, различная манера их проявления, что и приводит к естественным разногласиям и даже конфликтам. И для того чтобы ребенок сложился как личность, он должен нау­читься самостоятельно и осмысленно преодолевать возникающие препятствия. Если таких препятствий слишком много, то ребенок начинает их обходить, искать способы избавиться от слишком обременительных обязанностей. Тут и зарождается отклоняющееся поведение, вернее, отклоняющееся — для взрослых, но естествен­ное для ребенка в возникшей ситуации. 

Недисциплинированные дети – это те учащиеся, которые постоянно

привлекают к себе внимание учителей и доставляют им наибольшее

беспокойство. Ведь своим поведением эти ученики мешают проведению занятий, дезорганизуют весь учебно-воспитательный процесс. В силу этого между ними и учителями нередко возникает конфликт. Прежде всего надо выяснить причины подобного нежелательного поведения.

Наиболее распространенной причиной недисциплинированности у детей и особенно у подростков является избыток энергии и неумение рационально проявить свою инициативу. Важно сформировать у них интерес к общественно полезной деятельности, разумно направлять проявления их активности.

Грубые дети – одни из тех, кто часто вызывает конфликтную ситуацию или попадает в нее. Для разрешения конфликта надо снять вызвавшие его причины, понять, чем конфликт вызван. Часто грубость, резкость, дерзость в достаточно сильно выраженном виде вызываются подавлением личности ребенка взрослым (диктаторскими формами обращения с ребенком, мелочной опекой, чрезмерным и неуместным выражением нежности и т. д.). Устраняют грубость ребенка в этих случаях уважение его достоинства, предоставление ему определенной самостоятельности, разумная организация его активности.

Грубое поведение может быть ответом на несправедливые действия

взрослых. В таком случае конфликт устраняется исправлением взрослыми своей ошибки. Ребенок может проявить грубость в состоянии переутомления. Предохраняет от этого явления правильно организованный режим труда и отдыха.

О чем нужно помнить педагогу, обнаружившему девиантное поведение школьников и поставившему перед собой гуманную и благородную цель — помочь детям его преодолеть?

1. Прежде всего о том, что нужно занять непримиримую позицию и предъявлять категорические требования, вводить активное принуждение выполнить их в случае, когда дело касается важнейших общественных правил поведения или законов. Ребенку любого возраста указываются рамки дозволенного, выход за пределы которых не только осуждается, но и наказывается.

2. Учитель должен устранять не последствия, а с причину. Устранение причин, вызывающих неправильное поведение, если только эти причины устранимы и если педагоги и родители смог ли разобраться в них, — реальная основа для устранения развивающихся отклонений.

3. Педагог устанавливает непрерывный мониторинг, т. е. систематический надзор за отклонениями в поведении детей с обязательным и своевременным реагированием на возникающие ситуации. Иногда он может «не заменить» проступка, если последний носит чисто случайный характер, или ребенок и сам его довольно мучительно пережил, или, наконец, замечание родителей и учителя угрожает «переполнить чашу» и вызвать добавочные осложнения.

4. Политика «кнута и пряника», т. е. сочетание наказаний с увещеваниями, просьбами, советами — пока самая надежная в коррекционном воспитании и дает наилучшие результаты.

5. Известно, что чувства способны притупляться, коль скоро причины, их вызывающие, становятся привычными. Поэтому действия педагога должны восприниматься детьми как справедливые («за дело») и соразмерные совершенному проступку. Наказания должны быть редкими, ощутимыми, разнообразными. Неприятные переживания, связанные с наказаниями, весомее, нежели удовольствие, полученное от совершения дурного поступка. Наказание не должно оскорблять и унижать ребенка, оно не должно носить издевательского или неоправданно жестокого характера.

6. Поощрения не должны восприниматься детьми как обязательные за любой их хороший поступок. Награды не должны быть направлены на воспитание у ребенка повышенной самооценки. Удовлетворение, полученное от хорошего поступка, и память о нем могут переживаться детьми сильнее, чем поощрение за него.

7. Угрозы наказанием должны быть реальными. Мы часто и очень легко сулим нарушителю всяческие угрозы, не имея ни возможности, ни силы, ни желания приводить их в исполнение. Что это воспитывает? Только недоверие и нежелание прислушиваться к нашим словам. Не следует угрожать мерами, заведомо невыполнимыми.


Советы учителя ребенку:

ничего не изменится в твоей жизни до тех пор, пока ты не захочешь, чтобы что-то изменилось.

если трудно, хватайся не за все сразу, а исправляй ошибки постепенно.

выбирай для начала лишь один, самый легкий недостаток и прежде всего кончай с ним.

не падай духом, если долго нет улучшения или даже есть ухудшения.

не слишком радуйся, если сразу получится; избавляться от приобретенных недостатков всегда трудно, они могут вернуться опять.

Нет ребенка, который не хотел бы стать лучше. Он понимает это и хочет. Но не может.


Коррекция агрессивного поведения:

  • Беседы

  • Ролевые игры

  • Поручения

  • Упражнения

Приёмы нейтрализации агрессии:

ВОЗДЕРЖАНИЕ ОТ РЕАКЦИИ НА АГРЕССИЮ.

1. Игнорирование агрессии: - не заметить агрессию; - дать партнеру время успокоиться.

2. "Включение" приятных представлений: - представляете себя в приятной обстановке - в саду, на пляже, на качелях, под душем.

ВООБРАЖАЕМЫЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА "АГРЕССОРА".

1. Мысленная нейтрализация агрессора: - примените формулу самоуспокоения: "сегодня я не обращаю внимания на пустяки", "у меня более серьезные проблемы", - мысленно ввести агрессивного партнера в комичную ситуацию (как бы он выглядел в состоянии агрессии голым или в клетке зоопарка, или в шапочке с кисточкой на голове).

2. Мысленное наказание за агрессию: - делаете вид, будто у вас кольнуло в сердце, заболела голова, зубы; - "После разговора с тобой не буду спать всю ночь"; - "Я теперь расстроена на весь день". -

3. Мысленная месть "агрессору": - думаете про себя: чтоб ты в люк провалился; - желаете про себя: отольются тебе мои слезы, бог накажет, - замечаете про себя "вон как шея надулась, вот-вот - лопнет", "спать плохо будешь".

СГЛАЖИВАНИЕ АГРЕССИИ ПАРТНЕРА.

1. Дружеское участие: - "Я тебя понимаю "; - "У тебя сегодня очень трудный день, и, понятно, сдают нервы"; - "Я тоже не переношу подобные вещи"; - "И меня возмущают такие выходки".

2. Шаг к примирению или "лапки вверх": - искреннее покаяние. "Я виноват и заслужил упрек"; - подчеркнуть значимость, авторитетность партнера, допустившего агрессию; - сокращение коммуникативной дистанции' прикоснуться к партнеру, подойти ближе, посмотреть прямо в глаза; - предложить сесть - подчеркнуть общность интересов в вопросе, вызвавшем бурную реакцию .

3. Снижение значимости повода для агрессии: - "Если разобраться, то случай (дело) пустяковый"; - "Бывало и хуже"; - "Если посмотреть на вопрос с другой стороны, то окажется, что он не стоит переживаний (нервов, ссоры)"; - "Жизнь не в том, чтобы переживать из-за таких вещей".

4. Обращение к здоровью как ценности. - "Не рвите себе сердце"; - "Будем беречь наше здоровье"; - "Это не тот случай, чтобы тратить на него свое здоровье".

ФИКСАЦИЯ ВНИМАНИЯ ПАРТНЕРА НА ЕГО АГРЕССИИ.

1. Мягкая фиксация внимания: - "Я сегодня такой же нервный (вздернутый, резковатый)"; - "Сегодня почему-то все взвинчены (погода действует, общая обстановка)"; - "комплимент с укором": "Резкость тебе не идет"; "Ты же интеллигентный человек"; "Мы же воспитанные люди"; - мимика некоторого удивления (поднять бровь; широко, но весело скрыть глаза); - призыв сохранять дружеский тон; - "Не понял тебя..."; "Прости, не расслышал...".

2. Жесткая фиксация внимания: - "Ты излишне горячишься"; - "У тебя неприятности?"; - "Я бы на твоем месте... (воздержался от резкостей, подумал бы о последствиях)"; - "Ты подаете плохой пример окружающим"; - взгляд в упор - осуждающий, откровенно удивленный; - "Ты меня разочаровываешь в себе .

3. Пресечение агрессии: - приказ, требование вести себя должным образом; - угроза наказания; - требование прекратить грубость; - просьба покинуть помещение.

 ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РЕАГИРОВАНИЕ НА АГРЕССИЮ.

1. Выдерживание интеллектуально нагруженной паузы: - понять причину, мотив агрессии партнера, чтобы определить ответную реакцию; - засечь время агрессии ученика с целью дождаться ее окончания. Надеть маску непроницаемости: посмотрю, как он будет вести себя дальше, что еще выкинет; - мысленный прогноз поведения ученика: сейчас он, вероятно... (начнет выпячивать глаза, вспомнит прошлое, начнет ходить по классу и т. п.). Проекция действий "агрессора" на себя (узнавание себя: такой же заводной, как и я, такой же невыдержанный, глупый; это состояние мне знакомо).

2. Переключение внимания агрессивного ученика (психологическая подножка): - перевод разговора на другую тему; - смех в сторону - рассмеяться как бы ни с того, ни с сего, рассказать дежурную шутку, а затем извиниться и попросить продолжить разговор; - попросить у ученика разрешение на что-либо (сесть, выпить воды, взять книжку и т. п.).







































Литература:

  1. Социальная педагогика. / Под ред. В.А. Никитина. М., 2002.

  2. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений /пер. с англ. Ю.Брянцевой и Б.Красовского. - М., 1999. - 512 с.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ